Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Миф о советской милиции





 

 

Важная сфера общественного сознания - восприятие отношений человека и

государства в его обыденной, касающейся каждого лично форме, как отношений

личности с полицией. Символ стража порядка - один из главных объектов

идеологии. Если идеология направлена на укрепление государства, она лепит в

сознании благоприятный образ (не забывая признать и наличие "паршивых

овец"). Если идеология работает на разрушение государства, она создает

черный миф о полиции (не забывая прославить "белых ворон" - честных

полицейских, вступающих в схватку с системой).

В США был создана целая индустрия кино и телевидения и особый жанр -

мифология американской полиции ("новых центурионов"). Этот жанр внешне

прост, рассчитан на массовое сознание, а на деле глубоко разработан и

воздействует на многие блоки сознания - гораздо шире, чем вроде бы

предполагает полицейская тема. Некоторые современные американские сериалы о

полиции стали предметом крупных культурологических исследований ввиду их

большого влияния на мышление и эстетические установки городской молодежи из

среднего класса.

В нашем случае прекрасный объект для изучения - антисоветские фильмы,

которые стали заполнять экран ТВ уже в конце перестройки. В ночь перед

выборами 1995 г., когда уже была запрещена агитация, ТВ пустило один такой

фильм - "Русский рэгтайм" (1993 года). Популярные актеры - К.Райкин,

А.Ширвиндт - должны были привлечь зрителя к этой агитке. Остановлюсь только

на одной мысли фильма, который рассказывает о делах 1974 года - о

"классическом" советском периоде. Эта мысль заключается в том, что советское

общество якобы породило жестокий, репрессивный и бесчеловечный тип полиции -

милицию.

Идеологический вывод подкреплен таким эпизодом: трое приятелей в разгар

праздника 7 ноября залезают выпить на крышу дома в центре города и просто из

озорства срывают и рвут красный флаг. Милиционеры, поднявшись на крышу

согнать парней, при виде испорченного флага хватают одного из них. В

отделении его садистски, с издевательствами избивают, потом везут в КГБ,

продолжая избивать и по дороге. Потом его вовлекают в провокацию против

диссидентов, но это уже другая тема.

Мы не дети и знаем, что в милиции бывали и эксцессы, и преступления. Но

фильм - вовсе не протест против эксцессов. Вся милиция снизу доверху и во

всю ее ширь показана как единая, действующая в соответствии со своей

природой система. Именно как система, институт государства. А через милицию

- все государство. Еще за пять-шесть лет до этого, в годы перестройки, даже

такой фильм можно было бы воспринять как протест, пусть с перехлестом,

против грубости милиции. Но в 1993 г., когда советский строй уже

доламывался, в этом не было нужды. Авторы фильма наносили хладнокровный удар

по историческому сознанию - закладывали в него новые стереотипы, облегчающие

манипуляцию сознанием в целом. Акцией разрушения символов и соучастием в

насилии над историей они повязывали всех зрителей. Очень многие из зрителей,

особенно молодых, не могут восстановить логику данного им эпизода, а

воспринимают его как художественный образ. Он действует на их подсознание и

подталкивает не просто к отказу от советского образа жизни, а к

неспособности оценивать реальность. В этом суть.

Чтобы стряхнуть наваждение, давайте рассмотрим именно смысл эпизода.

Выраженный в сухих словах, он сводится к тому, что бессмысленная жестокость

и ненависть к задержанным (даже по самому невинному поводу) - родовое

свойство советской милиции, не зависящее от личности самих милиционеров. Что

образы Анискина, Ивана Лапшина, дяди Степы и проч. - плод лживой советской

идеологии, они полностью противоречат реальности и должны быть вычеркнуты из

сознания.

Так как эти утверждения имеют смысл лишь в сравнении, то

подразумевается, что полиция иного, "правильного" общества принципиально

гуманнее. То, что показано как типичное для СССР 1974 года, было бы, мол,

абсолютно невозможно на Западе. Там, если что-то подобное и случается, то

это аномалия, дело рук отдельных садистов, проникающих в полицию. Насколько

можно судить, многие с таким выводом соглашаются: мол, советский строй

многим был хорош, но вот милиция - уж как груба. А вот "там"...

В действительности, на основании обширного материала можно утверждать

совершенно противоположное: сам тип нашей милиции и ее отношения к человеку

есть, в сравнении с западной полицией, один из важнейших доводов в пользу

советского строя. При том, что по многим внешним параметрам ("отесанность",

вежливость, набор навыков) западная полиция намного превосходит милицию.

Если коротко, дело заключается в следующем. Для милиции все граждане

(помимо небольшой социальной группы, "начальства") имели примерно одинаковый

статус - человека. Не было установки относиться к какой-то широкой категории

людей с ненавистью, вычеркивать их из понятия права и правды. Полиция же, в

соответствии с глубинным смыслом гражданского общества, делит людей на

избранных и отверженных. И обращение с этой второй категорией, с "выпавшими

из цивилизации", поразительно, необъяснимо жестоко. И это - именно не

аномалия, а суть. Она - уже в устрашающем виде полицейского, в мощи фигуры и

экипировки "новых центурионов".

Иногда это объясняют подспудным расизмом, который выражается в особом

отношении полиции к "цветным". Но дело сложнее: расовое чувство неразрывно

связано с социальным, и отверженные "демонизируются" в общественном

сознании. А это не только оправдывает жестокость полиции, но толкает ее к

этой жестокости. Равновесие в обществе держится на этой "холодной

гражданской войне".

Факты впечатляют. Весь мир обошел случайно сделанный в 1992 г.

видеофильм (человек купил камеру и решил ее попробовать прямо у двери

магазина): четверо полисменов остановили водителя-негра, проехавшего на

красный свет, и без всякого повода избили его так, что он еле выжил и

остался на всю жизнь инвалидом. Видеофильм четыре часа подряд просматривал

суд присяжных - и оправдал полицейских. Тогда начались волнения в

Лос-Анджелесе, в которых погибло 70 человек и был нанесен урон городскому

хозяйству в 2 млрд. долл. Клинтон потребовал нового суда, и два полисмена

получили по три года тюрьмы.

Но за этим случаем - система. Негров в США 12%. Среди тех, кто

употребляет наркотики, негров 13%. Среди тех, кого за это задерживает

полиция, негров 35%. Среди тех, кого за это осуждают, их 55%. А среди тех,

кто за это сидит в тюрьме - 74%. Это - двойное право, приложенное к

миллионам граждан. Сейчас оно дополнено драконовским законом о рецидивистах:

за третье преступление, независимо от тяжести, дается 25 лет тюрьмы.

Не так давно американские и европейские газеты широко обсуждали такой

случай в Калифорнии. Три подростка в парке купили пиццу и не съели четвертый

кусок. К ним подошел молодой безработный негр и спросил, не позволят ли

джентльмены забрать ему этот кусок, если они его не будут есть. Джентльмены

разрешили, никто не возразил. Но один мальчик потом рассказал об этом отцу и

сказал, что он не хотел отдавать кусок пиццы, но промолчал, потому что

постеснялся отказать. Негра арестовали и осудили на 25 лет тюрьмы. Никаких

претензий к его поведению в этом эпизоде не было, он никому не угрожал, не

был назойлив и даже не был невежлив, он лишь посягнул на собственность.

Когда этот случай обсуждался в прессе, юристы подчеркивали, что речь идет

именно о типичном случае - он просто привлек внимание своей "чистотой".

И дело не в расизме США, то же мы видим в терпимой Европе. Девушка с

Ямайки приехала в Англию погостить к матери. Она просрочила визу, на улице

была случайно задержана полицией и отвезена в участок. В машине ей заклеили

пластырем рот и сели ей на грудь. В участок ее привезли уже мертвой - у нее

были раздавлены легкие и почки. Полиция ведет тяжбу с матерью, доказывая,

что смерть наступила не от болевого шока, а просто от удушья - девушке

неправильно приклеили пластырь. Это - Англия 1994 года.

А вот Гамбург 1995 года. В участке полиции, контролирующем район порта,

под следствием 80 служащих - весь дивизион. Они загоняли раздетых догола

подозреваемых иммигрантов в тесную камеру и устраивали им "душ" из

слезоточивых газов. Ставили на колени лицом к стене и имитировали расстрел.

И прочее в том же стиле. Командование все это знало и одобряло.

Вот 1996 г., Бельгия - суд над десантниками, которые участвовали в 1993

г. в операции "Возвращение надежды" в Сомали. Как назло, они

сфотографировались, поджаривая на костре сомалийского юношу, и эта

фотография обошла весь мир. Они признались, что "шутили". Другие шутки ради

мочились на трупы убитых сомалийцев или под дулом автомата заставляли

мусульманина есть свинину. Прокурор потребовал наказания в виде 1 месяца

ареста и штрафа в 300 долларов (на деле речь идет о нарушении военного права

с наказанием до 15 лет тюрьмы).

Эти примеры можно множить без конца. Они - не продукт личного садизма

конкретных полицейских, а плод самой философии общества, порождающего эту

полицию. Даже те, кто получал зуботычины и синяки в советской милиции,

скажут, что ничего подобного в ее отношениях с населением не было. Когда я

стал студентом, меня отрядили в бригадмил, а потом в дружину, и я тянул эту

лямку 30 лет. Последние двадцать лет меня оставляли дежурить в отделении, я

был свидетелем, понятым. По моим подсчетам, присутствовал при "обработке" не

менее тысячи задержанных: составление протокола, присутствие при обыске,

помещении в камеру. Чуть ли не каждый раз крики, драки. Повидал и послушал

милиционеров нескольких поколений - от фронтовиков до курсантов. И меня

поражала именно философия этих людей. Как они не поддавались соблазну

озлобления и мизантропии? Ведь сама тяжкая работа, казалось бы, к этому

толкала.

И посмотрите, как резко меняются те же самые люди, стоит только сломать

философские основания государства (это глубже, чем идеология). Вот, невнятно

ТВ сообщило о случае, немыслимом в СССР. Моряки с украинского сухогруза

обнаружили на борту восьмерых "зайцев" из Африки и по приказу капитана

расстреляли их и тела сбросили в море. Одного не заметили - он и сообщил.

Это и есть новое мышление. Ведь это мышление пытались внедрить в ОМОНе,

которому даже форму переделали на западный манер.

Вот сценка бытовая. На платформе люди ожидают электричку, тут же

подвыпивший пожилой мужчина с огромной овчаркой, кого-то встречает. Подходят

два омоновца в комбинезонах и картузах. Прицепились к человеку, требуют

удалиться - все правильно. Он, по привычке, пререкается, объясняет.

Совершенно неожиданно они начинают молотить его дубинками. Все на платформе

ахнули, тем более, что, казалось, овчарка вцепится в горло обидчику хозяина

- произойдет драма. Но собака, чутьем поняв, что это уже не милиция, что

сейчас ее пристрелят, прячется за хозяина и воет, как волк. Избитому

надевают наручники и уводят. Вся платформа застыла в буквально скорбном

молчании. Некоторые женщины плакали и шептали: "Зачем?!". Видимо, этот оскал

нужен, даже необходим. Он однако, не привился - культурный генотип милиции

сломать оказалось не так просто. Для нашей темы важен факт, что попытка

такая была.

Совершенно ту же бесстрастную жестокость, что и к "цветным", проявляет

полиция Запада к отверженным другого рода - диссидентам, как-то беспокоящим

общество. Большую полемику породил приговор Европейского трибунала прав

человека, вынесенный Великобритании в сентябре 1995 г. Дело мелкое - в 1988

г. в Гибралтаре агенты полиции застрелили на улице трех известных

республиканцев из Северной Ирландии. Как сказано в приговоре, "без всякой

необходимости". Они были безоружны, их никто не пытался арестовать - просто

застрелили. По поводу приговора поднялся шум, рассерчали и Мейджор, и

Тэтчер. И тогда были обнародованы документы. Оказалось, что в Ольстере без

суда и следствия были застрелены около 400 безоружных, уже задержанных и

находящихся в руках официальной власти республиканцев. Я уж не говорю о той

шестерке бедолаг, которые под пытками "признались" в не совершенном ими

преступлении и 12 лет просидели в лондонской тюрьме. Вышли в 1990 г. Вот

тебе и правовое государство.

Дальше - больше. Газеты опубликовали историю целой сети негласных убийц

"Гладиатор". Она была создана в 1951 г. НАТО и подчинялась его высшему

командованию, что признал экс-генеральный секретарь НАТО Манфред Вернер. В

эту организацию вербовались неофашисты из Черного Интернационала, цель -

развязать террор в случае прихода к власти коммунистов в Западной Европе. На

счету "гладиаторов" большое количество убийств и провокаций, особенно в

Италии и Испании. Сорок лет содержать такую организацию государственного

терроризма - это как? А убийство, прямо в тюрьме, в 1977 г., руководителей

немецких анархистов? Что-нибудь подобное по типологии и масштабу видели мы в

"тоталитарном" брежневском СССР?

При этом дело здесь не в коммунизм или демократии. Авторы фильма

"Русский рэгтайм" взывают: какая невинная шутка - изорвать флаг, разве можно

за это тащить в милицию! А попробуйте перенести эту ситуацию в США - кто-то

в праздник Дня независимости срывает американский флаг и рвет его в клочки.

Его бы забили дубинками насмерть, но что самое интересное - это вызвало бы у

наших демократов глубокую симпатию к США. В этом и суть.

Но даже и ссылка на политику неверна - жестокость полиции направлена

против всяких диссидентов, которые объявляются нежелательными. Так,

например, вдруг почему-то поступают с некоторыми сектами - при их огромном

обилии. Помню, в 70-е годы в центре Филадельфии разбомбили с вертолета дом,

в котором обитала коммуна сектантов. Никто тогда не мог объяснить смысла

этой акции.

Так же необъяснимо было поведение полиции в деле с сектой проповедника

Кореша в 1993 г. Да, мракобесы - заперлись на ферме и стали ждать конца

света. Полиция решила это мракобесие пресечь. Но как? Сначала в течение

недели сектантов оглушали рок-музыкой из мощных динамиков (Кореш - фанат

рока, и эксперты почему-то решили, что он расслабится и отменит конец

света). А потом пошли на штурм - открыли по ферме огонь и стали долбить

стену танком. Я был в те дни в США и наблюдал это в прямом эфире - спектакль

передавался на всю страну. Начался пожар, и практически все обитатели фермы

сгорели - было извлечено 82 обгоревших трупа. А через год суд оправдал 11

оставшихся в живых сектантов - состава преступления в их действиях не

найдено было. На суде прослушивали записи криков женщин и детей, которые

умоляли не стрелять по ним.

Повторяю, что из западной прессы можно набрать ворох таких случаев, и в

них видна именно система. Говорю это не с целью обличить, обвинить и т.д.

Общественная мысль Запада воспринимает это как симптом глубокой болезни

своей цивилизации, как червоточину самого корня гражданского общества. Уже

тридцать лет обсуждаются потрясающие эксперименты Мильграма и не менее

впечатляющие эксперименты Зимбардо, о которых говорилось выше.

Поскольку об этих проблемах знают все, кто мало-мальски соприкасался с

вопросом взаимоотношений личности и полиции, вся кампания по созданию

черного мифа о советской милиции (скажем шире - о русской полиции) есть не

результат идеологической страсти, слепоты или заблуждения. Это - нормальная

и хладнокровная акция по манипуляции сознанием граждан России.

 

Date: 2015-09-03; view: 257; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию