Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Народная культура





Двойственность ценностных ориентаций еще ярче проявлялась в жизни простых людей, прежде всего крестьянства, сословия «трудя- щихся».

Крестьяне находились в разной степени зависимости от феодала.

Лично зависимые крестьяне (сервы) не могли распоряжаться собой,

своей землей и имуществом, работали на барщине, несли ряд повинно- стей, могли быть проданы с землей другому феодалу. Значительную часть населения составляли лично свободные крестьяне. Они сами распоряжались своим движимым имуществом, но платили феодалу вы- сокие налоги и должны были подчиняться суду сеньора. Существовал и небольшой слой крестьян – собственников земли, зависимость кото- рых от сеньора носила судебный и политический характер.

Быт крестьян нес на себе отпечаток крайней бедности: простейшие орудия труда, убогая деревянная утварь, маленькие жилища, где в од- ной комнатке ютилась вся семья, хранились запасы и содержался скот.

Почти вся жизнь крестьян была наполнена тяжелым трудом.

Дух и плоть, добро и зло, устремленность к Богу и чувственные радости, боязнь греха и грех в их повседневности тесно переплетались.

Христианский принцип двумирности с трудом воспринимался народ- ным сознанием. В деревне по-прежнему верили в духов, домовых, эль- фов, русалок, драконов, поклонялись языческим богам, иногда – под

видом католических святых.

Высшим проявлением духа язычества были народные праздники, в том числе карнавалы, где естественная потребность в психологической

разгрузке, в беззаботном веселье после тяжких трудов выливалось в пародийное осмеяние всего высокого и серьезного в христианской культуре.

 

В рутинной, медленно развивающейся цивилизации средневековья временные ориентиры были расплывчаты. Точное измерение вре- мени распространяется лишь в позднем средневековье. Личное, быто- вое время средневекового человека двигалось как бы по замкнутому кругу: утро – день – вечер - ночь; зима – весна – лето - осень. Понима- ние же исторического времени было иным. Время оказывалось линей- но направленным, движущимся от сотворения мира к Страшному суду и завершению земной истории.

Восприятие человеческих возрастов отличалось от привычного для современного человека. Сорокалетний человек считался стариком.

Средневековье не знало глубокой эмоциональности по отношению к детям. А вот отношение к юности было очень ярким, эмоциональным. Она мыслилась как пора цветения, с нею связывались представления о

жизненной магической силе.

 

 

·Средневековая культура. Готический и романский стили в архитектуре.

 

 

 

 

·Культура Возрождения. Обращение к античности.

 

 

19) Возрождение (франц. «ренессанс») - историческая эпоха между средневековьем и новым временем, наступившая в XV-XVII ве­ках в странах центральной и западной Европы. Родилась эта великая культурная эпоха в Италии не случайно. Великая и естественная античная культура открыла человечест­ву простор для развития. Варварское восхищение западно­го человека античностью стало рычагом, позволившим ему понять и транслировать античный способ отношения к миру и античные ценности. Здоровый, не испорченный автори­тарностью способ отношения к миру итальянцев был обо­гащен возможностью личностного развития. Римляне, очарованные достижениями греческой антич­ности, положили в свое время начало органической преем­ственности, процессу трансляции духа великой культуры. Они же сохранили в себе свободный, естественный способ отношения к миру, позволивший совершить прогрессивный переворот культурного возрождения. Эта эпоха отличается и от средневековья, и от Нового времени, но в то же время имеет много общего с эти­ми периодами истории. Если основываться на выявленных чертах культуры итальянского Возрождения (гуманизм, антропоцентризм, модификация христианской традиции, возрождение античности), то хронология итальянского Возрождения выступает следующим образом: время, в ко­торое указанные черты только проявляются, характе­ризуется как Предвозрождение (Проторенессанс), или дученто (двухсотые годы - XIII в.) и треченто (трехсотые годы, считая от тысячного - XIV в.).Главным действующим лицом эпохи, свое­образным центром культуры становится энергичный, во­левой, раскрепощенный человек, мечтающий о реализа­ции захватывающих земных идеалов. Этот человек стре­мился к суверенизации во всех сферах, пытаясь вопло­тить многообразие жизненных интересов, бросая вызов устоявшимся традициям. Известно, что христианство страстно желало вырвать индивида из неопределенности, случайности вселенского бытия, стремясь возвысить его над течением временного потока, указав путь в вечной Красоте, увязав жизнь каждого с присутствием Абсолюта, управляющим Мирозданием по законам гармонии. По­этому метафизический мир приобретал самодовлеющее значение. И вся эта запредельная красота покоилась на неразрывном союзе человека с Богом. Индивид рассмат­ривался как абсолютно зависимое существо и сам по се­бе, в отторжении от Бога, никакой ценности не имел.

В эпоху Возрождения человек испытывал глубо­чайшую потребность в ослаблении безграничного влия­ния трансцендентных ориентиров, безусловного автори­тета церкви, ища точку опоры в собственных деяниях, стремясь дать выход преобразовательной энергии. Возрожденческий человек словно впервые ощутил многообразие собственных безграничных воз­можностей, которые раньше оставались неизведанными и невостребованными. Внутренний и внешний мир развер­нулись во всей своей невиданной многоликости, захваты­вающей грандиозности, богатстве, блеске, поражая вооб­ражение, побуждая к творческому самораскрытию. Несо­измеримо возросло чувство собственного достоинства, которое не играло такой принципиальной роли в антич­ной культуре.

 

 

·Культура Возрождения. Особенности нового мировоззрения.

 

 

20)Мировоззрение и мироощущение Ренессанса. Возрождение, или Ренессанс, (одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающая почти три столетия: с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в.). Термин «возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Джордж Вазари. Под ним он подразумевал возрождение античности. Большинство представителей светской культуры – художники, философы, ученые – подвергают существенному пересмотру традиционные, религиозные, нравственные, эстетические взгляды средневековья и в поисках идеала обращаются к ценностям античной культуры, как духовному источнику нового мировосприятия, освобожденного от средневековой схоластики.

Период истории итальянского искусства, относящийся приблизительно к 1500-1550 годам, называют Высоким Возрождением (Ренессанс). Это время, придавшее центральное значение "богоравному" человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые - при всем обилии тогдашних талантов – стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей –"титанов", как их романтически именовали позднее).
Индивидуальное, авторское творчество теперь приходит на смену средневековой анонимности. Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки. Центром ренессансных новаций, художественным "зеркалом эпохи" явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета.

 

 

·Культура Возрождения. Гуманизм.

 

21)Признание ценности человека как личности получило название гуманизм и составило основу мировоззрения эпохи Возрождения. Происхождение термина «гуманизм» связано с понятием studia humanitatis – буквально, «гуманитарные студии», так начиная с XIV века обозначали комплекс дисциплин, в который входили грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами. Если другие учебные дисциплины призваны формировать практические навыки овладения определенной профессией, то гуманитарные науки заняты воспитанием и образованием человека, помогают пробудить в человеке процессы самосознания. Осознав особое значение гуманитарных занятий, гуманисты особо подчеркивали значение античного наследия для воспитания человечности.

Начиная с Ф. Петрарки, обнаружилась тенденция считать классическую латинскую и греческую древность, прежде всего древнюю литературу, единственным образцом для всего, что касается духовной и культурной деятельности. Латинские и греческие авторы рассматривались в качестве истинных учителей человечества.

Европейский гуманизм XIV-XV вв. имел несколько иной смысл чем, тот который мы вкладываем в него сегодня. Помимо чисто профессионального значения (т.е. связанного с изучением тех дисциплин, которые раскрывали традиции античной культуры), гуманизм как понятие включал и мировоззренческое содержание. В контексте эпохи Возрождения, гуманизм не сводится к любви и человеку. Самое существенное в гуманизме – это направленность человека на самого себя. Человек объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. Из античного совершенного человека, находящегося в гармонии с космосом, в эпоху Возрождения родился гигант, который был способен не только на гармоничные отношения, но и на управление всем мирозданием. Бог остается на втором плане, а человек, обладая неограниченными возможностями творчества, берет на себя божественные функции.

Человек обладает свободой воли изменять мир и самого себя по своему усмотрению и быть тем, кем он хочет. Самое драгоценное приобретение человека с точки зрения гуманистов, – свобода от средневековых регламентов.

Идея о величии человека, о его свободе – это идея христианская, которая была заложена в трудах Святых Отцов и религиозных философов Средневековья.

Идея свободы человека в эпоху Возрождения была интерпретирована в идею возможности воздействия человека на мир, которые не ограничены почти ничем, даже волей Творца. Человек Возрождения не смог усмотреть границы между пониманием свободы и вседозволенности.

Свобода, данная Возрождением человеку, не всегда оборачивалась для него добром. Освобождение от средневековых регламентов было воспринято как свобода от нравственности. Гуманисты полагали, что избавившись от средневековых регламентов, личность обязательно предпочтет добро злу, свободу зависимости. Но это оказалось утопией. Свобода личности обернулась произволом.

Некоторые ренессансные гуманисты ощущали себя избранными через приобщение к гнозису (знание).

Иногда это знание приближалось к тайноведению, раскрывавшееся избранным. Совершенно не случайно тяготение гуманистов к тем явлениям, которые были маргинальными или запретными в средневековой культуре: магии, алхимии, астрологии. Устремленность человека к магии несла в себе совсем не религиозность, а скорее самообожествление человека через его разрыв с Богом. Магия и тесно связанная с ней алхимия, в центре ставят индивида обладающего тайноведением. Гуманизм заведомо не для всех: гуманистический идеал личности был замыслен именно для избранных, в то время как в эпоху средневековья путь святости был открыт для всех.

Гуманистам чуждо понятие о греховной природе человека. Гуманизм объявил человека свободным от государства и Церкви, подлинным властителем своей судьбы, вершиной природного и творческого развития.

 

·Культура Возрождения. Движение Реформации.

 

 

22)Реформация и рождение протестантизма.Эпоха Возрождения вызвала глубокие изменения во всех областях культуры и прежде всего в религии. Как уже отмечалось выше, кризис католицизма привел к возникновению в начале XVI в. широкого движения Реформации, результатом которого явился протестантизм — третье направление в христианстве. Однако признаки серьезного неблагополучия в католицизме отчетливо проявились задолго до Реформации. Главной причиной тому являлось то, что католическое духовенство и папство не устояли перед искушением материальных благ.Реформация затронула не только торговлю индульгенциями, но и более фундаментальные вещи в католицизме. Она выступила с лозунгом о возврате к самим истокам христианства. С этой целью она провела сверку католического Священного предания со Священным писанием, Библией, сделав вывод, что Священное предание является грубым искажением изначального христианства. Церковь не только не имеет права продавать индульгенции, но и вообще отпускать грехи человека.
Библия не требует от согрешившего каких-либо искупительных пожертвований. Для его спасения нужны не пожертвования в пользу Церкви или монастырей, не «добрые дела», но искреннее раскаяние в содеянном и глубокая вера. Прощение личного греха, личной вины достигается через непосредственное, личное обращение к Богу. Никаких посредников при этом не требуется.
Рассматривая другие функции Церкви, сторонники Реформации приходят к мысли, что все они, как и само существование Церкви, противоречат Священному Писанию. Существование Церкви как религиозного института покоится на положении католицизма о делении верующих на священников и мирян. Однако необходимости такого института и деления нет в Библии, напротив там провозглашается принцип «всеобщего священства», всеобщего равенства людей перед Богом.
Именно этот принцип равенства восстанавливает Реформация. Служители Церкви не должны иметь какие-либо привилегии в отношениях с Богом. Претендуя на посредническую миссию между простым верующим и Богом, они посягают на право каждого непосредственно общаться с Богом, ибо. как утверждает Лютер, «каждый сам себе священник». На должность пастора может быть избран любой член общины.
В равной мере каждый верующий должен иметь возможность читать и толковать Священное Писание. Лютер отвергал исключительное право папы на единственно верное толкование Библии. Он по этому поводу заявляет: «Всем и каждому христианину подобает знать и обсуждать учение, подобает, и пусть будет проклят тот. кто на йоту суживает это право». Для этого он перевел Библию с латинского на немецкий язык, и по его примеру она была переведена на языки других европейских стран.

 

 

Date: 2015-09-03; view: 272; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию