Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






VIII. Взаимоотношения полов как проблема культурологии 6 page





Взаимоотношения старших и младших под этим углом зрения можно разделить на три этапа. Первый — детство, которое еще не создает особых культурологических проблем. Этот период может быть более или менее счастливым (в частности, Чехов грустно иронизировал по этому поводу: «В детстве у меня не было детства»), но для нас сейчас важно не это, а то, что младшие практически всегда безоговорочно принимают ценностную систему старших. (Так, тому же Чехову в детстве просто не могло придти в голову сомнение в том, нужно ли петь в церковном хоре.)

Второй этап — в культурологическом отношении, по-видимому, главный — отрочество и юность. Взаимоотношения «отцов и детей» здесь могут складываться по-разному, что касается в основном поведения и мировоззренческих установок взрослых. Одни продолжают прежнюю политику подавления по отношению к ценностной системе ребенка (который в этом возрасте уже не ребенок, но, конечно, и не взрослый) — этот подход к отроку и юноше весьма опасен, особенно для старших, потому что здесь могут закладываться противостояние поколений, их взаимная не­приязнь, и поэтому рассчитывать в этом случае на помощь «детей» в старости не придется. (Конечно, это не всегда так: напри­мер, Алеша Карамазов в отличие от старших братьев продолжал любить отца, несмотря на все его недостатки.) Молодые тоже не выигрывают от таких отношений: здесь часто возможны обиды как на конкретных людей, так и на жизнь вообще (см., напри­мер, стихотворение Лермонтова «Ужасная судьба отца и сына...»), возникновение комплекса неполноценности (например, «Подро­сток» Достоевского), а то и более серьезные последствия, чрева­тые уже психическими заболеваниями. Поэтому родителям в это время следует проявлять максимум осторожности, терпения и то­лерантности по отношению к подросткам, а в особенности не заводить дискуссий по поводу несущественных мелочей типа при­чески, косметики, одежды и т.п. Следует учитывать, что подрос­ток в этом возрасте будет проявлять юношеский негативизм и от­рицание всех или некоторых ценностей старшего поколения — к этому надо быть готовым и в зависимости от ситуации либо воздерживаться от замечаний вообще, либо вести мирный и уважительный по отношению к ребенку разговор. Вообще, старшим надо помнить, что через эту стадию проходит каждая личность в своем культурном самоопределении, чаще вспоминать свое соб­ственное отрочество и юность и знать, что эта возрастная «болезнь» так и так скоро пройдет, а вот осложнения, которые она вызовет, почти всецело зависят от поведения и тактики родите­лей, учителей и вообще взрослых.

Еще раз напомним, что итогом развития на этом этапе являет­ся формирование в основных чертах ценностной системы и типа эмоционально-ценностной ориентации.

Наконец, третий этап — это вхождение юноши или девушки во взрослую жизнь, которая начинается не с определенного воз­раста, а с оформлением определенной ценностной ориентации, принципиально своей системы ценностей. Такая система лишь редко совпадает с ценностной системой старших целиком и пол­ностью, да это и не обязательно, потому что наступит время, когда «ребенок» будет обязан жить своим умом, если он не хочет обратиться в «вечного ребенка», в пассивный объект воспитания (неважно, кто его будет воспитывать — родители, жена, теща, свекровь, приятели в компании, начальник трудового коллектива и т.п.).

В этом возрасте отношения старших и младших, конечно, изменяются, но все же не перестают, как правило, существовать. Здесь можно отметить три тенденции развития этих взаимоотношений. Первой и самой благополучной является более или менее полное сочетание ценностных систем старших и младших (откуда может развиться свободный разговор, непринужденное общее проведение досуга, взаимная радость общения и т.п. положительные культурологические последствия). При этом варианте, как правило, устанавливаются отношения взаимо помощи: не только старшие помогают младшим, но и наоборот — младшие могут оказать существенную поддержку, помогая старшим поддерживать контакт с изменяющейся реальностью. Примером этой модели взаимоотношений могут быть взаимоотношения отца и сына Кирсановых, описанные в эпилоге тургеневского романа «Отцы и дети».

Второй вариант — это полная несовместимость ценностных систем «отцов и детей», порождающая часто не просто непри­язнь, но и прямую ненависть. Таковы, например, отношения Дмитрия и Ивана Карамазовых в романе Достоевского «Братья Карамазовы», взаимная ненависть Треплева и Аркадиной в «Чай­ке» Чехова.

Наконец, третий вариант — это полное взаимное равнодушие, иногда слегка завуалированное в соответствии с этикетом и нормами общественной нравственности (Вронский и его мать в романе Толстого «Анна Каренина»). Последний тип отношений, правда, не всегда является результатом взаимного равнодушия; существуют ситуации, когда люди разного возраста не могут друг друга понять, несмотря ни на какие взаимные усилия — так происходит, например, в рассказе Чехова «Скучная история».

Как видно из всего сказанного, проблема воспитания — не частная, а общая проблема, которую не решить по отдельности ни педагогам, ни родителям, ни иным причастным к воспитанию людям. И до тех пор, пока эта проблема будет рассматриваться узко-профессионально, результаты воспитательной работы будут далеки от желаемых. Вполне возможно поэтому, что именно культурологический подход к воспитанию свяжет отдельные педагогические усилия в общую структуру, способную оптимально сформировать эмоционально-ценностную ориентацию человека и конкретную систему его ценностей.


ЛИТЕРАТУРА

А. Учебники и учебные пособия

Арнольдов А. И. Введение в культурологию. — М., 1993.

Введение в культурологию. — М., 1996.

Гуревич П.С. Культурология. — М., 1996.

Культурология. История и теория культуры. — М., 1996.

Соколов Э.В. Культурология. — М., 1994.

Б. Общая литература

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М., 1977.

Бахтин М.М. Творчество Ф.Рабле и народная культура Средне­вековья и Ренессанса. — М., 1965.

Бебель А. Женщина и социализм (любое издание).

Бердяев Н.А. Смысл истории. — М., 1990.

Бердяев Н.А. Философия свободного духа. — М., 1994.

Битов А. Уроки Армении. Выбор натуры//А. Битов. Книга путе­шествий. — М., 1986.

Булгаков С.А. На пиру богов. Рго и сопtга. Современные диалоги//Из глубины. Сб. ст. о русской революции. — М., 1990 (или лю­бое иное издание).

Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. — М., 1990.

Вехи. Сб. ст. о русской интеллигенции (любое издание).

Горький М. О С.А.Толстой (любое издание).

Горький М. В.И.Ленин (любое издание).

Гумбольдт В. Язык и философия культуры. — М., 1985.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — М., 1984.

Гуревич П.С. Философия культуры. — М., 1995.

Дюркгейм Э. Самоубийство. — Пг., 1912.

Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М., 1986.

Изгоев А. С. Социализм, культура и большевизм//Из глубины. Сб. ст. о русской революции. — М., 1990 (или любое иное издание).

Камю А. Бунтующий человек. — М., 1990.

Камю А. Миф о Сизифе//А.Камю. Посторонний. Чума. Падение. Рассказы и эссе. — М., 1989.

Кант И. Критика способности суждения. — М., 1994.

Карсавин Л.П. Восток, Запад и Русская идея. — М., 1922.

Категории философии и категории культуры. — Сб. ст. Киев, 1983.

Культурология, XX век. Антология. — М., 1994.

Культурология, XX век. Словарь. — СПб., 1997.

Леви-Строс. Структурная антропология. — М., 1983.

Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? (любое издание).

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм (любое издание).

Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. — М., 1982.

Лосский Н.О. Мир как органическое целое//Лосский Н.О. Избранное. — М., 1991.

Лотман Ю.М. Типология культуры. Статьи по типологии куль­туры. — Вып. 1. — Тарту, 1970. - Вып. 2. - Тарту, 1973.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. — СПб., 1994.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. — М., 1993.

Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству//Ницше Ф. Соч.: В 2 т.-Т.2.- М., 1990.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. — М., 1916 (или любое из переизданий).

Овчинников В.В. Ветка сакуры. Корни дуба. — М., 1987.

Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. — М., 1991.

Паркинсон С.Н. Закон Паркинсона и другие памфлеты. — М., 1976.

Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. — М., 1992.

Тойнби А. Постижение истории. — М., 1991.

Философский энциклопедический словарь. — М., 1989. Статьи: Агностицизм, Атеизм, Бог, Быт, Ирония, Культура, Ценностей теория, Ценностные ориентации, Ценность, Цивилизация, Ци­низм.

Флоренский П.А. Культ, религия, культура//Богословские тру­ды. - М., 1977.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994.

Хализев В.Е. Теория литературы. — М., 1999. Гл. I § 5.

Шихи Г. Возрастные кризисы: Ступени жизненного роста. — СПб., 1999.

Шпенглер О. Закат Европы. — М., 1993 (или любое иное изда­ние).

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и го­сударства (любое издание).


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопросы и задания к каждой главе (кроме введения) состоят из двух блоков. Первый — система тестов. На каждый вопрос при­ведены три варианта ответов. Правильным является только один, остальные могут быть либо совершенно неверными, либо неточ­ными, либо неполными. Ваша задача — с помощью пособия выбрать тот ответ, который вы считаете правильным.

Второй блок носит более творческий характер. Его задания под­разумевают, что вы приложите знания, полученные из соответ­ствующей главы, к анализу той или иной конкретной культуры. Так, например, в задании к гл. IV («Общие свойства культур») вы должны установить, является ли культура, предложенная для ана­лиза, стабильной или нестабильной, толерантной или интолерантной, прогрессивной, реакционной или консервативной и т.д. Аналогичным образом выполняются задания к другим главам.

Особый тип учебных упражнений — задания второго блока к гл. I. Здесь вам надо написать небольшое сочинение-размышление об общих проблемах культуры, высказать свое мнение о них. Это задание можно выполнять как после освоения материала гл. I, так и в самом конце обучения.

Date: 2015-09-03; view: 768; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию