Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






С точки зрения художественно-поэтического творчества





(вариант толкования)

 

Великолепный знаток крестьянского быта, певец российской деревни Сергей Александрович Есенин в своей статье «Ключи Марии» дает свое оригинальное видение графического начертания русского алфавита, которое сливается у него непосредственно с открытою настежь душою русского труженика-пахаря, постоянно на себе ощущающего всю силу, красоту и сладость земли-матушки. Это мироощущение буквально несколькими штрихами и набросал поэт в небольшой по размеру, но очень емкой по своему внутреннему содержанию работе. Вот эти наброски.

«Начальная буква в алфавите есть не что иное, как образ человека, ощупывающего на коленях землю. Опершись на руки и устремив на землю глаза, он как бы читает знаки существа ее.

Буква Б представляет из себя ощупывание этим человеком воздуха. Движение его идет от А обратно. (Ибо воздух и земля по отношению друг к другу опрокинутость). Знак сидения на коленях означает то, что между землей и небом он почувствовал мир пространства. Поднятые руки рисуют как бы небесный свод, а согнутые колени, на которые он присел, землю.

Прочитав сущность земли и почувствовав над нею прикрытое синим сводом пространство, человек протянул руки к своей сущности. Пуп есть узел человеческого существа, и поэтому, определяя себя или ощупывая, человек как бы невольно опустил свои руки на эту завязь, и получилась буква В.

Дальнейшее следование букв идет с светом мысли от осознания в мире сущности. Почувствовав себя, человек подымается с колен и, выпрямившись, протягивает руки в воздух. (Буква Г)…

Здесь его движения через символы знаков, тех знаков, которыми он ищет своего примирения с воздухом и землею, рождают весь дальнейший порядок алфавита, который так мудро оканчивается фигурою буквы Я.

Эта буква рисует человека, опустившего руки на пуп (знак самопознания), шагающим по земле, линии, идущие от середины туловища буквы, есть не что иное, как занесенная для шага правая нога и попирающая корпус левая. Через этот мудро занесенный шаг, шаг, который оканчивает чтение знаков нашей грамоты, мы видим, что человек еще окончательно себя не нашел. Он мудро благословил себя, со скарбом открытых ему сущностей, на вечную дорогу, которая означает движение, движение и только движение вперед.

Если таким образом мы могли бы разобрать всю творческо-мыслительную значимость, то мы увидели бы почти все сплошь составные части в строительстве избы нашего мышления. Мы увидели бы, как лежит бревно на бревне образа, увидели бы, как сочетаются звуки, постигли бы тайну гласных и согласных, в спайке которых скрыта печаль земли по браку с небом…

Человек по последнему знаку отправился искать себя. Он захотел найти свое место в пространстве и обозначил это пространство фигурою буквы Q. За этим знаком пространства, за горою его северного полюса, идет рисунок буквы Ч (U), которая есть не что иное, как человек, шагающий по небесному своду. Он идет навстречу идущему от фигуры буквы Я (закон движения – круг).Волнообразная линия в букве Q означает место, где оба идущих должны встретиться. Человек, идущий по небесному своду, попадает головой в голову человеку, идущему по земле. Это есть знак того, что опрокинутость земли сольется в браке с опрокинутостью неба. Пространство будет побеждено, и в свой творческий рисунок мира люди, как в инженерный план, вдунут осязаемые грани строительства. Воздушные рифы глазам воздушных корабельщиков будут видимы так же, как рифы водные. Всюду будут расставлены вехи для безопасности плавания, и человечество будет перекликаться с земли не только с близкими ему по планетам спутникам, а совсем миром в его необъятности».

На этом С.А.Есенин обрывает свой рассказ. Но дано направление мысли, круг возможных образов, опираясь на которые можно-таки попробовать завершить начатое поэтом исследование. Я попытаюсь это сделать, хотя кому-то это, возможно, и покажется очень смелым решением. Но кому-то надо досказать!..

В своей работе над толкованием графических образов я использовал «черты и резы» доазбучной древнерусской письменности южных славян, представленные В.А.Истриным в его книге «1100 лет славянской азбуки» (М., АН СССР, Наука, 1988).

Итак, я продолжаю.

Буква Д. Человек, осознавший величие небес, понявший красоту и щедрость земли, почувствовавший всю суть своей плоти, падает в земном поклоне, благодаря Создателя и моля Его о поддержке на нелегкой дороге жизни. После чего он поднимается и крепко встает на земле, широко расставив ноги.

Буква Е. Мысль, ослепившая человека, рождается в слове, которое срывается с языка, проскальзывает мимо губ и уносится в пространство, настолько необъятное, что его просто не охватить человеческими руками. И слово не воробей – вылетит, не поймаешь…

Буква Ж. Мысль рождает слово, слово рождает дело, поступок, который вызывает некоторое чувственное к нему отношение и мысль, уже новую, а вслед за нею и новое слово – все вместе есть движение, которое и является самой жизнью. Колесо вечного движения жизни, круг мыслей, слов, поступков, дарующих нам весь спектр жизненных ощущений. Не в этом ли заключается тайна Древа Жизни, так крепко держащегося за землю, но все-таки устремленного к небу, к вершинам познания мира?..

Буква S. Эта буква напоминает своим рисунком птицу счастья, Жар-Птицу, вещую птицу Гамаюн. «У разных народов разные идеи. Америке оказалась близка идея чудовищных ящеров, России – райских птиц с женскими головами: Алконоста, Сирина, Гамаюна. На иллюстрациях И.Я.Билибина Сирин изображена с женской грудью. Это символ пути России: ей по дороге с млекопитающими и птицами, а не с динозаврами. Любимейший образ России – Богородица. Вольно или невольно россияне выразили этим русскую идею. Мать – млекопитательница указует нам путь. На крыльях любви наша Родина должна долететь до того, что раньше называли Царствием Божием».[1]

Буква З. Издавна на Руси землю величают матушкой-кормилицей, матерью-землею. И Родина у нас почитается за мать. Мать, млекопитательница, взрастившая и взращивающая на груди своей многие и многие поколения россиян, ярко и образно изображена на рисунке этой буквы, символизирующем женскую грудь. Или распростертые в полуобхвате руки, стремящиеся защитить, уберечь свое чадо – образ матери-берегини, так же очень русский, понятный и родной каждому россиянину. И ее, мать-кормилицу, беречь надо, холить, лелеять…

Буква И. Зерно, брошенное по весне в поле, взрастет буйной зеленью, выбросит спелый колос, даст жизнь молодому семени, нальет его земными соками, насытит солнечным теплом. А придет время уборки урожая, опустеет поле. Но снова будет весна, которая возродит жизнь. И так бесконечно: рождение, стремление к свету и теплу, созревание и смерть, которая непременно дает начало новой жизни. Этому закону вечного движения жизни полностью подчинен и человек – таково значение рисунка простой угловатой буквы русской азбуки.

Буква i. Жизнь прожить – не поле перейти. И на этой жизненной дороге человеку нужен добрый советчик, верный и надежный помощник, способный указать направление его пути, а порой и просто осветить тропу, дабы не споткнулся человек в темноте суетных будней. И вот азбукою зажигается над человеком и горит ярким светом звезда, озаряющая тьму небесной мудростью. «Звезды и круг – знаки той грамоты, которая ведет читающего ее в сад новой жизни и нового просветленного чувствования,» – писал С.Есенин. Очень яркий образ звезды представлен и в древнерусской доазбучной письменности. Другой образ, но не менее значительный – образ горящего факела.

Буква Ћ. Этим рисунком представлен образ семьи: муж, крепко стоящий на земле и простирающий свои руки в пространство, как бы прикрывающий ими прислонившуюся к нему супругу, слившуюся с ним в единое целое – древо жизни. «Весь обрис хозяйственно-бытовой жизни свидетельствует о том, что было, осталось и живет… то символическое древо, которое означает семью,»- утверждает С.Есенин. Обратите внимание, что жена сливается с мужем через его сущность, пуп, создавая тем самым совершенно новую человеческую сущность – семью.

Буква К. Создание семьи имеет своей целью сотворение новой жизни для продолжения своего рода. И вот перед нашими глазами предстает семья в своем новом образе – отец, мать и дитя, сидящее на руках у отца. Заметьте, что дитя исходит, т.е. рождается, из завязи семейной сущности, из ее пупа.

Буква Л. Так, плодясь и размножаясь, поколение за поколением шагает племя людское по дороге жизни, и рисунок этой буквы раскрывает именно этот образ – человека, шагающего по земле. В древнерусских доазбучных памятниках письменности имеются и другие начертания этого образа, суть которых сводится к одному – к движению человека по своей земной части пути навстречу тому, кто идет по тверди небесной для завершения общего круга в одной точке их слияния (вспомните есенинский образ буквы Q).

Буква М. Движущей силой этого неумолимого движения жизни является мысль, фонтаном рвущаяся из души человеческой и ниспадающая под ноги. Первое невольное стремление наших мыслей всегда направлено ввысь, к небесам. Далеко не каждой из них дано долететь до небесной тверди, чтобы слиться с нею воедино, и потому падают они под ноги человека, нередко затрудняя его продвижение к истине. Только чистая, просвеченная солнечным светом, добрая мысль способна преодолеть земное притяжение. Но как мало таких мыслей у нас, грешных, обремененных своими земными делами и хлопотами. До того ли?..

Буква Н. То первое неодолимое стремление нашей мысли к полету обусловливается осознанием человеком своей сущности и неразрывной связи ее с сущностью небесной в пространстве и во времени, необходимости полного соития обеих сущностей в единую плоть. И образ этого слияния земли и неба представлен нашими предками в рисунке буквы Н. Опять слияние этих сущностей происходит через их завязь, пуп. «Наши бахари орнамента без всяких скрещиваний с санскритом поняли это, развязав себя через пуп,»- отмечал С.Есенин.

Буква О. Стремление, направленное на слияние двух сущностей, небесной и земной, и есть та пружина, которая раскручивает ход жизни. Это движение – закон жизни, круг, по С.Есенину. И Солнце, освещающее землю, согревающее ее своим теплом, круглое и так же движется по кругу, утверждая собой незыблемость вечного и основного закона жизни.

Буква П. Движение есть последовательный переход от рождения к смерти и через нее - в новое свое качество. Смерть является необходимым условием продолжения жизни, которая есть «просовывание» человека «в пространство солнца». Древнерусское изображение буквы U (Ч) – знак соития земного пути с небесным, которое и приводит к изображению креста. Внешняя земная суть человека – это рождение из земли, жизнь и смерть, т.е. возвращение в землю. Об этом надо помнить, но твердо надо знать о главной, внутренней предназначенности человека – о стремлении его к слиянию с небом (вспомните о букве Н). «Узлом слияния потустороннего мира с видимым является скрытая вера в переселение души,» – отмечал С.Есенин. Часто ли мы задумываемся об этом?

Буква Р. Вольно или невольно человек постоянно проявляет свое стремление к слиянию с небом посредством своей речи, выраженной словом, которое и есть нечто иное, как «птица, значит, звук его есть клекот и пение этой птицы» (С.Есенин). Своим пением птицы несут хвалу небу, Господу Богу. И наша речь есть то же самое. Взгляните на изображение буквы Р: в ней без труда можно угадать воздушный шар на веревочке, стремящийся ввысь. Да не всякая речь достойна взлета, потому-то и веревочка, которою мы сами удерживаем ее и себя у земли. С другой стороны, этой буквой показана человеческая гордыня: устремившийся было ввысь, человек как бы одумывается и хватается за свою чисто земною плотскую суть, пуп, да так и застывает в долгом и тяжком раздумье – и к небу хочется взлететь, и плоть свою уважить тоже хочется…

Буква С. «Нет слова беспредметного и бестелесного, и оно так же неотъемлемо от бытия как и все многорукое и многоглазое хозяйство искусства… Оно – попутчик быта,» (С.Есенин). И всякое сказанное слово является проявлением конкретной мысли, конкретного поступка и потому само является поступком, поднимающим нас к небу или опускающим в недра земные. В рисунке буквы С показан рот человека (сравните с рисунком буквы Е), в в котором промолвленное слово уже слетело с губ. «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Не знаем мы, как слово наше отзовется… Именно об этом, о ценности слова, о сравнении его с зерном, говорит древнерусское доазбучное изображение этой буквы: что посеешь, тои пожнешь. На том рисунке буква изображена в виде сеятеля, разбрасывающего в поле зерно. Мнение наших далеких предков и современная мысль едины в своем суждении.

Буква Т. Вся жизнь человека, осознавшего свою суть и связь ее с небом, непременно приводит его на дорогу вечности тверди небесной. И это отображено графикой буквы Т. Но только сам человек определяет, достоин ли он будет вступить на Млечный Путь, и определяет твердостью своей веры и своего знания. Древнерусская доазбучная письменность приводит значение буквы в более приземленной форме отца, наклоненного над фигурой отрока и наказывающего оного за какой-то проступок. Твердою рукой отец вбивает науку земной жизни в память сына, но точно так же вбивает в нашу память свои высокие идеалы и Небо: кого люблю, того луплю. И опять земное сливается с небесным воедино.

Буква У. Верит ли человек в Господа Бога или нет, не зависимо от этого ведет его судьба по дорогам жизни, неведомыми нитями крепко держа всех и каждого в своих твердых руках. А что это, как не проявление сил природных, сил небесных, божественных? Вот и образ буквы говорит о том же: плывет человек по реке жизни, крепко держась за канат, переброшенный через стремнину. О том же, но несколько в ином ключе рассказывает и другое начертание этой буквы – узелок, которым человек крепко связан с матерью-Природой.

Буква Ф. Эта прижизненная связка земного с небесным уже на земле приносит свои плоды в виде «просветления», т.е. приобщения к тайнам небесным, и в земном существовании возможности прорицания и чудодействия. Земная сущность соединяется с небесной, составляя собою единую сферу, круг – знак вечного движения.

Буква Х. И здесь достигается та вечная мечта человечества о прижизненном познании Господа Бога, о достижении тверди небесной, что происходит через посредство Ангелов-Херувимов. Путь земной пересекается в некоей точке с небесным и… происходит чудо.

Буква w. Душа просветленного человека устремляется к небу, в лоно Отца своего небесного. Не это ли – то прекрасное завершение пути земного, о котором веками грезили многие поколения людей!..

Буква v. Об этом же, но в более жесткой форме говорит и рисунок этой буквы: не каждому человеку дозволено достичь своих устремлений к небесам. Четко обозначена преграда каждому, кто так или иначе нарушает законы Природы или законы Божие. Да и название буквы (Отъ) говорит о том же.

Б уква Ц (Џ).Без внутренней поддержки небес человек теряется и, оставшись в одиночестве, падает наземь. Рисунок буквы Ц показывает фигуру падающего человека: сущность земная направлена вниз, и ничто уже не удерживает ее от неминуемого и неизбежного. Буква имеет одним из своих значений смысл слова «Или», т.е. выбор. Думай, человек, и выбирай…

Буква Ш. Все живое исходит из недр земных, туда же и возвращается по смерти своей, давая жизнь чему-то новому, что, произрастая, вновь устремляется к свету и теплу. Но только ли в тепле и уюте смысл человеческой жизни?

Буква Щ. Повторение мысли предыдущей буквы

Буква Ъ. Человеку, оторванному от Бога, от Природы, суждено вечно пребывать внизу, придавленному грузом своей заземленности. И здесь не помогут горючие слезы – оторванность от мира определяет и саму жизнь человека, и награду за нее.

Буква Ы. Два сапога рядом, а парой никак не назовешь. Так и эта буква, в самом начертании которой уже виден внутренний разлад. А всякое нарушение гармонии сурово карается законами Природы…

Буква Ь. Хоть несколько и смягченная по своей форме, ноне изменившая своей внутренней сути, эта буква столь же крепко привязана к земной грешной жизни, что подняться хоть немного ей вряд ли удастся.

Буква Ђ. Если предыдущие буквы, хоть и были несколько отрезаны от Небесной сути, но у них еще оставался какой-то шанс на выход к пути истинному. Эта же буква сама себя отрезала от неба, плотно загородившись от него крепким навесом.

Буква Ю. Образ колеса жизни, который кто-то стремится остановить своей земной сущностью. Образ тормоза всякого движения и устремления к небу четко обозначен данным рисунком.

Буква Э. Зеркальное отражение буквы Е, ее раньше так и называли – «э оборотное», т.е. оборотень в виде буквы Е. Вот и судите о нравственной ее стороне…

Буква З. Образ родной земли, но при короне царственной и с хвостом – лик души человеческой и ее гордыни. Сумеет ли эта душа смирить свою страсть?..

Буква Y. Вглядитесь в этот рисунок: ведь это не что иное, как «наши петухи на ставнях… - это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека… Известно, что петух встает вместе с солнцем, он вечный вестник его восхода, и крестьянин не напрасно посадил его на ставню, здесь скрыт глубокий смысл его отношения и восприятия солнца. Он говорит всем проходящим мимо избы его через этот символ, что здесь живет человек, исполняющий долг жизни по солнцу. Как солнце рано встает и лучами-щупальцами влагает в поры земли тепло, так и я, пахарь, встаю вместе с ним опускать в эти поры зерна труда моего. В этом благословение моей жизни, от этих зерен сыт я и этот на ставне петух, который стоит стражем у окна моего и каждое утро, плеском крыл и пением встречая выкатившееся из-за горы лицо солнца, будит своего хозяина.» (С.Есенин).

Буква Ö. Человек, ты познал первые азы науки жизни. Пусть эта азбука будет тебе той направляющей, каким является канат, протянутый через реку, для паромщика, пересекающего на пароме бурное ее течение. Рисунок буквы ижица – точное выражение и вполне закономерное завершение славянской азбуки.


Date: 2015-09-03; view: 357; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию