Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Языки и символы культуры





Языком культуры называются те средства, знаки, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, которое все вновь возникающие или уже существующие представления и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).
Язык фиксирует значимые для человека представления, его отношения к ним. Самая серьезная проблема заключена в переводе смыслов с одного языка на другой. Термин «понимание» используется в двух.
Основной структурной единицей языка культуры, являются знаковые системы. Знак — это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную — математическую, статистическую, логическую — обработку. Исследователи культуры выделяют 5 основных знаковых систем: естественные, функциональные, конвенциальные, вербальные, системы записи. I. Естественные языки — это знаки-признаки, например, дым — знак огня. II. Функциональные знаки — это также знаки-признаки. Связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена теми функциями, которые они выполняют. К функциональным знакам: производственную технику. III. Конвенциональные знаки задаются соглашениями между людьми. Различают 4 типа конвенциональных знаков: 1) сигналы, извещающие или предупреждающие людей. Например, цвета светофора. 2) индексы — условные обозначения каких-либо предметов или, ситуаций. Например, картографические знаки.; 3) образы строятся на сходстве, подобии с тем, что они обозначают. Например, знаки-рисунки, обозначающие пешеходные переходы, эскалаторы и т. д.; 4) символы — материальные или идеацнальные. Они в наглядно-образной форме передают абстрактные идеи или понятия, связанные с этим объектом. Наиболее простыми формами символов являются эмблемы, гербы, ордена, знамена и т. д. IV. Важнейшей знаковой системой являются вербальные знаковые системы — разговорные языки. Любой естественный язык — это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры того или иного народа, говорящего на данном языке. Базисной структурной единицей является слово, которое, в свою очередь, внутренне структурировано (корень, суффикс, приставка, окончание и т. д.). Слова объединяются во фразы, предложения, высказывания. Естественный язык — это открытая знаковая система. Он, в отличие от искусственных формализованных языков, способен к неограниченному развитию. Эта особенность языка имеет большое значение для изучения культуры. V. На относительно высокой стадии развития человеческой культуры формируются знаковые системы записи: письмо (система записи естественного языка), нотная грамота, способы записи танца и т. д. Особенностью знаковых систем этого типа является то. что они возникают на базе других знаковых систем разговорного языка и вторичны по отношению к ним. Изобретение знаковых систем записи — одно из величайших достижений человеческой культуры. Базовым знаком письма абстрактная единица —- буква. Количество базисных знаков в системе существенно уменьшается и становится обозримым.

 

 

7Типология культур по Данилевскому

".
Н.Я. Данилевский выделяет 10 культурно-исторических типов (в хронологическом порядке), целиком или частично исчерпавших возможности своего развития: египетская культура; китайская культура; ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская, или древне-семическая культура; индийская культура; иранская культура; еврейская культура; греческая культура; римская культура; аравийская культура; германо-романская, или европейская культура. Особое место Данилевского занимают мексиканская и перуанская культуры, погибшие насильственной смертью и не успевшие завершить своего развития.
Среди этих культур выделяются "уединенный " и "преемственный" типы. К первым относятся китайская и индийская культуры, а ко вторым — египетская, ассирийско-вавилоно-финикийская, греческая, римская, еврейская и европейская культуры. Каждый самобытный культурно-исторический тип эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него — к цивилизации. Вся история, по мнению Н.Я. Данилевского, доказывает, что цивилизация не передается от одного культурно-исторического типа к другому. Из этого не следует, что они не оказывали взаимного влияния друг на друга, однако, такое воздействие не может рассматриваться как прямая передача.
Данилевский выделяет следующее основание культурной типологии: направления культурной деятельности человека. Всю человеческую деятельность он подразделяет на четыре, не сводимых один к другому, разряда:
1. Деятельность религиозная, объемлющая собою отношения человека к Богу, —"народное мировоззрение... как твердая вера, составляющая живую основу всей нравственной деятельности человека"
2. Деятельность культурная в узком смысле (собственно культурная) этого слова, объемлющая отношение человека к внешнему миру. Это, во-первых, теоретически-научная деятельность, во-вторых, эстетически-художественная, и в-третьих, технически-промышленная деятельность.
3. Деятельность политическая, включающая в себя как внутреннюю, так и внешнюю политику.
4. Деятельность общественно-экономическая, в процессе которой создаются определенные экономические отношения и системы.

В соответствии с разрядами культурной деятельности человека Н.Я. Данилевский различал следующие культурные типы:

1. Культуры первичные, или подготовительные, задачей которых была выработка тех условий, при которых вообще становится возможной жизнь в организованном обществе. Эти культуры не проявили себя достаточно полно или ярко ни в одном из разрядов социокультурной деятельности. К таким культурам относятся египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская культуры, заложившие основы последующего развития.

2. Культуры одноосновные исторически следовали за подготовительными и проявили себя достаточно ярко и полно в одном из разрядов социокультурной деятельности. К таким культурам относятся еврейская (создающая первую монотеистическую религию, ставшую основой христианства); греческая, воплотившаяся в собственно культурной деятельности (классическое искусство, философия); римская, реализовавшая себя в политико-правовой деятельности (классическая система права и государственная система).

3. Культура двуосновная —германо-романская, или европейская. Этот культурный тип Данилевский называл политико-культурным типом, поскольку именно эти два направления стали основой творческой деятельности европейских народов (создание парламентской и колониальных систем, развитие науки, техники, искусства). По его мнению, в экономической деятельности европейцы преуспели в гораздо меньшей степени, поскольку созданные ими экономические отношения не отражали идеала справедливости.

4. Культура четырехосновная—гипотетический, только еще возникающий культурный тип. Данилевский пишет о совершенно особом типе в истории человеческой культуры, который имеет возможность реализовать в своей жизнедеятельности четыре важнейшие ценности: истинную веру; политическую справедливость и свободу; собственно культуру (науку и искусство); совершенный, гармоничный общественно-экономический строй, который не удалось создать всем предшествующим культуры. Таким типом может стать славянский культурно-исторический тип, если он не поддастся соблазну перенимать готовые культурные формы от европейцев. Удел России, писал Данилевский, — "удел счастливый": "не покорять и угнетать, а освобождать и восстанавливать..."6.

В основе истории философии Данилевского лежит идея отрицания единства человечества,... Общечеловеческого не только нет в действительности, но и желать быть им — значит довольствоваться общим местом, бесцветностью, отсутствием оригинальности, одним словом, довольствоваться невозможною неполнотою".
Не сомневаясь в биологическом единстве человечества, Данилевский настаивает на самобытности, "самодостаточности" культур, создаваемых народами. Подлинными творцами истории выступают не сами народы, а созданные ими и достигшие зрелого состояния культуры, которые подобны "многолетним одноплодным растениям", живущим много лет, но цветущим и плодоносящим только раз в жизни.

4 Функции культуры.. Культура выполняет несколько жизненно важных функций, без которых само существование человека и общества невозможно. Главной из них является функ циясоциализации, или человекотворчества, то есть формирования и воспитаниячеловека. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком.Подтверждением тому могут служить известные по литературе случаи, когда ребенок терялся родителями в лесу и в течение нескольких лет рос и жил в стае зверей.Даже если его потом находили, этих нескольких лет оказывалось достаточным для

того, чтобы он был потерян для общества: найденный ребенок уже не мог освоить

ни человеческий язык, ни другие элементы культуры. Только через культуру

человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, навыки,ритуалы, обряды и т. д. которые образуют коллективный социальный опыт и уклад жизни. Культура при этом действительно выступает в качестве "социальнойнаследственности", которая передается человеку и значение

которой нисколько не меньше, чем биологической наследственности.Второй функциейкультуры, тесно связанной с первой, является «познавательная,

информационная». Культура способна накапливать разнообразные

знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению.Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества.Не менееважной является регулятивная, или нормативная функция

культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через системы норм,правил и законов морали, а также правил, соблюдение которых составляет

необходимые условия для нормального существования общества. С уже названными

тесно переплетается коммуникативная функция, которая

осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. Наряду с естественным языком все области культуры - наука,искусство, техника - обладают своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Знание иностранных языков открывает доступ к другим национальным культурам и всей мировой культуре. Еще одна функция - ценностная, или аксиологическая

- также имеет большое значение. Она способствует формированию у человека

ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок

выступают прежде всего нравственные и эстетические ценности. Особого выделения

заслуживает творческая функция культуры, которая находит

выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и

традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная,

или компенсаторная функция культуры, которая связана с

восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга,

психологической разрядкой и т. д. Нельзя признать обоснованными суждения о том,

что культура - это одни только традиции, консерватизм, конформизм, стереотипы,

повторение уже известного, что она препятствует творчеству, поиску нового и т.д. Традиции в культуре не исключают обновления и творчества.Таким же

необоснованным представляется тезис о том, что культура подавляет здоровые

инстинкты человека. Подтверждением этому может служить запрещение инцеста, или

кровосмешения. Считается, что именно оно стало первым в истории человечества

четким водоразделом между природой и культурой. Однако, будучи чисто культурным

явлением, этот запрет является непреложным условием для воспроизводства и

выживания людей. Древнейшие племена, которые не приняли данный запрет, обрекли

себя на вырождение и вымирание. То же самое можно сказать о правилах гигиены,

являющихся по (своей сути культурными, но оберегающих здоровье человека

31Культура Древней Руси. Культура Руси складывается в те же века,что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременнопо нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русьскладывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа,состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которогоразвертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опытвосточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и.т.д. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей,новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и влияние соседнихнародов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала,воевала, мирилась, - с угро-финскими, балтами, иранскими племенами,другими славянскими народами и государствами. В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии,которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира.Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая,т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей,традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния ибезоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Если влияние иноземных культурных традиции было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт,то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций,связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах и деревнях жизньтекла в замедленном темпе, они труднее поддавались различным культурным новшествам. Долгие годы русская культура - устное народноетворчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло -развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. Спринятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего новаярелигия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятиевсей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве,эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие нарусскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства,развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые былитеснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смоглопреодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Русисохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, иязычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья. Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влияниемнародного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковнаякультура. христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры Не случайно во многих церковных памятниках культуры И не случайно, что вершина духовногодостижения Древней Руси - гениальное "Слово о полку Игореве" все пронизаноязыческими мотивами. Эта открытость древнерусской культуры, еемощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всеймногострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских инародно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называютфеноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление кмасштабности, образности в летописании; народность, цельностьи простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало вархитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже облившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств. Несмотря на политические трудности, на местные особенности, это все равно была единая русская культура X - начала XIII в. монголо-татарское нашествие, последующий окончательный распад русских земель, их подчинение соседним государствам на долго прервали это единство. 32 Эпоха Московского царства в российской культуре. Московскоецарство не успев достаточно укрепится, оказалось единственным в миреправославным государством. Однако христианство так и не вошло в плоть и кровьпростых людей. Церковный раскол 17 века стал первым предзнаминанием будущихбурь. Необходимость пересмотра всех церковных обрядов и привидения их всоответствие с греческим богослужебным порядком вызывалось стремлениеупорядочить обрядовую практику русской церкви в условиях роста религиозноговольномыслия. Раскол был большой трагедией народа. Он внушал ожиданияантихриста. Люди бежали в леса, пустыни, в горы. Крупным событием так жеимеющим глубокий культурно – исторический смысл было продвижение русскихземлепроходцев на Восток к берегам Тихого океана. В 17 в. во всех областяхкультурной жизни появлялось много новых явлений. Главная суть перемензаключалась в заметном падении влияния религии и церкви, усилении светскихэлементов. Предметом споров стали вопросы распространения просвещения иобразования. В Москве появилось много представителей других гусударств, которые способствовали просвещению. Возник вопрос: сближаться ли с Европой или оставить нерушимые традиционные ценности. В 17 в. стало усиливаться общение России с западноевропейскими странами. Это обусловлено: 1) потребность в обеспечении государства современными средствами вооружения 2) развитие торговых отношений с другими странами 3) развитие промышленного производства. 1 Культурология — это наука о культуре. Но культуры без человека и человеческого общества не существует. Культура является феноменом человеческого развития, поэтому понять ее сущность можно лишь через призму деятельности человека, вернее, всего человеческого общества, населяющего планету. Следовательно, культурология — это наука, которая изучает человеческое общество. В связи с этим культурология естественным образом связана с такими гуманитарными дисциплинами, как история, социология, философия, этнология, антропология, искусствоведение, филология, семиотика (научная дисциплина, изучающая знаки и знаковые системы), и многими другими.

Однако от других гуманитарных наук культурологию отличает то, что предметом ее исследования являются все многообразные процессы жизнедеятельности людей: материальные, экономические, социальные, политические, моральные, эстетические. Культурология является многоплановой научной дисциплиной, изучающей сложные социокультурные процессы в человеческом обществе.

Происхождение термина «культурология» принято связывать с именем американского культурантрополога Л.А Уайта, однако в западной науке это название не прижилось. Так как в западной научной традиции феномен культуры понимается преимущественно в социально-этнографическом смысле (в отличие от российской традиции, связывающей понятие «культура» с просветительской» творческой деятельностью), основными науками о культуре в Европе и США являются: социальная и культурная антропология (синтез этнографии с отдельными направлениями социологии психологии), структурная антропология (синтез этнографии, психологии и лингвистики) или новая культурная история (синтез истории быта с этнопсихологией).

В России за последние десятилетия название «культурология» прочно закрепилось. Современная российская культурология стремится к объединению различных западных направлений и методологии изучения культуры с отечественными традициями исследований, исследованиями истории быта, мифологии, различных мировоззренческих учении. Исходя из отечественной традиции понимания культурологии определяется и предмет этой науки.

Предметом культурологии является изучение сущности, структуры в основных функциях культуры, исторических закономерностей ее развития. Иными словами, культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее базовые характеристики, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

Цели и задачи культурологии заключаются в изучении культурных пластов человеческого сообщества в целом, культур отдельных цивилизаций в их становлении, развитии, взаимопроникновении, влиянии на культуру человечества в целом. Целью культурологического исследования является понимание как собственной, так и иной культуры. Однако задача культурологии состоит в том, чтобы не только объяснить историко-культурный процесс, но и прогнозировать его, а в перспективе, возможно, и управлять им. С помощью культурологии можно раскрыть закономерности формирования культурно-творческих характеристик личности, образа мысли и деятельности человека, живущего в исторически конкретном обществе.Среди основных задач культурологии особо выделяются следующие- анализ культуры как системы культурных феноменов
- исследование ментального содержания культуры
- выявление типов связей между элементами культуры
- исследование типологии культур и культурных единиц
- разрешение проблем социокультурной динамики
- исследование культурных кодов и коммуникаций

21 Человек средневековья. Мировоззренческие основы средневековой культуры.
Варварское завоевание Римской империи в V в. способствовало упадку античной культуры: варвары разрушали города, где была сосредоточена культурная жизнь, уничтожали памятники античного искусства, библиотеки. Переход к натуральному хозяйству, нарушение торговых, экономических, политических некультурных связей ограничивали кругозор западных европейцев того времени. Глубокий кризис позднеантичного общества содействовал усилению роли христианства, которое в IV в. стало государственной религией и оказывало огромное воздействие на идейную жизнь общества. Упадок культуры в период раннего средневековья объясняется в очень большой степени той церковно-феодальной идеологией, которая вносилась в жизнь нового общества католической церковью. Люди воспитывались в духе религиозно-аскетического мировоззрения; каждый верующий должен был в своей земной жизни готовиться к пребыванию в вечном загробном мире; для этого церковь рекомендовала посты, молитвы, покаяние. Человеческое тело рассматривалось как темница души, которую нужно было освободить для высшего блаженства.
Религиозное мировоззрение легко заняло господствующие позиции, когда недостаточно развиты были точные науки, и силы природы казались грозным и непонятным явлением; на этой базе возникали суеверия, а тяжелая жизнь народных масс вселяла веру и надежду в то, что за все страдания человек будет вознагражден в потустороннем мире.
Исследования показывают, что в средневековой культуре существовали две фундаментальные тенденции — тенденция Кассиодора Сенатора (ок. 487—578), объединившая христианскую традицию и светское знание, и тенденция Бенедикта Нурсийского, жившего примерно в то же время. На протяжении веков они сосуществуют и взаимодействуют. Традиция святого Бенедикта отражала позицию неприятия культуры “века сего” определенной частью идеологов первоначального христианства и привела к духовному диктату церкви в средние века, а традиция Кассиодора — к становлению светской культуры.
В дальнейшем, однако, активную политику в области культуры начинают проводить римские папы, подчиняя ее решению идеологических и социальных задач. Наиболее ярко смысл культурной деятельности римских пап проявился во время правления папы Григория 1 (590— 604). В отличие от Кассиодора, этого “последнего римлянина”, основавшего первую средневековую мастерскую письма и соединившего в ее деятельности античные и христианские культурные традиции, Григорий 1 считает абсолютно неприемлемым доктрину мирного сосуществования различных идеологий. В его “Диалогах о жизни италийских отцов и о бессмертии души”, читаем: «К чему вся эта тщета мирских знаний, какую пользу могут принести нам разъяснения грамматиков, которые способны скорее развратить нас, нежели наставить на путь истины? Чем могут помочь нам умствования философов Пифагора, Сократа, Платона и Аристотеля? Что дадут песни нечестивых — Гомера, Вергилия, Менандра — читающим их? Какую пользу, спрашиваю, принесут христианской семье Саллюстий, Геродот, Ливии, историки-язычники? Могут ли Гракх, Лисий, Демосфен и Туллий соперничать своим ораторским искусством с чистым и ясным учением Христа? В чем полезны нам причудливые измышления Флакка, Солина, Варрона, Плавта, Цицерона».
Такого рода нетерпимость в области культуры, существенным элементом которой является религия Христа, способствовала росту нетерпимости к инакомыслящим единоверцам и впоследствии послужила одним из культурных оснований для создания священной инквизиции. Значимость католической церкви обусловлена была исключительным значением религии в средние века — она представляла собой идеологическую форму внеэкономического принуждения, составлявшего существенную черту классовых отношений в феодальном обществе. Религиозная идеология была поставлена на службу идее бога, гарантировавшего незыблемость существующего социального порядка, представляющего собой часть космического, природного порядка.

 

35«Серебряный век» русской культуры.
В истории русской культуры конец XIX — начало XX в. получил название “серебряного века” русской культуры, который начинается “Миром искусства” и заканчивается символизмом. “Мир искусства” — это организация, возникшая в 1898 г. и объединившая мастеров самой высокой художественной культуры, художественную элиту России тех времен. В этом объединении участвовали почти все известные художники — А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Ф. Малявин, М. Ларионов, Н. Гончарова и др. Огромное значение для формирования “Мира искусств” имела личность С. Дягилева, мецената и организатора выставок, а впоследствии — импрессарио гастролей русского балета и оперы за границей, так называемых “Русских сезонов”.
Благодаря деятельности Дягилева русское искусство получает широкое международное признание. Организованные им “Русские сезоны” в Париже относятся к числу этапных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства. В 1906 г. парижанам была представлена выставка “Два века русской живописи и скульптуры”, которая экспонировалась затем в Берлине и Венеции. Это был первый акт всеевропейского признания “Мира искусства”, а также открытия русской живописи XVIII — начала XX в. в целом для западной критики и настоящий триумф русского искусства. В следующем году Париж мог познакомиться с русской музыкой от Глинки до Скрябина. В 1906 г. здесь с исключительным успехом выступал наш гениальный певец Ф. Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере Мусоргского “Борис Годунов”. Наконец, с 1909 г. в Париже начались “Русские сезоны” балета, продолжавшиеся в течение нескольких лет (до 1912 г.).
Под редакцией Дягилева с 1899 по 1904 г. издавался журнал “Мир искусства”, состоявший из двух отделов: художественного и литературного. В последнем отделе публиковались сначала работы религиозно-философского плана под редакцией Д. Мережковского и 3. Гиппиус, а затем — труды по теории эстетики символистов во главе с А. Белым и В. Брюсовым. Можно сказать, что “серебряный век” русской культуры — это век культуры высокого ранга и виртуозности, культуры воспоминания предшествующей отечественной культуры, культуры цитаты. Русская культура этого времени представляет собой синтез старой дворянской и разночинной культур. Значительный вклад “Мира искусства” состоит в организации грандиозной исторической выставки русской живописи от иконописи до современности за границей.. Среди виднейших западных представителей символизма или тесно связанных с ним — Малларме, Рембо, Верлен, Верхарн, Метерлинк, Рильке... Русские же символисты — А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Ф. Соллогуб, И. Анненский, К. Бальмонт и др. — опирались на философские идеи от Канта до Шопенгауэра, от Ницше до Вл. Соловьева и своим любимейшим афоризмом почитали тютчевскую строку “мысль изреченная есть ложь”. Русские символисты считали, что “идеальные порывы духа” не только вознесут их над покровами повседневности, обнажат трансцендентную сущность бытия, но и сокрушат также “крайний материализм”, равнозначный “титаническому мещанству”.
Конец XIX — начало XX в. является русским философским Ренессансом, “золотым веком” русской философии. Существенно отметить, что философская мысль серебряного века русской культуры, представляющая собой золотой самородок, сама явилась на свет как преемница и продолжательница традиций русской классической литературы.. Именно так сложились отношения между русской классикой и философским возрождением конца века, которое представлено именами Вл. Соловьева, В. Розанова, С. Булгакова, Н. Бердяева, Л. Шестова, Г. Федотова, С. Франк и др.

 

15 Буддизм, его универсальность и культуротворческая роль.
Буддизм возник в 6 в до н.э. Являлся во многом реакцией на издержки брахманизма и кастовой системы индии. В период осевого времени в культуре древней индии появляются культы многих новых божеств, усложняются ритуалы, что приносило большую прибыль жречеству, подобная ситуация не могла служить задачам духовной реализации человеческого существа, достижению состояния МОКШИ. Будда утверждал что боги как и люди находятся в плену материального мира, мира иллюзий. Будда провозгласил существование 4 истин: 1) истина страдания (Майя) 2) истины причины страдания (Карма) 3) истина возможности пресечения страдания 4) истина пути.

 

 

Date: 2015-09-03; view: 573; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию