Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути выхода из кризиса





История человеческого общества и культуры демонстрирует возможные варианты разрешения социокультурного кризиса - в зависимости от того, в какой предметной сфере (общества, индивида или их взаимоотношений) следует искать глубинную основу данного процесса. Первый вариант предполагает укрепление, реставрацию, воссоздание в первоначально-идеальном виде социокультурной системы, причем его реализация мыслится прежде всего через укрепление порядка с помощью усиления контролирующего и репрессивного воздействия на людей: «социальное» нормализует «культурное».

Одним из важнейших признаков социокультурного кризиса, фиксирующих выхолащивание содержательно-ценностной стороны социальных отношений, является резкое ужесточение мер карательного воздействия. Репрессивное начало культуры, ее архаическая табуированность становятся господствующим моментом в гармонизации обострившихся противоречий общест­венной жизни. П.А. Сорокин заметил: «Всякий раз, когда в данном обществе нравственно-юридическая разность и противоречия возрастают, количество и строгость карательных мер одной части общества по отношению к другой тоже возрастают; и при прочих равных условиях чем больше несоответствия ценностей, тем резче этот рост»1. 1 Сорокин П.А. Причины войны и условия мира // Социс. 1993. № 12. С. 143.

Еще Платон в своих диалогах «Государство» и «Законы» предложил репрессивный путь восстановления идеального общественного устройства и разрешения социокультурного кризиса. В своих социально-политических утопиях он предложил целую серию тщательно разработанных мер прежде всего контролирующего и карательного воздействия. Вся эта система жестоких репрессий понадобилась Платону, по мнению А.Ф. Лосева, не для чего иного, как для реставрации классического греческого полиса периода его расцвета. Платон считал, что развал настоящего можно остановить, восстанавливая прошлое, причем самыми крутыми морально-политическими мерами. В своем стремлении он доходит до восхваления египетского кастового строя, причем малоподвижность, социальное неравенство представлялись Платону весьма положительными свойствами. Эта проповедь государства с тоталитарными тенденциями пронизана у Платона глубочайшим трагизмом. Эстетический взгляд на идеальное государство как на «вечную

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

музыку и пляску» оказывается «подлинной и самой настоящей трагедией»2. В целом фи­лософскую концепцию Платона можно оценить как реставраторскую, содержащую в себе противоречивое отношение к описываемому объекту, когда необходимость реставрационных мер связана с ужесточением правил, норм жизни в обществе, когда поэты — даже столь любимый Платоном Гомер — должны быть изгнаны из идеально упорядоченного государства.

Подобную ситуацию мы обнаруживаем и во времена столь ценимой человечеством эпохи Возрождения. Для современных людей Ренессанс есть исторический период, давший прежде всего высочайшие образцы человеческой мысли, художественного таланта, открывший неповторимость и уникальность личности. Однако не следует забывать, что Возрождение - это эпоха не только возникновения нового, но и одновременно глубочайшего кризиса средневекового миропонимания и социального устройства. В это время мы наблюдаем попытки восстановить традиционные способы жизни и бытия людей при

1 См.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974. С. 87, 88, 220, 405.

2 Там же. С. 88.

помощи карательных мер. Напомним, что инквизиция как всемогущее учреждение возникла в эпоху Возрождения. Только в XIII в. папа Григорий XIX направляет своих представителей в Южную Францию для расследования еретических деяний, конфискации имущества и сжигания на костре еретиков. В Испании официально инквизиция была утверждена в XV в. Вплоть до XIV в. сожжение ведьм на костре было единичным явлением, а во второй половине XV в. появились папские буллы, которые узаконили преследование ведьм в качестве обязанностей именно церковного руководства. Знаменитый трактат «Молот ведьм», характеризующий страшную репрессивную обстановку того времени, появился в 1487 г. Специалисты по праву фиксируют, что именно в период глубокого кризиса западноевропейского общества (XVI-XVII вв.) вво­дятся новые нормы уголовного права, связанные с применением самых строгих кар за различные преступления. Причиной этому послужил взрыв насилия в обществе. Томас Мор (1614-1687), создатель «Утопии», английский гуманист, человек Возрождения, недаром в своих теоретических попытках спасти ренессансные идеалы опирался на идеи Платона, в особенности на его модель идеального общественного устройства. На острове Утопия именно государство становится всеобщей регламентирующей силой, обуздывающей своеволие своих граждан: «...Люди спасены, и с ними обходятся так, что необходимо им быть добрыми»1. Под контролем государства «спасаются» не только совершившие преступления, но и все остальные граждане. Все в обязательном порядке занимаются физическим трудом, ходят в одинаковой одежде серого цвета (кроме высших должностных лиц)... Неравенство ликвидируется с помощью всеобщего равенства: «...для общественного благополучия имеется один-единственный путь -объявить во всем равенство»2. Благороднейшую и гуманную цель — освобождение человека от угнетения, тирании богатых - предлагается достичь путем тотальной нивелировки личности под мощным государственным прессом. Интимная

1 Мор Т. Утопия. М., 1978. С. 142.

2 Там же. С. 163.

жизнь человека подлежит публично-правовой регламентации: «Если мужчина или женщина до супружества будут соединены тайной страстью, его и ее тяжко наказывают», браки расторгаются «не иначе, чем смертью», за супружескую измену «наказывают тяжелейшим рабством»1. Иллюзию того, что только жесткие меры воздействия позволят решить проблемы социокультурного возрождения, реставрации, мы находим в многочисленных примерах современ­ной истории. Замечательный русский писатель А.П. Платонов описывает фигуру «государственного человека», который пишет социально-философский труд «Принципы обезличения человека с целью перерождения его в абсолютного гражданина с законно упорядоченными поступками на каждый миг бытия». По его мнению, человека можно сделать

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

святым и нравственным, поскольку «иначе ему деться некуда». Литературный герой Платонова, певец бюрократической утопии Шмаков, так описывает общество, где после 1917 г. впервые в России победят разум и порядок: «И как идеал зиждется перед моим истомленным взором то общество, где деловая официальная бумага проела и проконтролировала людей настолько, что будучи по существу порочными, они стали нравственными, ибо бумага и отношения следовали за поступками людей неотступно, грозили им законными карами, а нравственность сделалась их привычкой»2.

Второй вариант выхода из социокультурного кризиса связан с попытками преодоления его путем «уничтожения» одной из противоположностей - кризисного внешнего мира, который отрицается, отвергается сознанием индивида. Оппозиция мир - человек, где человек является страдающей и возвышающейся над всем несовершенством мира стороной, предполагает, что все беды связаны прежде всего не с природой самого человека, а с кризисом и деградацией внешних форм человеческого бытия, в первую очередь институциональных. Одна из главных идей западного Ренессанса и Просвещения заключалась в том, что человек является совершенным, добрым и прекрасным

1 Мор Т. Указ. соч. С. 232-234.

2 Платонов А.П. Город Градов // Юмор серьезных писателей. М., 1990 С. 333.

по своей природе, которую искажают внешние, деградирующие и кризисные условия бытия. Выход из кризиса здесь мыслится прежде всего как устранение всего того, что мешает раз­вертыванию истинной и гармоничной природы человеческого Я. Таким образом, речь идет о разрушении политических, идеологических, социальных и экономических институтов, которые препятствуют данной самореализации. Основой этого является «...вера в естественное совершенство человека, в бесконечный прогресс, осуществляемый силами человека, но, вместе с тем, механическое его понимание. Так как все зло объясняется внешним неустройством человеческого общежития и потому нет ни личной вины, ни личной ответственности, то вся задача общественного устроения заключается в преодолении этих внешних неустройств, конечно, внешними же реформами»1.

Именно такую позицию мы обнаруживаем в установках ренессансных мыслителей Европы XIV-XV вв. Возрождение - не только эпоха, давшая миру высочайшие образцы художественного гения, науки и философии, но и эпоха обширного социокультурного кризиса, связанного с разрушением старой средневековой идеологии и социума, и возникновения новых форм, образцов культурной деятельности, становления социального механизма капиталистического общества. В этом смысле Ренессанс с большим основанием можно называть срединными веками, поскольку он включает в себя не только моменты, обусловленные разрушением старого и возникновением нового, но и период так называемого «безвременья», того, о чем говорил Гамлет: «Распалась связь времен...». Третий вариант выхода из кризиса - устранение культурной аномии, предполагающей сосредоточение усилий личности в первую очередь на самоизменении, и как следствие этого -установление нового внешнего социокультурного порядка. Именно об этом говорил прообраз будущего старца Тихона «князю Ставрогину», олицетворяющему революционно настроенную русскую интеллигенцию: «...Прыжка не надо де-1 Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 42-43.

лать, а восстановить человека в себе надо долгой работой, и тогда делайте прыжок»1. Об этом же напряженно размышлял С.Н. Булгаков (1871— 1944), осмысливая культурные основы русского революционного движения. Ошибку русской революционной интеллигенции он видел в том, что в ее сознании превалировал возрожденческий способ выхода из социокультурного кризиса. «И вместо того чтобы начать с воспитания народа (и прежде всего с самой себя, как его самой активной части) в духе внутренней свободы, начали с попытки преобразования внешних условий существования народа - т.е. опять же с политической революции - в тщетной надежде, что таким путем будет достигнуто его освобождение»2.

Культурная аномия предполагает понимание и осознание человеком не только внешнего неблагополучия, абсурдности и антигуманности внешнего мира социального миропорядка, но и собственной «греховности», несовершенства. Преодоление собственного наличного ограниченного социального бытия личности осуществляется

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

через осознание такового в противопоставлении с миром абсолютных культурных ценностей и через установку на саморазвитие, самосовершенствование, «самодостраивание» личности. Выход заключается прежде всего не в революционной ломке и разрушении «старого мира», а в самоизменении, совершенствовании, наполнении новым ценностным содержанием старых форм социальной деятельности.

Date: 2015-09-03; view: 414; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию