Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности социалистической культуры





Культурная жизнь в России обрела новое измерение: до нач. 1930-х гг. советский строй не был еще вполне разработанным и организованным, его нельзя было еще назвать тоталитарным. В Кремле еще были, представители старой русской интеллигенции: Каменев, Бухарин, Луначарский. Их отношение к представителям интеллигенции, писателям, ученым, не примкнувшим к коммунизму, было иное, чем у представителей ЧК. Они испытывали чувство стыда и неловкости в отношении к притесняемой русской интеллигенции. В культурном отношении еще существовал относительный плюрализм, действовали художественные и литературные союзы и группировки. Однако ведущими культурными установками были тотальный разрыв с духовным наследием прошлого, ориентация на возвышение коллективизма, унижение личного достоинства и утверждение ценностей массового сознания. Основной темой советской культуры становится вражда ко всему духовному, поэтому коммунизм оказался для многих интеллигентов не только кризисом христианства, но и кризисом гуманизма. Второй культурной тенденцией становится ориентация коммунизма на приоритет империалистического элемента над революционно-социальным. В 1930-е гг. в развитии культуры наступил новый этап: относительный плюрализм предыдущих времен был отвергнут советской властью. Все деятели литературы и искусства были объединены в унифицированные союзы. Однако независимо от сложной политической и социально-экономической ситуации в стране русская культура сумела сохранить свою самобытность и оригинальность. Была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, создававшая на местах школы, училища, издававшая методическую литературу. В эти годы отмечаются высокие темпы развития техники. В самолетостроении создаются специализированные предприятия (Жуков). Циолковский создает теорию ракетного движения, используемую для создания межконтинентальных баллистических ракет и. ракет космического назначения. В годы Отечественной войны производится новая военная техника: самолеты-истребители, бомбардировщики. В литературе известность получают произведения Куприна, Бунина, Шолохова. Ассоциация пролетарских художников объединяет выдающиеся имена Ряжского, Грекова. В архитектуре 20-30-х гг. ведущими становятся направления «конструктивистов» (Веснин, Гинзбург) и «рационалистов» (Мельников, Лазовский).

 

38 Проблема Запад-Восток

современная "западная" цивилизация во многих отношениях явилась преемственницей греко-романской античной культуры, которая издавна противопоставляла себя так называемому Востоку, т.е. всему тому, что лежало за ее восточными пределами.
С тех пор представления о "Востоке", с теми или иными вариациями, как о совершенно ином мире, сохраняются и до наших дней.
Одно из наглядных доказательств этого - существование такой специфической и многоотраслевой науки, как востоковедение.
И в самом деле, при знакомстве с восточными странами даже человеку непосвященному бросается в глаза их своеобразие и непохожесть на то, что мы привыкли наблюдать в Европе или Америке. Здесь все иное: и архитектура, и одежда, и еда, и образ жизни, и искусство, и строй языка, и письменность, и фольклор. Правда, для европейского глаза
Восток предстает как нечто однородно "восточное", хотя в действительности различия между странами этого региона порой весьма велики. В России о различиях между Востоком и Западом писал еще П.Я. Чаадаев: "Сосредотачиваясь, углубляясь, замыкаясь в самом себе, созидался человеческий ум на Востоке; раскидываясь вовне, излучаясь во все стороны, борясь со всеми препятствиями, развивается он на Западе"'.
В художественной литературе XX в. наиболее ярким выразителем идеи о несовместимости западной и восточной культур стал известный английский писатель Редьярд Киплинг (1865-1936), творчество которого в значительной мере было призвано показать, что Восток есть Восток, а Запад есть Запад и что им никогда не понять друг друга. Правда, это последнее утверждение ныне опровергается самой жизнью.
Это не в последнюю очередь объясняется и определенным "восточным" типом мышления, тесно связанным с восточными религиями, которые, за исключением ислама, На Востоке, в частности в Индии, религия и культура практически совпадали на протяжении тысячелетий. "Восточные религии, - пишет Б.С. Ерасов, - представляют собой социокультурный комплекс, совмещающий в себе не только собственно сакральные представления, верования и ритуалы, но также нормативную мораль, право, эстетику, социальные учения, а вместе с тем и соответствующие институты различной степени сакрализации, регулирующие отношения между верующими по поводу духовных факторов".
Для восточного человека, в отличие от европейца, характерны: сосредоточенность на самом себе и собственной внутренней жизни; меньшая склонность к восприятию противоположностей, которые нередко отрицаются; большая вера в совершенство и гармонию окружающей Вселенной, а отсюда и ориентация не на ее преобразование, а на приспособление к некоему "космическому ритму".
Еще в конце XIX в. один из наиболее ярких борцов за индийскую духовную самобытность и одновременно знаток западноевропейской культуры Свами Вивекананда (1863-1902) утверждал, например, что Индия "должна научиться у Европы, как покорять внешнюю природу, а Европа должна узнать от Индии, как покорять природу внутреннюю". В Индии преуспели в развитии одной фазы человека, на Западе - другой, и поэтому необходимо соединение обеих.
В целом, несколько схематизируя, восточный тип мышления по отношению к окружающему миру более пассивен, более уравновешен, более независим от внешней среды и ориентирован на единство с природой.
Можно подозревать, что именно эти "компенсационные" качества восточного мировосприятия в наше бурное время стали причиной наблюдаемого ныне в Европе, Америке, а в последнее время и в нашей стране, увлечения восточными религиями, йогой и другими подобными верованиями, направленными не на "покорение" природы, а на освоение тайн самого человека.

Date: 2015-09-03; view: 807; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию