Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы культурной динамики. Характер культурных изменений

Лекция 7. Динамика культуры

Роль традиций и инноваций

Внутренние источники культурной динамики

Типы культурной динамики. Характер культурных изменений

1.) Слово динамика образовано от греческого динамикос – имеющий отношение к силе, потенциалу. Традиционно отождествляется с изменениями потенциала того или иного явления. Противоположность статики. Говоря о динамике культуры мы подразумеваем совокупность упорядоченных тенденций и изменений имеющих место в культуре. Словосочетание динамика культуры также используется для обозначения раздела теории культуры, в рамках которого изучают процессы изменчивости в культуре и связанные с этим явлением особенности.

Культура относится к динамическим системам особенностью которых является тот факт, что от взаимодействия с окружающей средой они обретают возможность сохраняться и развиваться. В самом общем виде процессы динамики культуры интерпретируют как проявление способности культуры адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям существования. Арнольд Джозеф Тойнби назвал эту способность к адаптации системой «Вызов-и-Ответ». Исследователи говорят о том, что динамика заключается культуры может быть представлена как чередование периодов господства порядка и хаоса. В том случае, если чередование происходит плавно говорят о эволюционном типе развития культуры. Если чередование характеризуется наличием «точек перегиба» развитие культуры имеет неустойчивый, взрывной характер. Ю.М.Лотман считал взрыв одной из самых продуктивных форм динамики культуры. Он сопровождается резким повышением удельного веса перемен, изменением направления развития, появлением нескольких альтернатив будущего. Взрыв также может таить опасность распада и деградации культуры. Эволюционное развитие также не исключает постепенного ухудшения. Все формы негативного воздействие окружающей среды на культуру обусловлены существованием энтропии. По А.Флиеру, социально-культурная энтропия – это процесс понижения уровня структурированности, сложности, полифункциональности культурного комплекса в целом или отдельных подсистем, т.е. полная или частичная деградация культуры как системы.

Существование культуры во времени обязано явлению культурной трансмиссии. Это процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение. Культурная трансмиссия делает возможным такое явление, как преемственность культуры, ее непрерывность во времени. На ее основе формируется такое явление, как преемственность культуры, ее непрерывность во времени. Последовательная смена циклов развития культуры в рамках одного народа или страны должна происходить так, чтобы от поколения к поколению передавались базисные элементы культуры, а видоизменялись лишь второстепенные. Развитие культуры, как и отдельного индивида, предполагает взаимодействие двух видов памяти: оперативной (краткосрочной) и долговременной. Первая включает в себя то, что сегодня находится на виду и на слуху, о чем говорят, спорят, без чего невозможно ориентироваться в современной быстротекучей жизни. Оперативная память общества, как и отдельного индивида, имеет ограниченную емкость, ее содержание изменяется очень быстро. С появлением новых элементов, что-то старое обязательно забывается, и нам кажется, что оно умирает. Однако оно сохраняется в долговременной памяти, которая в известном смысле и есть культура. Долговременная память содержит все то, что было когда-то человечеством создано, даже если оно вытеснено из сознания и отчасти позабыто.

Важнейшими элементами культурной динамики, обеспечивающими наполнение содержания культурного наследия, являются традиции и инновации. К инновациям относят те явления культуры, которых не было на предыдущих стадиях ее развития, но которые закрепились в знаковых формах и деятельности путем изменения способов, результатов, содержания этой деятельности. Оба этих понятия могут быть соотнесены с разными пластами человеческой культуры, человеческой истории. Традиция возникла и развивалась в первобытной культуре, где определенный набор символов и знаний передавался из поколения в поколение и осваивался всеми членами первобытного коллектива. В то время как для рождения цивилизаций как центров посреди первобытной периферии потребовалось нечто большее, а именно появление культурных инноваций. Для роста цивилизации было необходимо наличие постоянного инновационного процесса. Но для того, чтобы наладить постоянный процесс роста, требовалось наличие базы ядра, на которое мог бы опираться инновационный процесс. Именно традиция стала культурным ядром, на котором зиждется цивилизация. Сохранение и поддержание культурных традиций не может быть пущено на самотек. В отличие от сорняков, выживающих практически везде, культурные растения требуют заботы и внимания. Традиция — это культурное ядро цивилизации, на котором покоится ее индивидуальность, но инновации необходимы для развития самой цивилизации. Она осуществляет селекцию, оформление и закрепление тех или иных новшеств. Традиция представляет собой форму в различных видах деятельности человека, предполагающую полное или частичное воспроизведение способов, приемов и содержания деятельности предыдущих поколений. Культурные инновации задают необходимую динамику всех сфер деятельности человека внутри цивилизации. Конечной целью любой инновации является превращение в норму, традицию. Благодаря традициям и инновациям культура превращается в сложноорганизованную целостность, формируемая двумя типами разнонаправленных процессов: вектором креативности и вектором структурирования.

В зависимости от того насколько значим тот или иной элемент Маргарет Мид выделила несколько видов культурной трансмиссии и формируемых ими типов культур:

Постфигуративная культура – способ передачи опыта, при котором подрастающее поколение перенимает его у старших.

Конфигуративная культура - способ передачи опыта, при котором дети и взрослые учатся не только у старших, но и у сверстников.

Префигуративная культура - способ передачи опыта, при котором не только дети учатся у родителей, но и родители учатся у своих детей.

2.) Самоорганизующейся система является тогда, когда ее структура возникает, сохраняется и усложняется в результате внутренних процессов. В наиболее обобщенном виде источник культурной динамики можно определить как объективную необходимость адаптации к изменяющейся внешней и внутренней ситуации.Проблему нахождения внутренних источников культурной динамики различные ученые решали по-разному. Данная проблема во многом сводится к описанию внутренней мотивации человека, толкающей его на создание тех или иных явлений культуры. По мнению Ф.Ницше им были иррациональные «апполоновское» и «дионисийское» начала. Г.Зиммель полагал, что сам характер жизни предполагает постоянное отмирание старых форм и утверждение новых. Т.Парсонс считал что источником динамики является избыток или недостаток информации и энергии, порождающий обмен ими в рамках системы и вне ее. В теории синергетики источником изменений считается изначальное качество культуры - неустойчивость. Также в качестве возможных источников динамики называют интересы, идеалы, желания и любознательность людей.

Чем бы не было обусловлено происхождение внутренних источников культурной динамики факт существования самоорганизации культуры не вызывает сомнения. Формы саморазвития культуры в зависимости от степени причастности к ним целенаправленной деятельности человека подразделяют на несколько типов:

Стихийные – развитие имеет неосознанный характер, чаще всего происходит тогда, когда человек выходит за рамки традиционных норм деятельности, установившихся стереотипов и т.д..

Проб и ошибок (селекция) – в данном типе саморазвитие осуществляется в процессе поиска новых вариантов, опирающихся на случайность, однако, новое в культуре в данном случае закрепляется осознанно

Сознательная деятельность (генерация) – это осознанный процесс разработки новых проектов, подходов, инноваций в ценностях, нормах.

Инновации, возникшие в процессе саморазвития культуры, имеют несколько разновидностей. Получение новых знаний о мире традиционно называют открытием. Суперновацией называют такой творческий продукт, который создает принципиально новый эталон. Изобретение же представляет собой новую комбинацию известных культурных элементов или комплексов. Сущность изобретения известный ученый Ньютон выразил так: «Я видел больше потому, что стоял на плечах своих предшественников». Инновации возникаю из непосредственного опыта в рамках конкретной деятельности, но превращаются в значимое явление только тогда, когда этот опыт приобретает общекультурное значение, становится фактом культуры. Такого рода инновации подлежат воспроизводству в процессе их освоения новыми поколениями людей. В связи с этим в современной культуре возрастает роль таких институтов, как патентные бюро, образование, средства массовой информации и т.п., поскольку они обеспечивают темп внутренней динамики культуры, ускоряя обращение нового опыта в разных сферах общественной практики.

 

3.) Основным элементом фазового типа культурной динамики считается социокультурное преобразование. Оно имеет место тогда, когда новое состояние возникает под влиянием интенсивных процессов общественного обновления. Выделяют три основных вида преобразований: реформу, трансформацию и революцию.

Реформа изменение переустройство определенной части социокультурной жизни, которое не уничтожает основ существующего порядка. В общественной теории и практике к реформам относять более или менее прогрессивные преобразования, определенный шаг к улучшению. Реформа — частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.

Т рансформация совокупность явлений и процессов, которые постепенно и ненасильным образом приводят систему к принципиально новому качеству отношений.

Революция глубокое качественное изменение в развитии. Отностительно социокультурной среды говорят про коренное, как правило, насильное изменение главнейших традиционных ценностей и стереотипов (поведения, сознания, мышления), изменение идеологии, крутой поворот государственной политики, кардинальное преобразование социального состава интеллигенции. Революция — комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Говоря о характере культурных изменений, имеют ввиду их направленность их влияния на состояние культуры. С этой точки зрения различают изменения, которые ведут к обогащению и дифференциации культуры, и изменения, которые способствуют уменьшению дифференциации и упадку культуры, а также изменения, которые никак не проявляют себя в течении долгого времени.

Обогащение культуры рассматривают как процесс углубления дифференциации ее структуры при сохранении стойкости фундаментальных частей системы. Положительные изменения всегда связаны с появлением, формированием новых стилей, направлений искусства, использованием новых технологий, выделением новых профессиональных групп, созданием новых законов, творчеством гениев и т.п. Однако, новое только тогда становится синонимом прогресса, когда способствует совершенствованию человека, расширяя область его свободы (творческой, экономической, политической) без вреда для других людей, а также состояния окружающей среды. Обогащение культуры имеет несколько основных форм. Под культурной интеграцией подразумевается такая взаимосвязь различных частей или элементов культуры, когда эти элементы объединяются в некую целостность. Интеграция или единство культуры создается благодаря близости или сходству основных элементов культуры и различию неосновных, неглавных элементов. Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Аккумуляция является полной противоположностью культурного истощения. Культурная дифференциация предполагает, что живые носители культуры принадлежат к разным группам, занимают неодинаковое общественное положение, т. е. имеют неравные социальные статусы, и поэтому создают разные виды культуры.

Культурный упадок чаще всего связан с ослаблением значимости высших сфер культуры, ее примитивизацией, уменьшением числа явлений культуры. Упадок может быть реакцией на предшествующий период бурного развития культуры, связанное с недовольством его результатами, дезинтеграцией, трудностью усвоения появившихся новшеств, усталостью от постоянных перемен.

О культурном застое говорят тогда, когда изменения не происходят в течение длительного времени. Общество отдает предпочтение традиции, ориентируется на повторяемость норм, смыслов, знаний, ценностей, распространяет запрет на нововведения. В подобной ситуации даже крупные открытия не могут изменить линию развития культуры.

Культурное запаздывание описывает такого типа изменения, при которых развитие одной сферы явно опережает развитие в другой. Такая диспропорция часто имеет место в развитии материальной и нематериальной культуры. В 1922 году У.Огборн для обозначения ситуации, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее ввел понятие «культурный лаг». Он предположил, что ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере. Особенно страдает от этого молодежь. Ее духовный мир не меняется столь быстро, как материальное положение.

Культурный кризис сопровождается резким ослаблением связей между важнейшими элементами и институтами культуры. В результате система распадается. В зависимости от того насколько далеко зашел этот процесс говорят о окончательном или частичном кризисе. Кризис, зачастую, может стать началом формирования иных элементов культуры и связей между ними, породив новую культуру. Характерным признаком кризиса считается аномия, нарушающая культурное единство за счет распада прежде единой и стабильной системы норм и ценностей. Поскольку кризис несет прямую угрозу существованию культуры, были выделены следующие пути преодоления кризиса:

1. Традиционализм предполагает усиление срединной культуры, т.е. тех форм культуры обладающими наиболее высоким потенциалом: активно воздействующих на другие формы, отличающиеся развитой организацией и богатым языком, богатую текстами эталонной значимости.

2.Культурное возрождение заключается в переходе к более раннему, богатому варианту культурной жизни.

3. Регуляция разнообразия основана на выделении тех элементов и связей, существование которых допустимо для культуры и игнорирование, запрет на отдельные из них (деструктивные культы, политические организации, художественные направления и др.).

Оценивая динамику конкретной культуры, следует учитывать ряд аспектов влияющих на ее характер. Культурные изменения, как правило, не имеют всеобъемлющего характера. Особенность многих культур заключается в их многоуровневом характере, в результате чего могут одновременно происходит разнонаправленные изменения различного темпа. Усиление тенденции к стабилизации со временем приводит к потребности в изменении. Кроме того, разные компоненты культуры изменяются с различной скоростью. Большой устойчивостью в сравнении с политической, экономической, социальной, научной сферами отличается религия. Очень мобильна в отношении изменений художественная культура. Наиболее склонна к изменению и обновлению наука. В среднем она удваивает свои основные параметры за 10-12 лет.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Тема 4. Теоремы динамики | В г. Каргополе»

Date: 2015-09-03; view: 1354; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию