Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Европейский и американский опыт интеграции научного знания в механизмы принятия управленческих решений





Наука и политика – две самостоятельные сферы общественной деятельности, с принципиально разными задачами: наука призвана генерировать новое знание, политика – осуществлять государственное управление, принимать государственные решения, проводить государственную политику. В последние годы ведутся активные дискуссии о необходимости формирования новых, более тесных, контактов между наукой/учеными и членами парламента. Они связаны, с одной стороны, с повышенной потребностью органов власти в точных прогнозах, в информации об осуществимости и неосуществимости проектов, о вероятности успеха и риске, прямых и косвенных последствиях и издержках принятия политического решения и т.п. С другой стороны, в усилении таких контактов заинтересовано и научное сообщество, поскольку политики принимают решения о государственном финансировании определенных научных направлений, о строительстве или закрытии научных центров, о перспективности ведения соответствующих научных разработок и т.п.

В большинстве европейских стран связи между парламентом и наукой ограничиваются личными контактами, являются кратковременными и фрагментарными. В то же время существует целый ряд государств, которым удалось создать прочную законодательную и институциональную базу для постоянного и взаимовыгодного сотрудничества парламента и науки.

Европарламент. Европейский парламент создал официальную структуру, объединяющую внешних экспертов, исследовательские и научные учреждения, университеты, лаборатории с комитетами Европарламента и парламентариями. Задачей этого объединения под названием «Оценка научных и технических альтернатив»[54], управляемого представителями законодательных органов государств - членов Европарламента[55], является оценка последствий применения различных технологий для стратегического развития Европы. Работа сфокусирована на различных экспертных дискуссиях по актуальным проблемам с обязательным участием парламентариев. Объединение готовит доклады, исходя из запросов парламентских комитетов, обеспечивает комитеты независимой высококачественной научной информацией, что позволяет парламентариям всесторонне оценивать последствия внедрения или распространения новых технологий и рассматривать различные варианты решения проблемы. Предметом докладов могут быть самые различные проблемы, снятие неопределенности по которым представляется политически актуальным. Тематика последних докладов:

нанобезопасность - риски управляемого производства наночастиц (2012);

перспективы панъевропейской парламентской технологии (касающейся парламентских механизмов принятия решений и технологий решения социальных проблем с участием всех заинтересованных сторон) (2011);

Е-публичность, е-участие и е-голосование - анализ электронных процессов и информационных технологий как составных элементов т.н. «электронной демократии» (2011);

будущее энергетических систем в Европе (2009);

взаимосвязи новых технологий рынка труда, гибкие гарантии его защиты и обучения (2007);

каталог возобновляемых видов энергетики, европейский процесс принятия решений (2006) и т.д.

Великобритания. Взаимодействие науки и политики осуществляется на нескольких уровнях.

1) По линии комитетов. В обеих палатах парламента это взаимодействие осуществляется, прежде всего, комитетами по науке и технике. Постоянные контакты происходят и по линии других парламентских комитетов, таких как Комитет по энергетике и изменению климата Палаты общин и Комитет по экономическим вопросам Палаты лордов.

2) В рамках Парламентского отдела по науке и технике (POST), это специальный орган обеих палат парламента Великобритании, которым управляет Совет, состоящий из членов обеих палат парламента, а также 4 внешних экспертов. Комитеты парламента часто обращаются за помощью к Парламентскому отделу по науке и технике на всех стадиях исследовательской работы. Парламентский отдел по науке и технике сотрудничает с Национальной Академией наук.

3) В рамках внепартийных групп. В британском парламенте есть большое количество так называемых «внепартийных групп» (All-Party Groups (APGs)) – это своеобразные закрытые «клубы» для членов обеих палат парламента, которые создаются не по партийному принципу, а по общности интересов. В настоящее время существует около 50 подобных групп, которые занимаются различными аспектами науки и техники. Наиболее активными из них являются: космическая группа, группа по информационным технологиям и общенаучная группа. Они проводят внутрипарламентские мероприятия, выездные заседания, а также встречи с иностранными делегациями.

4) По партийной линии. У наиболее многочисленных политических партий есть неофициальные объединения членов парламента с особыми интересами в области науки и технологии, которые встречаются для выработки партийной политики по тем или иным проблемам.

Германия. В немецком Бундестаге проблему интеграции науки и политики решает Комитет по образованию и исследованиям. В частности, он поддерживает (на основе обновляемых на срок полномочий Бундестага договоров) постоянные рабочие связи с научными учреждениями, принимает решения о том, какие материалы должны публиковаться Бундестагом, какие исследования и материалы будут использоваться в текущей парламентской работе и обсуждениях.

При парламенте существует (аналогичная французской) Служба оценки последствий применения технологии - TAB. Это независимое научное учреждение, которое консультирует немецкий Бундестаг и его комитеты по вопросам тенденций в науке и технологиях, возможностей и рисков, а также потенциальных культурных последствий. TAB прикреплена к Комитету Бундестага по образованию, исследованиям и оценке технологических последствий, в котором решается вопрос о необходимости проведения исследований. Услугами службы пользуются все комитеты, фракции и депутаты.

С Бундестагом ассоциирована научная организация «Немецкое объединение по изучению проблем парламента», созданная в 1970 г. парламентариями, учеными и журналистами. Ее задачи: пропагандировать демократический путь развития и способствовать развитию парламентской формы правления; углублять связь между политикой, наукой и общественностью; поддерживать рабочие отношения с аналогичными зарубежными объединениями. Объединение издает специальный журнал.

Комитеты немецкого Бундестага, фракции приглашают к участию в своей работе также экспертов из различных исследовательских центров и университетов. В Бундестаге могут быть также созданы комиссии по расследованию какого-либо вопроса (по предложению одной четверти его членов). Комиссии должны готовить решения по специальным, актуальным вопросам, предоставляя их, как правило, к концу срока работы Бундестага. В этих комиссиях также принимают активное участие внешние эксперты и специалисты. Важной задачей таких комиссий является обеспечение себя независимой от правительства информацией, которая используется нередко в качестве решающего довода в спорах с исполнительной властью.

Таким образом, интерфейс между политикой и наукой в Германии многовариантен и использует различные формы взаимодействия и интеграции науки и политики.

Дания. Главным интегратором результатов научных исследований для датского парламента – Фолькетинга – является специализированный Комитет по науке и технологиям. Он поддерживает постоянные связи с датской Комиссией по технологии, созданной для исследования и информирования о технологиях, их возможностях и результатах воздействия на человека, общество и окружающую среду. Комитет проводит тематические дискуссии, дает рекомендации датскому парламенту и другим государственным органам по вопросам, имеющим отношение к науке и технологиям. Члены Комитета приглашаются на встречи с руководством парламента, предлагают темы для работы и обсуждений в течение года. Годовой отчет Комитета представляется парламенту и правительству. У Фолькетинга нет свободного доступа к результатам исследований университетов или научно-консультативных фирм, включая те, за которые платили министерства и правительственные учреждения. Парламент может запросить у министерств отчеты об известных ему проведенных научных исследованиях. Министерства, в свою очередь, должны предоставить парламенту соответствующие доклады.

Израиль. Взаимодействие парламента – Кнессета – с академическими институтами и неакадемическими организациями, занимающимися научными исследованиями, осуществляется на двух уровнях: через Центр исследований и информации Кнессета и через комитеты Кнессета.

Центр исследований и информации находится в постоянном контакте с институтами и организациями, которые проводят исследования в тех областях, которые интересуют Кнессет. В редких случаях Кнессет, через Центр, может заказывать исследования у внешних экспертных организаций, для чего проводится тендер. Кроме того, согласно Закону о Кнессете, все министерства обязаны предоставлять Центру необходимую информацию о результатах исследований, проведенных по заказу министерств.

Комитет Кнессета по науке, технике и образованию и Комитет по культуре и спорту также поддерживают постоянные связи с академическими институтами и неакадемическими научными организациями. Другие постоянные Комитеты Кнессета могут приглашать представителей науки, экспертов участвовать в проводимых ими мероприятиях.

Норвегия. В Норвегии постоянные комитеты парламента получают нужную им информацию от Норвежского научного совета по технологии[56], который является членом Европейской Парламентской Сети Оценки Технологий[57]. Профессора/исследователи также приглашаются на публичные слушания по актуальным вопросам.

С 1970 по 2008 гг. в Норвегии существовала так называемая «Ассоциация парламентариев и ученых» (ее секретарем был руководитель парламентской библиотеки, ставший впоследствии руководителем исследовательской службы). Однако за несколько последних лет члены Ассоциации встречались 2-3 раза, а на встречах присутствовало незначительное количество парламентариев. Поэтому в 2008 г. Президиум парламента решил ликвидировать эту ассоциацию. Затем обсуждался вопрос о введении т.н. «парламентских научных дней», но пока такое решение не принято.

Финляндия. В Парламенте Финляндии – Эдускунте – существует Комитет по образованию и культуре, который занимается научными вопросами, и имеет более тесные контакты с учеными, нежели представители других комитетов.

В 1970 г. в Финляндии была создана Ассоциация членов парламента и ученых (Tutkas). Целью данного объединения является обеспечение постоянных контактов и обмена информацией между парламентом и представителями науки, а также критическая оценка проводимой парламентом политики в области науки и обсуждение вопросов применения научных достижений и новых технологий. Данная Ассоциация насчитывает около 500 внешних экспертов, представляющих различные области и отрасли науки, имеющих, как правило, ученые степени. В фокусе внимания Ассоциации проблемы информационного общества и новые технологии, биологические науки, медицинские исследования, лесоводство, обучение и исследования, научная политика и т.д.

Ежегодно Ассоциация проводит около 10 семинаров, в которых участвует порядка 100 человек, представляющих различные области науки, правительство и парламент. Руководство часто посещает университеты, научно-исследовательские центры в Финляндии и за рубежом для получения информации о новейших научных достижениях. Участники семинаров могут готовить рекомендации для органов государственной власти по проблемам, связанным с развитием науки и технологий, например, по генной технологии, биологическим наукам, лечению рака и т.д. В работе Ассоциации принимают активное участие порядка 50 членов парламента, не считая эпизодических посещений семинаров и иных мероприятий другими парламентариями. Секретарь Ассоциации является штатным сотрудником Аппарата парламента. Работа Ассоциации частично финансируется парламентом (например, в 2009 г. парламентом было перечислено 24,500 евро, в 2010 - 13,000 евро).

За стратегическое развитие и координацию финской политики в сфере науки и технологий, а также за всю национальную инновационную систему в целом отвечает Совет по политике в сфере науки и технологий[58], возглавляемый премьер-министром страны. Остальные государственные институты находятся в подчинении либо Министерства образования, либо Министерства торговли и промышленности.

Еще одним важнейшим институтом является Финский национальный фонд исследований и разработок[59] – крупнейший государственный фонд, основанный в 1967 г. и действующий в настоящее время под эгидой парламента. Государственные субсидии, направленные на исследования и научные разработки, распределяет между частными компаниями, исследовательскими организациями и университетами специализированная государственная структура Национальное агентство технологий[60].

Картина будет неполной, если не упомянуть о наличии такой институциональной инновации в архитектуре самого парламента Финляндии, как Комитет по вопросам будущего (Committee for the Future). В задачи этого постоянного комитета входит прогнозирование потребностей экономики знаний для сохранения ее развития, жизнеспособности и конкурентоспособности.

На протяжении почти двух десятилетий грамотное управление и низкий уровень коррупции были тесно вплетены в саму идею управления «экономикой знаний». Именно работа комитета, по мнению многих экспертов, во многом обеспечила такие специфические особенности финской политики (отличающейся от стандартных неолиберальных рекомендаций в рамках Вашингтонского консенсуса) как:

сильная социальная политика (особенно в сфере образования);

постоянная координация деятельности ключевых правительственных институтов с научным и производственным сектором;

сфокусированность на инновационных исследованиях и разработках;

постоянное внимание к будущему[61].

В качестве иллюстрации работы комитета в области прогнозирования стоит отметить специальные доклады о возможных сценариях развития России с практическими выводами, которые целесообразно учитывать государству, бизнесу, предприятиям и прочим партнерам России, а также меры, направленные на повышение эффективности финско-российского сотрудничества.

Франция. В парламенте Франции существует Парламентская служба оценки научного и технологического выбора (OPECST). Ее состав пропорционально отражает представительство политических групп, представленных в Национальном собрании и Сенате (18 депутатов и 18 сенаторов). Фактически служба выступает в качестве экспертной структуры, членами которой являются сами парламентарии, наделенные высоким официальным статусом. Служба оценки научного и технологического выбора стала каналом связи и необходимым интерфейсом между научным сообществом и представителями политического мира. Эта миссия конкретизируется через:

научный Совет службы оценки научного и технологического выбора, состоящий из 24 видных деятелей науки высокого уровня, назначенных парламентариями по направлениям и в соответствии с их компетенцией;

взаимодействие парламентских комитетов с научной общественностью в пределах их компетенций;

участие привлеченных экспертов в работе парламента и его структур;

прочное партнерство и взаимодействие Парламента и Академии наук.

Представители службы могут присутствовать на заседании парламента по инициативе одной из палат, по своей инициативе, по просьбе лидера политической группы, по требованию 60 депутатов или 40 сенаторов либо по инициативе специальных или постоянных комитетов парламента. Служба готовит доклады по конкретным проблемам и программы исследований, в случае необходимости она может привлекать для этой работы внешних экспертов. Законодательство предоставляет докладчикам Парламентской службы широкие права, аналогичные правам органов власти: они могут проверять отчетность на местах во всех государственных организациях, получать информацию (за исключением информации, относящейся к национальной обороне или государственной безопасности). В случае затруднений при осуществлении своей миссии служба может попросить, на срок до 6 месяцев, использовать прерогативы парламентских комитетов. Отчеты службы не ограничиваются мнением экспертов, а содержат заключения и рекомендации.

С момента создания Парламентской службы было выпущено около 120 докладов по актуальным стратегическим проблемам, связанным с применением новых технологий (проблемам нанотехнологии, биоэтики, опасности бытовых химикатов для здоровья, регулирования рыбной ловли, выработки оптимальной энергетической политики и т.д.). Парламентская служба стала эффективным инструментом парламентской деятельности, повысив обоснованность и продуманность парламентских решений. Служба принимает участие в Европейской Парламентской Сети Оценки Технологий[62], которая объединяет европейские организации, специализирующиеся на научных и технологических оценках для национальных парламентов и для Европейского парламента.

Хорватия. В Хорватии законодательно закреплена обязанность национальной Академии наук и искусств ежегодно представлять отчеты о своей деятельности своему учредителю – хорватскому парламенту. Представители государства числятся в управляющих советах разнообразных научных учреждений, исключение составляют университеты, которые освобождены от государственного участия в целях сохранения академической свободы и исключения возможности посягательств на университетскую автономию.

В 2009 г. Национальный хорватский фонд науки и технологии был реорганизован и трансформирован в структуру, задача которой – управлять и координировать деятельность различных научных фондов и научно-исследовательские работы. Часть затрат на исследования и разработки финансируется из государственного бюджета и бюджетов соответствующих министерств и ведомств.

Рабочим органом хорватского парламента в области научной политики является Комитет по образованию, культуре и науке, который и реагирует на ситуации, требующие парламентского вмешательства или решений.

В соответствии с законом о системе государственного управления министерства обязаны предоставлять информацию, необходимую для работы парламента и его членов, хотя в рамках своей компетенции они относительно свободны в распоряжении результатами научной деятельности. Данная норма предусматривается и регламентом парламента. Парламент может опереться на собственный аппарат, но его задачи заключаются скорее в обеспечении его деятельности, а не в научно-аналитической работе. Тем не менее, более подробные исследования осуществляются министерствами и ведомствами, что дает возможность парламенту избежать аппаратного дублирования научной деятельности.

Швеция. В 2006 г. Риксдаг (парламент Швеции) принял решении об активизации контактов между парламентом и научным сообществом. Риксдаг одобрил рекомендации Комитета по парламентским вопросам о более систематической работе над проблемами, связанными с научными разработками и изучением будущего. Результатом этого решения стало принятие в 2007 г. новых рекомендаций в отношении работы комитетов по проблемам науки и будущего. Новые рекомендации подразумевают, что комитеты будут больше ориентироваться на будущее и включать технологические оценки в свои отчеты.

После принятия этих рекомендаций штат Исследовательской службы Риксдага был расширен: в нее вошли два сотрудника, в обязанности которых входило поддержание постоянных контактов между комитетами Риксдага и научным сообществом. Затем был создан Отдел парламентской оценки и исследований Исследовательской службы Риксдага, куда могут обращаться комитеты за обзорами научных исследований по различным тематикам, а также за оценкой внешних экспертов по содержанию этих отчетов. Такой подход обеспечил получение комитетами необходимой информации в том формате и объеме, которые наиболее соответствуют требованиям членов комитета. В качестве примера можно привести отчет на тему «Популяции рыб в шведских водах. Какое влияние на них оказывает вылов рыбы, эвтрофикация и загрязнения?» Отдел парламентской оценки и исследований также оказывает поддержку в установлении контактов с научными организациями и учеными при проведении открытых или закрытых парламентских слушаний.

Исследовательская служба Риксдага поддерживает контакты с представителями науки для подготовки развернутых ответов на запросы членов парламента. Преимуществом Исследовательской службы является то, что, в зависимости от потребностей членов парламента, информация может подаваться в различном формате и оперативно обновляться. Это дает возможность парламентариям объективно принимать решения и эффективно осуществлять контроль над правительством.

Кроме того, члены Риксдага имеют возможность взаимодействия с учеными в рамках специально созданной независимой организации RIFO. RIFO существует с 1959 г. и состоит из почти 300 членов. Важной задачей RIFO является определение приоритетных для Риксдага проблем, связанных с научно-техническим прогрессом. Работа включает встречи с ведущими исследователями по актуальным и наиболее дискутируемым проблемам, семинары, посещения научно-исследовательских институтов или компаний.

В США активное влияние на политику оказывают независимые эксперты (по причине востребованности независимой экспертизы со стороны власти и бизнеса, создающих рынок для продукции конкурирующих между собой аналитических центров). Основное производство аналитической продукции происходит в т.н. «фабриках мысли»[63] — исследовательских центрах по изучению государственной политики. По оценкам Университета Пенсильвании, на сегодняшний день в США работает около 1800 таких исследовательских центров, не считая университетов и консалтинговых компаний, — больше, чем где бы то ни было в мире (на втором месте КНР с более чем 400 центрами).

Первые исследовательские центры в области международных отношений появились в США в начале ХХ в. Сначала они создавались как частные проекты, призванные привлечь дополнительный интеллектуальный потенциал к выработке государственной политики. Такие центры доказали свою практическую эффективность, и «фабрики мысли» стали массово создавать политические партии, корпорации и крупные неправительственные организации.

Одна из наиболее известных фабрик мысли — «Институт Брукингса» (Brookings), старейшая «фабрика мысли» США, основанная в 1916 г. Хотя внешняя политика — лишь одна из сфер деятельности института, это направление входит в число ключевых. За годы своего существования «Институт Брукингса» принял участие в создании ООН и разработке «плана Маршалла». Он неоднократно признавался наиболее влиятельным исследовательским центром США и мира. Бюджет института в 2011 г. составил $87 млн., а общие активы по итогам года превысили $400 млн. Помимо государственных грантов и целевых исследований, а также денег, зарабатываемых на управлении собственным капиталом, «Институт Брукингса» получает целевые частные пожертвования от компаний, чьи интересы организация в дальнейшем прямо или косвенно отстаивает.

Будущие создатели Совета по международным отношениям[64] приняли участие в Версальской мирной конференций 1919 г., положившей конец Первой мировой войне. Многосторонние переговоры с опытными европейскими дипломатами показали важность экспертного обеспечения внешней политики. Итогом активного вовлечения ученых и представителей бизнеса стало создание своего рода клуба по интересам, специализировавшегося на внешней политике. Сегодня членами совета является свыше 4500 человек, представляющих главным образом бизнес (32%), науку (24%), НКО (14%) и государственные структуры (12%). Корпоративное членство стоит компаниям от $25 тыс. до $100 тыс. в год. Общий объем активов совета равняется $438 млн., а его бюджет в 2011 г. составил около $50 млн.

Одним из лидеров экспертно-аналитического сообщества является Корпорация РЭНД (RAND Corporation). Созданная в 1946 г. как аналитическое подразделение авиастроительной корпорации Дуглас (Douglas) по договоренности с ВВС США, РЭНД довольно быстро стала независимой структурой. Сегодня в ней около 800 исследователей, а общий бюджет исследовательских проектов в 2011 г. превысил $250 млн. Примерно половину этого бюджета обеспечивают заказы Пентагона, ВВС и других ведомств, отвечающих за сферу безопасности, но есть и заказы от частных компаний, университетов и фондов.

Помимо «фабрик мысли» в американской внешнеполитической мысли велико значение традиционных университетов. Всемирно известные школы международных отношений публикуют доклады, организуют экспертные встречи и проводят систематические исследования по профильной теме. Однако влияние строго академической науки на внешнюю политику несколько снизилось из-за усиления конкуренции со стороны «фабрик мысли». Тем не менее, Джорджтаунский университет и Школа права и дипломатии имени Флетчера не только обучают будущих американских дипломатов, но и обеспечивают их аналитикой.

Еще один источник интеллектуальной подпитки американского государства — частные консалтинговые компании. Так, по данным системы государственных закупок США, Буз, Эллен энд Хэмилтон (Booz Allen Hamilton) получила в 2011 г. свыше 9 тыс. заказов на общую сумму почти $4 млрд. Международная консалтинговая компания Киссинджер Ассошиэйтс (Kissinger Associates специализируется на поиске стратегических партнеров и взаимоотношениях с органами государственной власти по всему миру. Ключевые роли в ней в разные годы играли бывшие министры и заместители министров из США, Европы, Японии.

О состоянии и перспективах развития законодательства, регулирующего процесс интеграции научного знания в механизмы принятия решений на всех уровнях публичной власти (на примере Китайской Народной Республики)

Современное китайское государство уделяет самое пристальное внимание развитию научной сферы, а также практической реализации полученных научных достижений, научных знаний в повседневной деятельности центральных и местных органов государственной власти. Действующее законодательство КНР достаточно подробно регулирует научную деятельность, работу органов публичной власти всех уровней. При этом основной акцент руководством страны делается на предоставление широких правотворческих полномочий местным органам власти, которые обладают большой компетенцией в деле принятия решений на местном уровне, включая вопросы использования научных знаний, достижений в разработке и принятии решений органами публичной власти на местах. Несмотря на то, что в правовой системе КНР отсутствует единый кодифицированный акт правотворчества, посвященный вопросам интеграции научного знания в механизмы принятия решений на всех уровнях публичной власти, однако положения некоторых действующих правовых документов косвенно подтверждают наличие прямой связи между научным знанием и его использованием в ходе принятия административно-властного решения.

Особо необходимо отметить, что власти КНР также всячески поощряют возвращение на Родину получивших за рубежом образование высококвалифицированных китайских специалистов для работы на благо развития страны, многие из которых получают посты в органах публичной власти различного уровня, тем самым используя свои знания при принятии необходимых для государства и общества решений. Вернувшимся в Китай ученым государство предоставляет качественное жилье, высокую заработную плату, назначает их руководителями исследовательских проектов, главами местных образований.

В то же время китайцы осуществляют комплексный анализ зарубежного кадрового рынка на предмет выявления и приглашения к себе в страну специалистов высшей квалификации для работы в китайском секторе. Для этого китайские ответственные лица выезжают на зарубежные конференции и семинары, приглашают выдающихся иностранных специалистов для участия в научных мероприятиях в Китай с последующим приглашением их на работу в Поднебесную для использования зарубежного опыта при принятии тех или иных решений органами публичной власти. В основе такой мудрой государственной политики по привлечению иностранных кадров лежат слова великого реформатора нового Китая Дэн Сяопина, который еще 8 июля 1983 года в беседе с ответственными товарищами из ЦК КПК говорил: «надо использовать интеллектуальные ресурсы зарубежных стран, приглашать иностранцев для участия в строительстве важных объектов, в работе на различных участках, например, в области просвещения, технической реконструкции. Важность этого вопроса мы недооценивали, а потому не проявляли большой решимости. Не надо бояться расходов. Пусть иностранцы приезжают как на длительные, так и на короткие сроки или специально для разработки какой-либо определенной темы. Приглашайте их, чтобы они помогали в разрешении кое-каких проблем…»[65].

Основными нормативными правовыми актами КНР, регулирующими рассматриваемую проблематику, являются:

1) Закон КНР «О научно-техническом прогрессе» (принят на 2-й сессии Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей восьмого созыва 2 июля 1993 г., с последующими изменениями от 29.12.2007). Его принятие и последующие изменения были обусловлены поставленными перед китайской наукой и техникой задачами ускорения развития научно-технического потенциала страны, разработки и внедрения новых технологий и инноваций. По мере развития инновационного сектора, высоких технологий, от китайских властей потребовались конкретные шаги по изменению действующего законодательства для более полного правового регулирования возникающих правовых отношений. В Законе отмечается исключительная важность фундаментальных и передовых научно-технических исследований, а также роль государства в процессе проведения таких исследований. Подчеркивается, что организации, занимающиеся фундаментальными и передовыми научно-техническими исследованиями, вправе самостоятельно (а не «в плановом порядке», как ранее) выбирать темы таких исследований. Благодаря положениям приведенного Закона, органы публичной власти на местах, руководствуясь новыми научными направлениями, вправе самостоятельно принимать решение о налоговых и иных преференциях в отношении наиболее перспективных инновационных направлений. Так, в последние годы одно из первых мест занимают нанотехнологии, для стимулирования развития которых местные администрации идут на существенные экономические уступки в отношении региональных нанотехнологических предприятий и компаний.

Закон КНР «О научно-техническом прогрессе» стал руководящим правовым документом в сфере научно-технического развития страны, стимулирования проведения исследований в научно-технической и инновационной сфере. Правовой документ достаточно четко определил цели, роль, финансовые источники научно-технического развития и систему премий в сфере науки и техники. Он стал основным правовым документом, направляющим научно-техническое развитие Китая на весь последующий период. На его основе также осуществляется интеграция научных знаний в механизм принятия решений органами публичной власти всех уровней.

Согласно ст.1 Закона, он был принят «в целях стимулирования научно-технического прогресса, выявления первоочередной производственной роли науки и техники, стимулирования превращения научно-технических достижений в реальную производительную силу, поступления науки и техники на службу строительству и социальному развитию». В соответствии со ст.4 «экономическое строительство и социальное развитие должно опираться на науку и технику, работа в области научно-технического прогресса должна служить экономическому строительству и социальному развитию (ч.1). Государство поощряет проведение научно-технических исследований, стимулирует практическое применение науки и техники в преобразовании традиционных отраслей, развитии высокотехнологичных предприятий и социальной сферы» (ч.2).

В ст.33 китайский законодатель предоставляет налоговые вычеты и льготы предприятиям, которые тратят средства на разработку и исследования в области новой продукции. Также льготная налоговая политика проводится китайскими властями и в отношении предприятий, которые 1) занимаются разработкой и производством высокотехнологичной продукции; 2) инвестируют в мелкие и средние предприятия, производящие высокотехнологичную продукцию; 3) в отношении других предприятий, которые в соответствии с положениями закона и административного законодательства имеют отношение к научно-техническому прогрессу(ст.36). Размер налоговых льгот определяется Госсоветом КНР либо органами власти на местах и постоянно изменяется с учетом новых обстоятельств. Не секрет, что подавшая уведомление о достижении научного результата компания с высокой степенью вероятности получит в отношении себя решение органа публичной власти о предоставлении льгот и преференций налогового и иного характера;

2) Постановление «Об ускорении научно-технического прогресса» (06.05.1995). Значение содержащихся в документе положений для стимулирования развития китайской науки и техники, в интеграции полученных научных знаний в принятие решений органами публичной власти трудно переоценить. В Преамбуле документа устанавливалось: «наука и техника являются первыми производительными силами, основной движущей силой экономического и социального развития, определяющим фактором процветания государства. Необходимо всеми силами развивать науку и технику, ускорять технический прогресс в масштабах всего общества в целях ускорения развития общественного производства, укрепления комплексной мощи государства, повышения уровня жизни населения, гарантирования успешного осуществления стратегических целей третьего этапа модернизационного строительства».

Закрепленным в преамбуле нормативного документа положением китайскими властями была провозглашена стратегия «возрождения страны с помощью науки и образования». Эта стратегия включает следующие основные положения: 1) при направляющей идее «наука и техника — первая производительная сила» рассматривать образование как основу, ставить науку, технику и образование во главу угла социально- экономического развития; 2) приумножать научно-технические возможности государства и его способности трансформировать научно-технические достижения в реальную производительную силу; 3) повышать научно-технический уровень нации, перевести экономическое строительство на инновационный путь развития;

3) Закон КНР «О стимулировании внедрения научно-технических достижений» (вступил в силу с 01.10.1996). Закон состоит из 6 глав, 37 статей и был принят «в целях стимулирования внедрения научно-технических достижений в практическое производство, нормализации деятельности по внедрению научно-технических разработок, ускорения научно-технического прогресса, продвижения экономического строительства и социального развития» (ст.1). Именно положения данного Закона, хотя и опосредованно, но направлены на интеграцию научных знаний в механизмы принятия решений на всех уровнях публичной власти.

Согласно ст.7 Закона китайское государство «…путем принятия политических мер популяризирует и поощряет использование передовых технологий и оборудования, непрерывное улучшение, сокращение использования либо ликвидацию устаревших технологий и оборудования». Для этого центральным и местным правительствам рекомендуется закупать современные технологии и оборудование за рубежом для того, что в последующем освоить их производство у себя в стране. Не случайно, что работающее в современном Китае оборудование по производству высокотехнологичной продукции в своем большинстве закуплено в странах Западной Европы, Японии и США. Его китайские аналоги стали появляться лишь недавно, при этом они во многом повторяют зарубежные. Согласно ст.22 Закона КНР осуществляет льготную налоговую политику в отношении организаций, занимающихся внедрением научно-технических достижений на практике. При этом финансовые органы Китая обязаны в области кредитования поддерживать деятельность по внедрению научно-технических достижений, постепенно увеличивая кредитование осуществляющих эту деятельность организаций (ст.23);

4) 29 июня 2002 г. вступил в силу Закон КНР «О популяризации науки и техники», принятие которого было направлено на стимулирование всеобщего распространения науки и техники в китайском обществе, повышения уровня научно-технического образования граждан. Правительства провинций, автономных районов и городов центрального подчинения также опубликовали ряд местных нормативно-правовых положений, призванных обеспечить привлечение научно-технических кадров, стабилизацию вложений в науку и технику, развитие высоких технологий.

Китайское государство стоит на страже законных прав и интересов организаций и работников, осуществляющих деятельность по популяризации науки и техники, всячески поощряет такого рода труд (ст.5). При этом работа по популяризации науки признается законодателем общей задачей китайского общества, которое обязано организовывать и принимать участие в ней (ст.13). Работа по распространению научно-технических знаний должна включаться в планы экономического и социального развития народных правительств всех уровней (ст.10). На соответствующие органы Госсовета возлагается планирование работы по популяризации науки и техники в масштабах всей страны, а также осуществление руководства и контроля в этой области (ст.11). Важнейшими общественными силами, призванными содействовать реализации настоящего Закона, названы общества науки и техники (ст.12). Таким образом, научные знания и разработки должны получать свое нормативное закрепление в принимаемых органами публичной власти КНР программных документах, планах, стратегиях.

Таким образом, китайское государство, при отсутствии прямого акта правотворчества, регулирующего вопросы интеграции научного знания в механизмы принятия решений на всех уровнях публичной власти, стоит на пути предоставления широких полномочий местным органам при принятии решений с учетом вектора научно-технического развития страны. Если орган публичной власти обнаруживает необходимость учета полученных научных достижений в своей деятельности, то он правомочен, руководствуясь положениями вышеприведенных законов, принимать то или иное решение, способствующее социально-экономическому развитию страны. Именно так, на местном уровне, решениями местных властей развиваются высокотехнологические производства, привлекаются крупные иностранные инвесторы, приглашается на работу высококвалифицированный китайский и зарубежный персонал. Так, научное знание о высоких свойствах наноматериалов привело правительство г. Сучжоу к необходимости принятия решения о создании отдельного нанотехнологического комплекса, в котором оказались воедино сведены мировые и национальные разработки в наноотрасли.

В настоящее время развитие науки и техники в КНР осуществляется в соответствии с принятыми в 2006 г. тремя основными документами по развитию науки и техники КНР: 1) «Государственной программой долгосрочного и среднесрочного планирования развития науки и техники в 2006-2020 гг.»; 2) «Программой планирования повышения качества науки в стране в 2006-2010-2020 гг.»; 3) «Государственной долгосрочной и среднесрочной программой планирования развития талантов на 2010-2020 гг.». Данные программы были составлены руководством страны именно с учетом имеющихся научных знаний. Их практическая реализация также будет осуществляться по мере углубления научного знания, развития научно-технического потенциала страны. При этом руководство Китая придерживается пути создания конкурентоспособного предпринимательского сектора как основного генератора нововведений, интеграции в глобальную инновационную сферу, как важнейшего условия развития национальных отраслей высоких технологий, а также приоритета государственной политики в развитии образования, науки и технологий, создании благоприятных институциональных условий для инновационного роста.

 

Date: 2015-09-03; view: 463; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию