Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государства второго и третьего расширений





 

Европейские сообщества были созданы государствами, находившимися примерно на одном и том же уровне социально-экономического развития, построенными на базе одной и той же социально-экономической модели. В принципе они имели совпадающие или по крайней мере сходные интересы.

Первое расширение ЕС вовлекло в круг европейской интеграции страны, по природе своей идентичные странам «шестерки», но имевшие иные политические интересы, во многом расходившиеся с интересами государств-основателей. Поэтому процесс интеграции осложнился.

В ходе второго и третьего расширений в состав Сообщества вошли государства, которые в политическом отношении были «большими роялистами, чем сам король». Они проявляли не меньшую заинтересованность в развитии интеграции, чем государства-основатели. Проблема состояла в том, что все они только что освободились от антидемократических диктаторских режимов. По уровню своего социально-экономического развития, прочности демократических порядков, степени развитости гражданского общества и рыночной экономики они намного отставали от государств-основателей и государств первого расширения. С их появлением политический импульс европейской интеграции заметно усилился, но Сообществу пришлось приложить значительные материальные усилия для того, чтобы помочь новым государствам – членам ЕС добиться ускорения социально-экономического развития.

Греция

 

Присоединение Греции к процессу европейской интеграции было осложнено целым рядом объективных факторов. Во-первых, этому мешала ее политико-географическая удаленность: после возникновения социалистических режимов на Балканах Греция оказалась отрезанной от Западной Европы. Во-вторых, сказывалась и сложная история Греции, долгое время находившейся под гнетом Оттоманской империи. Это определило существенные отличия ее социально-экономического устройства и политической культуры от западноевропейских образцов. В-третьих, Греция вышла из Второй мировой войны в состоянии острейшего противостояния различных политических сил, которое в конечном счете приняло форму гражданской войны. В-четвертых, имея дело с Грецией, и США, и государства Западной Европы должны были считаться с перманентным антагонизмом Греции и Турции.

Тем не менее логика холодной войны делала политически целесообразным преодоление этих особенностей и включение Греции в западные союзы. Поэтому Греция была среди основателей ОЕЭС, в 1949 г. присоединилась к Совету Европы, а в 1952 г. – к НАТО. Греция никогда не была участницей ЕАСТ, а с самого начала сделала ставку на теснейшее сотрудничество с ЕС. Ее главным мотивом был расчет на укрепление внутриполитической стабильности и преодоление сильного влияния коммунистической партии и ее союзников. Кроме того, Греция рассчитывала на получение экономических преимуществ в результате присоединения к общей сельскохозяйственной политике, привлечения государственных субсидий и частных инвестиций из стран «шестерки».

В 1959 г. Греция обратилась к ЕС с просьбой о заключении соглашения об ассоциации, которое и было подписано в 1961 г. Обе стороны рассматривали его как шаг к присоединению Греции к ЕС. Однако прежде необходимо было добиться сближения уровней экономического развития. Успешно начавшееся развитие отношений было прервано приходом к власти в Греции в 1967 г. режима «черных полковников». Сообщества немедленно заморозили все связи с Афинами.

В июне 1974 г. военная хунта была свергнута. Пришедшее к власти консервативное правительство сразу же заявило о своем намерении добиваться вступления в ЕС. В июне 1975 г. Греция подала официальное заявление о присоединении.

На пути Греции в Европейские сообщества были по-прежнему экономическая отсталость, социальные и культурные отличия от Западной Европы и соперничество с Турцией. Европейская комиссия в осторожной форме выразила свои сомнения в возможности немедленного присоединения Греции к ЕС. Однако политическая заинтересованность сторон была настолько велика, что Совет решил немедленно приступить к переговорам. В мае 1979 г. договор о присоединении был подписан и 1 января 1981 г. вступил в силу.

История участия Греции в деятельности Европейских сообществ и Европейского Союза была весьма неровной. Буквально через десять месяцев после вступления в силу договора о присоединении к власти в Греции пришло правительство ПАСОК во главе с Андреасом Папандреу. На предыдущих этапах эта партия выступала против участия Греции в европейской интеграции под предлогом того, что интеграция несовместима с национальным суверенитетом. Став правящей партией, ПАСОК, естественно, должна была занять более взвешенную позицию. Греция осталась в составе ЕС, однако при правительстве социалистов ее деятельность на этом направлении не отличалась особой активностью. Представители Греции возражали, в частности, против любых шагов, ведущих к политическому союзу или даже усилению европейского политического сотрудничества.

Политические установки Греции в отношении европейской интеграции радикально изменились после прихода к власти в Афинах Новой демократической партии. В ходе разработки Маастрихтского договора новые руководители Греции заявили о своей приверженности федералистскому идеалу интеграции и выступили за ее дальнейшее развитие на всех направлениях. Одновременно они настойчиво подчеркивали необходимость сохранения равенства всех государств-членов и выступали против любых тенденций перехода к Европе «нескольких скоростей».

Этот принципиальный подход особенно рельефно проявился в отношении Греции к Экономическому и валютному союзу. Хотя Греция была явно не готова к вступлению в него, греческое правительство добивалось смягчения критериев конвергенции, с тем чтобы позволить всем без исключения государствам – членам ЕС перейти к единой валюте одновременно.

Греция активно поддержала движение к политическому союзу, в котором она видела орудие укрепления демократии внутри ЕС и поддержки реформ в странах Восточной Европы. Она выступала за предельно широкий мандат общей внешней политики и политики безопасности, вплоть до совместной охраны внешних границ ЕС и принятия государствами-членами обязательств о взаимопомощи. Смысл этой позиции был ясен: Греция стремилась обезопасить себя от военной угрозы со стороны Турции и хаоса в бывшей Югославии. Греция выступала за включение в круг ОВПБ вопросов обороны и постепенное включение ЗЕС в состав ЕС. Посредством жесткого политического давления Греция добилась своего приема в ЗЕС, выиграв тем самым еще одно очко в соперничестве с Турцией, которая, не будучи членом ЕС, не могла рассчитывать на участие в этой организации. Вместе с тем Греция считала, что ее интересам не соответствует назначение Высокого представителя по вопросам ОВПБ, и предлагала сохранить руководство этим направлением деятельности за уже существующими институтами и органами ЕС.

Греция была среди тех стран, которые ставили во главу угла создание «Европы людей», укрепление гражданства ЕС и защиту фундаментальных прав на уровне сообществ. Одновременно она выступала за всемерное усиление механизма сплоченности государств – членов ЕС и расширение помощи относительно отсталым странам.

Что касается институциональной реформы, то Греция, как малая страна, выступала против любых попыток уменьшить роль Европейской комиссии, в частности против отхода от принципа ее исключительной законодательной инициативы. Она отстаивала существовавшую систему распределения голосов в Совете и сложившуюся систему председательства. Греция поддерживала расширение сферы совместного решения Совета и Парламента. Она была сторонницей наделения Комиссии правом законодательной инициативы в вопросах третьей опоры и включения этих вопросов в круг юрисдикции Суда ЕС.

В отличие от Ирландии, Греция не смогла в полной мере воспользоваться преимуществами европейской интеграции и нередко вызывала раздражение других государств-членов своим стремлением использовать Сообщество для решения своих узконациональных проблем, в первую очередь в отношениях с Турцией. Греция остается в числе наименее развитых стран ЕС. В 1998 г. Комиссия была вынуждена констатировать, что ни по одному показателю – ни по уровню инфляции, ни по размерам бюджетного дефицита, ни по волатильности обменного курса, ни по уровню процентных ставок – Греция не соответствовала критериям конвергенции. Естественно, что, несмотря на свое желание быть среди основателей ЭВС, Греция не вошла в их число.

Положение изменилось лишь в самые последние годы. Греция смогла переломить хронические неблагоприятные тенденции в бюджетной и денежно-кредитной сферах и выйти на уровень критериев конвергенции по всем показателям, кроме размеров государственного долга. 1 января 2001 г. Греция стала частью зоны евро.

 

Date: 2015-09-03; view: 315; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию