Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология журналистики, ее уровни и предметная область





С начала 90-ых годов активно начали публиковаться социологические данные, то, что мы видим в газетах это только верхушка. На самом деле социология включается в подготовку и планирование газеты. Успех деятельности СМИ зависит от того, насколько они знают свою аудиторию. Опросы, анкетирование, интервьюирование, экспресс-опрос.

Выделяется несколько уровней теоретичности (степени обобщения материала): общесоциологический, специальный и эмпирический. Общесоциологический - решение фундаментально-методологических вопросов об общественном назначении и ролях прессы закономерностях ее функционирования и развития в социальных системах, влиянии на цивилизационный процесс в глобальных и национальных масштабах. Специальный: разрабатываются частные социолого-журналистские теории – более конкретные по объекту, задачам, степени обобщения. Есть все основания говорить об относительной автономии социологии газеты или аудитории СМИ, труда журналиста или потребления массовой информации и пр. Среди исследовательских центров возникает разделение сфер и объектов интереса. Скажем, для отделов изучения общественного мнения, созданных при телекомпаниях, естественно сосредоточивать внимание на процессе и эффективности телевещания – и в концептуальном, и в прикладном отношениях. Эмпирический (опытный) уровень представлен сбором и систематизацией данных о конкретных явлениях журналистского процесса – деятельности редакций, мнениях публики, письмах в органы печати и т.п. Здесь используется богатый набор средств, от индивидуальных интервью до операций с большими массивами статистики. Собственно теоретическая работа заключается главным образом в выработке программы и плана исследования, которые иногда берутся из стандартной «обоймы» методик, а порой имеют ценность как оригинальная интеллектуальная продукция. Социология журналистики включает в себя еще одну подсистему – социожурналистику. В ней корреспондент и редактор предстают уже не как объекты наблюдений ученых, а как активные исследователи-практики. Предметная область - явления журналистики, закономерности и тенденции ее развития, взятые в контексте социальной жизни, во взаимосвязи с системой теоретико-журналистского знания. С точки зрения коммуникационного процесса предметы группируются по следующей линии: источники информации – журналист (редакция) – текст – канал информации – массовая аудитория и личность – журналист (редакция). При подходе с позиций управления обществом социолога интересует влияние, которое власть или авторитет оказывает через прессу, и потому схема анализа меняется: общество – социальные институты, группы, организации – учредитель (владелец СМИ) – редакция – журналист – адресат – социальное поведение. Весьма ценные наблюдения сулит функционально-ролевая концепция журналистики. В соответствии с разделением общественной практики на экономическую, политическую, духовную, социальную сферы выделяются производственно-экономическая, регулирующая, духовно-идеологическая, информационно-коммуникативная роли прессы.

Задачи: научно-познавательные, прикладные.

 

Вопросы по истории журналистики

1. Возникновение русской периодической печати. От рукописных «Курантов» к печатным «Ведомостям».

Журка влияла на формирование мнений. В петровскую эпоху (1689 – 1725) газета была пропагандой. Частные СМИ – оппозиционными. В основе изучения периодизация П.Н. Беркова(1952): 1.возникновение и становление период. печати (1703 – 1727). 2. Академическая журка(1727 – конец.50-х). Уход в научн. проблематику.3.появление частной журки(1759) и оппозиционной (1769). Расцвет сатиры. 4.журка конца 18 века. Активное развитие цензуры, обращение к западу. Карамзин. Тенденции:180 изданий в 18 веке. Большинство из них – журналы. Дворянская журка неоперативная (опоздание на месяц нормально).Новости доставлялись с путешественниками, на лошадях. В 19 веке с появлением почты оперативность поменяется. Использование телеграфа в журналистике – 70-е г. 19в. В журке много рассуждений, тяготела к художественному творчеству. Переиздавались журналы, так как материалы не устаревали. Мало авторов, много переводов, пересказов. Малые тиражи, плохая сохранность. 90% анонимные материалы, псевдонимы.

Предыстория журки: первые нравоучительные произведения(у истоков литра 17в.). С 1550 – началось книгопечатание. Иван Федоров – первый книгопечатник(«Апостол» 1564). В 17в уже около 1000 печатных книг с тиражом от 100 до 1200 экз.: «Азбука» Огурцова, «Уложение государя царя Алексея Михайловича». 1600 – ранние рукописные газеты. 1621 – систематическое ведение рукописных газет. Инфа тайная, не для частных лиц. Полит верхушка страдала от недостатка инфы с Запада. Отправлялись шпионы за границу. 1667 – организация почты из-за границы. Тематика: придворная(речи монархов, перевороты), хроника проишествий, россия глазами иностранцев). Переводы очень полные, без авторского я. Сохранились рукописные известия с 1621г. В них говор. О сражениях, о взятиях городов,о гос. Договорах, о торговых новостях, появлениях комет. Источниками служили немецкие, голландские, польские, шведские газеты. Газеты поступали в Посольский приказ, подьячие выбирали новости и вносили их в столбцы – длинные листы бумаги. Так составлялись вестовые письма или «Куранты» (с франц. - текущий). Газета изготавливалась для Михаила Федоровича, затем для Алексея михайл., была окружена строгой дипломатической тайной. Газета читалась царям вслух. После утверждения в 1668 регулярной почты, газета составлялась 2-3-4 раза в месяц, в 1 экземпляре, иногда в2-3. Хранилась в Приказе тайных дел.

Русская журналистика заявила о своем существовании в 1702 г. с момента издания «Ведомостей» — первой русской печатной газеты. 1702 г. – указ о печати. До этого в России издавались рукописные предшественники газеты «Куранты» или «Вестовые письма». Это были сводки политических новостей, переписанные в одном, редко в двух, экземплярах от руки и предназначавшиеся для прочтения царю и ближайшим боярам. Первые «Куранты» относятся к 1600-м годам, и их тексты в настоящее время переиздаются издательством Академии наук.

Но подлинным первенцем русской печати были все же «Ведомости», которые стали издаваться по личному указанию и при личном участии русского царя Петра I типографским способом, т.е. широко тиражироваться. Указ об издании первой русской газеты был подписан в декабре 1702 г. Тогда же вышли пробные номера, но первый из дошедших до нас экземпляров газет датирован 2 января 1703 г. Нужно сказать, что первая русская газета, будучи органом государства помещиков-дворян и купечества, явилась в то же время важным фактором развития национальной культуры, особенно если учесть, что она с 1710 г. стала печататься гражданским шрифтом вместо церковнославянского. Содержание первой русской газеты сводилось к широкой пропаганде петровских реформ, много места отводилось характеристике экономического потенциала страны, обзору военных действий в Северной войне, дипломатическим связям русского государства, фактам национальной культуры, открытию школ, описанию торжественных праздничных актов, публикации проповедей сподвижников Петра I (Феофан Прокопович) и др. Тираж «Ведомостей» колебался от нескольких десятков до 4 тысяч экземпляров. О том, что первая русская газета была весьма высока по своему уровню, по своим функциям, как тип информационной газеты, говорит косвенно дальнейшее успешное развитие русской журналистики, которое пошло неудержимым потоком в последующие времена.

Петру нужна была газета. Чтоб держать ближайшее окружение в курсе правительственной политики, военных действий. Петр желал пропагандировать свои военные и хозяйственные начинания, придавать им популярность.17 декабря 1702 г. – первый номер «Ведостей». В №3 было напечатано точное количество отлитого оружия. Ведомости писали об открытии уч. Заведений, о рождаемости, о высоком уважении России за рубежом, о природных ископаемых. Петр сам подбирал новости. Петр первый редактор.

Главной темой становится Северная война. Материалами статей о войне служили письма и донесения от ганералов,послов,.1ый редактор – директор печатного двора в Москве – Поликарпов, первый журналист издатель. Потом «В» перевели в СПб и редактором стал Мих. Абрамов. Борис Волков(1719) – журналист. Яков Синявич – первый репортер.

Подробный отчет о праздновании дня Петра и Павла. Отдельные номера получали отдельные названия: Вед. Московск. Государства, Реальные Ведомости идр., за 1704 – ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти.

Тираж –от нескольких десятков до нескольких тысяч. Известие о Полтавской битве – в 2500 экз. Объем – от2до22 страниц. За 1703 и1704годы вышло 39 экземпляров.. Формат – в половину ширины школьной тетради. На первой стр.с 1711 – изображение Петропавловской крепости. До 1715 газета вых. В Москве, потом в СПб и Москве, потом только в СПб. Ведомости не умалчивали и о крестьянских волнениях. В 20-е г. в газету начинают вводится душевные переживания – спец. Язык и не книжный, и не разговорный. Как бы язык эпохи – важная тенденция сближения журки с жизнью. Газета выходила до 1727. С 1728 будут издаваться «С-П ведомости».

Date: 2015-08-24; view: 481; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию