Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как решить глобальные проблемы?





Может ли человек решить стоящие перед ним глобальные проблемы? Некоторые специалисты предрекают гибель человечества уже в ближайшие 30-50 лет. Однако ход мирового развития вселяет в нас оптимизм. Например, самая страшная угроза последних десятилетий - угроза термоядерной войны между сверхдержавами - в значительной мере ослабла и не является главенствующей в списке глобальных проблем.

Исторический опыт развития общества и культуры показывает, что человечество всегда ставило перед собой только решаемые задачи.

Пессимистические модели разрешения глобальных проблем развития человека и планетарной культуры стали причиной создания в 1960-1970-е гг. множества центров, объединивших ученых, работающих в этой области, и распространения футурологии (совокупности человеческих знаний, представлений о будущем человеческого рода). Наибольшую известность в футурологических исследованиях получил Римский клуб, основная проблематика исследований которого -глобальное моделирование. Последнее учитывает взаимосвязи различных аспектов человеческой жизни -

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

социальный, политический, нравственный, культурный, экономический.

Исследования Римского клуба проводились в двух направлениях: экономического роста и человеческих отношений. В 1972 г. Дж. Форрестер и Д. Медоуз подготовили ставший известным доклад «Пределы роста», цель которого - разработать немедленные меры по экономической и экологической стабилизации и достижению глобального равновесия. Авторы доклада предлагают в связи с природными ограничениями роста человеческой цивилизации пересмотреть структуру потребностей самого человека.

В 1974 г. в рамках Римского клуба М. Месарович и Э. Пестель подготовили доклад «Человечество у поворотного пункта», где указывалось на необходимость качественного роста в развитии человеческой цивилизации. Мир есть не просто взаимообусловливаемое целое, но целое, дифференцированное на части, на отдельные регионы, имеющие собственные черты развития. Человечество и его культура -единый организм, все элементы которого обладают особой качественной спецификой. Отсюда возникает идея переноса акцента деятельности человека с количественных параметров на качественные. Если социально-экономические отношения индустриального общества являются не просто определяющими, но подавляющими факторами исторического движения, то в современной цивилизации и культуре ситуация меняется.

Эта проблема осознается не только философами-гуманистами, но и людьми сугубо практическими. Весьма показательный пример - известный итальянский промышленник Аурелио Печчеи, как уже говорилось, один из основателей Римского клуба, объединившего в своих глобальных изысканиях мировую элиту науки, бизнеса, культуры. Печчеи, исходя из собственного опыта работы в экономической сфере, пришел к выводу, что триумфальное развитие техногенной цивилизации в действительности представляет собой миф, за которым кроется опасность -различные глобальные проблемы. Выход из социокультурного кризиса, приобретающего глобальное измерение, видится не только в усовершенствовании юридической базы, развитии экологического образования и воспитания, ужесточении санкций за экологические преступления, создании экологосообразных производств и использовании альтернативных источников энергии и сырья. Проблема заключается прежде всего в самом человеке, его собственной «внутренней трансформации», а не вне его. И возможное решение связано с трансформацией индивидуальной культуры, обретающей свои силы «в новом гуманизме», который позволяет воссоздать гармонию человека и непрерывно изменяющегося мира. Культурные изменения, связанные с зарождением новых ценностей и мотиваций - социальных, этических, эстетических, духовных, - должны, по мнению Печчеи, стать неотъемлемой органической основой мировоззрения самых широких масс населения.

Культурная эволюция подразумевает совершенствование качеств и способностей всего человеческого рода Три аспекта характеризуют новый гуманизм, с которым как с культурным абсолютом пытается воссоединиться «обновленный человек»: чувство глобальности, любовь к справедливости, нетерпимость к насилию. В центре стоит целостная человеческая личность

и ее возможности; этому просто-напросто нет альтернативы. Речь идет прежде всего о «беспрецендентной культурной перестройке» населения Земного шара - всех без исключения, независимо от их положения в социальной иерархии.

Трансформация личности есть, как отметил Печчеи, «человеческая революция», единственная на данный момент реальная возможность выхода из современного глобального социокультурного кризиса.

«В этот критический час человеческой истории первым и самым главным долгом всего мирового сообщества на всех уровнях, включая отдельные страны, их сообщества, компании и, наконец, семью, является улучшение всеми доступными путями и способами личных качеств всех его членов. Надо, чтобы необходимость развития и совершенствования личной и коллективной готовности к предстоящим трудным временам и грядущим проблемам проникла в умы и сердца всех простых людей планеты, стала решающим фактором деятельности всех политических лидеров, правительств, учреждений и организаций. Именно этому следует отдавать абсолютный приоритет во всех человеческих делах, не жалея на возвышение и одухотворение человека ни времени, ни средств, ни душевных сил»1.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Почему в XX в. проблемы, с которыми столкнулся человек, можно назвать глобальными?

2. К чему ведет социокультурный кризис нашего времени?

3. В чем причина возникновения глобальных проблем?

4. Дайте краткую характеристику постмодернизма.

5. В чем проявляется «власть языка»?

6. Почему особое внимание постмодернисты обращают на преодоление власти языка в преподавании?

7. Как рассматривается новизна с точки зрения постмодернистов?

ЛИТЕРАТУРА

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1996. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995. Штомпелъ О.М. Социокультурный кризис. Ростов н/Д, 1998. 1 Печчеи А. Указ. соч. С. 208.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие редактора......................................................... 5

Глава 1. Структура и состав современного культурологического знания................... 8

§ 1. Культурология как научная дисциплина...................... 8

§ 2. Историческое развитие представлений о культуре........... 18

§ 3. От философии культуры к культурологии.................... 33

Глава 2. Онтология культуры................................... 51

§ 1. Современные культурологические теории и методы.......... 51

§ 2. Сущность и основные функции культуры..................... 95

§ 3. Основные понятия культурологии........................... 108

§ 4. Морфология культуры...................................... 121

§ 5. Статика и динамика культуры............................. 132

§ 6. Основные подходы и принципы типологии культуры........ 159

Г л а в а 3. Культура и мир....................................... 177

§ 1. Культура и природа....................................... 177

§ 2. Культура и общество...................................... 182

§ 3. Культура и личность...................................... 196

§ 4. Культурная картина мира................................. 209

§ 5. Способы культурной идентификации....................... 233

§ 6. Межкультурные коммуникации............................. 244

Г л а в а 4. Культурогенез......................................... 264

§ 1. Культура нижнего палеолита и эволюция человека........ 264

§ 2. Культуры верхнего палеолита............................. 270

§ 3. Культура мезолита и неолита.............................. 283

Г л а в а 5. Восток как тип культуры............................... 292

§ 1. Типологическая целостность Востока...................... 292

§ 2. Индия...................................................... 296

§ 3. Китай..................................................... 315

§ 4. Япония.................................................... 331

Глава 6. Запад как тип культуры............................... 344

§ 1. Типологическая целостность Запада....................... 344

§ 2. Историческое единство античной культуры................. 349

§ 3. Культура итальянского Возрождения...................... 365

§ 4. Возрожденческая культурная парадигма и становление современной культуры......... 375

Глава 7. Россия как тип культуры............................. 391

§ 1. Российская культура в понятийной парадигме «Восток - Запад».......................................... 391

§ 2. Специфика России в мировой культуре...................... 397

§ 3. Этапы и основные тенденции развития российской культуры.. 402

Глава 8. Культура и глобальные проблемы современности..... 420

§ 1. Постмодерн в культуре XX в................................ 420

§ 2. Глобальные проблемы XX в............................... 425

Учебное издание ДРАЧ Геннадий Владимирович, ДАВИДОВИЧ Всеволод Евгеньевич, ЕРЫГИН Александр Николаевич и др.

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Учебное пособие

Редактор Л.Б. Родкина, Разработка оформления художника И. Пронина.

Художественный редактор А.В. Антипов. Компьютерная верстка

М.М. Егоровой. Корректор Г.Н. Грошева

Сдано в набор 27.03.03. Подписано в печать 14.07.03. Формат 60x90 1/16.

Бумага типографская № 2. Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Усл. печ. л. 27,0. Уч.-изд. л. 23,14. Тираж

6000 экз. Заказ № 4304059.

Издательский дом «Альфа-М»

Адрес: 101831, Москва, Колпачный пер., д. 9а

Тел./факс: (095)925-4197, 925-4237

E-mail: [email protected] Отпечатано с готовых диапозитивов

на ФГУИПП «Нижполиграф». 603006, Нижний Новгород, ул. Варварская, 32.

 

Date: 2015-09-03; view: 306; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию