Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Терминологический словарьАкваманил (лат. aquaemanalis, от aqua– вода и manus– рука) – сосуд для воды, настольный рукомойник. Известен с Античности, особое распространение получил в Средневековье: в Западной Европе, Византии и Древней Руси (наз. «водолей»). Изготовлялся из бронзы, обычно в форме зверя, дракона, фантастического существа или всадника. Альбарелло (лат. Albarium– беленый, ит. Albarello) – аптекарские сосуды из майолики цилиндрической формы с приземистым широким горлом, на низкой кольцевидной ножке. Изготавливались в Италии в XV-XVI в., покрывались белой глазурью с росписью и надписями. Амфора – сосуд овальной формы с двумя ручками, основание – плоское или конусовидное. В Древней Греции использовался для хранения масла, вина, реже – зерна; также мог использоваться как урна для праха умершего. Амфоры изготавливались из керамики, стекла, бронзы, серебра и золота. Арибалл – древнегреческий сосуд небольшого размера, шаровидный, иногда сужающийся книзу. Братина – древнерусские нарядные шарообразные сосуды на небольшом поддоне иногда с крышкой. Предназначены для «чина чаши» (питие трех чаш на пиру: во славу Бога, в честь Богородицы, за здоровье князя). Буфет – шкаф для посуды; получил распространение в интерьере Франции с конца XVII в. Брэ – короткие штаны в эпоху Средневековья. Вильком – (нем. Willkommen – добро пожаловать) заздравный кубок для пива. Обычно такие кубки изготавливали из олова, реже – из расписного стекла. Получили распространение в Германии с середины XVI в., богато декорированные надписями, маскаронами, картушами и скульптурными изображениями на откидных крышках. Варгуэньо или варгуэно (испанск. varguenos от varga - хижина, короб) - тип парадного кабинета с подстольем. Его наружная часть декорировалась достаточно лаконично, тогда как внутренние ящички были богато украшены ажурными накладками с бархатом, гравированными пластинами слоновой кости, позолоченным резным деревом. Гидрия – древнегреческий сосуд для черпания и ношения воды, части которого: поддон, широкое тулово с пологими плечиками и двумя горизонтальными ручками по бокам, высокое горло, от венчика которого сзади отходит одна вертикальная ручка, другим концом соединенная с верхней частью тулова. Гиматий – разновидность древнегреческого плаща, представлял собой длинный прямоугольный кусок шерстяной ткани. Накидывался на тело поверх хитона, драпированлся, но не скреплялся. Дифрос - древнегреческий низкий табурет без спинки с четырьмя вертикальными или крестообразно соединенными ножками; мог быть складным, с сиденьем из ремней. Дрессуар (фр.) – поставец с несколькими полками, использовавшийся для сервировки блюд, либо декорировавшейся ценной посудой и украшавший пиршественные залы. Аналог: креденца (вар.: дрессуар использовался для сервировки блюд, креденца – напитков). Дублет - в позднее Средневековье узкая верхняя одежда типа куртки из шерстяной ткани на подкладке. Дублет на меху назывался пелис. Ендова – древнерусский сосуд, широко употреблявшийся в быту до конца XVII века. По форме - сосуд в виде широкой братины с носиком по венцу. Ендовы изготавливались из серебра или меди: тулово украшалось чеканными "ложками" и растительными узорами, на венце располагались надписи. Ендова употреблялась как столовая посуда. Епанча – древнеруская одежда в виде широкого длинного плаща без рукавов. В XVI-XVII вв. бытовали епанчи суконные и валяные, отделанные золотым кружевом, галуном, шелковыми строчками, драгоценными пуговицами.Как короткая суконная накидка, епанча была введена Петром I в армейское обмундирование. С конца 18 в. ее стали называть «плащом». Канделябр – (от лат.candela – свеча, candelaber – подсвечник) древнеримский большой подсвечник художественной работы для одной или нескольких свечей. Стержень канделябра украшался и укреплялся на трех ножках, имевших форму звериных лап. На стержне крепилась розетка подсвечника. Канделябры больших размеров из мрамора использовались в храмах. Кабинет – шкаф с множеством выдвигающихся ящиков и дверцами, установленный на высоком подстолье. Появлился в Испании в XVI в., затем распространился по всей Европе в качестве парадной дворцовой мебели. Кабинеты изготавливались из ценных пород дерева, украшались скульптурой, резьбой, инкрустацией. Калазирис – женский древнеегипетский костюм, представлял собой рубашку длиной немного выше щиколотки с одной или двумя косоугольными бретельками, оставляющая грудь открытой. Каль – первоначально плотно облегающая голову шапочка, подшлемник. В XIII –XIV вв. – мужской и женский домашний головной убор типа чепчика. При выходе на улицу поверх него надевали шаперон и другие теплые головные уборы. Камиза (шемиз (фр.)) – нательное белье, рубаха с рукавами, изготавливалась из льна, шелка или хлопка. Появилась в поздней античности, нашла широкое распространение в костюме Западной Европы Средних веков и эпохи Возрождения (итал. – камича). Канди – рубашка с короткими рукавами, основная мужская одежда Ассиро-Вавилонии. Кассапанка – ларь-скамья со спинкой и подлокотниками, использовался в Италии в XV-XVI в. Кассоне (итал. cassone) – деревянный сундук-ларь в Италии в Средние века и в эпоху Возрождения; стенки кассоне украшались позолоченной или раскрашенной резьбой, живописью. Использовался для хранения одежды, утвари и приданного. Кидарис – белая войлочная корона ассирийских царей, украшенная нашивными золотыми пластинками. Клафт – египетский головной платок, доходил сзади до затылка, спереди, у висков, к нему пришивались две длинные завязки с поперечными полосами, спускающимися на плечи. Конас – в Ассиро-Вавилонии накидка-плащ, прямой сзади и закругленный спереди, украшенный вышитыми узорами. Креденца – шкаф-поставец для хранения посуды, вошел в употребление в позднем Средневековье, получил широкое распространение в Европе с эпохи Ренессанса. Украшался резьбой, росписью. (Вар.: поставец – шкаф с открытыми полками для демонстрации дорогой посуды). Килик – древнегреческий кубок, сосуд для питья, металлический или керамический: широкая и низкая чаша с двумя горизонтальными ручками, расположенная на высокой ножке. Дно килика украшалось росписью. Комод – (от фр. commode - удобный) вид мебели, представляет собой несколько выдвижных ящиков, расположенных друг над другом и установленных на четырех ножках. Появился в XVII в., заменив собой сундуки и шкафы. Котт – (фр., итал. – котта) – средневековая мужская и женская одежда. Женсккая котт соответствовала современнному платью, до XIV в. была цельнокроенной, с откидными рукавами. С XIV в. поверх котт надевали сюрко. Клине – античное ложе, предназначавшееся для отдыха и трапез, состоявшее из каркаса с профилированными опорными ножками и наклонного изголовья. Клисмос – древнегреческий стул с серповидными ножками, изогнутые задние ножки держали спинку. Кратер – древнегреческий сосуд, широкий и вместительный, служивший для смешивания вина с водой. Кратер с расширяющимся кверху туловом без плечиков, опирающимся на поддон, и снабженный внизу двумя горизонтальными ручками, называется колоколовидным; другой тип - с широким горлом, над устьем которого выгибаются две вертикальные волютообразные ручки, внизу соединенные с туловом. Материал – керамика или металл. Курульное кресло (лат. Sellacurulis) – складное кресло, иногда без спинки, с х-образными ножками. Первоначально курульные кресла предназначались для римских вельмож (магистратов) и всегда носились за ними как символ их власти. Форма курульного кресла получила широкое распространение в западноевропейской мебели с эпохи Ренессанса. Кубок – сосуд для питья (часто с крышкой) из драгоценного металла, кости, стекла, чаще всего на ножке или подставке; тулово кубка расширяется кверху. Кубки с древности известны в Европе и Азии, украшались резьбой, гравировкой, росписью, эмалью. Ларнак – древнегреческий сундук для хранения одежды. Изготавливался из дерева, украшался резьбой, накладками из слоновой кости. Лацерна – древнеримский плащ из тонкой материи, имевший вид продолговатого четырехугольника, часто с капюшоном. Раскрывался спереди, застегивался под подбородком и носился с поясом. Лекиф – древнегреческий сосуд для туалетного масла, с V в.до н.э. широко использовался в похоронном обряде. Имеет узкое, высокое тулово, узкое горло с венчиком без слива, в виде раструба и вертикальную ручку сбоку от горла. Наутилус (кубок-наутилус) – тип дорогих кубков, изготовлявшихся в Германии в XVII в. В качестве основы использовалась оправленная в серебро перламутровая раковина наутилуса. Туника – древнеримская длинная блуза, одевавшаяся через голову. Имела прямоугольный покрой. Шилась из тонкой шерсти в качестве нижней одежды. Ойнохоя – древнегреческий кувшин для разливания вина, с одной ручкой, отличительный признак – горлышко, имеющее три стока, что позволяло наливать вино сразу в три чаши. Палла – древнеримская женская тога (см. тога).
Палудаментум – плащ древнеримского полководца. Палудаментум делали из тяжелых тканей пурпурового цвета, с конца I в. украшали тканой цветной каймой. Правая рука оставалась открытой, на правом плече плащ скрепляли золотой фибулой. Пенула – древнеримский закрытый теплый плащ с капюшоном из плотной ткани, с вырезом для головы посредине, закрывавший корпус, начиная от плеч. Пиксида (греч. pyxis, pyxidos - ларчик, шкатулка) - коробочка, применявшаяся в античную эпоху для хранения косметики. Пиксиды, изготовлявшиеся из дерева, глины, кости, металла и нередко покрывавшиеся росписью, обычно имели цилиндрическую форму; стенки пиксид могли быть выпуклыми, вогнутыми или прямыми. В Византии и Средневековой Европе – дароносица для вынесения Св. Даров за пределы церкви для причащения больных. Пурпур (греч. porphyra, лат.), применение пурпура считается финикийским изобретением: краситель, имевший оттенки от сине-фиолетового до темно-красного (наиболее почитаемого в древности) получали, выдержав на солнце экстракт из железы, расположенной на перегородке дыхательного тракта мурекса, игольчатого моллюска. Ритон – сосуд для жидкости ассеметричной формы, часто изогнутый и сужающийся книзу подобно рогу животного. Его нижняя, узкая оконечность не имеет приспособления для опоры, оформлена в виде протормы животного или головы человека. Синдон – плиссированный кусок тонкой ткани, который носили поверх калазириса в Древнем Египте. Скабелло – небольшие стулья с резной спинкой и многоугольным сидением, распространенные в эпоху Ренессанса. Стола – древнеримская широкая длинная женская одежда без рукавов или с рукавами, стягивающаяся поясом под грудью, надевалась поверх туники. По низу столы часто пришивалась плисированная оборка – инстита. Стопа – русский питьевой сосуд в форме расширяющегося кверху стакана с прямыми, часто гранеными стенками. Изготавливался из керамики, металла и стекла. Схенти – мухская набердренная повязка жителей Древнего Египта для всей сословий на протяжении всей его истории. Сюрко (франц.) - во второй половине XIII в. верхняя мужская и женская цельнокроенная одежда, сильно расширенная книзу, имевшая несколько вариантов: с рукавами до запястья, с полудлинными рукавами, с откидными рукавами и совсем без них. Сюртук (франц.) – мужская верхняя приталенная одежда с однобортной или двубортной застежкой на пуговицы. Появился в конце XVII века. Табакерка (франц. tabatière) — небольшая коробочка, закрывающаяся крышкой, которая используется для хранения нюхательного табака. Приобрела особую популярность в Европе и России в XVIII веке. Тога – древнеримская мужская верхняя драпированная одежда из куска шерстяной ткани прямоугольной или эллипсообразной формы (6х1,8 м), носить которую имели право только свободные римляне. Трапедза – небольшой низкий стол, использовавшийся во время симпосиумов. На трапедзу ставился кубок или небольшое блюдо. Размещался перед клине. Мог быть с четырехугольной столешницей на четырех ножках или с круглой или овальной - на трех или одной ножке. Тронос – древнегреческое большое кресло с высокой спинкой, с подлокотниками, со скамеечкой для ног. Изготавливался из дерева в домах и из мрамора в общественных местах. Ускх – традиционное дпевнеегипетское украшение-воротник из цветного бисера. Ферязь - старинная русская мужская и женская распашная одежда, неширокая, без воротника и перехвата в поясе, длиной до лодыжек, с узкими рукавами или без них; застегивалась посредине груди на пуговицы с накладными петлями, могла быть на завязках. Фибула - декоративная булавка, служащая для скрепления одежды, один из древних предметов украшения. Фламениум – древнеримское тонкое свадебное покрывало, в которое была закутана невеста, символ ее целомудрия. Хитон – прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам таким образом, чтобы линия сгиба ткани проходила вдоль левого бока торса. Хитон мог быть открытым и закрытым, закрытый хитон сшивался сбоку, носился и мужчинами, и женщинами. Женщины могли носить хитон подвязанным под грудью, с напуском – колпосом. Отворот верхнего края хитона параллельно плечам – диплодий (диплодион). Хламида – древнегреческий легкий короткий плащ для верховой езды, имевший овальную или прямоугольную форму. Изготавливалась из куска плотной шерстяной ткани и скреплялась фибулой на одном плече или груди. Цера – дощечка, покрытая воском и используемая как поверхность для письма. От лат. сera – «воск». На цере писали заостренной деревянной или металлической палочкой – стилусом. Циста – от лат. “корзина”. Бронзовый цилиндрический ларец, украшенный гравировкой или рельефом. Использовался древними римлянами для хранения туалетных принадлежностей. Чарка - круглый сосуд для питья, относится к старинной форме посуды, издавна бытовавшей на Руси. В них наливали крепкий напиток. Чарки изготавливались из серебра и других металлов. Чернильница – ёмкость для хранения чернил из керамики, металла, камня и других материалов. В XVI веке появляются чернильные приборы, состоящие из чернильницы и песочницы). ВXVII веке приобрели популярность массивные письменные приборы на каменной подставке-платформе с баночками для черных и красных чернил, стаканчиком для очищенных перьев, песочницей, лотком для печати, коробочкой для сургуча, колокольчиком для вызова слуг, иногда прибор дополнялся подсвечником на одну свечу. Особую группу составляли дорожные (непроливаемые) чернильницы – флаконы с плотно прилегающей пробкой. Шкаф (платяной) – вид мебели для хранения одежды, появился во второй четверти XVII в., в отличие от распространенных ранее сундуков, одежда в шкафу может висеть, а не лежать, что удобнее для ее хранения. Шосс (шоссы) – длинные, плотно облегающие ноги разъемные штаны-чулки, натягивавшиеся отдельно на каждую ногу и прикреплявшиеся специальными застежками к поясу. Использовались в Европе в XI-XV вв.. Шпалера – односторонний безворсовый ковер с сюжетными или орнаментальными изображениями, как правило, не повторяющимися. Укрепленные на стене, шпалеры служили для утепления помещения, одновременно выполняя декоративную функцию. Эннен – высокий конусообразный головной убор с длинной прозрачной вуалью, появившийся при бургундском дворе во второй половине XV в. Терминологический словарь составлен по материалам изданий: Андреева Р.П. Энциклопедия моды. - М.: Изд. «Литера», 1997; Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. – СПб.: АО «Икар», 1993; Ирмшер Й. Словарь античности. - М.: Эллис Лак, 1994; Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Терминологический словарь. Т.1. М.: «Академия моды», 1993. С. 523-542.; Таруашвили Л.И. Искусство Древней Греции. Словарь. - М.: Языки славянской культуры, 2004; Цветкова Н.Н. Терминологический словарь // Н.Н. Цветкова. История текстильного искусства и костюма. - СПб.: Изд. «СПбКО», 2010. С. 97-108.
Вопросы для итогового контроля успеваемости (экзамена)
1. Материальная и духовная культура. 2. Структура материальной культуры. 3. Роль материальной культуры в реализации механизма культурной адаптации. 4. Проблемное поле материальной культуры в современной культурологии. 5. Памятники материальной культуры и историческая среда обитания социума. 6. Историческая обусловленность семантики вещи. 7. Интерпретация вещи как памятника материальной культуры в музейной деятельности (атрибуция музейного предмета, создание музейной экспозиции). 8. Материальная культура Древнего Египта. 9. Материальная культура Древнего Шумера, Вавилона, Ассирии и Персии. 10. Материальная культура Древней Греции. 11. Материальная культура Древнего Рима. 12. Материальная культура Западной Европы в эпоху Средневековья. 13. Концепция ремесленного труда, его организация в эпоху Средневековья, его поэтизация в эстетизме XIX- ХХ вв («Движение искусств и ремесел»). 14. Материальная культура Западной Европы в эпоху раннего Нового времени (общая характеристика, основные тенденции). 15. Материальная культура итальянского Ренессанса. 16. Материальная культура Франции XVII-XVIII в. 17. Материальная культура Голландии XVII в. 18. Материальная культура Германии XVII – XVIII вв. 19. Материальная культура Западной Европы в XIX в. (общая характеристика, основные тенденции). 20. Материальная культура Западной Европы в ХХ в. (общая характеристика, основные тенденции). 21. Традиционные формы древнерусской материальной культуры (общая характеристика, основные тенденции). 22. Материальная культура России XVIII в. 23. Быт русского крестьянства XVIII- начала XX в. 24. Быт русского дворянства XVIII- начала XX в. 25. Материальная культура советской России первой половины ХХ века. 26. «Советский образ жизни» и материальная культура в СССР во второй половине ХХ в. 27. Современные тенденции в развитии материальной культуры России (общая характеристика). 28. Проблемы глобализации, мультикультурализма и развитие локальных тенденций в материальной культуре современного мирового сообщества (общая характеристика).
|