Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие метода ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Мы должны понять метод в широком смысле, но для этого надо рассматривать метод в его узком смысле. =-) Метод в широком смысле: Одна из самых распространенных позиций худ-ого произведения – это его коммуникативность. В ней присутствует автор как отправитель и читатель как получатель (модель Якобсона). Понимание основывает на том, что коды отправителя и получателя совпадают. В литературе эти кода никогда не совпадают. Но как вообще тогда возможно понимание? Нет ли в этом утверждении какое-то преувеличение, какая-то недоговорка? Произведение лит-ры – это сообщение, созданное с участием огромного количества кодов разной степени абстрактности, специфики и универсальности. Кодами являются все концептуальный ряды. В этом случает понимание основывается на том, что некоторые кода читатель все-таки знают и таким образом перед ним предстает совокупность известных систем и неизвестных. И таким образов он изучает и учиться понимать неизвестные кода, основываясь на том, что он знает. Поэтому чтение представляет перед собой обучение, потому что полная идентичность написанного и прочитанного (понятого) не возникает никогда. К чему же это все? А в том, что Критик тоже является читателем, который сталкивается с такими же проблемами, как и все. Но, с другой стороны, он читатель специализированный и профессиональный. Читатель встречает в произведение нечто ожидаемое и нечто – неожиданное. У читателя есть не просто багаж, а у него есть деятельное ожидание. Этот «багаж» он не просто имеет, а готовит его перед прочтением. *** Литературный критик в отличие от обыкновенного читателя продумывает свои ожидания. И подходить к процессу чтение со строго построенными ожиданиями и настройками. Таким образом, критический метод – это система продуманных требований и ожиданий. Проявление методичности: 1. проблемные предпосылки литературно-критической статьи. 2. выбор опорных текстов / фрагментов (этот выбор никогда не бывает случайным). - Некоторые методы бывают тесно связаны со стилем. 3. Метоязык. Критик сам создает для себя метоязык (это не всегда слово, иногда это - значения) - Логика и композиция дискурса также иногда может говорить о методе. А идея скорее вывод из методичности а него компонент
8.11.2012 Социологическая критика
Критика, которую можно определять двумя близкими друг другу путями: 1. СК - это критика, которая опирается на методологию наук об обществе. 2. СК как широкое поле методик (методологий). Исходит из представления о литературе как связанной с общественно жизнью причинно-следственными отношениями и структурными отношениями. Иными словами, СК предполагает хотя бы один из этих аспектов. Литература определяется общественной жизнью (причинность), литература отзывается на общественную жизнь (следственность), литература структурно встроена в общественную жизнь.
1820-е гг. - можно говорить о существовании русской критики как цельное явление.
СК формируется на базе философской критики. Происходит это в русле формирования критики вообще. Формируясь, русская критика выделилась из эстетики. Эстетика начала 19 в. - это эстетика, сильно интегрированная в философию. Критика социологического плана - первая продуманная, последовательная методология. Обособление критики от философии окончательно произошло в работах Белинского.
Переход от научного типа мышления к публицистическому.
Ранний социологический метод - реальная критика. Добролюбов подчеркивал, что принципы реальной критики он находил у Белинского. Методологическая схема суждений основана на соотнесении двух основных инстанций, которые являются и двумя основными терминами: искусство и действительность. Все вариации этого метода строятся на разных решениях одного вопроса: о взаимоотношении искусства, идеала и действительности. Реальная критика отвергает художественные каноны. Действительность есть источник художественного материала. Разные критики реалисты по-разному толковали участие идеала в этой системе. Если исключить идеал из этой системы, получится натурализм. Белинский исходил из представления об автономности искусства, как особой сферы деятельности человеческого духа. Существование общества и искусства - глубокий симбиоз, но знака равенства между ними поставить нельзя. Белинскому принадлежат методологические новации, многие из которых последующими критиками были утрачены. Белинский настаивал на том, что познание в области в искусства не идентично научному познанию. Если научное познание в результате получает научный факт, то познание в области искусства не может получить результат, который можно конвертировать в факт. Желая подчеркнуть особенность результата, он ввел понятие "пафос".
Добролюбов склонялся к тому, что искусство обладает более существенными общественными задачами. Предложил считать, что художник не вполне сознателен в выражении тех идей, которые он выражает, что есть вещи, которые художник сознательно говорит в своем произведении, но эти вещи необязательно являются главным содержанием произведения. Добролюбов был первым, кто осознал, что критика - это прочтение, и что это прочтение является творческим, что критик является "соавтором" произведения. Добролюбов заявил, что для произведения мало одного автора, который это произведение написал. Нужен еще один автор, который произведение истолкует - критик. Кроме того, у Добролюбова были еще сильные стороны критического мышления. Он развил представление о литературных типах и представление о типизации как форме познания литературных дискурсов. Возникли сквозные типы: маленький человек, лишний человек и т.д.
Чернышевский Крайность его была в том, что он пытался освободить литературу от художественной обработки действительности, которая казалась Белинскому и Добролюбову ядром литературной действительности. Он мыслил весьма механистично. В представлении Чернышевского художник был почти отстранен от выработки общественного идеала. Чернышевский считает, что идеал не надо придумывать вообще, общественный идеал и так знает каждый ребенок. Литература по Чернышевскому превращается в идейный натурализм.
Писарев Сознательно разломал концепцию реальной критики. Критика двинулась в сторону более яркой публицистики. Писарев - социолог-публицист. Вызывающая субъективность и вызывающая эмоциональность. По тону своей критики - критик-нигилист. Критик-экстремал. Отвергал Пушкина и Белинского. Писарев считал, что идеал вообще не может существовать, не может быть актуален как абстракция. Писарев был политически активен.
70-80-е гг. Критика социологического направления двинулась в сторону научности и стала разделяться на отдельные направления. Все эти направления были политизированы. Марксистское направление и народническое направление. Народническое: Михайловский, Короленко, Златоврацкий и т.д. С одной стороны, характерна социологическая научность. Считали, кто критик сам создает представление об общественном идеале, опираясь на социологическую науку. Образование, медицина,… Метаязык состоит из терминов социальной науки и слов, относящих к области этики.
Марксистская критика Отрицают свободу творчества, личность в искусстве.
22.11.2012. Психологическая критика - это явление разнообразное, но в целом группируется вокруг психоаналитических концепций. Интерес лит-ры (или критики) и психологии был взаимным, но взаимность эта не сделала их отношения безоблачными, потому что цели были различными, заинтересованность не идентичность и тэ пэ. Психологическая критика – это явление по своему уникальное, есть исключение из правил. Психология не очень гуманитарная дисциплина, она больше пограничная. Клиническая психология – медицинская дисциплина. И психоаналитическая критика, как ни странно, пытается основывается на негуманитарных выводах.
Психоаналитическая критика появилась благодаря большой популярности психоанализу в начале 20 века. Психоанализ становится не только мед.концепцией, но и очень популярной темой человеческого сознания. Психоаналитические концепции начинают применяться в анализе литер-ных произведений критикой. Предпосылкой этому было: программирование, в первую очередь, самим Фрейдом – особый взгляд на вещи; написанные Фрейдом статьи на тему литературы («Достоевский и отцеубийство»), анализ литературы, в частности – античной. Фрейд ставил перед собой сугубо медицинские цели. Его концепции описывают не здорового человека, и его концепции были направлены на лечение страдающего разума. К задачам литературной критике это никак не соотносится. Концепция Фрейда переоценивается и смысл ее переносится на культурную основу. Таким образом, фрейдизм оказывается применим к гуманитарному исследованию. Оказалось, что психоанализ начинает развиваться по двух путям – медицинский психоанализ и психоанализ переменный (перемешанный?).
Если психоанализ расценивает свой объект как объект отклоненный от нормы, то, следовательно, психоаналитическое литературоведение вынуждено рассматривать исследуемое художественное произведение как отклонение? Нацеленность на диагностику (?). Заключенность в методологическом комбинировании. Опыт показыввет, что именно в том случае, когдра критик-фрейдист, способен придерживаться лит.категорий (автора и персонажа), он достигнет лучших результатов, чем когда автор и персонаж превращаются в реальных людей или, наоборот, в абстракции.
Три пути психоаналитической критики: 1. Герой и автор остаются таковыми. – наиболее удовлетворительное. 2. Герой и автор становятся реальными людьми. 3. Герой и автор становятся абстракциями.
Концепции Фрейда. Их отлаженность в методологии критики. 1. Признание некой сферы бессознательного. Фрейд считал, что для того, чтобы помочь человеку, страдающего от нервозов, тому стоит осознать свою бессознательность. Как можно разглядеть бессознательное: - в сновидениях. - в механических действиях человека. - в художественном творчестве. (!) Следовательно, искусство становится в статус источника бессознательного и симптома. Искусство Фрейд сравнивал со сновидением, которое происходит наяву и записывается, а так же с механическим действием. 1.1. Интерес к детству. Травмы, полученные в детстве. Насилие. Антологичность семьи (семья есть космос). Феномен забывания смерти. Отношения между родителями. Исследователь так же интересуется детством персонажа, а так же – автора (классический пример: Блок и Белый). 1.2. Отношения взрослых и детей; отца и матери – по отдельности. Идея эта вырастает из Эдиповой концепции. Стратегия психологического отталкивания и притяжения. («Отцы и дети») 1.3. Учение об имманентной символике бессознательного. Отсутствие культурного корня. Антропологическая основа. Темные помещения или углубление в земле есть символы бессознательного. А так же Фрейд считал такими символами воду и погружение в воду.
Концепция коллективного бессознательного Юнга. Нашла широкое распространение после фрейдовской концепции, которая со временем стала угасать. Бессознательное преадресуется другим субъектом – но не человеком. (чито? о_О) Фрейдизм соединяется с марксизмом. Переадрисация целому социальному статусу.
Модернистский подход: Бессознательным могут обладать и тексты (=D) А так же целая эпоха, культура, слово или предложение =))
Так как идеи Фрейад не очень сочетались с идеями марксизма-ленинизма (а именно что-то на счет сосзнания), его признали капитализмом, а фрейдизм был негласно запрещен. Но В 90-е годы происходит очень неуравновешенаный и поровистый всплеск к психоанализу =)
|