Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 1. Начальный этап становления театральной критики в России (конец XVIII – первая четверть XIX столетия)





Первые публикации о театре в «Санкт-Петербургских ведомостях» (1729) и в «Московских ведомостях» (1757).

Общность эстетической теории и критики в эпоху Просвещения. Связь теоретических воззрений с критическими отзывами об искусстве театра в авторских предисловиях и послесловиях к пьесам, в стихотворных посланиях и эпиграммах.

Просветительское понимание театра как «училища нравов». Программные высказывания о театре А.П. Сумарокова, В.И. Лукина, П.А. Плавильщикова, И.А. Крылова и А.И. Клушина. Споры о классицистских и сентименталистских жанрах драматической литературы.

Заметки о театре в журналах Н.И. Новикова «Трутень» (1769–1770), «Пустомеля» (1770) и «Живописец» (1772–1773); в изданиях И.А. Крылова «Почта духов» (1789), «Зритель» (1792) и «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793); в «Московском журнале» Н.М. Карамзина (1791–1792).

Становление театральной критики в первой четверти XIX века. Анализ и пересмотр эстетических позиций минувшего столетия. Освещение проблем развития национальной драматургии и осмысление основ актерского мастерства в свете формирования и противоборства различных театральных стилей (классицизма, сентиментализма, предромантизма).

Развитие устной, дневниковой, эпистолярной и мемуарной критики в литературных обществах, кружках и салонах: на заседаниях «Дружеского литературного общества» (1801), «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1801–1812, 1816–1825), «Беседы любителей русского слова» (1811–1816), «Арзамаса» (1815–1818), «Общества любителей российской словесности» (1816–1825), «Зеленой лампы» (1819–1820).

Обсуждение театральных новостей в кружке А.Н. Оленина и на «чердаке» А.А. Шаховского, на литературных вечерах Ф.Ф. Иванова (1811–1812) и Ф.Ф. Кокошкина (1812–1815), на «субботах» В.А. Жуковского (1816).

«Архаисты» и «новаторы» в спорах об эволюции драматических жанров. Полемика о классицизме, сентиментализме и романтизме вокруг трагедий В.А. Озерова, драм Н.И. Ильина, комедий А.А. Шаховского «Новый Стерн» (1805) и «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (1815).

Вопросы эстетики и поэтики драмы в критических выступлениях Н.М. Карамзина, А.А. Шаховского, В.А. Жуковского, Н.И. Гнедича, П.А. Вяземского, А.И. Тургенева.

Выдвижение в центр критического внимания специфично театральных проблем и обособление театральной критики от литературной. Театральные рецензии на страницах «Вестника Европы» (1802–1830) Н.М. Карамзина и «Драматического вестника» (1808) А.А. Шаховского. Вопросы театрального искусства в журналах «Сын Отечества» (1812–1852) Н.И. Греча и «Благонамеренный» (1818–1826) А.Е. Измайлова.

Постановка проблем актерского творчества и выработка художественных критериев в оценке игры артистов старшего поколения И.А. Дмитревского, П.А. Плавильщикова, Я.Е. Шушерина и молодых артистов А.С. Яковлева и Е.С. Семеновой. Сравнительные характеристики Е.С. Семеновой и m-lle Жорж (М.-Ж. Веймер). Первые «актерские портреты».

Формирование критических жанров и выработка специальной терминологии как этап становления театрально-критической мысли.

Полемика о задачах театрального искусства в декабристскую эпоху: гражданская значимость эстетических проблем в критических выступлениях П.А. Катенина, А.А. Бестужева, В.К. Кюхельбекера, П.А. Вяземского, П.А. Плетнева, А.Ф. Мерзлякова. Споры о романтизме применительно к драме и сценическому искусству.

Театральные воззрения А.С. Грибоедова и полемика вокруг «Горя от ума».

Театральные воззрения А.С. Пушкина и полемика вокруг «Бориса Годунова».

 

Раздел 2. Театральная критика 1830–1840-х годов.

Социальный климат и общественная атмосфера в николаевскую эпоху. Мировоззренческие битвы славянофилов и западников по вопросам историзма, национального начала и народности применительно к драме. Острота дискуссий о ложноклассической драме, сценическом романтизме, «натуральной школе» и нарождающемся реализме.

«Московский телеграф» (1825–1834) Н.А. Полевого как журнал «романтического» направления. Закрытие журнала за отрицательный отзыв издателя на пьесу Н.В. Кукольника «Рука Всевышнего отечество спасла».

Критические обозрения в изданиях Н.И. Надеждина «Телескоп» и «Молва» (1831–1836). Закрытие «Телескопа» за публикацию «Философского письма» П.Я. Чаадаева.

Вопросы театра на страницах журналов «Современник» (1836–1866) и «Отечественные записки» (1939–1969). Театрально-эстетические воззрения В.Г. Белинского и их отражение в критике: проблемы современной драматургии, призвания актера, назначения театра в критических статьях. Защита позиций «натуральной школы»: пафос социальности и элементы публицистики в театральных обзорах и рецензиях.

«Эстетическая» критика «Московского наблюдателя» (1835–1839): С.П. Шевырев в полемике с Н.И. Надеждиным и В.Г. Белинским.

Театральная критика на страницах славянофильских изданий М.П. Погодина «Московский вестник» (1827–1830) и «Москвитянин» (1841–1856).

«Охранительная» критика в изданиях «торгового триумвирата» Н.И. Греча, Ф.В. Булгарина, О.И. Сенковского: «Сын Отечества» (1812–1839), «Северная пчела» (1825–1859), «Библиотека для чтения» (1834–1847).

Разнообразие критической проблематики в статьях В.А. Ушакова: русский театр и европейская культура; театр и зритель; мастерство актера.

Театральные воззрения А.И. Герцена: рассмотрение явлений русского театра в контексте европейской театральной культуры; проблемы художника и общества, стиля эпохи, общественного значения театра.

Воззрения Н.В. Гоголя на театр. Полемика вокруг «Ревизора» – средоточие идеологических и эстетических битв.

Процесс профессионализации критики и становление критических жанров (рецензия, обзор театральной жизни, очерк, фельетон, актерский портрет). Обращение «текущей» рецензентской критики к специфичным сторонам театрального искусства, к деталям театральной жизни. Проблемы «петербургского» и «московского» актерского стиля в дискуссиях о творчестве П.С. Мочалова, В.А. Каратыгина, М.С. Щепкина.

Театральные журналы «Репертуар» (1839) и «Пантеон» (1840); их слияние в «Репертуар русского и пантеон всех европейских театров» (1842–1856), публиковавший биографии актеров и музыкантов, театральные обозрения, пьесы, театральные мемуары и хроника, закулисные сплетни, слухи и анекдоты.

Идейная позиция и эволюция критических взглядов Ф.А. Кони.

С.Т. Аксаков как театральный критик: философско-эстетический подход к явлениям сцены; широта и демократизм суждений о театре; защита сценического реализма; тема актера – творческого соавтора драматурга.

Рецензентская практика Н.А. Некрасова.

Date: 2015-09-03; view: 506; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию