Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Маньеризм как разложение гуманистических идеалов высокого ВозрожденияМаньеризм возникает в Италии в 1520-1530 гг. и продолжается примерно до 1600 года. Термин «маньеризм» впервые употребил Дж.Вазари в своих «Жизнеописания великих художников, ваятелей и архитекторов», когда писал о приемниках и подражателях Микеланджело. Причины возникновения и суть маньеризма гораздо сложнее, связаны с общими мировоззренческими тенденциями эпохи и не могут быть сведены лишь к копированию творческой манеры великих предшественников. К началу XYI века в культуре стала отчетливо заметна тенденция разложения классического идеала красоты. В своих наивысших воплощениях (Джотто, Донателло, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Рафаэль) ренессансная культура тяготела к идеалу гармонического человека. В художественном плане это выражалось в восприятии гармонии через призму порядка, меры, пропорции, использовании симметрической композиции, четкой линейной перспективы, а в философско-мировоззренческом - через рациональное восприятие мира и красоты. К началу XYI века подобное восприятие мира было поколеблено. Маньеризм живет в другой реальности, иначе понимает и иначе пытается воспроизвести красоту. При всей своей нетипичности и парадоксальности маньеризм - закономерное детище Возрождения. Он доводит до максимума основополагающие идеи Ренессанса - идею индивидуализма и идею творчества как сущностной характеристики человека. Маньеризм - это своего рода эстетический протест против сведения красоты лишь к своему идеальному прообразу, а реальности - лишь к своему эталонно-парадному лику. В маньеризме происходит разложение классического ренессансного представления о красоте, содержательно сводимой к идее внутренней силы и благородства, а формально - к идеалу гармонической, композиционно и пропорционально, фигуры. Маньеристский человек лишен внешнего (формального) благородства (например, знаменитые портреты Арчимбольдо, в которых лица людей составлены из набора различных плодов и фруктов), а также, зачастую, и внутреннего (работы П.Брегеля и Й.Босха). 17. Северное Возрождение: философско-теоретические основания, стилевые особенности, основные представители. Северное Возрождение, центрами которого являлись Германия и Нидерланды, формировалось под явным воздействием идеологии Реформации. Идеологи Реформации (Мартин Лютер, Ян Гус, Ян Жижка) выступили с ярой критикой римско-католической церкви, обвиняя ее в забвении подлинных идеалов христианства. Живопись Северного Возрождения может трактоваться как визуализация идеалов протестантской культуры. В этой связи культурологическим идеалом Северного Возрождения являлась не интеллектуально развитая, свободная личность, а личность, возрождающая нравственный облик ранних христиан. Искусство акцентирует темы покаяния, глубокой личной веры, неизбежности земных тягот как обязательного условия спасения. Из пары «красота - добро» Северное Возрождение явно выступает на стороне добра, стремясь воплотить «царство Божие на Земле», его искусство имеет выраженный морально-обличительный пафос. Особенности: • формирование культуры основано не на возрождении античного культурного наследия, а на стремлении возродить демократическую религию ранних христиан с ее требованием социальной справедливости (влияние Реформации), • в отличие от итальянского Возрождения, имеющего своим идеалом всесторонне развитую, энциклопедически образованную и героическую личность, Северное Возрождение в качестве идеала рассматривает христианскую любовь к ближнему, • значительное влияние средневекового, особенно готического, мировоззрения, • отсутствие идеализации, акцентирование правдивости искусства («истина важнее красоты»), • глубокий символизм и метафоричность, • возникновение бытового жанра и поэтизация повседневности Живопись Северного Возрождения может трактоваться как визуализация идеалов протестантской культуры. В этой связи культурологическим идеалом Северного Возрождения являлась не интеллектуально развитая, свободная личность, а личность, возрождающая нравственный облик ранних христиан. Искусство акцентирует темы покаяния, глубокой личной веры, неизбежности земных тягот как обязательного условия спасения. Из пары «красота - добро» Северное Возрождение явно выступает на стороне добра, стремясь воплотить «царство Божие на Земле», его искусство имеет выраженный морально-обличительный пафос. Лучшими образцами живописи Северного Возрождения являются полотна Йеронимуса Босха, Альбрехта Дюрера, Питера Брейгеля, Лукаса Кранаха Старшего, Ханса Хольбейна, Яна ван Эйка.
18. Образ человека в культуре барокко и классицизма: сравнительный анализ. В основе барочного идеала красоты - героико-гедонистический идеал человека, высшая добродетель которого состоит в наслаждении жизнью и отсутствии страха перед смертью. Барокко, как никакое другое эстетическое направление, стремится передать радость, полноту, но, увы, и скоротечность жизни. Поэтому барокко - это, с одной стороны, искусство преувеличенной яркости, телесности жизни, с другой, - мрака, боли, мистицизма. Главная задача классицизма - демонстрация мира, где поступки человека находятся в полном согласии с мировым разумом, управляющим миром. По сути дела, это означает необходимость принесения индивидуальных интересов в жертву общественным. Свой идеал классицизм ищет в прошлом, его корни - в греко-римском искусстве, в суровой «мужской» красоте дорической колонны, в сильных и волевых античных героях, ставящих интересы государства выше личных.
В отличие от барокко, классицизм стремится увековечить мир покоя и уравновешенности: только в состоянии покоя человеческий облик вообще и лицо в частности могут быть зеркалом разума.
|