Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тенденции культурной универсализации в современном социокультурном процессе





Универсалии культурные – [<лат.universalis - всеобщий] - общие понятия, термин впервые появился в средневековой философии. В культурологии обозначает общие категории, удовлетворяющие базовые потребности (изготовление орудий труда, совместный труд, украшение тела, запрет на кровосмешение, танцы, спорт, язык, религиозные обряды – всего выделяют более 70 культурных универсалий). Формирование универсалий - это исторически складывающийся процесс воспроизводства жизни человека и культуры.

Культурным универсализмом в культурологии называется процесс, в котором проявляется всеобщность культуры через «универсальное отношение человека к миру», посредством которого человек формирует вокруг себя поле культуры. «Культура есть универсальный способ, каким человек делает мир «своим», превращая его в Дом человеческого (смыслового) бытия (см.: Бубер М. Я и Ты. М.,1993. С.61,82,94.)

Универсализация – тенденция образования универсальных понятий или смыслов. Проявлением этой тенденции является цивилизация – реализация «всеобщей социальной связи индивидов и групп, создающей крупномасштабное единство в пространстве времени.»

Универсализацию можно назвать ведущей тенденцией современного исторического и культурного становления человечества. Культура оформляет понятные всем универсальные характеристики Рода людей – генеральную черту человечества. Представители человечества, во- первых, совпадают по своей биологической организации; во-вторых, они однородны сущностно – социально и едины интеллектуально. Они - дети человеческие, ветви одного дерева. Разность проявлений культуры не может преодолеть нарастание планетарного единства людей. Сепаратизм, замкнутость, изоляционизм и ксенофобия не могут преодолеть процессы стягивания, сближения, взаимопроникновения культур. Проблемы межкультурного общения становятся самыми актуальными и насущными. В современной организации бытия разрастается поток коммуникаций: транспортных, хозяйственно – экономических, энергетических, миграционных, растет информационная сеть, быстрыми темпами покрывает землю система «Интернет». Идет интенсивный обмен культурными ценностями, перекрывающий любые национальные границы. Пропускная способность коммуникационных каналов (телефонных, факсимильных, радиотелефонных и т.д.) каждые семь лет увеличивается в 10 раз.

Составляющие складывающейся глобальной культуры - это новые коммуникативные сети, свободный информационный обмен и поток капиталов, экспансия межнациональных корпораций, туризм и т. д. «Фактически, под глобальной культурой чаще всего явно или скрыто, одобрительно или осудительно понимается панамериканизм».

В результате процесса универсализации культуры, возникает всеобщее культурное пространство. В нем встает проблема оптимального сочетания универсализма, всеобщности, глобализма с самобытностью, уникальностью, суверенитетом каждой отдельной культурной системы, защиты каждой неповторимой национальной, этнической культуры в многоцветье всечеловеческого единства. Между глобализмом и многокультурьем вспыхивают идеологические, а в ряде случаев и уличные войны, и потасовки. Проблемы, порожденные глобализацией, выходят далеко за рамки проблем локальной уникальной отдельной культуры. Глобализация воспроизводит во всемирном масштабе негативные стороны рыночного хозяйствования, которые в западных странах преодолеваются путем построения «социального государства». В мировой и региональной экономике выносятся на глобальный уровень самые грубые формы индивидуального и группового эгоизма, вследствие чего мировые и национальные богатства сосредотачиваются в руках отдельных людей и группировок. С ростом нищеты и неравенства основы глобальной безопасности находятся под угрозой. Одна из форм сопротивления всемирному характеру процессов универсализации – возвращение к традиции в форме фундаментализма и сопровождающий этот процесс рост терроризма.

В «Декларации тысячелетия» Организации Объединенных наций, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН, говорится, что глобализация может обрести полностью всеохватывающий и справедливый характер посредством общего будущего, основанного на «нашей общей принадлежности к роду человеческому во всем его многообразии», т. е., в формировании всечеловеческой культуры, новой культурной формы существования людей.

ООН провозгласила Хартию Земли, в которой сформулировала основы такой культуры, получившие название принципов устойчивого развития. Это сохранение экологической целостности; сохранение богатства и красоты Земли для будущих поколений; применение в производстве только тех моделей, которые поддерживают регенеративные возможности Земли и благополучие человеческих сообществ; уважение прав человека, демократические институты и свободы; культура толерантности, ненасилия и мира; нравственное воспитание для достижения устойчивого образа жизни. Развитие человека, независимо от его национальных, родоплеменных или государственных приоритетов, становится сегодня самым важным и перспективным направлением.

Date: 2015-09-03; view: 446; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию