Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны





1. Данная статья, прежде всего, определяет специфику российского федерализма. Эта специфика заключается, в частности, в наличии нескольких видов субъектов Федерации. К ним относятся республика, край, область, город федерального значения, автономия двух видов: автономная область и автономный округ.

Такое многообразие субъектов Российской Федерации имеет исторические корни. Россия была и остается многонациональным государством. Большое число наций и народностей бывшей Российской империи проживало на той части ее территории, которая сейчас является территорией Российской Федерации, причем они находились на разных уровнях экономического, политического и культурного развития, имели разную численность и разный правовой статус.

Термин «субъекты Российской Федерации» появился в нашем конституционном праве сравнительно недавно. Сначала он был применен в некоторых актах текущего законодательства, принятых в 1991 году, затем - в одном из дополнительных Протоколов к Федеративному договору. Ныне действующая Конституция ввела этот термин как охватывающий республики, области, края, города федерального значения, автономную область и автономные округа. Это не просто результат логической операции охвата одним термином родственных явлений, а прежде всего отражение в официальной терминологии принципа равноправия всех упомянутых выше первичных составных частей Российского государства.

Хотя термин «субъекты Федерации» в законодательстве России долгое время отсутствовал, но субъектами РСФСР считались лишь автономные республики.

Положение части первой статьи 5 провозглашает принцип равноправия субъектов Федерации, а часть четвертая - их равноправие в сфере взаимоотношений с федеральными органами государственной власти. Равноправие в первом аспекте следует понимать, прежде всего, как обладание всеми ими одинаковым конституционно-правовым статусом субъекта Федерации, а также идентичность компетенции. Равноправие, далее, выражается и в праве всех субъектов Федерации иметь свои законы и другие акты законодательства. Ранее таким правом обладали лишь республики.

2. Но другие, кроме установленных Конституцией компетенции и взаимоотношений с федеральными органами государственной власти, элементы правового положения субъектов Федерации не вполне одинаковы. Об этом свидетельствует уже сам факт их деления на виды (см.комментарий к статье 66). Как следует из ч.2 комментируемой (5) статьи, лишь один вид субъектов Федерации - республика - является государством, а остальные государственно-подобными образованиями (области, края и города федерального значения перестали быть административно-территориальными единицами и превратились в субъектов Федерации). Республика (государство) имеет свою конституцию, а край, область, город федерального значения - свой устав (учредительный нормативный акт, в некоторой мере схожий с Конституцией). Республики имеют свое гражданство, а другие субъекты Федерации - нет.

При толковании данной части статьи 5 необходимо иметь в виду, что, согласно части третьей статьи 11, разграничение компетенции (предметов ведения и полномочий) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется не только Конституцией, но и договорами. А некоторые из этих договоров носят индивидуальный характер, т.е. заключаются между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти какого-либо отдельного субъекта Федерации. Субъекту Федерации могут быть делегированы права по осуществлению части федеральной компетенции. Причем таких прав у других субъектов Федерации может и не быть.

3. Федеративное устройство России, как указано в части третьей статьи 5, основано на ее государственной целостности и единстве системы государственной власти. Это означает, что Россия - не сумма составных частей, а единое, целостное государство. Однако не унитарное, а федеративное, т.е. состоящее из республик и других субъектов Федерации. Российская Федерация исторически сформировалась в результате консолидации внутри России не только русского народа, но и нерусских наций и народностей (на базе автономии) и недавнего превращения первичных административно-территориальных единиц России, населенных преимущественно русскими (областей, краев, двух наиболее крупных городов), в субъекты Федерации. Именно таким путем в России обеспечиваются самоопределение и равноправие составляющих ее народов. Но субъекты Российской Федерации не заключали Союзного договора.

Россия как государство обладает единой государственной властью, источником которой является ее многонациональный народ (см.комментарий к статьям 1 и 3). Это не отрицает наличия своей государственной власти и у республик (государств) в составе Российской Федерации, что прямо закреплено в их конституциях. Источником такой власти является народ, т.е. совокупность всех граждан, всего населения данной республики. Остальные субъекты Федерации, как сказано в статье 73, тоже обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов (см.комментарий к статье 73). В то же время Российской Федерации, как отмечено в части третьей статьи 5 Конституции, присуще единство системы государственной власти при разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

Единство системы государственной власти выражается уже в том, что власть Федерации распространяется на всю ее территорию, а на ее части - территории каждого из ее субъектов - распространяется, кроме того, и их (т.е. региональная) власть, причем каждая из двух этих властей небеспредельна, а ограничена компетенцией соответственно Федерации и каждого из ее субъектов (Конституционный Суд Российской Федерации призван обеспечивать соблюдение этого требования - см.комментарий к статье 125).

Представительный орган государственной власти Федерации - Федеральное Собрание - имеет структуру, обеспечивающую его тесную связь с органами власти субъектов Федерации: одна из палат Федерального Собрания - Совет Федерации - состоит из представителей органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации (см.комментарий к статье 95). Конституция и федеральные законы (а они должны издаваться в пределах компетенции Федерации) выражают федеральную государственную власть и обязательны на всей территории Федерации. Законы и другие нормативные правовые акты субъектов Федерации, изданные ими по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, принимаются в соответствии с федеральными законами (см.комментарий к статье 76). И это понятно - иначе нарушилось бы единство и системы государственной власти, и правовой системы, действующей в России.

Еще более тесной является связь федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Они, как сказано в Конституции, «образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации» (см.комментарий к статье 77). По соглашениям между органами исполнительной власти Федерации и органами исполнительной власти ее субъектов возможна передача «вверх» и «вниз» права осуществлять часть полномочий органов другого уровня (см.комментарий к статье 78), что тоже отражает единство системы государственной власти в Российской Федерации.

4. Положение, сформулированное в части четвертой комментируемой статьи, появилось в проекте Конституции, когда еще не был окончательно решен вопрос о равноправии субъектов Федерации по содержанию компетенции. Федеративный договор, как известно, не выравнивал компетенцию субъектов Федерации - республик, краев и областей, двух видов автономий. После того, как было принято положение части первой данной статьи, часть четвертая приобрела организационно-процедурный характер и дополняет часть первую, которая содержит норму материального конституционного права. В соответствии с частью четвертой автономные округа, находящиеся в составе краев и областей, имеют право непосредственно вступать в отношения с федеральными органами.

Date: 2015-09-03; view: 1035; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию