Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Алгоритмические предписания





 

Для подготовки к семинарам, зачету и экзамену используются алгоритмические предписания, помогающие конструировать ответ.

Алгоритм ответа об элементах дидактики (основные понятия, категории, закономерности, принципы, технологии, область и условия применимости):

1. Определение (дефиниция) дидактического элемента:

а) одно из известных;

б) свое собственное.

2. Необходимость данного элемента в дидактике. Взаимосвязь с остальными элементами.

3. Роль и место данного элемента в одной из дидактических систем.

4. Личная точка зрения на данный элемент, пример из собственного опыта.

5. Проявление данного элемента в педагогической практике.

Алгоритм ответа об элементах дидактических систем (цели, содержание, формы, методы, средства обучения, способы и приемы).

1. Определение (понимание) элемента. Его основные признаки.

2. Смысл и назначение данного элемента в образовательном процессе.

3. Его роль и место в конкретной дидактической системе.

4. Пример занятия или образовательной ситуации в одной из дидактических систем, в которой данный технологический элемент применяется:

а) известный пример;

б) собственный пример.

Алгоритм педагогической разработки (фрагмент педагогического события: урока, мероприятия, ситуации):

1. Тема (проблема).

2. Место и время действия.

3. Участники.

4. Ситуация (начальные условия).

5. Дидактические цели.

6. Формы и методы деятельности участников.

7. Предполагаемый результат.

8. Способы рефлексии, контроля и оценки результата.

Алгоритм характеристики образовательного процесса:

1. Формальное название характеристики (образовательные стандарты, учебная программа, учебник и т. д.).

2. Субъекты образования, затрагиваемые данной характеристикой.

3. Смысл, цель и роль данной характеристики для организации педагогического процесса.

4. Структура и основное содержание характеристики.

5. Соответствие (несоответствие) содержания данной характеристики различным дидактическим системам (например, в школе Френе отрицается необходимость учебников).

6. Собственная точка зрения на данную характеристику. Предложения об изменении или усовершенствовании характеристики.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ по курсу «Теория обучения»

 

Экзаменационные билеты включают в себя по два теоретических вопроса и одному практическому заданию, связанному с разработкой определенного элемента обучения.

Теоретические вопросы

 

1. Причины возникновения дидактики, ее роль и место в педагогике.

2. Общая и частные дидактики. Дидактика как система.

3. «Великая дидактика» Я. А. Коменского.

4. Дидактика Гербарта и дидактика прогрессивистов.

5. Образование. Типы образования. Национальная идея в образовании.

6. Философские основы обучения. Дидактические идеи отечественных философов.

7. Образ человека и смысл образования. Образ педагога,

8. Методологические основы образовательного процесса

9. Психолого-педагогические основы обучения. Образ ученика. Когнитивные, креативные и оргдеятельностные качества личности.

10. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

11. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.

12. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения.

13. Свобода и заданность в обучении. Изучение. Освоение.

14. Связь обучения и развития. Развивающее обучение. Связь обучения и воспитания.

15. Познание и обучение. Проблемное обучение.

16. Эвристическое обучение. Дидактическая эвристика. Обучение как сотворчество учителя и ученика.

17. Типы обучения: программированное, мыследеятельностное и др.

18. Сущность образовательного процесса. (Движущие силы, противоречия и логика.)

19. Принципы образовательного процесса.

20. Организация образовательного процесса.

21. Познание реальности и знаний о ней. Субъективность результатов обучения.

22. Образовательная деятельность и ее структура. Внешнее и внутреннее содержание образовательной деятельности.

23. Законы и закономерности обучения.

24. Принципы обучения

25. Обучение на Руси. Древнерусские формы и методы обучения.

26. Школа язычества. Ритуалы и обряды. Мифы.

27. Летописи. Поучения. Грамота. Профессиональное обучение.

28. Народная педагогика. Домострой.

29. Система обучения Ломоносова.

30. Свободная школа Л. Н. Толстого.

31. Дидактика П. Ф. Каптерева.

32. Дидактические идеи К. Д. Ушинского и В. П. Вахтерова.

33. Система обучения С. Т. Шацкого.

34. Система обучения А. С. Макаренко.

35. Эвристическая система Сократа.

36. Новая школа Френе.

37. Система обучения Монтессори.

38. Вальдорфская школа.

39. Современные зарубежные системы обучения.

40. Анализ современных дидактических концепций. Инновационные образовательные процессы.

41. Школа М. П. Щетинина.

42. Школа свободного развития.

43. Русская школа.

44. Школа диалога культур.

45. Методологический колледж.

46. Школа самоопределения.

47. Понятие содержания образования. Уровни представления содержания образования.

48. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

49. Основные теории (концепции) содержания образования.

50. Принципы построения содержания образования. Требования к содержанию образования.

51. Концепция структуры и содержания образования в 12-летней школе.

52. Государственные образовательные стандарты. Базисный учебный план.

53. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

54. Личностно-ориентированное образование. Содержание образования как среда.

55. Культурно-историческое содержание образования.

56. Деятельностное содержание образования.

57. Предметное и метапредметное содержание образования.

58. Фундаментальные образовательные объекты. Учебные метапредметы.

59. Обновление содержания образования и перспективы его развития.

60. Образовательная программа, ее конструирование.

61. Учебники и учебные пособия. Электронный учебник. Перспективы развития учебника.

62. Конструирование системы занятий. Технологическая карта. Тематическое планирование занятий.

63. Образовательное целеполагание. Таксономия целей обучения.

64. Технология образовательного целеполагания. Обучение учеников целеполаганию.

65. Индивидуальная система занятий ученика. Индивидуальная образовательная траектория. Методика одновременного обучения учащихся по-разному.

66. Рефлексия в обучении. Взаимосвязь рефлексии и целеполагания. Методика организации рефлексии ученика на уроке.

67. Классификация форм обучения.

68. Классно-урочная система и ее альтернативы.

69. Лекционно-семинарская форма обучения.

70. Групповые формы обучения.

71. Классификация методов обучения.

72. Эвристические методы обучения.

73. Метод проектов.

74. Эвристическое «погружение».

75. Творческие недели.

76. Типы творческих уроков. Разработка творческого урока.

77. Открытые задания. Методика их составления.

78. Образовательная ситуация. Технология создания и развития образовательной ситуации. Ситуативное обучение.

79. Классификация средств обучения. Методика применения средств обучения.

80. Формы и виды контроля в обучении. Параметры образовательной диагностики.

81. Диагностика и оценка творческой деятельности. Образовательные характеристики учеников. Самооценка и оценка результатов обучения.

82. Понятия «дистанционное обучение», «Интернет-образование», «виртуальное образование».

83. Принципы дистанционного обучения.

84. Типы дистанционного обучения.

85. Дистанционные курсы. Виды дистанционных занятий.

86. Методика разработки и проведения дистанционных занятий.

87. Школьный телекоммуникационный центр. Средства дистанционных коммуникаций.

88. Образовательный веб-сайт. Веб-квесты.

89. Цели и задачи педагогической практики. Функции участников и организаторов педагогической практики.

90. Подготовка к проведению урока. Конспект урока.

91. Проведение уроков и внеурочных занятий. Схема анализа урока.

Date: 2015-09-03; view: 1008; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию