Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понимание структуры личности в ЗП и ОП





Один из наиболее популярных подходов в рассмотрении структуры личности – концепция черт личности. Согласно данной концепции, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение.

Черта - это устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в различных ситуациях. Различия в поведении людей объясняются различиями в выраженности личностных черт.

Согласно Г.Оллпорту, человек может иметь от двух до десяти главных черт (трудолюбие или склонность к праздности, честность, деловые качества, любовь к музыке и т.д.), которые характеризуют его образ жизни; у него также имеются многочисленные второстепенные черты, которые скорее соответствуют его установкам в различных конкретных ситуациях.

По мнению Р.Кеттела, автора личностного опросника – 16 PF – ядро личностной структуры образуется шестнадцатью факторами (обобщенная черта личности), полученными в результате статистической обработки (факторного анализа). Личностный профиль строится с учетом балльных показателей по всем 16-ти факторам.

Г. Айзенк: все элементы или черты личности объединены в иерархическую структуру и могут быть сведены к универсальным суперчертам. Поскольку такие сперчерты присущи всем людям, он обозначил их как типы. Первоначально Г. Айзенк выделил два типа: экстраверсия — интроверсия и нейротизм — стабильность. Г. Айзенком разработан ряд психодиагностических методик для выявления индивидуальных особенностей по трем типам личности. Наиболее известен из них "Личностный опросник Айзенка" (EPQ), его использование существенно продвинуло исследования психопатологии и криминального поведения.

Концепции Г. Айзенка и Р. Кеттела многим специалистам представляются слишком сложными, перегруженными статистическими процедурами, "углубленными" в нейрофизиологию, поэтому они тяжело адаптируются к практическому применению. Тем не менее эти работы до сих пор используются в социально-психологических исследованиях самого широкого спектра применения.

Личность - специфическое созвездие черт, т.е. свойств, качеств (Кеттел, Гилфорд, Айзенк). Вертгеймер выделил первичные черты - реакция непосредственного восприятия, какого-то аспекта личности. Изолированные черты — возникновение в реакции явления характера. Люди различаются по набору и степени развитости отдельных, независимых черт. Черта объединяет характеристики личности и раскрывается через другие качества -робость через застенчивость, неуверенность в себе через сдержанность, смелость через активность, готовность к риску.

Фактор - параметр, кот определяется посредством поверхностных черт. Способ выявления черт - изучение языка, выбор слов, которые описывают стороны личности, далее исключение синонимов, далее методом корреляции выявляется связь между поверхностными чертами.

Факторный анализ (ФА) - это статистический метод суммирования и упрощения рядов переменных, при котором сравнительно большой ряд переменных сводится к сравнительно малому ряду факторов, или черт личности.

ФА д охватывать все черты личности, выявить действие фундаментальных факторов. Он позволяет решить две проблемы исследователя: описать объект измерения всесторонне и компактно. С помощью ФАа возможно выявление скрытых латентных переменных факторов (пр: когда анализируя оценки полученные по нескольким шкалам, исследователь замечает, что они сходны между собой и имеют высокий коэффициент корреляции, он может предположить, что существует некоторая скрытая, латентная переменная, с помощью которой можно объяснить наблюдаемое сходство полученных оценок). Такую переменную называют фактором.

2 цели Факторного анализа:

- определение взаимосвязей между переменными, их классификация, т. н. «объективная R-классификация»;

- сокращение числа переменных.

Для выявления наиболее значимых факторов и, как следствие, факторной структуры, наиболее оправданно применять метод главных компонент (МГК). Суть данного метода состоит в замене коррелированных компонент некоррелированными факторами. Другой важной характеристикой метода является возможность ограничиться наиболее информативными главными компонентами и исключить остальные из анализа. Это единственный математически обоснованный метод факторного анализа.

Факторный анализ может быть:

1) разведочным —осуществляется при исследовании скрытой факторной структуры без предположения о числе факторов и их нагрузках; и

2) конфирматорным, для проверки гипотез о числе факторов и их нагрузках. Практическое выполнение факторного анализа начинается с проверки его условий.

В обязательные условия факторного анализа входят:

- Все признаки должны быть количественными.

- Число признаков дб в 2 р больше числа перемн-х.

- Выборка должна быть однородна.

- Исходные переменные дб распред симметрично.

- ФА осущ-ся по коррелирующим переменным.

При анализе в один фактор объединяются сильно коррелирующие мс переменные и получается максимально простая и наглядная структура факторов. После объединения коррелированность компонент внутри каждого фактора между собой будет выше, чем их коррелированность с компонентами из других факторов. Эта процедура также позволяет выделить латентные переменные.

Недостатки:

• Выявленный набор черт зависит от качества исходного материала.

• Все считают необх для описания личности разное кол-во черт.

• На основе знания черт нельзя предсказать поведение.

Бихевиоризм и необихевиоризм: нет четкой формулировки ПСЛ.

По мнению ранних бихевиористов, законы чел поведения следует изучать через мышечные движения и секреция желез. И делать это можно через анализ совокупностей пар и стимул - реакция».

ГП. Целостность ПСЛ - центральный момент. Воспринимаемый образ есть целостное мгновенное образование взаимосвязанных частей перцептивного поля, не поддающееся дальнейшему разложению на части. Подобная картина наблюдается в процессах мышления, научения, памяти и др.

Психоанализ. Фрейд, ПСЛ выражается при взаимодействие: Ид, Эго и Супер-эго.

Ид («Оно») - бессознательное, включающая биологические инстинкты.

Супер-эго («Сверх-Я») - стремится полностью подавить влечения, исходящие от «Оно».

Эго («Я») - это зона конфликта, между «Оно» и «Сверх-Я».

По мнению Фрейда, формирование личности происходит в течение шести первых лет жизни.

Неофрейдизм. Юнг: настаивал на врожденности ПСЛ. Выделил архетипы.

Адлер, структура целостна и ее функционирование подчинено - «чувству общности». Источник формирования и развития личности - в стремлении к превосходству над др.

Маслоу: ядро личности - врожденная потребность в самоактуализации, развитии, реализации своего потенциала с опорой на собственные силы. Личность - это внутренний мир, который формируется через самоактуализацию. Однако высший уровень развития личности может быть достигнут после удовлетворения потребностей более низкого уровня.

К. Роджерс, личность - это то, что человек о себе думает на основе сознательных оценок текущих событий.

Когнитивная П. Дж. Келли, ПСЛ - это два типа личностных конструктов:

- базовые («ядерные») - для взаимодействия с другими людьми;

- периферические - для решения текущих задач более низкого уровня.

Она имеет иерархическую структуру, функционирующую по «схемам».

Диспозиционный подход. Основной атрибут личности - темперамент (или его свойства) (Г. Айзенк).

Деятельностный подход. К. К. Платонов. ПСЛ включает в себя четыре уровня:

- низший - составляют био и конституциональные св-ва человека;

- второй - индивид хар-ки форм отражения;

- третий - индивид социальным опытом человека;

- высший - направленность личности (мировоззрения, идеалы, самооценка, особен Х).

В структуре личности тесно переплетаются врожденные и "наживные" начала, био (генетически наследованное) и соц (приобретенное в онтогенезе).

Леонтьев, к базовым параметрам ПСЛ:

- разнообразие связей индивида с миром, реализуемое совокупностью разл деятельностей;

- степень иерархизированности связей с миром, их мотивационная «окраска»;

- общая структура связей индивида с миром.

Петровский, личность - это системное соц качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности, в котором отражается уровень общественных отношений, общественных связей.

Ананьев, признавал ведущую роль социальных компонентов в структуре личности.

Братусь, ПСЛ в виде трехуровневой системы:

- эгоцентрический уровень, вкл самоценное отношение к себе, потребительское отношение;

- группоцентрический, выражающий отношение к другому человеку в зависимости от его значимости;

- просоциальный, допускающий равноправное, равноценное отношение к любому человеку.

Date: 2015-09-03; view: 314; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию