Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия. Одной из важнейших сфер культуры является философия (от греч





Одной из важнейших сфер культуры является философия (от греч. фило — люблю, софос — мудрость). С момента своего возникновения она выполняла и выполняет целый ряд функций. Часть из них способна выполнить только философия, другую часть она выполняет вместе с другими сферами культуры, но иными, доступными только философии способами.

Важнейшей культурно-антропологической функцией философии является мировоззренческая. Философия удовлетворяет потребность человека в целостном представлении об окружающем его мире и месте человека в нем. До появления философии эту потребность удовлетворяли мифология и религия. Но ни та, ни другая не давали объяснения и обоснования мировоззренческих позиций, не отвечали на вопросы «почему?», «зачем?» и возможны ли другие взгляды и иные решения мировоззренческих проблем. Стремление дать ответы на эти вопросы и привело к возникновению философии.

Таким образом, специфика философии состоит не в том, что она удовлетворяет потребность в мировоззрении, а в том, что она удовлетворяет потребность в теоретически обоснованноммировоззрении.

С появлением философии люди не перестали обращаться к мифологии и религии за решением мировоззренческих проблем. Одно из объяснений этого феномена заключается в том, что ответы мифологии и религии на мировоззренческие вопросы отличаются простотой, ясностью, они однозначны и не допускают сомнений. Кроме того, мифология и религия в сильнейшей степени затрагивают эмоциональную сферу человеческой духовности. Благодаря этому мифологическое и религиозное мировоззрение опирается на прочную базу разнообразных человеческих чувств — от любви до ненависти, от тихого умиления до бурного экстаза.

У философии нет этих преимуществ. Философские ответы на мировоззренческие вопросы сложны, понимание их смысла требует напряженной работы ума, эмоциональное подкрепление этих усилий почти отсутствует. «Почти» потому, что свои удовольствия и радости у философа и того, кто постигает философскую мудрость, все-таки есть. Это удовольствие от созерцания красоты человеческой мысли, азарт поиска истины, радость осознания своей способности постигать высшие смыслы бытия.

Таким образом, считать сферу философии эмоциональной пустыней нельзя: здесь кипят свои страсти. К тому же разные философы по-разному отвечают на мировоззренческие вопросы и, отстаивая свою точку зрения, далеко не всегда остаются хладнокровными. Однако вместе с тем надо признать, что философия — это прежде всего сфера культивирования человеческой способности мыслить, связывать фрагментарные знания в целостное представление о мире.

Таким образом, мифология и религия, с одной стороны, и философия — с другой имеют сходство, заключающееся в том, что эти сферы культуры выполняют мировоззренческую функцию. Однако содержание ответов на мировоззренческие вопросы, способы их получения, семиотические формы, в которые они облекаются, различны. Это позволяет говорить о разных типах мировоззрения — мифологическом, религиозном, религиозно-мифологическом, философском.

Отношения сходства и различия в выполнении мировоззренческой функции связывают также философию и искусство. Сходство заключается в том, что искусство так же, как и философия, дает человеку различные варианты ответов на те или иные мировоззренческие вопросы. Однако различие заключается в том, что ни одно из произведений искусства не претендует на системное решение мировоззренческих проблем. Кроме того, различие между искусством и философией заключается в том, что художник представляет философские идеи в форме образов, а философ — в форме абстрактных понятий. Даже такие авторы, как Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой, творчество которых буквально насыщено философией, прежде всего являются художниками.

Однако различия между философией и искусством не абсолютны, они относительны.

Так, далеко не все философы представляют свои идеи в виде строгой системы. Строгая системность — это неотъемлемое свойство классической философии, и прежде всего немецкой. Представители неклассической философии, родоначальником которой считается Ф. Ницше, а то и сам К. Маркс, как правило, не выстраивали целостных систем. Они уделяли главное свое внимание какой-либо проблеме либо группе проблем, которые представлялись им наиболее актуальными в то или иное время.

Кроме того, целые философские школы, начиная с древнейших времен и до нашего времени, отличались некоторым равнодушием к идее создания философских систем. Так, восточная философия при всем богатстве ее содержания не имеет в своем составе философских систем, подобных кантовской или гегелевской.

Небогата системами и русская философия. Так, автором философской системы можно признать В. С. Соловьева, близко к созданию системы подошел П. Л. Лавров. А многие выдающиеся русские философы даже не стремились к созданию философских систем, сосредоточивая свое внимание на решении животрепещущих проблем. Важнейшей из них всегда являлась проблема человека.

Различие между систематической и несистематической философией столь велико, что несистематической философии иногда отказывают в статусе философии вообще. Однако даже непосвященному ясно, что такое решение слишком радикально. Очевидно, что несистематическая философия — это, во-первых, все-таки философия, поскольку решает мировоззренческие вопросы на предельном уровне обобщения, а, во-вторых, она более системна, чем искусство, ибо любая философская проблема решается в ней в соответствии с определенным философскими принципами и в соотношении со смыслом решения других философских проблем.

Чтобы определить место и значение систематической и несистематической философии, американский философ Р. Рорти предложил посмотреть на них с прагматической точки зрения, т. е. с точки зрения их роли в человеческой жизни и культуре. В этом случае систематическая философия, более близкая к науке, затрагивающая предельно широкий круг мировоззренческих вопросов в их системном единстве, оказывается безусловно важной и ничем не заменимой. Но не менее важной оказывается и несистематическая философия, решающая вопросы, непосредственно касающиеся человеческой жизни.

В связи с этим Р. Рорти констатировал наличие двух разновидностей философии. Одну из них он назвал систематической, другую — поучительной. По Р. Рорти, обе разновидности философии равноценны по своей роли в человеческой жизни и культуре.

Эта позиция представляется заслуживающей внимания. Она помогает поставить точку в многовековом споре между сторонниками разных способов философствования.

Весьма относительным является и различие между философией и искусством, заключающееся в способах выражения своего содержания. Выше уже отмечалось, что философия говорит на языке абстрактных понятий, искусство — на языке образов. Однако для философии, особенно для поучительной философии, язык абстрактных понятий зачастую оказывается слишком бедным, недостаточным, и она прибегает к языку образов, метафор и т. п. Это приводит к появлению нового языка культуры — философско-художественного.

Итак, и философия, и искусство выполняют мировоззренческую функцию. Однако при этом у них имеются и сходство, и различия. Главные черты сходства заключаются в том, что и философия, и искусство ставят наиболее значительные вопросы человеческого бытия и дают разнообразные варианты их решения. Кроме того, и искусство, и философия прибегают к языку художественных образов.

Различия заключаются в том, что философия решает мировоззренческие вопросы более полно и всесторонне, чем искусство. При этом философия в большей степени обращается к разуму человека, а искусство — к чувству.

Что касается языка художественных образов, то здесь различие заключается в том, что для искусства он является основным, а для философии вспомогательным.

Подводя итоги, можно отметить, что в выполнении мировоззренческой функции философию и искусство связывают отношения не взаимоисключения, а отношения взаимодополнения. То же самое можно сказать и о взаимоотношениях философии и науки.

Наука так же, как и философия, выполняет мировоззренческую функцию. Научному мировоззрению свойственны доказательность, обоснованность, строгая понятийность. Этим оно отличается от религиозного и мифологического мировоззрений, которые, как выше уже говорилось, не содержат в себе собственного обоснования, доказательств своей истинности, облечены в образно-художественную форму, а не в форму строгих абстрактных понятий.

Однако научное мировоззрение отличается и от философского. Различия заключаются прежде всего в том, что именно философия служит самым глубоким обоснованием науки вообще и научного мировоззрения в частности.

При этом можно отметить, что философия для доказательства истинности своих положений тоже использует данные науки. Однако это характерно далеко не для всех философов, философских систем и направлений. Например, философия экзистенциализма, главной проблемой которой являлась и является проблема человеческого существования, бытия-в-мире, далека от науки. Более того, философы-экзистенциалисты считали и считают свою философию, с одной стороны, противовесом науке, с ее строгим формализованным языком, а с другой стороны — дополнением к науке, которой не под силу постановка и решение тех проблем, к которым обращена философия.

Итак, разные философы и разные философские направления находятся в разных взаимоотношениях с наукой, вплоть до полного ее исключения из числа источников формирования своего содержания.

В то же время ученые обойтись без философии никак не могут. Даже в тех случаях, когда они не понимают значения философии и на словах высказывают полное к ней равнодушие и даже отвращение, на самом деле они незаметно для себя используют те или иные философские положения в качестве фундамента своих теоретических построений.

Кроме того, научное мировоззрение отличается от философского тем, что оно более фрагментарно. Ни одна наука не имеет своим предметом «мир-в-целом». Это – предмет философии.

Сходство между наукой и философией заключается в том, что они, все-таки, в большей степени обращены к разуму человека, к его способности мыслить. Этим они, при всех своих различиях, отличаются от искусства, обращенного к чувствам человека.

Итак, главной функцией философии является мировоззренческая. Эту функцию выполняют также такие сферы культуры, как религия, мифология, искусство, наука. Однако философия выполняет мировоззренческую функцию иными способами, и в более полном объеме, чем все названные сферы культуры.

Тесно связанной с мировоззренческой функцией является выполняемая философией функция всеобщей методологии познания. Она подразделяется на две основные части: философская методология науки и философская методология вненаучного познания. И та, и другая ипостаси методологической функции философии покоятся на общем основании: им является тот или иной вариант решения важнейших вопросов: познаваем ли мир, каковы границы человеческого познания, что есть истина и т. д.

Кроме того, философия отвечает на вопросы, с решением которых связаны различные науки и различные стороны деятельности человека. Так, все науки имеют дело с такими понятиями, как «количество», «качество», «мера», «закон», «закономерность», «причина», «следствие». С этими понятиями человек сталкивается и в различных сферах своей деятельности, не связанных с наукой. Но ни в одной науке и ни в одной другой сфере человеческой деятельности невозможно дать определение этих понятий, которые были бы пригодны для всех наук и для всех видов деятельности. Это возможно только с помощью философии.

Наряду с решением вопросов, имеющих значение для всех областей и направлений процесса познания, философия дает ответы и на специфические вопросы, связанные с процессом научного познания. Этот раздел философского знания получил название «Философия и методология науки». В нем ставятся и решаются такие проблемы, как взаимодействие субъекта и объекта научного познания, критерии научности, значение и роль философских оснований науки и т. д.

Одной из существенных функций философии является функция саморефлексии культуры. Слово рефлексия (от лат. reflexio — отражение) определяется как «размышление, полное сомнений, противоречий» и как «анализ собственного психического состояния»[15]. В полном соответствии с этимологическим смыслом слова «рефлексия» функцию саморефлексии культуры можно определить как функцию осознания культурой самой себя, своей сути, закономерностей развития. Это под силу только философии. При этом речь идет не о рефлексии культуры, а о саморефлексии, поскольку философия является частью культуры, и, таким образом, с помощью философии культура обращает свой взгляд на себя и познает себя.

Тесно связанной с функцией саморефлексии культуры является аксиологическая функция философии, т. е. функция обоснования и осмысления ценностей жизни и культуры. Что такое истина, добро, красота, счастье — все это вопросы, на которые не в силах ответить ни одна наука, они находятся вне рамок компетенции науки вообще. Размышлять над ними, давать те или иные варианты их решения — дело философии.

Очень важной функцией философии является социально-критическая. Она заключается в том, что философия служит обоснованием критического анализа состояния общества в тот или иной период, в той или иной стране. Опора на философию дает возможность строить критическую аргументацию на фундаменте концептуальных положений об общих законах бытия, природы и сущности человека, критериях общественного прогресса и т. п.

Однако социально-критическая функция философии не дает должного результата в отрыве от другой, не менее важной функции — социально-конструктивной. Речь идет о том, что если философия ограничивается социально-критической функцией, то, несмотря на объективность критики, она в этом случае является только орудием разрушения. Чтобы избежать этого, философия одновременно должна нести и позитивный заряд, т. е. давать материал для построения теоретической модели должного состояния общества.

Выше уже говорилось о том, какие предубеждения существуют относительно идеи о теоретической модели должного состояния культуры. Точно такие же предубеждения существуют и относительно идеи о теоретической модели должного состояния общества. И в том, и в другом случае критики этих идей указывают на якобы существующую опасность догматизма, исходящую от этих идей и ссылаются на известный призыв: «Бойся тех, кто знает, как надо». Однако на самом деле, как уже говорилось выше, за этими «страхами» зачастую скрывается бессилие некоторых теоретиков дать вразумительные ответы на практические вопросы.

От догматизма и фанатизма в этом случае спасает то обстоятельство, что в философии существуют разные точки зрения, разные направления, с позиций и в рамках которых ведется критика разных сторон существующего status quo и предлагаются разные модели должного состояния социальной системы. Поэтому само общество, т. е. люди, его составляющие, оценивают предлагаемые теоретические концепции, сравнивают их, находят точки соприкосновения и пути реализации наиболее жизнеспособных идей.

Тесно связанной с социально-критической и социально-конструктивной функциями является идеологическая функция философии.

Идеология — это система теоретических положений, выражающих интересы той или иной социальной группы или общества в целом. Далеко не каждая социальная группа и даже далеко не всякое конкретное общество имеет свою идеологию. Это связано с целым рядом обстоятельств. Во-первых, есть такие социальные группы, интересы которых имеют локальный, специфический характер, не нуждающийся в идеологическом оформлении. Например, общество рыболовов-любителей, конечно, имеет свои интересы, но они не носят идеологической окраски: нет необходимости сопоставлять их с интересами других социальных групп, подчеркивать роль рыболовов-охотников в обществе, определять их отношение к различным политическим партиям. Поэтому говорить о необходимости выработки идеологии рыболовов-любителей вряд ли имеет смысл.

Другой причиной отсутствия идеологии у той или иной социальной группы или общества в целом является непонимание ее необходимости и важности.

Такая ситуация сложилась в настоящее время в нашей стране в связи с решением проблемы нужности или ненужности и даже вредоносности государственной идеологии. Надо отметить, что в российском обществе существует болезненная настороженность по отношению к идее единой, более того, единственной, общеобязательной идеологии. Стремлением снять эти страхи и опасения, основанные на тяжелом, подчас трагическом историческом опыте, можно объяснить появление в Российской Конституции статьи 13, где говорится о том, что в России нет единой общеобязательной идеологии. На эту статью ссылаются те, кто считает, что государственная идеология вообще не нужна и, более того, что она запрещается Конституцией. Однако, как представляется, смысловой акцент в ст. 13 делается на том, чтобы на конституционной основе исключить возможность преследования по идеологическим мотивам, пресечь попытки изъять из идеологической сферы плюрализм мнений, лишить ее процессуальности и превратить в застывший монолит.

Поэтому, как представляется, возможны разные варианты государственной идеологии. Представить их в теоретически обоснованном виде — одна из важнейших задач серьезных политических партий. Те из них, кто сможет выразить в своем идеологическом проекте наиболее фундаментальные цели, задачи, интересы общества в целом, создаст тем самым основу для своего политического доминирования и соответственно для доминирования своей идеологии.

Конкурирующие идеологические проекты позволяют выявить ошибки и слабые места в лидирующей идеологии, лишают ее возможности окостенения, отрыва от реальной действительности, догматизации. Если лидирующая (доминирующая) идеология обнаруживает свою несостоятельность в тех или иных аспектах, возможна смена идеологических парадигм.

Таким образом, статья 13 в Конституции РФ не только не препятствует, но, напротив, обеспечивает возможность организации здоровой и практически действенной идеологической среды.

Реализация этой возможности зависит от множества факторов. Важнейшим из них является обращение к философии. Она питает идеологические концепции богатством философских смыслов, дает их самое глубокое обоснование. Без опоры на философию идеология приобретает черты легковесности, неукорененности в глубоких пластах бытия, лишается убедительности и действенности.

Одной из существенно важных функций философии является личностно-развивающая, она имеет целый ряд аспектов.

Один из них заключается в том, что философия учит человека мыслить, не довольствоваться при этом поверхностными суждениями, а стремиться проникнуть в сущность явлений.

Важным аспектом личностно-развивающей функции философии является также то, что она ярко демонстрирует возможность плюрализма мнений, историческую ограниченность или, напротив, непреходящий характер тех или иных философских истин. Благодаря этому изучение философии помогает избежать догматизации мышления, воспитывает терпимость и уважение к мнению другого.

Существенным аспектом личностно-развивающей функции философия является то, что она служит самым глубоким обоснованием программ личного поведения, иерархии жизненных целей и ценностей.

Очень ярко идею о личностно-развивающей функции философии выразили итальянские историки философии Джованни Реале и Дарио Антисери. В предисловии к своему труду «Западная философия от истоков до наших дней» они подчеркивают, что цель изучения философии «состоит в формировании обогащенных умов, владеющих научными методами, способных к постановке и методологической разработке проблем, готовых к критическому прочтению окружающей реальности во всей ее сложности»[16]. И далее итальянские авторы высказывают уверенность, что «философия не прейдет, пока есть человек, доискивающийся до смысла бытия и этических оснований, своей судьбы, разумности истории, структуры науки, назначения и целесообразности государства».[17]

Самую короткую и выразительную формулу, раскрывающую содержание личностно-развивающей функции философии, дал русский мыслитель П. Л. Лавров: «Философствовать — это развивать в себе человека как единое стройное существо».[18]

Подводя итоги, следует отметить, что философия выполняет в культуре целый ряд функций. Среди них:

- мировоззренческая;

- аксиологическая;

- саморефлексии культуры;

- методологическая;

- социально-критическая;

- социально-проективная;

- идеологическая;

- личностно-развивающая.

Богатство спектра функций, выполняемых философией, позволяет рассматривать ее как средоточие смыслов всей системы культуры, ее ядро, духовную квинтэссенцию.

Date: 2015-09-03; view: 289; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию