Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Интеллигентность как феномен духовной культуры





Функциональный, ценностный и культурологический подходы к интеллигенции как социальной общности.

Современные представления об интеллигентности в отечественной традиции восходят к дискуссиям начала 20-х годов XX века. В 1920-х годах XX века перестали появляться работы, в которых рассматривали интеллигенцию с социально-этической позиции. Осталось лишь социально-экономическое направление, в его рамках и происходили дальнейшие дискуссии. Теоретически не была решена проблема интеллигенции, но необходимо было срочно решить этот вопрос на практике, поскольку новая социалистическая идеология нуждалась в-пересмотре этого вопроса. Практический выход состоял в том, что новая власть активно привлекала интеллигенцию для строительства нового государства. Часть интеллигенции, которая приняла революцию и поверила в социалистические идеи, активно участвовала в строительстве нового государства и привлекала на свою сторону интеллигенцию, не стоящую в оппозиции государству. Прігелекала своими знаниями, опытом, служением новому государству, как бы показывая, что такие образованные, талантливые люди верят в новую Россию-и стремятся ее восстановить после разрушений революций и гражданской войны. Но теоретически вопрос о сущности интеллигенции оставался дискуссионным.

В то же время, в рамках социально-экономического подхода к феномену ишеллигенции, как и прежде, не было единства мнений. В.И.Ленин говорил о том, что каждый класс формирует свою интеллигенцию. Н.И.Бухарин считал, что интеллигенция- это промежуточный класс. С.Я.Вольфсон (известный в то время исследователь феномена интеллигенции) был убежден, что интеллигенцию нельзя распылять между классами, она межклассова.

Бурные дискуссии о характере интеллигенции проходили в 20-е годы, но затем вплоть до 60-х годов интерес к теме интеллигенции заметно потускнел. В 30-е годы выходили отдельные публикации популярного характера, разъясняющие, что такое интеллигенция и как к ней относиться в условиях диктатуры пролетариата- и последующего времени. В этих работах под интеллигенцией подразумевались все работники нефизического труда.

Сочинения 40-50 годов ничего нового не добавили и не разрешили спорных вопросов по содержанию понятия «интеллигенция». Так, например, М.А.Процько считает, что «интеллигенция - это общественная группа людей, занимающаяся умственным трудом»88. Интеллигенция не является классом, это общественная прослойка, обслуживающая тот или иной класс, она берет своих членов среди всех классов общества89.

60-70-с годы характеризуются возрождением дискуссий по поводу содержания термина, места и роли интеллигенции в обществе. Необходимо отмстить, что именно в это время происходит попытка возродить социально-этический подход90. Продолжается полемика о содержании термина и границах его применения. Включать ли в понятие «интеллигенция» всех работников умственного труда или только тех, кто имеет высшее или среднее специальное образовать. Совпадают ли понятия «интеллигенция» и «работники умственного труда», «чиновники». Один исследователи делят интеллигентно на исполнителей и органіпаторов, причем, некоторых «практиков» он относит именно к интеллигенции. Это люди, не имеющие диплома, но в силу своего большого опыта и организаторских способностей, выполняющие функции интеллигенции91. Другие отмечают, что управление производством и обществом - область умственного труда, а исполнение - фтического92. Третьи кладут в основу классификации умственного труда принцип творчества. Четвертые убеждены, что принадлежность к интеллигенции определяется общественными функциями, требующими интеллектуальной работы. К таким функциям относят идеологическое обслуживание общества, медицинское обслуживание и обучение молодежи, профессиональное занятие искусством, наукой, обслуживание многообразных нужд государственной надстройки силами чиновников, военных, духовенства94.

Обсуждались и другие проблемы. Например, как разделить умственный и физический труд в современном міфе? Любое действие, совершаемое человеком, происходит в силу умственных способностей. Даже биологический вид назван «человек разумный»95.

В 80-е годы стали публиковаться работы, в которых интеллигенция рассматривалась не только в качестве профессиональных работников умственного труда. В 1982 году выходит статья В.И.Толстых, где автор рассматривает интеллигенцию в качестве носителя определенной совокупности морально-этических норм - интеллигентности96. Л.Я.Смоляков в работе 1988 года, не отказываясь от формальных признаков: профессии и образования, предлагал включить в понятие «интеллигенция» специфические черты ее образа жизни, мышления, социальной психологии, этические и психологические компоненты. В числе главных характеристик интеллигенции он назвал «тягу к бескорыстному служению истине», независимо от строя, при котором она живет97. Автор затрагивает вопрос об интеллигентности, как культурно-личностной стороне сущности интеллигенции. По его мнению, будущее интеллигенции. - это интеллигентность будущего. Таким образом, интеллигенция рассматривалась как носитель определенных социально-функциональных и культурно-личностных характеристик в их единстве. Но кроме подобных работ существовали и другие, в согласии с общепризнанным пониманием интеллигенции, закрепленном в справочных изданиях. Коллектив московских авторов, под руководством В.Ф.Сбытова базировался на социально-профессиональном подходе к интеллигенции.

Попытка примирить социально-профессиональный подход с социально-этическим прослеживается в работе Л.П.Сверчковой и И.Ш.Шмсрлинга. Авторы отмечают, что подход к интеллигенции, как к социальному слою людей, профессионально занимающихся умственным трудом, позволяет выявить границы этого слоя, но формирует техницистский тип." мышления. Ценностная концепция определяет интеллигенцию в этическом плане, но поскольку справедливость, честность и другие этические характеристики не являются" привилегией лишь интеллигенции, происходит размывание границ интеллигенции как социального слоя.

 

 

Интеллигентность и духовное развитие человека.

При рассмотрении вопроса о сущности интеллигентности необходимо соотнести это понятие с понятиями «духовность», «образованность», «нравственность». Обратимся к представлениям о духовности. Это понятие на протяжении истории всегда находилось в сфере внимания философии. Особенный интерес к духовности возникал у человечества в кризисные, переходные эпохи. Что такое духовность? Исторически сложились два направления в понимании духовности: религиозное и секулярное (светское).

Понятие «духовность» восходит к понятию «дух», которое генетически производно от понятия «душа». Но душа признается имманентным началом человеческой субъективности, а дух - трансцендентным. Понятие духа рождается вместе со становлением монотеистических религий, когда Бог мыслится запредельной реальностью, творящей мир «из ничего». Духовное отношение к жизни стало рождаться там, где человек начинал метафизически осмысливать свою жизнь из своего положения в мире. Из понимания духовного как духа рождается нравственность, добродетелями которой становятся созерцание запредельного, бесстрастие, отрешенность и т.д.

С точки зрения православия, человек являет собой триединство тела, души и духа. «Душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, именно благодаря сочетанию ее с духом, который от Бога. Душа человека является как бы связующим звеном между телом и духом, представляя собою как бы мост от тела к духу... Жизнь телесная состоит в удовлетворении требований двух главных инстинктов: инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода. Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства... Над телом и душой стоит еще что-то высшее, а именно дух. Дух в человеке проявляется в трех видах: 1) страх Божий, 2) совесть, 3) жажда Бога»130.

С точки зрения православия, духовным можно назвать только верующего человека. Причем духовной личность становится не сразу. «Духовная личность христианина — это не есть что-то данное ему сначала, нет - это есть нечто искомое, приобретаемое и вырабатываемое его личными трудами и усилиями»131.

Смысл жизни православного человека заключается в общении с Богом, а задача земной жизни, состоит в том, чтобы в течение этой жизни суметь создать, выработать свою духовную личность, свое истинное, живое, вечное «я». Работа над своей духовной личностью безгранична, поскольку идеал христианского совершенства недостижимо высок. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф, V, 48).

Итак, для становления духовной личности, с позиции веры, необходима, с одной стороны, благодать Божия, с другой — личная устремленность человека к Богу, к нравственному самосовершенствованию - основе духовной жизни. Духовность понимается как приобщение человека к Богу через веру, внугреннее преображение человека. Устремленность вверх, нравственное развитие — все это возможно благодаря Божественной- благодати: Человек испытывает воздействие трансцендентных сил, которое раскрывается через веру, мораль, искусство, научное творчество. Рациональное познание луховного опыта личности невозможно, поскольку его происхождение иррационально.

Проблема духовности получила основательную разработку в отечественной философской литературе. Особый характер русского философствования, связанный с православным мировосприятием, способствовал выделению таких признаков русского духа как религиозное чувство, разум, чувство долга, поиск истины, совесть, милосердие, стыд, справедливость, любовь, эмоциональность, раскаяние, творчество, зло и т. д.

С.Н.Булгаков полагал, что «человек есть одновременно тварь и не-тварь, абсолютное в относительном и относительное в абсолютном... Человеческий дух невыразим в каком бы то ни было что, истаивающем в его неизмеримости. Поэтому человеку присуще стремление к абсолютному творчеству, по образу Божию... Творчество. состоит в этом непрестанном самоиолагании духа, при сохранении, однако, его трансцендентности»132.

Восстановление целости духа возможно лишь через приобщение к Божественному миру, через связь с ним. «Своеобразие каждого «я» заключается не в его изолированном бытии, а в его индивидуальном целостном приятии всего мира с Богом во главе и призвании к своеобразному аспекту соборного творчества»133.

Мыслители отмечали религиозную настроенность и религиозную, устремленность духа, а также неискоренимую потребность человеческого духа в знании, логической оформленности и обоснованности предстоящего духовному взору бытия134.

В целом, «духовное бытие есть такое состояние, в котором душа любит божественные предметы, радуется им и творит их»135.

Но не только положительные качества человека составляют духовную основу, зло в человеке также имеет духовный смысл. «Чем дальше развивается история и богаче становится культура, тем более утонченные формы принимает зло, обнажая духовную свою природу, свой метафизический смысл...

Последний «корень» зла в человеке заключается именно в свободе человека, в том, что ему дана сила быть «сыном Божиим» или враждовать с Богом»136.

Одним из оснований для понимания духовной жизни человека являются религиозные искания Ф.М.Достоевского. По его мнению, аморализм человека — явление духовного порядка, не связан с природной, биологической частью. Как существо нравственное, человек всегда стоит перед выбором между добром и злом. Человеческий дух не зависит от природы. Дух человека имеет две составляющие - сознательное начало и бессознательное. Человек не только существо рассудочное и благоразумное, он совершает поступки, основываясь и на бессознательном начале, которое часто перевешивает сознательную сторону личности. В «Дневнике писателя» Ф.М.Достоевский отмечал: «зло таится в человеке глубже, чем предполагают обычно»137. Нравственное начало духа человека определяется свободой в выборе между добром и злом. Ф.М.Достоевский показывает силу нравственного начала в человеке и темноту человеческого сердца, из-за которой прямой путь к добру закрыт. Несмотря на греховную жизнь, сила добра живет в дугас человека, а через страдания человек освобождается от соблазнов зла и вновь обращается к Богу. По мысли Достоевского жизнь есть рай, только нужно увидеть проявления божественного вокруг нас.

 

 

Date: 2015-09-03; view: 891; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию