Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функционализм





В 1943 г. увидела свет небольшая работа Дэвида Митрани «Мир и функциональное развитие международной организации». Будучи румыном по происхождению, Митрани сумел создать типично английскую концепцию, роль абсолюта в которой играл не сам международный институт, а совместное действие. Его главная мысль состояла в том, что функциональное сотрудничество должно предшествовать созданию организации и придавать ей определенную форму, а не наоборот. Международная организация должна иметь гибкую, текучую структуру и представлять собой не столько орган, сколько процесс непрерывного приспособления к аспектам сотрудничества.

Исследуя имеющиеся проекты по созданию эффективной международной организации, Митрани не скрывал своего скепсиса в отношении большинства из них. Тесные континентальные союзы, по характеристике Митрани, представляли собой «рациональный национализм» и в целом воспроизводили характеристики национальных государств. Митрани инстинктивно не доверял всему политическому: демократии могли превратиться в тоталитарные режимы, а фашистские государства, напротив, встать на путь конституционного развития. Фашистская Италия захватила Абиссинию, но до этого демократическая Польша насильственно присоединила к себе Вильно, а отнюдь не самое демократическое государство — кемалистская Турция — ведет себя вполне разумно на международной арене (Mitrany, 1943, p. 16). «Секторные», как именовал их Митрани, союзы были неблагонадежными и по той причине, что они автоматически оказывались направленными против не входящих в них государств: европейская федерация вызовет недоверие у СССР и США, объединение демократий насторожит недемократические режимы. «Мы фактически скатимся к балансу сил между группами, еще более одиозному, чем это было в 1914 г. или несколько лет назад», — предрекал он.

Идея Митрани состояла в создании целой сети тесно переплетающихся сфер сотрудничества и выстраивании на ее основе системы «функциональных агентств». Основная цель функционального порядка — совместными усилиями, преодолев узкие рамки национального государства, обеспечить «мирные перемены». Все аспекты деятельности функциональной организации должны были отбираться и организовываться по отдельности, «каждый — сообразно своей природе, условиям в которых оно будет реализовываться и потребностям текущего момента». Например, сотрудничество в области развития железных дорог должно было быть континентальным, а не межрегиональным; сотрудничество в области авиации, наоборот, не имело бы смысла без участия государств из разных регионов. Таким образом, основное достоинство подобного метода состояло в том, что «функциональное измерение… определяет само себя».

Функционализм был направлен против государства и национального суверенитета. Космополит Митрани с легкостью перешагивал через такой незначительный фактор, как государственная граница. Главным актором сотрудничества могла быть, в соответствии с представлениями Митрани, не политическая единица в лице государства, а единица социально-экономическая в лице предприятий, общественных организаций, банков и прочих структур, не имеющих прямого отношения к политической власти и суверенитету. Быть основой международной организации, обеспечивать устойчивость демократического режима, осуществлять насущные задачи вроде восстановления экономики после войны — со всем этим и со многим другим государство, по мнению Митрани, не справлялось.

Митрани сформулировал пять тезисов теории функционализма.

В соответствии с первым тезисом, международная организация создается тогда, когда в отношениях между государствами в сфере проблем, выходящих за пределы территории и возможностей отдельных государств, выявляется некоторая область общих интересов и потребностей и появляется необходимость сотрудничества для их удовлетворения. Митрани называет это явление естественным отбором интересов.

Второй тезис состоит в положении о том, что существует разграничение двух сфер международных отношений: политической и технократической. В политическую сферу входят вопросы межправительственного взаимодействия. К технократической сфере относятся вопросы экономические и социальные. По мнению Митрани, в политической сфере существуют непреодолимые конфликты, обусловленные стремлением государств к могуществу, и сотрудничество государств в ней затруднено. В технократической сфере, где такие острые противоречия и конфликты отсутствуют, потребность в сотрудничестве выступает в качестве исходного пункта для создания международной организации. С точки зрения функционалистов, в идеале вопросы технократического характера, в отличие от политических вопросов, должны быть изъяты из-под контроля правительств.

Третий тезис содержит идею об экспансионизме функциональных задач. Согласно этому тезису, функции международной организации, охватывающие вначале ограниченную область осознанных общих потребностей, имеют впоследствии самопроизвольную тенденцию к расширению, как количественному (на новые области сотрудничества), так и качественному (повышение уровня интенсивности сотрудничества). Митрани убежден в безусловно прогрессивном и неотвратимом характере процесса экспансии функциональных задач.

Своим четвертым тезисом Митрани утверждает, что по мере расширения сотрудничества экспертов и лиц, вовлеченных в решение технических проблем, возникающие между ними личные контакты и связи будут создавать внутри этих специализированных групп новые взаимоотношения. Митрани использует для обозначения этого явления термин «лояльность». Эта лояльность является более сильной, нежели лояльность по отношению к нациям или государствам. По мере расширения сферы функционального сотрудничества и непосредственных контактов между лицами внутри таких специализированных групп возникнет новое всемирное общество. Суверенность, являющаяся, по мнению функционалистов, атрибутом внутригосударственного общества и барьером для удовлетворения потребностей человечества, окажется лишенной содержания.

Пятым тезисом Митрани утверждает о возможности обеспечения мира путем постепенной ликвидации государственного суверенитета. Функционалисты полагают, что развитие международных отношений должно вести к постепенному ограничению и ликвидации суверенитета государств, а основанная на этом суверенитете система международных отношений должна быть заменена всемирным федеративным государством либо анархическим безгосударственным обществом.

Митрани проявил поистине провидческие способности, раскрыв неизбежность ослабления («гибридизации») национального государства за полвека до того, как этот процесс приобрел реально ощутимые формы. Он верно предсказал появление многочисленных специализированных международных организаций, ориентированных на выполнение конкретных задач. Так, например, истоки Международного Валютного Фонда (МВФ) представляют собой теорию функционализма в действии.

Митрани предвидел радикальную трансформацию всей системы международных отношений, которая постепенно превращается в сеть пересекающихся управляющих институтов, организационные формы которых изменяются в зависимости от изменяющихся нужд общества и новых общественных функций.

Функционализм был новаторской концепцией, наложившей неизгладимый отпечаток на все последующие теории международных отношений и европейской интеграции. Вместе с тем он не был свободен от серьезных внутренних противоречий.

Критики функционализма обоснованно указывали на нереалистичность и узкую направленность концепции. Так, Митрани полагал, что человеческие нужды носят объективный характер, а их выявление является сугубо технократической задачей. На самом деле формирование человеческих потребностей — это часть конкурентного, то есть конфликтного, рыночного механизма. Оно неразрывно связано и с политическими процессами, политической борьбой. Митрани явно преувеличивал способность людей рационально определять свои нужды и спонтанно создавать институты для их удовлетворения. Ложным было противопоставление технократического и политического: последующее развитие достаточно наглядно продемонстрировало, что технократы всегда политически мотивированы, а политики широко пользуются технократическими методами для достижения политических целей.

Митрани упрощенно и неверно трактует понятие политического, чтобы облегчить доказательство его отрицательной роли в процессе интеграции мира. Он создает иллюзию, что существует сфера взаимоотношений, лишенная политики, и что возможно расширение этой сферы путем постепенного сведения на нет роли и влияния правительств государств в области отношений между людьми. В действительности же такой сферы деятельности не существует, разграничение политического и технического носит искусственный характер.

Сыграв определенную роль в становлении международных организаций, функционализм стал применяться преимущественно для объяснения интеграционных процессов и интеграционных объединений государств. Развитие последних также опровергло исходный тезис функционалистов о возможности разделения политической и технической сферы международного сотрудничества, но ложная исходная установка не помешала получить некоторые верные выводы относительно многих сторон экономической и политической интеграции. Функционализм остается одной из самых популярных теорий для ее объяснения.

Date: 2015-09-03; view: 1043; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию