Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Признается право на индивидуальные и коллективные тру­довые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку





Каждый имеет право на отдых. Работающим по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжитель­ность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачива­емый ежегодный отпуск.

24.1. В настоящее время в Республике Казахстан вопросы Общественной организации труда приобретают особое социаль­ное значение. Это связано с коренным преобразованием отно­шений собственности на средства производства и, соответствен­но, формированием новой социальной структуры общества, не­обходимостью создания эффективного механизма управления трудом, поиском новых форм и методов правового регулирова­ния трудовых отношений. В этих условиях проблема обеспече­ния баланса между интересами общества и интересами челове­ка получила принципиальное решение в Конституции и действу­ющем законодательстве о труде. В то же время имеющиеся тру­довые ресурсы как бесценный капитал общества должны разви­ваться в более обновленных и цивилизованных формах.

Действующее законодательство Республики Казахстан с уче­том международных норм определяет правовые гарантии и со­циально-экономические основы реализации конституционных прав граждан в области общественной организации груда. От­ношения занятости регулируются нормами Конституции. Зако­ном Республики Казахстан «О занятости населения» от 23 января 2001 года № 149-111, коллективными договорами и соглаше­ниями, иными нормативными правовыми актами. Законодатель­ство о занятости распространяется на граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства.

Свобода выбора трудовой деятельности является межотрас­левым принципом нрава в сфере общественной организации тру­да, а потому имеет всеобщий характер. В Конституции (п.1 ст. 24) данный принцип выражен в праве каждого на свободу груда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Речь идет о добровольном выборе трудовой деятельности в любой ее организационно-правовой форме: работа но найму, поступле­ние на государственную службу, выполнение подрядных работ, вступление в корпоративные организации (член кооператива, крестьянского хозяйства и т.п.), занятие предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом, и т.д.

Реализация данного конституционного права обеспечивает­ся государственной политикой, способствующей достижению продуктивной И свободно избранной занятости населения. По­чинка государства в сфере занятости населения направлена на обеспечение равных возможностей гражданам Республики, ино­странцам И липам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан, на свободный выбор рода деятельности и профессии, справедливых и благоприятных ус­ловии труда, социальной зашиты ОТ безработицы, создание ра­бочих мест; ориентацию системы образования на подготовку кадров в соответствии с потребностью рынка труда и перспек­тивами его развития с учетом инвестиционной политики; под­держку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду и т.д.

Государства гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации и обеспечение равных возможностей в получе­нии профессии и работы, содействует в подборе работы и трудо­устройстве при посредничестве уполномоченных органов. В соответствии с Конституцией Закон РК о труде от 10 декабря 1999 юла № 494-1 (ст. 4) запрещает дискриминацию в сфере труда. Каждый имеет равные возможности в реализации своих способностей в сфере трудовой деятельности. Н и кто не может быть ограничен в трудовых правах или получать какие-либо преиму­щества в их реализации в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, языка, имущественного и должностного поло­жения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к гражданству, общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми каче­ствами работника и результатами его труда. Лица, подвергну­тые дискриминации в сфере труда, имеют право обратиться с соответствующим заявлением в суд.

Применительно к трудовому праву свобода труда, свобода выбора рода деятельности и профессии, свобода распоряжаться своими способностями к труду проявляется в виде отраслевого принципа свободы трудового договора, выражающего взаимное соглашение гражданина и работодателя об условиях и характе­ре работы.

Принцип свободы трудового договора определяет не только добровольность заключения, но и дальнейшую судьбу трудово­го правоотношения. Так, перевод на другую работу в той же организации, либо в другую местность вместе с организацией, допускается только с письменного согласия работника (ст. 17 Закона РК о труде), за исключением случаев временного пере­вода по производственной необходимости и при простое (ст. ст. 20,21 Закона РК о труде). Право прекращения трудового право­отношения без объяснения причин законодательство предостав­ляет только работнику, а срочный трудовой договор подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случаях его болезни, пенсионного возраста, переезда в другую местность и по другим уважительным причинам (ст. 28 Закона РК о труде). Работодатель может уволить работника только в ограниченных случаях, установленных законодательством.

К числу других юридических гарантий реализации принци­па свободы трудового договора относятся законодательная ох­рана от необоснованных отказов в приеме на работу, система занятости и трудоустройства граждан. Следует также иметь в виду, что на судьбу индивидуального трудового договора как добровольного соглашения сторон оказывают влияние требо­вания ст. 5 Закона РК о труде о недействительности условий тру­да, ухудшающих положение работника, по сравнению с действу­ющим законодательством. Свобода трудового договора означает также, что работник имеет право заключать индивидуальные I рудовые договоры с несколькими работодателями, разумеется, на условиях неполного рабочего времени (п. 5 ст. 12 Закона РК о труде).

Трудовая деятельность граждан, выбор ими профессии, вида и характера занятости (в том числе и не связанной с выполнени­ем оплачиваемой работы, например, воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, общественная деятельность и т.п.) осно­вываются на исключительной их добровольности. Не допуска­ются любые формы административного и иного принуждения граждан к труду, кроме случаев, предусмотренных законодатель­ством. В частности, согласно Конституции (п. I ст. 24) запреща­ется принудительный труд иначе как в порядке исполнения на­казания по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения.

УК РК (ст. ст. 39, 42) предусматривает в числе наказаний, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступ­ления, исправительные работы без лишения свободы, а также такие виды наказания, как привлечение к общественным рабо­там и исправительные работы.

Граждане и другие лица, находящиеся на территории, где вве­дено военное положение, обязаны участвовать в работах обо­ронного характера, ликвидации последствий применения про­тивником оружия, восстановлении поврежденных, разрушенных объектов, систем жизнеобеспечения населения, а также в борь­бе с пожарами, эпидемиями, эпизоотиями в установленном по­рядке (п.4 ст. 12 Закона Республики Казахстан «О военном по­ложении» от 5 марта 2003 г. № 391-11)'. Права и обязанности граждан в условиях чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера определены Законом Республики Казах­стан «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера»от5 июля 1996 г.1.

24.2. В широком значении система безопасности условий тру­да предусматривает проведение социально-экономических, орга­низационных, технических, гигиенических и лечебно-про­филактических мероприятий и средств, гарантирующих безопас­ность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Право на условия труда, отвечающие требованиям безопас­ности и гигиены — одно из основных прав работников (поди. 3 п. 1 ст. 7 Закона РК о труде). Целям охраны труда подчинено все трудовое законодательство. Оно устанавливает основные прин­ципы национальной политики в этой области, мероприятия по предупреждению несчастных случаев и повреждения здоровья на производстве, сведения к минимуму опасных и вредных про­изводственных факторов в сфере всех ВИДОВ хозяйственной дея­тельности и предприятий независимо от форм собственности. Трудовое законодательство предусматривает обязанности рабо­тодателей по обеспечению безопасных условий труда, страхова­нию ответственности за нанесение вреда здоровью и жизни ра­ботников при исполнении последними трудовых обязанностей.

Национальная политика в области охраны труда основыва­ется на следующих принципах: приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной дея­тельности предприятия; полной ответственности собственника либо уполномоченного им представителя (работодателя): уста­новления единых требований в области охраны труда для всех предприятий независимо от форм собственности и хозяйство­вания: экономической заинтересованности предприятий в обес­печении здоровых и безопасных условий труда, а работников — в соблюдении правил и норм охраны труда и техники безопас­ности; лицензирования деятельности предприятия с позиции охраны труда; проведения сертификации на соответствие тре­бованиям безопасности применяемой продукции производствен­ного назначения; осуществления государственного надзора и контроля за повсеместным выполнением требований охраны труда и техники безопасности на предприятиях и др.

Законодательством предусмотрены гарантии прав работни­ков на охрану труда как при приеме на работу, гак и В процессе трудовой деятельности. Условия индивидуального трудового договора должны соответствовать требованиям законодательных И иных нормативных правовых актов по охране труда. При ЭТОМ запрещается прием граждан на роботу, противопоказанную им по состоянию здоровья. Для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, установлены обязатель­ные медицинские осмотры. В свою очередь, работники имеют право на получение необходимой информации о состоянии сво­его здоровья; о факторах, влияющих на их здоровье, включая

состояние окружающей среды, условий труда, быта и отдыха; требовать (а работодатель обязан) предоставления информации о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, полага­ющихся при этом средствах индивидуальной защиты, льготах и компенсациях и т.д.

Должностные лиц. виновные в нарушении законодательства О труде и правил по охране труда, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда или в воспрепятствовании деятельности профсоюзов, органов надзора и контроля, несут ответственность в установленном порядке.

Конституция (п. 2 ст. 24) предусматривает право граждан на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации. Указывает требование носит общий характер — оно распространя­ется на всех лиц независимо от сферы приложения труда, в том числе состоящих в трудовых правоотношениях. Причем речь идет о запрете дискриминации в любой ее форме (ст. 14 Кон­ституции). Применительно к трудовому праву приведенное кон­ституционное положение можно сформулировать в виде отрас­левого принципа — заработная плата не ниже установленного законом минимального размера (п. 1 ст. 28 Конституции). В со­ответствии с названным принципом государство на всей территории Республики обеспечивает всем работникам единые усло­вия реализации их прав в области оплаты труда (размеры, сроки, порядок выплаты и т.д.).

Действующим -законодательством определены правовые ос-ноны социальной защиты трудящихся Республики в области оплаты труда в условиях становления рыночной экономики, а также гарантии со стороны государства на оплату труда не ниже установленною минимального размера. При этом гарантии рас­пространяются на работников всех предприятий и организаций государе Г ВСННОГО сектора экономики независимо от сферы их деятельности и ведомственной принадлежности, а также на ра­ботающих по найму на предприятиях и в организациях частной формы собственности. Государством сняты существовавшие ранее максимальные размеры заработной платы и установлен запрет на какое бы то НИ было понижение размеров оплаты тру­да в зависимости от пола, возраста, расы, национальной принад­ лежности.

Нормирование заработной платы осуществляется двумя ос­новными методами: централизованным и договорным. Централизованное регулирование заработной платы означает, что го­сударство устанавливает тарифы заработной платы, основные условия применения Единой тарифной сетки для оплаты труда всех категорий работников, межразрядные тарифные коэффи­циенты, дифференцированные по квалификационным группам работников, и т.д. Централизованное регулирование заработной платы означает метод государственного нормирования. Послед­ний сочетается с договорным. Следует подчеркнуть, что в усло­виях становления рыночной экономики, рынка труда повыша­ется удельный вес коллективно-договорного И индивидуально-договорного регулирования заработной платы (коллективные договоры, соглашения и т.д.). Что касается централизованного порядка регулирования оплаты труда, то он распространяется на работников учреждений и организаций, финансируемых за счет государственного бюджета.

Социальная зашита от безработицы включает комплекс мер организационно-правового характера, осуществляемых государ­ством с целью вовлечения в производство экономически актив­ного населения. Занятость обеспечивается на основе проведе­ния активной социально-экономической политики государства, направленной на удовлетворение потребностей граждан в рабо­те, профессиональной подготовке и переподготовке, стимули­рование развития рабочих мест, осуществление республикан­ских и региональных программ занятости. Государством оказы­вается следующая социальная зашита от безработицы: содей­ствие в трудоустройстве, профессиональная подготовка, повы­шение квалификации, переподготовка и организация оплачива­емых общественных работ для безработных; оказание государ­ственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан в установленном порядке.

В законодательстве закреплено право граждан на свободный выбор места работы путем непосредственного обращения к ра­ботодателю, в уполномоченный государственный орган по воп­росам занятости либо в частное агентство занятости. Решение о приеме на работу принимается на основе взаимного соглаше­ния между работодателем и гражданином. ищущим работу. По­рядок и условия заключения индивидуального трудового дого­вора регулируются трудовым законодательством.

Помимо самостоятельного трудоустройства каждый гражданин имеет право на получение содействия при трудоустройстве

СО стороны специальных органов. Трудовое посредничество — но содействие населению в трудоустройстве, оказываемое упол­номоченным органом, а также частным агентством занятости. В этом случае трудовое посредничество оказывается лицам, ищу­щим работу, в ее подборе и трудоустройстве, а предприятиям (учреждениям, организациям) всех видов собственности и орга­низационно-правовых форм хозяйствования, испытывающим потребность в кадрах, в их поиске и необходимой подготовке.

Для граждан, нуждающихся в трудоустройстве, предусмот­рены государственные гарантии в сфере занятости. Так, государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискри­минации и обеспечение равных возможностей в получении про­фессии и работы; социальную защиту при безработице, трудоустройстве. Кроме того, государство обеспечивает меры по со­действию занятости так называемым целевым группам населе­ния. К ним относятся малообеспеченные, молодежь до 23 лет; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершен­нолетних детей; лица предпенсионного возраста (за два года до выхода на пенсию по возрасту), инвалиды и др.

Определенный правовой статус имеют граждане, признанные в установленном порядке безработными. К ним относятся лица В трудоспособном возрасте, не имеющие работы, заработка (до­хода), ищущие подходящую работу и готовые приступить к ней. Поиск подходящей работы для зарегистрированных безработ­ных является одним из первых активных действий уполномо­ченного органа или частного агентства занятости. Подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной под­готовке, трудовому стажу и опыту работы по прежней специ­альности, условия последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транс­портной доступности нового рабочею места.

Особо следует назвать право безработных па Профессиональ­ ную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Уполномоченный государственный орган по вопросам занятости направляет данных граждан в соответствующие учебные за­ведения при условии, если невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у безработного необходимой профес­сиональной квалификации. Профессиональная подготовка, пе­реподготовка и повышение квалификации безработных осущест­вляются организациями образования либо на предприятиях.

имеющих право на образовательную деятельность, за счет средств республиканского и местных бюджетов с учетом потреб­ностей рынка труда в порядке, установленном законодатель­ством. Право в приоритетном порядке пройти профессиональ­ную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные, входящие в целевые группы населения.

Безработные имеют право на участие в общественных рабо­тах. К таковым относятся виды трудовой деятельности, не тре­бующие предварительной профессиональной подготовки, име­ющие социально-полезную направленность и выполняемые без­работными по направлению уполномоченных органов для обес­печения их временной занятости. Общественные работы орга­низуются центральными и местными исполнительными органа­ми в организациях и финансируются из средств республиканского и местных бюджетов, а также средств работодателей по их заявкам.

Реализация прав граждан в сфере занятости обеспечивается и другими государственными мерами, предусмотренными Зако­ном Республики Казахстан «0 занятости населения» от 23 янва­ря 2001 года № 150-11'. в том числе правом на обжалование ре­шений, действий (бездействия) государственных органов, част­ных агентств и их должностных лиц. в центральном исполни­тельном органе или суде. Граждане вправе заключать договоры добровольно о страхования на случай потери работы (безрабо­тица).

Законодательством предусматривается оказание государ­ственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан. Адресная социальная помощь есть выплата в денежной форме, предоставляемая государством ли­цам (семьям) с месячным среднедушевым доходом ниже черты бедности, установленной «областях, городах Астане и Алматы. Правовые отношения, связанные с оказанием адресной соци­альной помощи, регулируются Законом Республики Казахстан "О государственной адресной социальной помощи» от 17 июля 2001 года № 246-II-.

ориентирует субъектов трудового права на создание системы социального партнерства в области трудовых отношений, пре­дупреждения и разрешения трудовых конфликтов. В то же вре­мя в условиях перехода к рыночной экономике с ее разнообра­зием форм собственности и хозяйствования, организацией про­изводства и распределением полученных доходов ясно обозна­чаются противоречивые интересы собственников (работодате­лей, предпринимателей) и наемного персонала, составляющие объективную основу ДЛЯ возможных разногласий и споров (кон­фликтов) в области социально-экономических и трудовых от­ношений. В силу ЭТОГО Конституцией (п. 3 ст. 24) признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разреше­ния, включая право на забастовку.

Пол трудовыми спорами понимаются разногласия между ра­ботником и работодателем по поводу применения законодатель­ства о труде, о выполнении условий индивидуального трудово­го, коллективного договоров, не урегулированные ранее между работником (представителем работника) и работодателем (пред­ставителем работодателя). Вполне очевидно, что разногласия, возникающие между работником и работодателем, возможно урегулировать в холе непосредственных переговоров путем вза­имных уступок и соглашений. Однако, если такого соглашения не произошло, то разногласие переносится в соответствующие органы по рассмотрению трудовых споров

По субъектному составу трудовые споры принято делить на индивидуальные и коллективные Индивидуальные трудовые споры возникают по инициативе отдельных работников, выдви­гающих требования к работодателю о признании или восстанов­лении их нарушенных трудовых прав. Данная категория споров возникает по поводу применения норм трудового законодатель­ства, коллективного договора и соглашения о труде. Коллек­тивные трудовые споры (конфликты) возникают между трудо­выми коллективами (коллективами подразделений), уполномо­ченными работниками, представительным органом и работода­телем или отраслевыми (межотраслевыми) органами управле­ния по вопросам применения действующего законодательства о труде, заключения и исполнения условии коллективных дого­воров и соглашении в части установления новых или изменения существующих социально-экономических условии труда и быта работников.

Трудовые споры рассматриваются по соглашению сторон или в судебном порядке. Трудовые споры по соглашению сторон могут рассматриваться согласительной комиссией, создаваемой на паритетных началах из равного числа представителей рабо­тодателя и работников по совместному решению сторон. Поря­док рассмотрения трудовых споров в судах определяется зако­нодательством Республики Казахстан (ст. ст. 97. 98 Закона о труде). Трудовые споры некоторых категорий работников по от­дельным вопросам рассматриваются вышестоящими Органами, то есть в порядке подчиненности (прокуроры, судьи и др.).

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров основыва­ется на общих положениях разбирательства сторон, сложивших­ся в гражданско-процессуальной практике: доступность обра­щения работника, трудовые права которого нарушены, в орга­ны по рассмотрению трудовых споров; равное положение для всех категорий работников на защиту своих трудовых прав; со­кращенные сроки разрешения трудовых споров; объективность, полнота и гласность рассмотрения споров; система гарантий исполнения решений органов по трудовым спорам. При ЭТОМ работники при обращении в органы по рассмотрению трудовых споров освобождаются от уплаты расходов по трудовым делам.

Правовые основы, регулирующие порядок и способы разре­шения коллективных трудовых споров, а также порядок реали­зации права на забастовку установлены Законом Республики Казахстан -О коллективных трудовых спорах и забастовках» оi 8 июля 19% г.1. Требования трудового коллектива рассматрива­ются в порядке примирительных процедур, то есть последова­тельного рассмотрения коллективного трудового спора перво­начально в примирительной комиссии, а при недостижении со­гласия в ней — в трудовом арбитраже. Коллективные трудовые споры по поводу применения законодательных и иных норма­тивных правовых актов о труде (неисполнении или нарушении их) подлежат судебному рассмотрению по заявлению предста­вителя одной из сторон.

Крайней мерой разрешения коллективного трудового спора является забастовка. Пол забастовкой понимается мера борьбы трудовою коллектива за удовлетворение своих социально-эко­номических и профессиональных требований в коллективном трудовом споре между трудовым коллективом и работодателем выражающаяся в полном или частичном прекращении работы (невыходе на работу, невыполнении трудовых обязанностей) членами трудового коллектива на определенный срок или на срок до удовлетворения работодателем требований трудового коллектива. Решение о проведении забастовки может быть при­нято, если посредством примирительных процедур не удалось добиться разрешения трудового спора.

24.4. В Конституции (п. 4ст. 24) вопросы рабочего времени и времени отдыха связаны с понятием права граждан на отдых. государство определяет максимальную продолжительность ра­бочего времени, минимальный еженедельный отдых и Оплачи­ваемый ежегодный отпуск, а также иные основные условия осу­ществления права на отдых. Целью правового регулирования ра­бочего времени и времени отдыха являются установление про­должительности труда, обеспечение права на свободное от ра­боты время и отдых, создание необходимых условий для физи­ческого и духовного развития, повышение культурно-техничес­кого уровня, активное участие в общественных делах.

Рабочее время — это время, в течение которого работник в соответствии с актами работодателя и условиями индивидуаль­ного трудового договора обязан выполнять трудовые обязанности. В качестве актов работодателя выступа ют акты в форме при­казов, распоряжений, инструкций, правил внутреннего трудо­вого распорядка и т.д. Что касается трудовых обязанностей, ко­торые должны выполняться в течение рабочего времени, то они, по смыслу законодательства, представляют собой обязательства работника И работодателя, обусловленные индивидуальным тру­довым договором.

Законодательство о труде предусматривает следующие виды рабочего времени: нормальной продолжительности, сокращен­ной продолжительности, неполное рабочее время. Нормальной признается такая продолжительность труда в течение дня, неде­ли, года, которая не вредит развитию и существованию челове­ка. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Указанная норма распространя­ется на всех работников независимо от отрасли экономики, про­фессии, специальности, должности с обычными, нормальными условиями труда. 40-часовая недельная Продолжительность ра­бочею времени является предельной и не может быть увеличе­на по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмот­ренных законодательством. Сокращенная продолжительность рабочего времени установлена для отдельных категорий работ­ников с целью охраны труда (инвалиды, несовершеннолетние и др.). Неполное рабочее время может устанавливаться по согла­шению между работником и работодателем как при приеме на работу, так и впоследствии с оплатой пропорционально отрабо­танному времени или в зависимости от выработки.

Чередование времени работы и времени отдыха за опреде­ленный учетный период (неделя, месяц и т.д.) связано с поняти­ем режима рабочего времени. Речь идет о том, как используется рабочее время. Основными элементами режима рабочего вре­мени являются: количество рабочих дней в неделю- начало и окончание ежедневной работы, продолжительность»и чередова­ние рабочих смен.

Время отдыха представляет собой то время, в течение кото­рого работник свободен от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Зако­нодательством о труде установлены следующие виды времени отдыха: перерывы в процессе ежедневной работы, еженедель­ные выходные дни. праздничные (нерабочие) дни и отпуска.

В течение ежедневной работы (смены) работникам предос­тавляется перерыв для отдыха и приема пищи продолжительностью не менее одного часа в совокупности (п. I ст. 53 Закона о труде). Указана только минимальная продолжительность пере­рыва. Максимальная продолжительность перерыва Для отдыха и приема пиши устанавливается с учетом характере производ­ства и графика сменности.

Выходные дни представляют собой время еженедельного не­прерывного отдыха. При 6-дневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, а при б дневной — один лень (ст. 56 Закона о труде). Общеустановленным выходным днем является воскресенье. Второй выходное день при 5-дневной рабочей неделе, если он не определен законодатель­ством, устанавливается актами работодателя или графиком ра­боты предприятия (учрежде11ия.оргаииз;шнн). Оба вы: годных дня предоставляются, как правило, подряд.

По общему правилу, работа в выходные дни не допускается. Привлечение к работе в выходные дни может быть только с со­гласия работника (п. 5 ст. 56 Закона о труде). В то уже время в законодательстве предусматриваются исключительные случаи, когда привлечение работника к работе в выходные дни допуска­ется без его согласия. Такие случаи указаны в статье 559 Закона о труде:

— для предотвращения чрезвычайных ситуаций или стихий­ной) бедствия, производственной аварии либо немедленного устранения их последствий;

— для предотвращения и расследования несчастных случаев, гибели или порчи имущества предприятия (учреждения, орга­низации);

— для выполнения неотложных, заранее не предвиденных работ, от срочно! о выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа предприятия (учреждения, организации) в целом или его отдельных подразделений.

Приведенный перечень указанных случаев является исчер­пывающим.

Законодательством предусматривается порядок компенсации..: работу в выходной день. Такая работ может компенсировать­ся, по соглашению сторон, предоставлением другого дня отды­ха или в денежной форме не ниже, чем в двойном размере (п. 2 ст. 73 Закона о труде). Иначе говоря, вопрос о компенсации за работу в выходной день решается в договорном порядке. Если работник пожелал получить в качестве компенсации другой день отдыха (отгул), то в том же акте работодателя, которым назна­чена работа в выходной лень, одновременно указывается дата предоставления отгула. В ином случае работник получает ком­пенсацию за работу в его выходной день в денежной форме и не ниже, чем в двойном размере.

По общему правилу, в праздничные дни, установленные в Республике Казахстан, работа не производится. Праздничными днями являются: 1—2 января — Новый год, 8 марта — Междуна­родный женский день, 22 марта — Наурыз мейрамы, I мая — Праздник единства народа Казахстана, 9 мая — День Победы, 30 августа — День Конституции, 25 октября — День Республи­ки, 16 декабря — День независимости.

В праздничные дни допускаются работы, приостановка ко­торых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие предприятия), либо вследствие не­обходимости постоянного непрерывною обслуживания населе­ния (ст. 58 Закона о труде).

К работе в выходные и праздничные дни могут привлекаться также государственные служащие. Для выполнения неотлож­ной и заранее непредвиденной работы, от срочного выполнения которой зависит в дальнейшем нормальная (бесперебойная) ра­бота государственного органа в целом или его отдельных под­разделений, по письменному распоряжению руководителя органа могут быть привлечены отдельные административные госу­дарственные служащие к работе в выходные и праздничные дни. Такие служащие обязаны являться на работу в указанные дни. а работа, соответственно, компенсируется по нормам, установлен­ным трудовым законодательством (л. 2 ст. 17 Закона «О госу­дарственной службе*).

Конституция гарантирует лицам, работающим по трудовому договору, оплачиваемый ежегодный отпуск. Под ежегодным трудовым отпуском понимается установленный законодатель­ством непрерывный отдых в течение определенною количества календарных дней в году с сохранением места работы (должно­сти) и средней заработной платы (ст. 60 Закона о труде). Усло­вия И порядок предоставления трудового отпуска устанавлива­ются индивидуальным трудовым, коллективным договорами. При этом продолжительность трудовых отпусков исчисляется в календарных днях без учета праздничных дней, приходящихся на дни трудового отпуска, независимо от применяемых режи­мов и графиков работы.

Ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 18 календарных дней, если иное не предусмотрено другими нормативными правовы­ми актами для отдельных категорий работников, индивидуаль­ным трудовым, коллективным договорами и актами работода­теля (п. 3 ст. 60 Закона о труде). Государственным служащим предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 30 ка­лендарных дней с выплатой пособия для оздоровления в разме­ре двух должностных окладов (ст. 22 Закона «О государствен­ной службе»). Для педагогических работников организаций об­разования установлен удлиненный трудовой отпуск (до 56 ка­лендарных дней).

Ежегодный трудовой отпуск (или его часть) может быть про­длен или перенесен на следующий рабочий год (рабочий год исчисляется со дни поступления работника на работу) только с согласия работника или по его просьбе. При этом перенесен­ный трудовой отпуск по соглашению сторон может быть присо­единен к трудовому отпуску За следующий рабочий год или пре­доставлен по просьбе работника отдельно в другое время. Одна ко запрещается непредставление ежегодного;

отпус­ка в течение двух лет подряд (п. 6 ст 60 Закона о труде).

Законодательство допускает возможность от и.ша работника ит трудового отпуска Ежегодный трудовой отпуск может быть прерван по предложению работодателя и с согласия работника (ст. 64 Закона о труде). Неиспользованная в связи с этим часть трудового отпуска по договоренности между сторонами предо­ставляется в течение текущего рабочего года или по желанию работника присоединяется к отпуску за следующий рабочий год либо выплачивается компенсация. Это же правило распростра­няется на государственных служащих. По решению руководи­теля государственного органа административные государствен­ные служащие могут быть отозваны из ежегодного или допол­нительного отпуска. Оставшаяся часть неиспользованного от­пуска предоставляется государственному служащему в любое другое время соответствующего рабочего года либо присоеди­няется к отпуску в следующем году (п. 4 ст. 22 Закона «О госу­дарственной службе»).

Работникам могут быть предоставлены по их просьбе отпус­ка без сохранения заработной платы. По семейным обстоятель­ствам и по другим уважительным причинам работнику по его заявлению с разрешения работодателя может быть предостав­лен отпуск без сохранения заработной платы. В необходимых случаях по соглашению сторон указанные отпуска могут быть отработаны в последующий период, исходя из условий и воз­можностей производства.

 

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Не допускается лишение жили­ща, иначе как по решению суда. Проникновение в жилище, про­изводство его осмотра и обыска допускаются лишь в случаях и в порядке, установленных законом.

В Республике Казахстан создаются условия для обеспече­ния граждан жильем. Указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилье, оно предоставляется за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установ­ленными законом нормами.

25.1. Конституционная норма о неприкосновенности жили­ща означает, что у каждого человека имеется возможности пользоваться имеющимся у нею на законном основании жилым помещением. Неприкосновенность жилища также означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, находиться в нем против воли проживающих в нем лип. За нарушение неприкосновенности жилища установлена уголовная ответственность. Согласно статье 145 УК РК за любой вид самовольного проникновения в жилища как открытого воп­реки воле проживающих в нем лиц, так и в момент отсутствия хозяев жилища считается незаконным вторжением в жилище и влечет ответственность-Проникновение в жилище, производство его осмотра и обыс­ка допускаются лишь в случаях и в порядке, установленных за­коном.

В соответствии с нормами УПК РК такие процессуальные действия, как осмотр и обыск, строго peгламентированы. В пунк­те 12 статьи 222 У П К РК говорится, что осмотр жилого помеще­ния производится только с согласия проживающих в нем совер­шеннолетних лиц или с санкции прокурора. Если проживаю­щие в нем лица являются несовершеннолетними или возража­ют против осмотра, следователь выносит постановление о про­изводстве осмотра, которое должно быть санкционировано про­курором. В случае отказа в даче санкции прокурором осмотр не производится. Если жилое помещение является местом проис­шествия и его осмотр не терпит отлагательств;!, то осмотр жило­го помещения может быть произведен по постановлению сле­дователя, но с последующим уведомлением прокурора в суточ­ный срок о произведенном осмотре для проверки его законнос­ти. Получив указанное уведомление, прокурор проверяет за­конность и рои введенного осмотра и выносит постановление о его законности или незаконности. При осмотре жилого поме­щения должно быть обеспечено присутствие проживающего в нем совершеннолетнего липа. В случае невозможности его при­сутствия приглашаются представители местного исполнительно­го органа (п Ист 222 УПК РК).

В исключительных случаях в жилых помещениях может быть произведены обыск и выемка. Основаниями для производства обыска являются наличие достаточных данных полагать, что указанные предметы или документы могут находиться именно в этом жилом помещении. Обыск может производиться и для обнаружения разыскиваемых лиц и трупов. Но в любом случае, согласно статье 232 УПК РК. обыск производится следователем но мотивированному постановлению. Постановление о Произ­водстве обыска должно быть санкционировано прокурором.

25.2. В Республике Казахстан создаются условия для обеспе­чения граждан жильем. Указанным в законе категориям граж­дан, нуждающимся в жилье, оно предоставляется за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.

В настоящее время с переходом на рыночные отношения центр тяжести в реализации права на жилище перемещается с государственного обеспечения на самообеспечение граждан за счет собственных средств. Но в каждом государстве имеется немалое число граждан, которые относятся к категории мало­имущих. Поэтому одной из основных задач государства, утверждающего себя социальным, является создание соответствующих условий по обеспечению данных категорий граждан жильем. В Республике Казахстан жилища из государственного жилищ­ного фонда предоставляются в пользование нуждающимся в жи­лье гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте и относящимся к малоимущим социально защищаемым слоям населения. В соответствии со статьей 68 Закона о жилищ­ных отношениях к социально защищаемым слоям населения от­носятся: I) инвалиды и участники Великой Отечественной вой­ны (и приравненные к ним лица); 2) инвалиды 1 и 2 групп (за исключением лип, ставших инвалидами в результате совершен­ною ими преступления); 3) семьи, имеющие или воспитываю­щие детей-инвалидов; 4) лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом в установленном законодательством порядке; 5) пенсионеры по возрасту; 6) дети-сироты, не достиг­шие двадцати лет. потерявшие родителей до совершеннолетия (при призыве таких лиц па военную службу возраст продлевает­ся на срок прохождения срочной военной службы); 7) репатри­анты (т.е. лица, возвращающиеся на историческую родину из других государств для постоянного проживания в Республике Казахстан); X) лица, лишившиеся жилища в результате эколо­гических бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера; 9) многодетные семьи (т.е. семьи, имею­щие четырех и более совместно проживающих несовершенно­летних детей); 10) семьи лиц. погибших при исполнении государственных или общественных обязанностей, воинской служ­бы, при спасении человеческих жизней, при охране правопоряд­ка; 11) неполные семьи (т.е. семьи, в которых детей (ребенка) вос­питывает один из родителей, в том числе разведенный, вдовый).

Согласно статье 75 Закона о жилищных отношениях, жили­ще из государственного жилищного фонда предоставляется в размере не менее пятнадцати квадратных метров и не более во­семнадцати квадратных метров полезной площади на человека, но не менее однокомнатной квартиры. Малоимущим социально защищаемым гражданам, не находящимся на государствен­ной или военной службе, а также не работающим в бюджетных организациях, ж и лише из государственного жилищного фонда может быть предоставлено в размере, определяемом Правитель­ством Республики Казахстан, но не менее санитарной нормы жилой плошали на человека, действующей в Республике, и не менее одной жилой комнаты. Что касается Граждан, страдаю­щих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, то им предоставляется отдельная дополнительная комната, и эта указанная площадь не должна считаться излишней.

Статья 26

Date: 2015-09-03; view: 660; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию