Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие метода





Мы должны понять метод в широком смысле, но для этого надо рассматривать метод в его узком смысле. =-)

Метод в широком смысле:

Одна из самых распространенных позиций худ-ого произведения – это его коммуникативность.

В ней присутствует автор как отправитель и читатель как получатель (модель Якобсона).

Понимание основывает на том, что коды отправителя и получателя совпадают.

В литературе эти кода никогда не совпадают. Но как вообще тогда возможно понимание? Нет ли в этом утверждении какое-то преувеличение, какая-то недоговорка? Произведение лит-ры – это сообщение, созданное с участием огромного количества кодов разной степени абстрактности, специфики и универсальности. Кодами являются все концептуальный ряды.

В этом случает понимание основывается на том, что некоторые кода читатель все-таки знают и таким образом перед ним предстает совокупность известных систем и неизвестных. И таким образов он изучает и учиться понимать неизвестные кода, основываясь на том, что он знает.

Поэтому чтение представляет перед собой обучение, потому что полная идентичность написанного и прочитанного (понятого) не возникает никогда.

К чему же это все? А в том, что Критик тоже является читателем, который сталкивается с такими же проблемами, как и все. Но, с другой стороны, он читатель специализированный и профессиональный.

Читатель встречает в произведение нечто ожидаемое и нечто – неожиданное. У читателя есть не просто багаж, а у него есть деятельное ожидание. Этот «багаж» он не просто имеет, а готовит его перед прочтением.

***

Литературный критик в отличие от обыкновенного читателя продумывает свои ожидания. И подходить к процессу чтение со строго построенными ожиданиями и настройками.

Таким образом, критический метод – это система продуманных требований и ожиданий.

Проявление методичности:

1. проблемные предпосылки литературно-критической статьи.

2. выбор опорных текстов / фрагментов (этот выбор никогда не бывает случайным).

- Некоторые методы бывают тесно связаны со стилем.

3. Метоязык. Критик сам создает для себя метоязык (это не всегда слово, иногда это - значения)

- Логика и композиция дискурса также иногда может говорить о методе.

А идея скорее вывод из методичности а него компонент

 

8.11.2012

Социологическая критика

 

Критика, которую можно определять двумя близкими друг другу путями:

1. СК - это критика, которая опирается на методологию наук об обществе.

2. СК как широкое поле методик (методологий). Исходит из представления о литературе как связанной с общественно жизнью причинно-следственными отношениями и структурными отношениями. Иными словами, СК предполагает хотя бы один из этих аспектов. Литература определяется общественной жизнью (причинность), литература отзывается на общественную жизнь (следственность), литература структурно встроена в общественную жизнь.

 

1820-е гг. - можно говорить о существовании русской критики как цельное явление.

 

СК формируется на базе философской критики. Происходит это в русле формирования критики вообще. Формируясь, русская критика выделилась из эстетики. Эстетика начала 19 в. - это эстетика, сильно интегрированная в философию.

Критика социологического плана - первая продуманная, последовательная методология. Обособление критики от философии окончательно произошло в работах Белинского.

 

Переход от научного типа мышления к публицистическому.

 

Ранний социологический метод - реальная критика.

Добролюбов подчеркивал, что принципы реальной критики он находил у Белинского. Методологическая схема суждений основана на соотнесении двух основных инстанций, которые являются и двумя основными терминами: искусство и действительность. Все вариации этого метода строятся на разных решениях одного вопроса: о взаимоотношении искусства, идеала и действительности. Реальная критика отвергает художественные каноны. Действительность есть источник художественного материала. Разные критики реалисты по-разному толковали участие идеала в этой системе. Если исключить идеал из этой системы, получится натурализм. Белинский исходил из представления об автономности искусства, как особой сферы деятельности человеческого духа. Существование общества и искусства - глубокий симбиоз, но знака равенства между ними поставить нельзя. Белинскому принадлежат методологические новации, многие из которых последующими критиками были утрачены. Белинский настаивал на том, что познание в области в искусства не идентично научному познанию. Если научное познание в результате получает научный факт, то познание в области искусства не может получить результат, который можно конвертировать в факт. Желая подчеркнуть особенность результата, он ввел понятие "пафос".

 

Добролюбов склонялся к тому, что искусство обладает более существенными общественными задачами. Предложил считать, что художник не вполне сознателен в выражении тех идей, которые он выражает, что есть вещи, которые художник сознательно говорит в своем произведении, но эти вещи необязательно являются главным содержанием произведения. Добролюбов был первым, кто осознал, что критика - это прочтение, и что это прочтение является творческим, что критик является "соавтором" произведения. Добролюбов заявил, что для произведения мало одного автора, который это произведение написал. Нужен еще один автор, который произведение истолкует - критик. Кроме того, у Добролюбова были еще сильные стороны критического мышления. Он развил представление о литературных типах и представление о типизации как форме познания литературных дискурсов. Возникли сквозные типы: маленький человек, лишний человек и т.д.

 

Чернышевский

Крайность его была в том, что он пытался освободить литературу от художественной обработки действительности, которая казалась Белинскому и Добролюбову ядром литературной действительности.

Он мыслил весьма механистично.

В представлении Чернышевского художник был почти отстранен от выработки общественного идеала. Чернышевский считает, что идеал не надо придумывать вообще, общественный идеал и так знает каждый ребенок. Литература по Чернышевскому превращается в идейный натурализм.

 

 

Писарев

Сознательно разломал концепцию реальной критики. Критика двинулась в сторону более яркой публицистики. Писарев - социолог-публицист. Вызывающая субъективность и вызывающая эмоциональность. По тону своей критики - критик-нигилист. Критик-экстремал.

Отвергал Пушкина и Белинского.

Писарев считал, что идеал вообще не может существовать, не может быть актуален как абстракция.

Писарев был политически активен.

 

70-80-е гг.

Критика социологического направления двинулась в сторону научности и стала разделяться на отдельные направления. Все эти направления были политизированы. Марксистское направление и народническое направление.

Народническое: Михайловский, Короленко, Златоврацкий и т.д. С одной стороны, характерна социологическая научность. Считали, кто критик сам создает представление об общественном идеале, опираясь на социологическую науку.

Образование, медицина,…

Метаязык состоит из терминов социальной науки и слов, относящих к области этики.

 

Марксистская критика

Отрицают свободу творчества, личность в искусстве.

 

 

22.11.2012.

Психологическая критика

- это явление разнообразное, но в целом группируется вокруг психоаналитических концепций.

Интерес лит-ры (или критики) и психологии был взаимным, но взаимность эта не сделала их отношения безоблачными, потому что цели были различными, заинтересованность не идентичность и тэ пэ.

Психологическая критика – это явление по своему уникальное, есть исключение из правил.

Психология не очень гуманитарная дисциплина, она больше пограничная.

Клиническая психология – медицинская дисциплина.

И психоаналитическая критика, как ни странно, пытается основывается на негуманитарных выводах.

 

Психоаналитическая критика появилась благодаря большой популярности психоанализу в начале 20 века.

Психоанализ становится не только мед.концепцией, но и очень популярной темой человеческого сознания.

Психоаналитические концепции начинают применяться в анализе литер-ных произведений критикой. Предпосылкой этому было: программирование, в первую очередь, самим Фрейдом – особый взгляд на вещи; написанные Фрейдом статьи на тему литературы («Достоевский и отцеубийство»), анализ литературы, в частности – античной.

Фрейд ставил перед собой сугубо медицинские цели. Его концепции описывают не здорового человека, и его концепции были направлены на лечение страдающего разума. К задачам литературной критике это никак не соотносится.

Концепция Фрейда переоценивается и смысл ее переносится на культурную основу.

Таким образом, фрейдизм оказывается применим к гуманитарному исследованию.

Оказалось, что психоанализ начинает развиваться по двух путям – медицинский психоанализ и психоанализ переменный (перемешанный?).

 

Если психоанализ расценивает свой объект как объект отклоненный от нормы, то, следовательно, психоаналитическое литературоведение вынуждено рассматривать исследуемое художественное произведение как отклонение?

Нацеленность на диагностику (?).

Заключенность в методологическом комбинировании.

Опыт показыввет, что именно в том случае, когдра критик-фрейдист, способен придерживаться лит.категорий (автора и персонажа), он достигнет лучших результатов, чем когда автор и персонаж превращаются в реальных людей или, наоборот, в абстракции.

 

Три пути психоаналитической критики:

1. Герой и автор остаются таковыми. – наиболее удовлетворительное.

2. Герой и автор становятся реальными людьми.

3. Герой и автор становятся абстракциями.

 

Концепции Фрейда. Их отлаженность в методологии критики.

1. Признание некой сферы бессознательного.

Фрейд считал, что для того, чтобы помочь человеку, страдающего от нервозов, тому стоит осознать свою бессознательность.

Как можно разглядеть бессознательное:

- в сновидениях.

- в механических действиях человека.

- в художественном творчестве. (!)

Следовательно, искусство становится в статус источника бессознательного и симптома.

Искусство Фрейд сравнивал со сновидением, которое происходит наяву и записывается, а так же с механическим действием.

1.1. Интерес к детству.

Травмы, полученные в детстве. Насилие. Антологичность семьи (семья есть космос). Феномен забывания смерти. Отношения между родителями.

Исследователь так же интересуется детством персонажа, а так же – автора (классический пример: Блок и Белый).

1.2. Отношения взрослых и детей; отца и матери – по отдельности.

Идея эта вырастает из Эдиповой концепции.

Стратегия психологического отталкивания и притяжения.

(«Отцы и дети»)

1.3. Учение об имманентной символике бессознательного.

Отсутствие культурного корня. Антропологическая основа.

Темные помещения или углубление в земле есть символы бессознательного. А так же Фрейд считал такими символами воду и погружение в воду.

 

Концепция коллективного бессознательного Юнга.

Нашла широкое распространение после фрейдовской концепции, которая со временем стала угасать.

Бессознательное преадресуется другим субъектом – но не человеком. (чито? о_О)

Фрейдизм соединяется с марксизмом. Переадрисация целому социальному статусу.

 

Модернистский подход:

Бессознательным могут обладать и тексты (=D)

А так же целая эпоха, культура, слово или предложение =))

 

Так как идеи Фрейад не очень сочетались с идеями марксизма-ленинизма (а именно что-то на счет сосзнания), его признали капитализмом, а фрейдизм был негласно запрещен.

Но В 90-е годы происходит очень неуравновешенаный и поровистый всплеск к психоанализу =)

 

Date: 2015-09-03; view: 999; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию