Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Язык и символы культуры





В культуре существуют разл. знак. системы, или языки культуры: ест. язык, пис. тексты, фольклор, традиции, предметы быта, ритуалы, этикет, разные виды искусства.

Язык культуры - совокупность всех знак. способов слов. и неверб. коммуникации, с помощью кот. передается культ. знач. информация.

Наиболее универс. знак. системой является язык. Осн. средством познания и коммуникации являются ест. языки. Наряду с ними существуют искусств. языки (язык науки, дор. знаки, усл. сигналы) и втор. языки (миф, религия, искусство).

Культ. опыт человечества выражен и в текстах. Проблемы раскодирования текст. информации исследуются в рамках семиотики (науки о знак. системах) и герменевтики (науки, кот. занимается толкованием, интерпретацией текстов).

Культ. текст является выражением глуб. смысл. поля культуры. Но смысл чаще всего не детерминирован жестко словом или знаком, а может быть придан явлению в зависимости от культ. контекста, времени произнесения или написания, субъект. опыта.

В ест. языках и языках культуры возможно углубление уровней смысла: есть прямой, косвенный, переносный, скрытый смысл и т. п.

Самым поверхн. уровнем смысла является так наз. здравый смысл, кот. является общепринятым, выражается вербальным (словесным) образом на уровне сознания. Самым глуб. уровнем смысла является то непроявл. содержание, кот. связывает человека с миром ценностей, законов, образцов поведения данной культуры.

Изучением культ. объектов с точки зрения выраж. ими смысла, значения занимается культ. семантика. Культ. объекты рассматриваются в культ. семантике как средства трансляции культ. знач. информации - смысла за каким-то объектом, кот. выступает как знак (заместитель дан. информации) и понимание (осмысление информации, трансл. с помощью знака).

Понимание является наиболее важным моментом функционирования языка культуры. При коммуникации (обмене знаками) неизбежно присутствуют опр. неадекватность понимания, момент интерпретации, искаж. исх. смысл.

Культура выражает себя и через мир символов - знаков, не им. предм. значения, но через кот. открывается смысл самого объекта. С помощью символов информация передается средствами, превосх. возможности языка (эти средства - гербы, эмблемы, символика цвета, жестов и др.). Особое значение имеют символы в религии, искусстве. Каждый вид искусства имеет свой образно-символ. язык (есть язык музыки, танца, живописи, кино, театра и т. п.).

 

7 ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

В содержании культуры важное место занимают ценности. В XIX в. возникла особая философская дисциплина о ценностях - аксиология.

 

Ее развитию в немалой степени способствовали Г. Лотц, В. Виндельбанд, Г. Риккерт.

 

Существуют различные подходы к пониманию ценностей. Обычно ученые исходят из следующих представлений.

 

Ценность - это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту.

 

Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение. Поэтому он желает их и стремится к ним. Ценностью могут обладать материальные предметы, процессы или духовные явления (знания, представления, идеи).

 

Но сама по себе ценность не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в предмете или явлении человек.

 

Ценностный смысл существует в сознании человека, но он как бы объективизируется и принимает вид особого духовного образования - ценности как некоторой сущности, заключенной в предмете.

 

Если предмет становится желанным, удовлетворяющим запросы, потребности личности, он обретает ценность.

 

Следовательно, не сам предмет, а отношение к нему человека приводит к появлению ценности. Однако на практике ценностью называют не только способность объекта удовлетворять потребности, но и сам этот объект.

 

Ценность в культурологии не тождественна экономическому пониманию ее как стоимости (денежного выражения ценности). Ценности не всегда можно выразить в денежной форме. Нельзя в товарно-денежной форме выразить вдохновение, воспоминание, радость творчества и иные проявления души человека.

 

Ценность следует отличать от полезности. Ценная вещь может быть бесполезной, а полезная - не иметь ценности.

 

В аксиологии приняты различные варианты классификации ценностей. Есть классификации, в которых ценности выстраиваются в иерархической последовательности - от низших (чувственных) до высших (святых). Чаще всего ценности подразделяют на духовные, социальные, экономические, материальные.

 

На основе ценностных представлений, господствующих в культуре, образуется система ценностных ориентаций личности. Каждый индивид упорядочивает их по-своему.

 

В качестве ценностных ориентаций могут выступать семейное счастье, материальное благополучие, любовь, успешная карьера, порядочность и др.

 

У человека высокой культуры определяющими становятся духовные ценности.

 

Ценности нередко оказываются несовместимыми друг с другом. Поэтому человек практически обрекается на муки выбора альтернативных ценностей.

 

8 КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ

 

Важным средством регуляции поведения людей выступают культурные нормы.

 

Устанавливаемые государством нормы являются официальным выражением культурных норм.

 

Но правовые нормы не исчерпывают всего разнообразия действующих в обществе норм.

 

Культурные нормы возникают уже на самых ранних этапах человеческой эволюции. С помощью знаковых систем культуры они передаются от поколения к поколению и превращаются в "привычки" общества - обычаи, традиции.

 

Различные культуры обладают разной степенью нормативности.

 

Нормативная "недостаточность" может привести к негативным явлениям - росту преступности, падению нравственности, дезорганизации общественных отношений. Но препятствием для социального прогресса может стать и нормативная "избыточность".

 

Культурные нормы унифицируют поведение людей, обеспечивают единообразие и согласованность их коллективных действий. Следование культурным нормам выступает необходимым условием для организации совместной жизнедеятельности людей, поддержания общественного порядка.

 

Культурные нормы нередко представляют собой процедурные правила, способы, программы деятельности, нацеленные на получение желаемого результата производственно-технические нормы, секреты профессионального мастерства, приемы деятельности).

 

Культурные нормы обычно подразделяются на общекультурные, групповые и ролевые.

 

К общекультурным нормам относятся правила поведения в публичных местах - на улице, в городском транспорте, магазине, театре; правила общепринятой вежливости; гражданские права и обязанности и др.

 

Групповые нормы могут быть как образцами поведения, характерными для некоторого класса, социального слоя или социальной группы, так и особыми правилами, которые устанавливают для себя отдельные группы, сообщества или организации (нормы первой группы - правила светского этикета, дворянской чести, воинский устав и др.; нормы второго вида - нормы поведения в клубе, фирме и др.).

 

Ролевые нормы определяют характер поведения находящегося в определенной социальной позиции (роль руководителя, покупателя, родителя и др.).

 

Общество осуществляет социальный контроль над поведением людей, стимулируя нормативное и пресекая отклоняющееся (девиантное) поведение.

 

Главными механизмами социального контроля выступают общественное мнение, административное управление.

 

Контроль над соблюдением норм и защита их от нарушений являются непременными условиями существования культуры. Общество заинтересовано в этом потому, что соблюдение социокультурных норм обеспечивает безопасность взаимодействия людей, тогда как отступления от норм чреваты непредсказуемыми последствиями.

 

9 МНОГООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ КОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

В определении сущности культуры на первый план выступает философский подход. Он формирует наиболее универсальную трактовку феномена культуры. Культура понимается философией как высший человеческий инстинкт, компенсирующий неудовлетворенные реальные потребности людей с помощью создания символического пространства - мира культуры.

 

Философия видит в культуре смыслонесущий и смыслопередающий аспекты человеческой практики и ее результатов, символическое измерение реальных событий.

 

Конкретизацией философского видения культуры может быть взгляд на нее с позиций эстетики, этики и морали.

 

Эстетический подход к культуре (по Ф. Шиллеру) предполагает, что путь к высшим ценностям (свободе, добру, справедливости) пролегает через красоту, создаваемую в сфере искусства. С позиций эстетики культура рассматривается как осуществление красоты и наполнение гармонией всех видов человеческой деятельности.

 

Культура с позиций морали и этики (по И. Канту, А. Щвейцеру) предстает как добровольное исполнение человеком его нравственных обязанностей перед всем сущим в мире, а перед самим человеком ставит задачу гармонизации его физической и нравственной сущности.

 

Философия отводит культуре место идеального связующего звена между вечным и преходящим. Это понимание находит точки соприкосновения с религиозным воззрением на нее. Спектр религиозных воззрений на культуру достаточно широк. Главное место в нем отводится пониманию культуры как условия спасения, как деятельной любви к Богу, людям, миру.

 

В числе собственно культурологических подходов к определению сущности культуры обычно выделяются:

 

1) аксиологический подход, определяющий культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством;

 

2) психологический подход, характеризующий культуру как набор поведенческих стереотипов и мотиваций, обеспечивающих социальную коммуникацию;

 

3) этнографический подход, представляющий культуру как сумму знаний, обычаев и верований того или иного этноса;

 

4) исторический подход, рассматривающий культуру как систему конкретно-исторических типов общественного развития;

 

5) социологический подход, позволяющий исследовать культуру как часть социальной системы, социальных отношений, определенный социальный институт. Социология культуры исследует роли, которые играет культура в обществе (воспитательную, цен-ностно-ориентирующую, коммуникативную и др.). Но в рамках социологического подхода культура рассматривается прежде всего как способ упорядочивания (регуляции) социальных отношений.

 

10 КУЛЬТУРОГЕНЕЗ

 

В современной науке существует множество различных трактовок генезиса культуры (процесса зарождения культуры): существуют орудийно-трудовая, эволюционная, психоаналитическая, символическая, социокультурная, игровая, религиозная и иные концепции.

 

В рамках орудийно-трудовой концепции (по Ф. Энгельсу) возникновение культуры связывается со становлением способности человека к труду и его умения создавать орудия труда. Трудовая концепция генезиса культуры утверждает, что создание искусственных орудий труда породило появление речи, языка, сознания, мышления и самой культуры.

 

Эволюционистская концепция (по Э. Тейлору, Дж. Фрезеру, Г. Спенсеру, Л. Г. Моргану и др.) исходит из того, что культура ведет свое начало из поступательного развития живой материи от простейших форм к более сложным.

 

Символическая концепция (по Э. Кассире- ру) объясняет возникновение культуры тем, что человек на определенном этапе своей эволюции утратил инстинкты и вынужден был существовать по подобию. Это привело к постепенной выработке определенной системы ориентиров - символов, обеспечивших приспособление человека к миру.

 

Игровая теория (по Й. Хейзинге и др.) исходит из признания того, что источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности. Игра присуща и животным, но только у человека она стала осмысленным видом жизнедеятельности.

 

Человек играющий, по мнению Й. Хейзинги, выражает такую же существенную функцию, как и человек созидающий.

 

Игра издревле заполняла жизнь и тем самым побуждала расти формы архаической культуры. Культ перерос в священную игру, игрой были музыка и танец.

 

Из обычаев социальной игры выделилось право. Эти наблюдения привели Й. Хейзингу к выводу, что культура зачиналась именно в игре.

 

Психоаналитическая концепция (по З. (Фрейду) подходит к раскрытию генезиса культуры через исследование феномена первобытной культуры.

 

Большое значение в данной концепции придается системе запретов - табу. Человек обрел особенности, которые не были присущи животному миру.

 

Религиозная концепция связывает начало культуры с возникновением веры в Бога. Одна из центральных в христианстве тем - тема от-деленности человека от Бога.

 

Пустоту разрыва между Богом и людьми призвана была восполнять культура, именно она привносила в жизнь высокие смыслы.

 

В основе христианского понимания культуры лежит стремление к самосовершенствованию путем избавления от греховности.

 

Вера в Бога давала человеку силу преодолевать себя, наполнять свою жизнь моральными смыслами.

 

11 ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

 

Научный, систематический характер представления о культуре стали приобретать в новое время, в XVII-XVIII вв.

 

Первыми на стезе систематизации представлений о многообразии культуры были немецкие ученые Иоганн Готфрид Гердер и Иоганн Форстер, которых одновременно можно назвать философами культуры и антропологии. В их работах появилась постановка вопросов, характерных для современного культурологического знания. В широко известной книге И. Г. Гердера "Идеи к философии истории человечества" сформулировано такое понимание культуры, которое составило основу европейской культурологической традиции. И. Г. Гердер утверждал, что культуры обладают способностью развиваться из самих себя. Это составляет закон прогресса в истории. Поэтому в любом событии он пытался выявить тенденцию к высшей цели. Закон прогресса в природе он понимал как восходящий ряд живых существ, в истории усматривал его в устремленности человеческого общества к гуманности.

 

Первым теоретическим представлением, появившимся в результате изучения жизни народов, их культур, стало эволюционистское (по Э. Тейлору, Дж. Фрезеру, Г. Спенсеру, Ш. Ле-турно, Л. Г. Моргану и др.).

 

Идеи линейности, единства человеческого рода и единообразия, стадиальности, прогресса в развитии культуры от простого к сложному стали основополагающими для исследований эволюционистов.

 

Эволюционистская парадигма в изучении культуры много внесла в понимание человеческой природы, функций культуры, закономерностей ее развития.

 

В XIX в. на волне исследований по проблемам различных культур становится самостоятельной областью научной рефлексии философия культуры, а ее предметом - человек и создаваемый им символический, искусственный мир.

 

Важным направлением в развитии культурологических идей стало социологическое направление (по О. Конту, Э. Дюркгейму, М. Веберу, Г. Зиммелю и др.), исследующее соотношение элементов культуры и социального устройства, показывающее, как культурные ценности воплощаются в социальной реальности.

 

Социологию культуры, особенно ее аналитическое направление, развивали Ч. Кули, У. Томас, Д. Мид.

 

В XIX в. в качестве самостоятельного в науках о культуре выделяется психологическое направление, активно исследующее различные формы проявления духа культуры (мифы, сказки, мораль, быт, нравы). Новый подход в культурологических исследованиях заложило психоаналитическое направление (по З. Фрейду, М. Миду, Б. Бенедикту, К. Г. Юнгу и др.), позволившее более основательно понять не только логику, но и чувственные стороны и основания культурных феноменов.

 

12 ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В КУЛЬТУРЕ

 

Традиции (от лат. traditio - "передача ценностей от поколения к поколению") составляют фундамент культурной жизни человеческого общества.

 

Традиции охватывают объекты наследия, процессы передачи этого наследия от поколения к поколению, а также процедуры и способы наследования.

 

В качестве традиций могут выступать определенные общественные нормы и правила, ценности, идеи, обычаи, ритуалы, отдельные предметы. Традиции присутствуют в любом проявлении социальной жизни, однако их значимость неодинакова. В одних сферах (религии) они имеют принципиальный характер, в других их присутствие может быть минимальным.

 

Традиции есть "коллективная память" общества и культуры. Они обеспечивают преемственность в развитии людей. На традициях в значительной степени основывается процесс социализации и инкультурации. Именно через традиции индивиды подключаются к групповой памяти, осваивая опыт прошлого, лучше ориентируются в настоящем.

 

Но каждое новое поколение людей не механически осваивает традиции, на каждом новом этапе эволюции люди осуществляют собственную интерпретацию традиций, их выбор, наделяют их конкретным смыслом. Одни элементы культурного наследия принимаются, другие отвергаются, признаются пагубными и ложными. Поэтому традиции могут быть как позитивными, так и негативными. Позитивный полюс определяется совокупностью того, что из наследия предков перенимается, воспроизводится, реализуется в жизни последующих поколений. В негативные традиции включаются те объекты и ценности прошлого, которые признаются излишними, требующими искоренения.

 

Нередко случается, что традиция из образца для подражания превращается в механизм принуждения. Это может обернуться для отдельного человека и даже целых социальных слоев трагедией (например, конфликтом отцов и детей).

 

Противоположностью традиции являются новации - механизмы формирования новых культурных моделей самого разного уровня, которые создают предпосылки для социокультурных изменений.

 

Способность к развитию, обновлению является важнейшим свойством культуры.

 

Изменения могут быть постепенными (реформистскими) или скачкообразными (революционными).

 

Когда сумма позитивных последствий изменений превышает негативные, тогда говорят о прогрессе культуры.

 

О регрессе говорят в противном случае.

 

Для прогрессивного развития культуре в равной степени необходимы и традиции, и новации. Абсолютизация одной из сторон ведет к негативным процессам.

 

От того, насколько удается согласовывать и реализовывать обе позиции, зависит успешность культурной эволюции.

 

13 КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

 

На протяжении тысячелетий религия была и остается важным фактором культ. жизни людей. Без веры, выливающейся в форму опр. религии, ни один народ не существовал.

 

Долгое время религия была един. мировоззр. системой, в рамках кот. осознавала себя и культура. Смыслы и ценности чел. бытия, его этические, нравственные и эстетические компоненты воспринимались прежде всего в религ. контексте. Религия отвечала на пред. вопросы, восх. к абсол. формам существования и миропредставления.

 

Выход религ. познания на Абсолют выступает через этич. представления о мире, о долженствующем, о нормах соц. взаимодействий, отношений между человеком и природой, представления об идеалах, а также об отриц. абсол. характеристиках этих начал.

 

Религия отвечает на важн. вопросы чел. жизни, ответы на кот. пока не найдены в других мировоззр. традициях (науке прежде всего). Внутр. чел. потребность осознать смысл жизни и привлекает многих к религии. Религия позволяет компенсировать человеку сферу нереал. возможностей в действительности.

 

В религии как бы происходит снятие извечных соц. противоречий: реал. угнетение преодолевается "свободой в духе", соц. неравенство превращается в равенство греховности перед Богом, разобщенность заменяется "братством во Христе", бессилие человека компенсируется всесилием Бога, смертный оказывается бессмертным, мир зла и несправедливости заменяется царством Божиим ("царством небесным"). В молитве и покаянии человек преодолевает состояние неудовлетворенности, обретает облегчение, успокоенность, прилив сил.

 

Ныне признаются наиболее значимыми консолид. возможности религии, ее гуман. потенциал. Наиболее тесно религия соприкасается в культ. мире со сферой искусства и особенно морали. Именно эти сферы соучаствовали в формировании пока мало исслед. качества, духовности человека.

 

Немало теологов прямо отождествляют религию с моралью. Общечел. основы нравственности, без кот. невозможно существование ни одной культуры, так или иначе, в тех или иных вариантах обнаруживаются практически во всех мир. религиях (христианстве, исламе, буддизме). Знам. заповеди "не убий", "не укради" и иные обнаруживаются во всех разв. религ. системах.

 

Религия, аккумулировавшая в себе нравственный опыт огр. множества пред. поколений людей, и ныне выступает важным фактором регуляции поведения.

 

14 ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

 

Важн. свойства культуры - ее подвижность и способность к изменению и развитию. Изменения культуры во времени и пространстве описывает динамика культуры.

 

Концепт. освоение проблемы социокульт. развития группируется вокруг след. направлений: идей лин. эволюции, цикличности (круговой, волновой) цивил. процесса, синерг. подхода.

 

Эвол. теория (по Э. Тейлору, Ч. Спенсеру, Л. Моргану и др.) рассматривает динамику культуры в качестве лин. типа послед. изменений от простого кслож-ному.

 

Выделение цикличности в динамике социокульт. систем (по О. Шпенглеру,А. Тойнби, П. Сорокину, Н. Я.Данилевскому,А. Шлезингеру, Э. Тоффлеру и др.) позволило более объемно исследовать проблемы роста или упадка культур, прогнозировать общие тенденции соц. развития.

 

Новое видение мира культ. изменений открыла синергетика (по Г. Хакену, И. Р. При-гожину). Это компл. научное направление, вобр. в себя достижения неравн. термодинамики, теории управления, теории сложных систем и информации. Синергетика радикально изменила понимание отношений между порядком и хаосом. В ее рамках состояние хаоса стало представляться как переходное от одного уровня упорядоченности к другому. В синергетике бол. внимание уделяется феномену, нелинейности, кот. характеризуется многообразием процессов, типов траекторий развития. В синергетике развитие осуществляется через неустойчивость, новое появляется как непредсказуемое, но имеющееся в спектре возм. состояний, настоящее не только определяется прошлым, но формируется из будущего.

 

В сложных нелинейных системах возникают процессы самоорганизации.

 

Синергетическое видение позволило объяснить и многие феномены культуры как сложной системы, предсказать ряд ее сущн. свойств и направлений развития.

 

Перечисление только некоторых подходов к изучению социокульт. динамики тем не менее позволяет увидеть, что динам. процесс является многофакторным, носит сложный характер.

 

Обычно, классифицируя типы изменчивости, в культурологии выделяют след. процессы.

1) Культурогенез - процесс воспроизводства форм культуры, протек. постоянно.

 

2) Наследование традиций - трансляция их от поколения к поколению.

 

3) Культ. диффузия - процесс пространственного, временного распространения образцов культуры от одного общества в другое при их культ. контакте.

 

4) Трансформация культ. форм - их модернизация, развитие, деградация, кризис etc.

 

5) Реинтеграция - изменение смыслов и символ. характеристик культ. явлений.

 

15 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

Определение объекта и предмета культурологии концентрируется вокруг понятия культуры. Культурология, наход. В поле напряжения между соц. - научным и гуман. подходами, в качестве объекта исследования имеет весь мир иск. порядков (вещей, технологий деятельности, форм соц. организации, знаний, понятий, символов, языков коммуникации и т. п.).

 

Предметная область культурологии также широка. Ее составляют онтология культуры (многообразие ракурсов познания); гносеология культуры (основания культурол. знания, его структура и методология); морфология культуры; культ. семантика (представления о символах, знаках, языках культуры); антропология культуры (представления о личн. параметрах культуры); социология культуры; соц. и ист. динамика культуры; прикл. аспекты культурологии.

 

Культурология применяет разл. методы изучения культуры. К числу наиболее традиционных принадлежит диахронический метод, позв. исследовать культ. процессы и явления в хронол. последовательности их появления и протекания. Данный метод сопрягается с др. методами, в частности с синхроническим.

 

Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на протяжении опр. времени их развития. Этот метод позволяет не только изложить культ. явления, но и сопоставить, проанализировать, оценить их.

 

Более шир. возможности в этом смысле представляет сравн. - исторический (компаративный) метод. Его суть состоит в том, что он позволяет сравнивать в ист. разрезе многие явления культ. комплекса, проникать в их сущность.

 

В культурологии широко используется также структурно-функц. метод. Его суть заключается в разложении изуч. объекта культуры на сост. части и выявлении внутр. связи, обусловленности между ними.

 

Но в рамках этого уровня анализа описания культуры еще остаются как бы отделенными, не связанными друг с другом.

 

Задачи, связ. с бол. обобщ. способностью видеть за конкр. явлениями культуры ее глуб. смыслы, позволил разрешать сист. метод познания культуры.

 

В культурологии широко используется также эмпирический метод. В его рамках применяются трад. антропол. методы - описание, классификация, наблюдение, интервью.

 

В посл. годы все чаще используются методы математ. моделирования социокульт. реальности. Но при их использовании сохраняется проблема несводимости масштабной и сложно структур. культ. информации к точным математ. формулам.

 

16 ТВОРЧЕСТВО КАК ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

 

Наиболее специф. выражением бытия чел. личности в деят. аспекте ее существования является творч. начало. Творить означает действовать свободно. В отличие от других живых существ человек не слепо подчиняется прир. или общ. силам, а действует в рамках своего понимания их сущности.

 

В идее творч. возможностей человека заложена креативная (творческая, порождающая) функция культуры. Обращаясь к творчеству выд. представителей науки, искусства, философии, нельзя не видеть, что их титан. усилия приводили к переходу от одной культ. традиции к другой. Творчество расширяет предм. поле культуры. Адекв. способом реализации творч. возможностей человека является культура, смыслонесущий и смыслопер. аспект чел. практики и ее результатов.

 

Творческими возможностями обладают только люди. Природа такого свойства не имеет, она ничего сознательно не творит, а самопроизвольно развивается.

 

Творчество - прерогатива человека. Оно имеет целью прежде всего совершенствование самого человека посредством развития способностей к прод. деятельности. В своем стремлении "во всем дойти до самой сути" человек увеличивает общий объем творений, культуры. Творчество - это всегда выход человека за пределы своих возможностей. Но здесь крайне важно иметь чувство меры, чтобы стать образцом культурности своего времени.

 

С точки зрения творч. роли деятельности в общ. развитии ее разграничивают на репродуктивную, напр. на получение уже изв. результата, и продуктивную (творческую), связ. с выработкой новых целей и соотв. им средств.

 

Культура как творч. деятельность людей определяется их способностями к познанию и всегда направлена на достижение конкр. целей и идеалов. Культуру поэтому принято рассматривать как осуществление ценностей в качестве ориентиров, критериев творчества.

 

Роль культуры как способа реализации творч. возможностей человека разнообразна. Культура приглашает личность творить, но она же накладывает на нее ограничения.

 

Эти ограничения распространяются и на социум, и на природу. Культ. запреты защищают общество от разруш. и дестр. действий.

 

Культ. ограничения необходимы и в процессах управления силами природы. Игнорирование таких ограничений привело совр. цивилизацию к экол. кризису. Культура как способ реализации творч. возможностей человека не может не включать в себя понимания ценности природы как среды обитания людей, основы культ. развития общества.

 

17 ПРИНЦИП КУЛЬТУРНОГО РЕЛЯТИВИЗМА

 

Принцип культ. релятивизма (от лат. relativus - "относительный") утверждает отн. обособленность культур, разнообразие путей их развития, цен. систем и культ. - ист. типов.

 

Культ. релятивизм проявляется в подчеркивании различий между культурами разных народов, различий в мировосприятии, мышлении, мироощущении народов. Все культуры рассматриваются как равные по значимости, но кач. разные.

 

Культ. релятивизм провозглашает в качестве определяющей самобытность культуры. В соотв. с данным положением любая культура может быть понята только в ее собств. контексте и только тогда, когда она рассматривается в целостности.

 

С позиции культ. релятивизма соц. взаимодействие представителей разл. культур затруднено, так как члены одной культ. традиции не могут понять мотивов и ценностей представителей других культур. Одним и тем же ценностям в разл. культурах может придаваться разное значение.

 

Вывод о том, что культ. процессы и явления не могут быть полностью понятыми, если их рассматривать в отрыве от культ. системы в целом, верен. Каждый культ. элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой он является. Цен. значение любого культ. элемента может рассматриваться в контексте опр. культуры.

 

Одним из основоположников школы культ. релятивизма является амер. ученый Мелвилл Херсковиц. Свои взгляды он обобщил в работах "Аккультурация", "Человек и его творения", "Культ. антропология".

 

Мелвилл Херсковиц представлял общий культ. – ист. процесс как сумму разнонапр. разв. культур. В самом общем плане он понимал культуру как созд. человеком среду обитания, рассматривая каждую отд. культуру как уник. модель, опр. пост. традицией, кот. проявляется в присущих каждому народу специф. системах ценностей, часто несопост. с системами др. народов.

 

Культура обеспечивает целостность и жизнеспособность общества. Историю человечества Мелвилл Херсковиц понимал как сумму сам. разв. культур и цивилизаций.

 

Но акцент только на самобытности культуры сужает возможности познания дан. культуры в сравнении с др. культурами. Следствием культ. релятивизма может быть культ. изоляционизм. Он в течение долгого времени был присущ политике яп. и кит. императоров, бывших руководителей СССР (политике жел. занавеса).

 

Культурный релятивизм имеет негат. значение для процесса взаимодействия и развития культур.

 

18 ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ

 

Вопросы осмысления культуры как целого занимают одно из важнейших мест в ряду философских проблем.

 

Традиции философского осмысления культуры были заложены еще в эпоху античности. На протяжении дальнейшего развития в Средние века. Новое время культура (просвещение, образованность, воспитание, цивилизация) оставалась ключевой в философском осмыслении.

 

В XIX в. самостоятельной областью философской рефлексии становится философия культуры, позволившая поднять представления о культуре на высокий обобщающий уровень, сконцентрировать все существенное, относящееся к знанию о культуре. На протяжении XIX-XX вв. в ее рамках сложился ряд оригинальных школ и направлений, разрабатывавших проблематику культуры, духовной жизни, символотворчества.

 

Философский анализ не только изучает культуру, но и дает свое понимание культуры. Философское осмысление культуры нередко оказывается оригинальным, открывает новые перспективы и возможности осмысления культурной реальности человека. Только с философских позиций осмысление культуры происходит в целостности, во всем многообразии способов ее бытия. Философия позволяет увидеть наиболее фундаментальные основания культуры.

 

Философия ставит перед культурой ряд проблем, крайне значимых в социальном мире. Таковы, например, онтологические проблемы: вопросы о смысле культуры в перспективе человеческого бытия, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений и их общем векторе развития. В отношении человека философией культуры поднимается вопрос о том, в чем состоит специфика его культурной деятельности. В философии культуры исследуются и фундаментальные проблемы, соотношения культуры и природы, культуры и творчества.

 

Следует также подчеркнуть, что философские интерпретации культуры не предполагают единообразия.

 

Можно сказать, что философий культуры столько, сколько есть философий, философских принципов, способных взять на себя функцию осмысления феноменов культуры. С того времени, когда культура стала предметом философских рефлексий, возникла не одна философия культуры.

 

Во многом именно тот угол зрения, который отражается в том или ином определении культуры, и является отправной точкой той или иной культур философской концепции. Каждая более или менее развитая философия включает в себя культуру как составную часть своего содержания.

 

Более того, ход развития философской мысли последнего времени таков, что культура стала необходимым элементом всякой современной философии, составляя подчас сердцевину ее проблематики.

 

19 ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ

 

Культура теснейшим образом связана с историей. Пересечение этих феноменов неизбежно.

 

Во-первых, исторический подход (изучение общества в конкретных для определенного времени формах и условиях его существования) распространяется и на сферу культурной жизнедеятельности человека, которая не может рассматриваться вне общей исторической картины общества. В свою очередь многие фун-да-ментальные выводы истории невозможны без учета процессов, происходящих в сфере культуры.

 

Во-вторых, культурное развитие человека делает его все более значимым фактором исторического процесса, обеспечивая наполнение истории гуманистическим содержанием и смыслом.

 

Уже на заре становления исторического знания в поле наблюдений и размышлений исследователей находились в качестве "исторических фактов" все стороны жизни наблюдавшихся и описывавшихся ими обществ и народов, включая и собственно культурные. Превалировало описание нравов, обычаев, поступков, деяний.

 

Постепенно историческое знание от описательной и наблюдательной практики эволюционировало к истории объясняющей. Научное объяснение основывалось на установлении причинно-следственных отношений между событиями и фактами, на переходе познания от фиксации явлений к выяснению их внутренней природы, т. е. познанию сущности исторических действий.

 

Значительную роль в этом процессе сыграла наука, получившая название философии истории. Ее возникновение относится к XVIII в. и связано с именами выдающихся мыслителей Дж. Вико, И. Г. Гердера и др. История философии стремится постичь и объяснить смысл истории, в том числе истории культуры в ее материальном и духовном выражении. Примером может служить проблема менталитета. Именно в истории духовной культуры это понятие наполняется конкретным содержанием. Ментальные основания (системы ценностей, идей, мировосприятий) различных культур и эпох определяют специфику культурно-исторического поведения людей, влияют на формирование всего их жизненного уклада.

 

Особое направление исследований, концентрирующихся на проблемах исторической динамики культуры, происхождения культурных феноменов, складывается в недрах культурологии. Это направление получило название исторической культурологии, которая исследует не только динамику функционирования и изменения жизнедеятельности различных сообществ. Ее интересуют прежде всего содержание и смыслы, воплощенные в результатах их деятельности, которые складываются в реальном историческом пространстве и времени и отражают социальный опыт существования сообществ.

 

Констатирует факты, описывает события и достижения культуры история культуры.

 

20 ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕЛОСТНОСТЕЙ

 

Существует несколько типов классификации исторической динамики культуры.

 

Достаточно распространенным является подразделение истории на каменный, медный, бронзовый и железный века.

 

Каменный век - древнейший в развитии человеческой культуры, на протяжении которого люди научились изготавливать из камня орудия труда, добывать огонь. Этот достаточно длительный этап человеческой эволюции принято в свою очередь подразделять на древнекаменный век (палеолит), когда, собственно, и появился человек разумный; среднекаменный век (мезолит), когда были изобретены копье, лук и стрелы; новокаменный век (неолит), когда человек перешел от присвоения плодов земли к их выращиванию - земледелию и скотоводству. В каменном веке появились первые зачатки искусства, а также примитивные религиозные культы (тотемизм, фетишизм, анимизм и магия).

 

Традиционным является подразделение истории на древние века, Средние века, Новое и Новейшее время.

 

Долгое время в отечественной науке господствовала формационная периодизация истории.

 

Тип культуры в ее рамках совпадал с типом общественно-экономической формации. В соответствии с этим в истории человечества выделялись первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический типы культуры.

 

В рамках данного подхода формационная типология дополнялась классовой типологией культур, в соответствии с которой каждый класс антагонистических формаций создавал свой тип культуры. При таком подходе анализ любого явления культуры начинался с его отнесения к одному из классов, к той или иной системе ценностей.

 

История культуры в таком варианте предстает как борьба двух тенденций, двух типов культур - прогрессивной, выражающей интересы трудящегося класса, и консервативной - защищающей интересы эксплуататорского класса.

 

Достаточно распространенным ныне является цивилизационный подход к периодизации истории. В его рамках различные культурно-исторические типы жизнедеятельности тех или иных сообществ - это отдельные цивилизации, несводимые к другим и невыводимые из других.

 

Каждый самобытный тип культуры эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него к цивилизации. Основоположниками данной типологии принято считать Н. Я. Данилевского и О. Шпенглера. Однако более распространенной данная типология стала в трудах А. Тойнби и П. Сорокина.

 

Во второй половине XX в. популярной стала концепция типологии культур К. Ясперса, основанная на идее "осевого времени". Эта концепция возвращается от циклического толкования истории к идее линеарной истории, имеющей начало и конец, смысл и цель.

 

21 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

 

В процессе изучения культуры постепенно сложился интерес к культуре как социальному явлению, который был обусловлен потребностью понять ее место в формировании отдельного человека и общества в целом.

 

Усиление интереса к социальным аспектам культуры привело к возникновению социологической школы в культурологии, которая объединила тех исследователей культуры, кто искал истоки и объяснение ее в общественной природе человека и в общественной организации людей.

 

Видными представителями социологической школы, пытающимися найти начала, объединяющие общество и культуру, были О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер, А. Вебер, Т. Пар-сонс, П. Сорокин и др.

 

Предмет социологии культуры составляют вопросы воздействия социальности на культуру. Культура тесно связана с обществом. Она является порождением общественной жизни человека и вне нее невозможна.

 

Представителей социологической школы интересуют социальные корни и содержание культурных явлений, влияние на культуру динамики социальных организмов. Исследование культуры в контексте определенных социальных систем и социальных процессов также является важной задачей социологии культуры. Последние рассматриваются как существенный фактор культурных изменений, затрагивающих содержание культуры.

 

Но социологический подход имеет свои пределы. Если культурные процессы жизнедеятельности рассматриваются только как следствие социальных закономерностей и полностью поглощаются социальными отношениями, то это ведет к социологическому упрощенчеству сложного феномена культуры.

 

В социологии культуры выделяются три уровня знания.

 

Первый уровень характеризует наиболее общие тенденции в развитии культуры.

 

Второй сосредоточивает внимание на уровнях культуры различных социальных групп, видах культурной деятельности, восприятии ценностей культуры, их освоении человеком.

 

Третий уровень основан на социологической информации, полученной в результате эмпирических исследований.

 

Социология культуры опирается на многие специальные социологические теории, существенно дополняющие представления о культурных процессах.

 

Междисциплинарные связи устанавливаются с социологией искусства, социологией морали, социологией религии, социологией науки, социологией права, этносоциологией, социологией возрастных и социальных групп, социологией преступности и отклоняющегося поведения, социологией досуга, социологией города и другими отраслями социологического знания.

 

Но более высокий уровень обобщения куль-туроведческих знаний обеспечивает социология культуры.

 

22 КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

 

Научное направление, возникшее в XIX в., изучающее человека как субъект культуры, получило название культурной антропологии.

 

К этому времени был преодолен европоцентристский взгляд как определяющий в культурном развитии человечества, были открыты новые культурные миры, которые европейцам никогда не были ведомы либо были давно известны из древних мифов, сказаний, фольклора.

 

Культурный мир распался на множество различных культур. Исследование новых культурных феноменов требовало их описания, систематизации и сравнительного анализа. По сути это было изучение человека в аспекте выражения его сложной природы и внутреннего мира в фактах культурной деятельности. Описание ритуалов, обычаев, многообразных религиозных культов, быта, фольклора; изучение социальных структур, семейной организации и иного стало превалировать над умозрительными конструкциями.

 

Возник антропологический подход в изучении культуры, на основе которого появился ряд частных наук о человеке (этнология, этнография, лингвистика, палеоантропология, культурная экология, структурная антропология, социальная антропология и др.).

 

Первым значительным научным направлением в культурной антропологии был классический эволюционизм (по Э. Тейлору, Г. Спенсеру, Ф. Фрезеру, Л. Моргану и др.), внесший большой вклад в изучение эволюционного развития культуры и общества.

 

Значительным в культурной антропологии стал диффузионизм (по Ф. Ратцелю, Л. Фробениусу, У. Риверсу и др.), предметом интереса которого стали проблемы специфики распространения культуры, перемещения тех или иных культурных элементов от одного народа к другому.

 

Сторонники диффунионизма придавали особое значение миграции культуры, происходящей в результате торговых контактов между странами, переселения народов, колонизации.

 

Большое значение в исследовании сущности культурной жизни имел функционализм (по Б. Малиновскому, А. Радклиффу-Брауну и др.), в рамках которого культура стала рассматриваться как система, в которой каждые ее части выполняют определенные функции.

 

В XX в. получает развитие структурная антропология (по К. Леви-Стросу), в которой культура рассматривается как система устойчивых структур, выраженных различными знаковыми средствами и закрепляющих устойчивые ментальные и иные характеристики социальной жизни.

 

Культурная антропология обращается к исследованию устойчивых культур (прежде всего традиционных).

 

Это позволяет четко установить их границы, провести кодификацию функциональных отношений.

 

Но анализ устойчивых структур не в состоянии учитывать динамику культурной эволюции.

 

23 ПРИРОДА И КУЛЬТУРА

 

Культуру принято называть второй природой. Это приводит к конфликту двух начал - культуры и натуры.

 

Но культура, будучи второй природой, не утрачивает материального существования. Отсутствие материальности сделало бы проблематичным само существование духовного состояния.

 

Человек вышел из природы, и поэтому природа определяет многие стороны жизнедеятельности человека. Все необходимое для удовлетворения потребностей физического существования человек находит в природе. Используя ресурсы природы, человек раскрывает собственный природный потенциал.

 

Из взаимодействия человека и природы рождается культура. Все предметы культуры имеют природную, материальную основу. В этой связи культура хотя и противостоит природе как возделанная природа, но в то же время составляет с ней единство, поскольку в основе ее лежит природный компонент, а сама природа выступает предпосылкой и условием существования культуры. Культура преобразует то, что дано природой.

 

В результате человеческой деятельности природа изменяется и достраивается, а жизнь человека делается более удобной и комфортной. Но освоение природы включает в себя также овладение внутренней природой самого человека, что связано с появлением определенных норм и запретов, регулирующих человеческую жизнь, рождением духовной культуры - морали, религии, искусства.

 

В настоящее время не абсолютизируются материальные и духовные стороны культуры. Большое внимание уделяется исследованию целостного процесса превращения одной формы бытия в другую, взаимосвязи этих сторон.

 

Отношения в системе "природа - культура" могут быть различными. По отношению к природе человек может проявлять смирение, поклоняться ей, обожествлять ее. Но более распространенным стало прагматическое отношение к природе - покорение и подчинение ее человеку.

 

Активное развитие этого подхода привело современную цивилизацию к экологическому кризису, поставившему под угрозу само существование не только природы, но и человечества.

 

Эта тревожная ситуация требует существенного пересмотра логики развития современной цивилизации.

 

Радикальные преобразования культурой натуры привело к тому, что человек, по мнению известного ученого А. Печчеи, оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу со временем и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Многие проблемы природно-культурного взаимодействия могут быть решены не вне человеческого существа, аизнутри него самого. Поэтому многие исследователи видят выход из критической ситуации в совершенствовании природы самого человека, движении к экологической самодостаточности человека.

 

24 КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

 

Понимание общества и его соотношения с культурой лучше достигается из системного анализа бытия.

 

Человеческое общество - это реальная и конкретная среда функционирования и развития культуры.

 

Общество и культура активно взаимодействуют друг с другом. Общество предъявляет к культуре определенные требования, культура в свою очередь влияет на жизнь общества и направление его развития.

 

Долгое время взаимоотношения между обществом и культурой строились так, что общество выступало доминирующей стороной. Характер культуры непосредственно зависел от общественного строя, который управлял ею (императивно, репрессивно либо либерально, но не менее решительно).

 

Многие исследователи считают, что культура возникла прежде всего под воздействием общественных потребностей.

 

Именно общество создает возможности для использования ценностей культуры, способствует процессам воспроизводства культуры. Вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.

 

В XX в. соотношение сил двух сторон социокультурной сферы радикально изменилось: теперь общественные отношения стали зависеть от состояния материальной и духовной культуры. Определяющим фактором в судьбе человечества выступает сегодня не структура общества, а степень развития культуры: достигнув определенного уровня, она повлекла за собой радикальную реорганизацию общества, всей системы социального управления, открыла новый путь к установлению позитивных социальных взаимодействий - диалог.

 

Его целью становится не только обмен социальной информацией между представителями различных обществ и культур, но и достижение их единства.

 

Во взаимодействии общества и культуры существует не только тесная связь, имеются и различия. Общество и культура различаются по способам воздействия на человека и адаптации человека к ним.

 

Общество - это система отношений и способов объективного воздействия на человека. Внутренняя жизнь человека не заполняется социальными требованиями.

 

Формы социальной регуляции принимаются как определенные правила, необходимые для существования в обществе. Но для того чтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые зависят от степени развития культурного мира человека.

 

Во взаимодействии общества и культуры возможна также следующая ситуация: общество может быть менее динамичным и открытым, чем культура. Тогда общество может отторгать ценности, предлагаемые культурой. Возможна и обратная ситуация, когда общественные изменения могут опережать культурное развитие. Но наиболее оптимально сбалансированное изменение общества и культуры.

 

25 КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

 

Культура и личность взаимосвязаны друг сдругом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой - личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

 

Личность - это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.

 

При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия "человек", "индивид", "личность".

 

Понятие "человек" обозначает общие свойства человеческого рода, а "личность" - единичного представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие "личность" не является синонимом понятия "индивид". Не всякий индивид является личностью: индивидом человек рождается, личностью становится (или не становится) в силу определенных объективных и субъективных условий.

 

Понятие "индивид" характеризует отличительные черты каждого конкретного человека, понятие "личность" обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни (во взаимодействии с его врожденными анатомо-физиологическими и психологическими качествами).

 

Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет не только процесс выявления роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование качеств личности, которые формирует в ней культура, - интеллекта, духовности, свободы, творческого потенциала.

 

Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности.

 

Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности.

 

Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Человек, обращаясь к культурным ценностям, обогащает духовный мир своей личности.

 

Система ценностей, оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желания и стремления человека, его поступки и действия, определяет принципы его социального выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранения и обновления культурного мира.

 

Сама личность как ценность по сути и обеспечивает общее духовное начало культуры. Являясь продуктом личности, культура всвою очередь гуманизирует социальную жизнь, сглаживает животные инстинкты у людей.

 

Культура позволяет человеку становиться интеллектуально-духовной, нравственной, творческой личностью.

 

Культура формирует внутренний мир человека, раскрывает содержание его личности.

 

Разрушение культуры негативно воздействует на личность человека, ведет его к деградации.

 

26 СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНКУЛЬТУРАЦИЯ

 

Влияние культуры на личность происходит впроцессах инкультурации и социализации,

 

с помощью которых человек овладевает знаниями и навыками, необходимыми для жизни в обществе и в той или иной конкретной культуре.

 

Под социализацией понимают процесс усвоения индивидом социальных ролей и норм. При этом человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. В ходе социализации происходят вхождение индивида в социальную и культурную среду, усвоение им ценностей общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве члена общества.

 

В отличие от социализации понятие инкуль-турации подразумевает под собой обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре.

 

Это происходит в процессе взаимообмена между человеком и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности, с другой - человек сам влияет на свою культуру.

 

Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков (типы общения с другими людьми, формы контроля общественного поведения и эмоций, способы удовлетворения потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т. д.).

 

Результатом инкультурации является сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. По своему характеру процесс инкульту-рации является более сложным, чем процесс социализации.

 

Содержание процесса инкультурации составляют личностное развитие, социальная коммуникация, приобретение основных навыков своего жизнеобеспечения.

 

Основными механизмами инкультурации являются имитация (повторение людьми привычных навыков поведения, наблюдаемых в поведении других людей) и идентификация (в ходе которой детьми усваивается поведение родителей). Помимо данных позитивных механизмов инкультурации, есть и негативные механизмы - стыд и вина.

 

Основными агентами социализации и ин-культурации являются семья, группа сверстников, учебные заведения, средства массовой информации, различные политические и общественные организации.

 

На разных этапах жизни эти факторы действуют по-разному.

 

В раннем детстве ведущую роль в становлении человека играет семья. В последующем действуют и другие факторы.

 

Процессы социализации и инкультурации долговременные, действуют на протяжении всей жизни человека. В результате социализации и инкультурации человек обретает способность к самостоятельному освоению социокультурной реальности, накапливает собственный жизненный опыт, начинает играть различные социальные роли.

 

27 ТРАДИЦИОННАЯ И СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРЫ

 

Традиционная культура (или тип общества) - это культура, делающая в своем развитии акцент не на изменения, а на сохранение установившегося культурного порядка.

 

Отличительной чертой традиционной культуры является неуклонное следование воспринятым от предшествующих поколений образцам поведения - обычаям, обрядам, ритуалам, традициям.

 

Эти образцы усваиваются с детства от старших (с этим связано обязательное для традиционной культуры почитание старших), которые выступают как хранители накопленного жизненного опыта.

 

Традиционной культуре присущ высокий уровень нормативности, которая охватывает все стороны жизни людей. Огромную силу в данных культурах имеет общественное мнение. Возможности проявления индивидуальных начал в традиционной культуре минимальны.

 

Попытки творчества, направленные к обновлению традиционных норм жизни и деятельности в традиционной культуре, не одобряются. Этот тип культуры сориентирован на сохранение самобытности, культурного своеобразия, поэтому традиционные общества могут веками оставаться практически неизменными.

 

Традиционная культура доиндустриальна, как правило, бесписьменна, основной род занятий в ней - сельское хозяйство. Традиционная культура органично взаимодействует с природой, едина с ней.

 

Часто наряду с термином "традиционная культура" используется понятие "примитивная культура". Однако отождествлять традиционную культуру с примитивным началом неверно. По мнению К. Леви-Строса, человек традиционного общества по своим духовно-физическим характеристикам не уступает представителям современной культуры. Его интеллектуальные ресурсы столь же богаты и разнообразны.

 

Традиционные общества до сих пор существуют в Южной Америке, Африке, Австралии. В сельской местности развитых стран также существует тенденция к сохранению традиционного образа жизни.

 

Следовательно, даже в рамках одной страны могут сосуществовать два типа культуры - современная и традиционная.

 

В современном обществе базисными ценностями являются новаторство, знания, образованность. Современный тип культуры характеризуется достаточно быстрыми изменениями, происходящими в процессе беспрерывной модернизации.

 

Авторитет старшего поколения всовремен-ной культуре не столь высок, как в традиционной, поэтому в ней явно выражен конфликт поколений (отцов и детей).

 

Современная культура унифицирована, ин-дустриальна. Такая культура существует преимущественно в урбанистической действительности. Эта культура находится в дисгармонии с природой, причем этот процесс углубляется, что создает угрозу существованию человечества.

 

28 ПОНЯТИЯ "ТИП", "ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР"

 

Чтобы разобраться в многообразии культур, существовавших и существующих ныне в составе мировой культуры, необходимо их некоторое упорядоченное описание (классификация).

 

Классификация объектов культуры по существенным признакам называется типологией. Она основывается на понятии типа как единицы расчленения изучаемой реальности, идеальной модели исторически развивающихся культурных объектов.

 

Тип культуры - это научная абстракция, которая получается в результате акцентирования, усиления, логического связывания культурных феноменов, встречающихся в различные эпохи в различных культурах. Эта теоретическая абстракция делает возможным изучать множество явлений культуры на количественной и качественной основе.

 

Однако каждая реальная культура уникальна, отнести ее к тому или иному типу удается только с определенными упрощениями и оговорками. Конкретные культуры лишь приблизительно могут соответствовать тому или иному типу. Они могут в чем-то отходить от его типических черт и включать в себя черты других типов.

 

Характеристики, свойственные культурам одного типа и отличающие их от культур другого типа, можно выделять по-разному. Взяв те или иные из них в качестве критерия, ученые строят различные типологии.

 

Типология культуры - метод научного познания, в основе которого лежат расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа (результат типологического описания и сопоставления).

 

Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры. В ходе типологии тип культуры всесторонне осмысливается, определяется его статус, анализируется культурный контекст, выявляются наиболее общие качественные черты.

 

Современное культурологическое знание представлено различными типологиями культуры. В качестве критериев в них выступают различные основания.

 

Существуют варианты типологий культуры, в основе которых лежат географический (локализация в пространстве), хронологический принципы (локализация во времени), этнонацио-нальная, демографическая специфика, особенности религии, языка, экономики, сферы общества или вида деятельности и т. д.

 

Существуют типологические теории, в которых в качестве структурной основы того или иного типа культуры рассматривается культурно-детерминированное поведение индивида.

 

Каждая типология обладает своими сильными и слабыми сторонами, имеет определенную методологиче

Date: 2015-09-03; view: 297; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию