Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 33





Граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индиви­дуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Граждане Республики имеют право избирать и быть избран­ными в государственные органы и органы местного самоуправле­ния, а также участвовать в республиканском референдуме.

Не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме граждане, признанные судом не­дееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свобо­ды по приговору суда.

Граждане Республики имеют равное право на доступ к госу­дарственной службе. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются толь­ко характером должностных обязанностей и устанавливаются за­коном*.

33.1. Настоящая статья конкретизирует положения о наро­довластии, которые в общем, декларативном виде были сфор­мулированы в статье 3 Конституции Республики Казахстан. Конкретно же в комментируемой статье речь идет о праве граждан на участие в управлении делами государства непосредствен­но или через своих представителей. Реализация этого общею нрава осуществляется через целый ряд других вспомогательных прав. В частности, через право граждан направлять индивиду­альные и коллективные обращения в государственные Органы и органы местного самоуправления, через право на участие граж­дан в проведении республиканского референдума и избиратель­ных кампаниях, через право избирать и быть избранными в органы государственной власти, местного самоуправления, через право граждан на доступ к государственной службе.

Представляется, что названные гражданские права соотно­сятся с правом участия граждан в управлении делами государст­ва непосредственно или через своих представителей, как общее и частное.

Правом участвовать в управлении делами государства могут обладать только граждане Республики Казахстан. Определение таковых лается в статье 10 Конституции Республики Казахстан и в комментарии к ней.

Суть этого нрава вытекает из теории народного суверените­та, т.е., когда вся власть — это власть народа и каждое физичес­кое лицо. входящее в ею состав, является обладателем части суверенитета и в результате — права участия в управлении госу­дарством. По этой теории право участия в управлении государ­ством — есть право, принадлежащее каждому гражданину.

Кроме того, наличие в Конституции данного права дает воз­можность каждому гражданину проявить свою гражданскую активность, как лично» Т.е. непосредственно, гак и через своих представителей.

Одним из способов выражения гражданской активности слу­жит право граждан Республики Казахстан обращаться лично, а 1акже направлять индивидуальные или коллективные обраще­ния в государственные органы и органы местного самоуправле­ния.

Более полное развитие этого конституционного права нашло в Указе Президента РК, имеющем силу Закона, «О порядке рас­смотрения обращений граждан» от 19 июня 1995 г. № 2340 и в Законе Республике Казахстан «Об административных процеду­рах» от 27 ноября 2000 г. № 107-11.

Согласно первому нормативному правовому акту в целях зашиты своих прав и законных интересов, а также зашиты за­конных интересов других физических и юридических лиц, об­щества или государства любой гражданин может обратиться в соответствующий государственный орган или к соответствую­щему должностному липу (в том числе и к Главе государства). При этом обращение может быть сделано как устно, так и пись­менно и иметь форму Предложения, заявления, жалобы, откли­ка или запроса. В свою очередь обращения, поданные в уста­новленном порядке, подлежат обязательной регистрации и рас­смотрению. Отказ в приеме обращения запрещается.

Обращения могут быть не только индивидуальными, но и коллективными и адресоваться они должны органу или долж­ностному лицу, в компетенцию которых входит их разрешение. Кроме того, каждое такое обращение должно быть рассмотрено в установленные сроки.

Обращения граждан рассматриваются и по ним принимают­ся решения в срок до одного месяца со дня поступления в орга­ны, а не требующие дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительной проверки, сроки могут быть продлены руково­дителем соответствующего органа, но не более чем на один ме­сяц, о чем сообщается заявителю.

Согласно Закону РК «Об административных процедурах» основанием для снятия с контроля поступившего обращения является документ установленной формы (служебная записка, справка) о результатах его рассмотрения с приложением ма­териалов проверок или исчерпывающий ответ государственно­го органа.

В то же время следует иметь в виду, что любое решение, при­нятое государственным органом или должностным лицом по обращению гражданина, может быть обжаловано заявителем в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должно­стному лицу) или в суд.

Жалоба на действия (или бездействие) должностных лиц, а также на решения государственных органов подается вышестоя­щему должностному лицу или органу либо в суд не позднее трех месяцев, когда гражданину стало известно о совершении дей­ствия или принятии решения соответствующим должностным лицом или органом. Пропущенный для обжалования срок не является основанием для государственного органа или долж­ностного лица либо суда к отказу в принятии жалобы.

Подводя итог вышеизложенному, можно заключить, что право граждан обращаться лично, а также направлять индиви­дуальные и коллективные обращения в государственные орга­ны и органы местного самоуправления является не только ка­налом укрепления связей государственного аппарата с населе­нием, но и помогает разрешению многих социальных конфлик­тов, способствует предупреждению массового недовольства и охране прав отдельных лиц.

33.2. Право избирать и быть избранным, а также участвовать в референдуме занимает центральное место в системе полити­ческих прав граждан. Благодаря этому праву граждане могут непосредственно или через своих представителей участвовать в управлении государственными или общественными делами, что является важнейшим проявлением демократии.

Однако, чтобы реализовать это право на практике, одного провозглашения его в Конституции недостаточно. Как прави­ло, данное право находит свою реализацию через специальные законы. В Республике Казахстан оно находит свое развитие в Конституционном законе «О выборах в Республике Казахстан» от 1 октября 1995 года с изменениями и дополнениями, и в Кон­ституционном законе «О республиканском референдуме» от 2 ноября 1995 года(с изменениями и дополнениями).

Анализ права граждан избирать и быть избранными показы­вает, что оно состоит из совокупности двух начал — права из­бирать и права быть избранным. Право граждан избирать пред­ставительные органы власти и самоуправления, должностных лиц — активное избирательное право, и быть избранными в эти органы или на соответствующие государственные посты — пас­сивное избирательное право.

Рассмотрим, при наступлении каких условий гражданин Рес­публики Казахстан получает возможность пользоваться актив­ным и пассивным избирательным правом.

Граждане Республики Казахстан принимают участие в вы­борах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Круг лиц, имеющих право участ­вовать в выборах, а, следовательно, обладающих активным из­бирательным правом, четко определен в ст. 4 Конституционно­го закона «О выборах в Республике Казахстан». Согласно этой статье, участвовать в выборах могут, во-первых, граждане Рес­публики Казахстан. Во-вторых, лица, достигшие ко дню выбо­ров 18-летнего возраста. Днем достижения такого возраста сле­дует считать день, следующий за днем рождения. Установление законодателем именно этого возраста не является случайным обстоятельством. Сегодня большинство стран мира допускает своих граждан к выборам с 18 лет, но есть государства, где этот возраст составляет либо 16 лет, либо 21 год.

С какого же возраста граждане могут голосовать, с 16 или 18 лет? Здесь трудно установить точный возрастной предел. Наш же законодатель, опираясь на опыт зарубежных стран и ранее действовавшее в Союзе ССР избирательное законодательство, на данные социологических исследований по этому вопросу и на нормы других законодательных актов, регулирующих воп­росы совершеннолетия, посчитал, что по достижении 18 лет человек становится достаточно зрелым, чтобы реализовать ак­тивное избирательное право.

Всеобщее активное избирательное право также предполага­ет, что к выборам должны допускаться лица, вне зависимости от их происхождения, социального, должностного и имуще­ственного положения, пола, расы, национальности, языка, от­ношения к религии, убеждений, места жительства и любых иных обстоятельств.

В соответствии с Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан», чтобы обладать пассивным избира­тельным правом лицо, претендующее на избрание Президентом, депутатом Парламента, маслихата или членом органа местного самоуправления, должно достигнуть соответствующего возрас­та, а также быть на момент выборов дееспособным граждани­ном Республики Казахстан и не содержаться в местах лишения свободы по приговору суда. Кроме того, вышеназванный Кон­ституционный закон устанавливает дополнительные требова­ния к кандидатам на выборные посты. Так, согласно, пункту 4 статьи 4 лица, привлекавшиеся в течение года к дисциплинар­ной ответственности за коррупционное правонарушение или имеющие наложенное в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение, либо имеющие су­димость, не снятую и не погашенную в установленном законом порядке, не подлежат регистрации в качестве претендентов на выборные должности.

Не нарушают ли данные требования пассивное избиратель­ное право граждан?

По мнению А.Котова и Б.Жусупова, требования пункта 4 статьи 4 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан» не выходят за рамки конституционно-правового поля. Они дополнительно позволяют:

«— усилить правовые и организационные гарантии выпол­нения гражданами конституционных обязанностей, в т.ч. соблю­дать законы и платить налоги;

— создать законодательную преграду для сращивания по­литической власти с частной собственностью, синдикализмом;

— защищать свободу волеизъявления граждан на выборах от давления криминальных элементов;

— оградить институты представительной власти государства от проникновения в них коррумпированных элементов»1.

С этой точкой зрения вряд ли можно полностью согласить­ся. В частности, мы разделяем те положения вышеназванных авторов, где речь идет о том, что новый пункт 4 статьи 4 Указа «О выборах в Республике Казахстан» не выходит за рамки кон­ституционно-правового поля. Действительно, законодатель вправе принимать дополнения, ограничивающие права субъек­тов всеобщего пассивного избирательного права. Но в то же вре­мя, как нам представляется, подобные ограничения должны быть корректны с точки зрения теории права. Здесь мы имеем в виду следующее. Согласно новому пункту не подлежат регистрации в качестве кандидатов лица, которые перед выборами привле­кались к дисциплинарной или административной либо уголов­ной ответственности, т.е. законодатель не проводит разницы между виновным в совершении дисциплинарного проступка и лицом, совершившим преступление. Безусловно, вполне мож­но понять, когда отстраняются от регистрации кандидатами в президенты, депутаты граждане, имеющие непогашенную или неснятую судимость, поскольку такие лица даже после отбытия наказания претерпевают его негативные последствия, что и за­креплено в уголовном законодательстве. Но почему же тогда лица, привлеченные к дисциплинарной ответственности за кор­рупционное правонарушение или совершившие умышленное ад­министративное правонарушение и понесшие за него админист­ративное взыскание в судебном порядке, ограничиваются в пас­сивном избирательном праве наравне с преступниками, хотя сте­пень опасности их правонарушений несоизмерима с преступле­ниями.

Кроме этих общих условий, в законодательстве предусмот­рены и иные. Так, например, в соответствии с пунктом 2 статьи 41 Конституции Республики Казахстан «Президентом Республи­ки может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным язы­ком и проживающий в Казахстане не менее пятнадцати лет».

В пункте 4 статьи 51 Конституции страны говорится, что «Де­путатом Сената может быть гражданин Республики Казахстан, состоящий в гражданстве не менее пяти лет, достигший трид­цати лет. имеющий высшее образование и стаж работы не ме­нее пяти лет. постоянно проживающий на территории соот­ветствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет. Депутатом Мажилиса может быть гражданин Республики, достигший двадцати пяти лет».

Депутатом местного представительного органа — маслихата в соответствии с пунктом 3 статьи S6 Конституции может быть гражданин Республики Казахстан, достигший двадцати лет.

В свете сказанного следует также иметь в виду, что то или иное лицо может обладать активным избирательным правом, но не иметь при этом пассивного. Так, гражданин Казахстана, достигший 18 лет, может участвовать в выборах Президента Республики Казахстан, депутатов Мажилиса Парламента Рес­публики Казахстан, но не может быть избранным из-за возраст­ного ценза. Баллотироваться кандидатом в депутаты Мажили­са он имеет право, когда ему исполнится 25 лет, а кандидатом в Президенты — по достижении 40 лет. Иной порядок соотноше­ния активного и пассивного избирательного права в законода­тельной практике не встречается, так как лицо, имеющее пас­сивное избирательное право, не может не обладать и активным избирательным правом.

Право на участие в республиканском референдуме имеет каждый гражданин Республики Казахстан, достигший на день его проведения 18 лет.

При проведении референдума действуют общие принципы избирательного права: всеобщего, равного и прямого волеизъ­явления при тайном голосовании. Проведение референдума так­же основывается на принципах гласности и добровольного учас­тия в нем. Каждый участник референдума обладает одним голо­сом и голосует лично. Прямое или косвенное ограничение нрав граждан на участие в республиканском референдуме является недопустимым и преследуется по уголовному закону (статья 146 УК РК).

Вопросы, связанные с ПОДГОТОВКОЙ И проведением респуб­ликанского референдума, регламентируются, как выше уже от­мечалось. Конституционным законом *0 республиканском ре­ферендуме».

Как видно, институты выборов и референдума имеют между собой определенное сходство, поэтому не случайно они закреп­лены водном пункте статьи 33 Конституции.

Чем же отличаются эти институты народовластия/

Прежде всего, объектами волеизъявления избирателей. При выборах такими объектами являются кандидаты в депутаты или в Президенты либо на любую другую выборную должность. При референдуме объектом волеизъявления является конкрет­ный вопрос, связанный, например, с принятием закона или Кон­ституции либо решением какой-либо проблемы внутриполити­ческого (международного) характера. Так, 1 1 октября 1994 года Президент Республики Албания объявил о проведении всена­родного референдума по проекту новой Конституции с целью его ратификации, но проект не был одобрен, так как за него проголосовал лишь 41 процент избирателей'.

Результаты выборов определяются как по мажоритарной, так и по пропорциональной или смешанной системе, а итоги рефе­рендума определяются только по мажоритарной системе.

Выборы от референдума отличаются и по способу их финан­сирования. При выборах в Республике Казахстан допускается смешанное финансирование (государственное и негосударствен­ное), тогда как при проведении референдума все расходы идут за счет республиканского бюджета.

Кроме того, эти институты демократии имеют разные пра­вовые результаты решений. Так, если при выборах депутат из­бирается на определенный срок, то решение референдума но­сит бессрочный характер и действует до тех пор, пока по данно­му вопросу не будет принято новое, основанное на законе, ре­шение.

33.3. В вышеизложенном и прокомментированном пункте речь шла о том, что: «Граждане Республики имеют право изби­рать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республикан­ском референдуме». Однако это конституционное положение не следует воспринимать как постулат, что абсолютно все граж­дане Республики могут принимать участие в названных формах народовластия. В пункте 3 статьи 33 Конституции законодатель уточняет свою мысль о круге лиц, кто не имеет права участво­вать в выборах или референдуме, а именно — это лица, признан­ные судом недееспособными или содержащиеся в местах лише­ния свободы по приговору суда.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Казахстан «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 16 апреля 1997 года недееспособность определяет­ся, как признание судом невозможности липа, вследствие пси­хического заболевания или слабоумия, понимать значения сво­их действий или руководить ими.

Избрание Президента Республики Казахстан, депутата Пар­ламента, маслихата или принятие какого-либо решения по воп­росу, вынесенному на референдум, требуют от лица, осуществ­ляющего такой выбор, сознательного отношения к делу. Кроме того, такое липо должно понимать государственные интересы, по крайней мере, в их главных направлениях, и в то же время должно обладать способностью различать кандидатов, которые принимают участие в выборах. Как видно, всего этого нельзя требовать от недееспособного лица.

Недееспособные граждане не лишаются избирательного пра­ва, но не участвуют в выборах потому, что не могут сознатель­но относиться к его исполнению.

Отстранение от участия в выборах лиц, отбывающих наказа­ние в местах лишения свободы, объясняется следующим. Во-первых, эта мера является одним из способов воспитательного воздействия. Во-вторых, лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях, более подвержены воздействию или давлению, и потому голосование в таких условиях вряд ли может быть сво­бодным волеизъявлением. В-третьих, в пенитенциарные учреж­дения не допускаются представители прессы и наблюдатели, которые в соответствии с пунктом 5 статьи 42 Конституцион­ного закона «О выборах в Республике Казахстан» могут присут­ствовать при проведении голосования на каждом избиратель­ном участке.

Исходя из анализа соответствующих статей УК РК, приня­того 16 июля 1997 гола, необходимо отметить, что не следует отождествлять места лишения свободы и такой вид наказания, как лишение свободы, поскольку и местах лишения свободы могут находить свою реализацию И другие ВИДЫ наказания, не являющиеся лишением свободы. Согласно уголовному и уго­ловно-исполнительному законодательству к местам лишения Свободны ОТНОСЯТСЯ КОЛОНИИ- ПОСеления, исправительные коло­нии (общего, строю»о. особого режимов), тюрьмы, гауптвахты, места, где отбывают такой вид наказания как арест. Таким об­разом, липа, судимые, но отбывающие наказание, не связанное с лишением свободы, могут принимать участие в голосовании, так как они, как и все граждане Республики Казахстан, наделе­ны активным всеобщим избирательным правом.

Говоря о гражданах, как о субъектах избирательных право­отношений, следует обратить внимание на проблему лишения избирательных прав лиц. содержащихся в местах лишения сво­боды по приговору суда (п.З ст. 33 Конституции РК). Это огра­ничение, как у нас, так и за рубежом, является факультативной стороной наказания. Однако, как правильно, на наш взгляд, отмечает Ю.А.Дмитриев, сейчас ситуация в этом вопросе не­сколько изменилась. А именно, избирательные права атрибу­тивно связаны с наличием у физического лица гражданства. Лиц, осужденных к лишению свободы, гражданства никто лишить не может, так как это запрещено Конституцией и законом о гражданстве. Кроме того, вынося приговор виновному лицу, суд исходит из оценки личности подсудимого, степени его вины, тяжести содеянного и определяет не только срок лишения сво­боды, но и место отбытия наказания. Но факультативные по­следствия наказания в виде лишения осужденных к лишению свободы лиц избирательного права не учитывают обстоятель­ства персонификации наказания, что нарушает принцип адек­ватности наказания характеру содеянного. И далее вышеназ­ванный автор продолжает, что «рассматриваемое право состоит из пассивного и активного избирательного права. И если ли­шение пассивного избирательного права лиц, содержащихся в местах отбытия наказания, очевидно, то лишение их активного права — весьма сомнительно. В любом случае вопрос о лише­нии осужденного активного избирательного права следовало бы в окончательном виде решать суду»1.

Частично разделяя мнение Ю.А.Дмитриева, в свою очередь, полагаем, что наделение лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, активным избирательным правом никоим образом не причинит ущерба конституционному строю, охра­не общественного порядка, правам и свободам человека и дру­гим социальным ценностям, принципы защиты которых зак­реплены в пункте I статьи 39 Конституции. Напротив, предла­гаемый вариант решения этого вопроса будет способствовать дальнейшему процессу демократизации избирательного зако­нодательства. В то же время считаем неудачным предложение о том. чтобы суд в окончательном виде решал вопрос о лишении осужденного к лишению свободы избирательного права. Пола­гаем, что такое предложение может повлечь за собой введение нового вида дополнительного уголовного наказания — лишение активного избирательного права, что будет напоминать поло­жения советского уголовного права времен 20-х и начала 60-х

Готов.

33.4. Эффективность деятельности государства в немалой степени зависит от состояния кадрового потенциала государ­ственного аппарата и от людей, в нем работающих. Поэтому в целях предотвращения бюрократизации названного аппарата и его отрыва от народа в Конституции было закреплено право граждан на доступ к государственной службе. Это право гаран­тирует равные возможности поступления на государственную службу каждому гражданину Республики Казахстан в соответ­ствии с его способностями и профессиональной подготовкой. Наряду с этим следует пояснить, что равные возможности озна­чают, что при поступлении на государственную службу гражда­нин не должен подвергаться какой-либо дискриминации в свя­зи с его расой, полом, национальностью, языком, социальным происхождением, имущественным положением, местом житель­ства, отношением к религии и т.п. Говоря иными словами, тре­бования, предъявляемые к кандидату на должность государ­ственного служащего, должны обуславливаться только харак­тером его должностных обязанностей и устанавливаться зако­ном.

Вопросы поступления на государственную службу в Респуб­лике Казахстан регламентируются Законом «-0 государственной службе» от 23 июля 1999 гола (с изменениями и дополнениями).

В соответствии с данным нормативным правовым актом лица, поступающие на государственную службу, должны: обладать гражданством Республики Казахстан; быть не моложе восем­надцати лет, если иное в отношении соответствующих долж­ностей не установлено законодательством Республики: обла­дать необходимым образованием, уровнем профессиональной подготовки и соответствовать установленным квалификацион ным требованиям.

Наряду С этим занятие административной государственной должности осуществляется после прохождения гражданами обя­зательной специальной проверки и сдачи ими тестовых экзаме­нов на конкурсной основе.

В заключении следует отметить, что столь высокие требова­ния, которые предъявляет Закон «О государственной службе» к гражданам, на наш взгляд, можно объяснить тем. что в государ­ственном аппарате должны работать неслучайные, малокомпе­тентные люди, а профессионалы, способные осознавать свою ответственность за выполнение порученного им участка государственной работы. Только таким образом можно укрепить отношения и связи государственных органов и граждан, доби­ваться роста доверия людей к государству1.

Date: 2015-09-03; view: 388; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию