Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маньеризм как разложение гуманистических идеалов высокого Возрождения





Маньеризм возникает в Италии в 1520-1530 гг. и продолжается примерно до 1600 года. Термин «маньеризм» впервые употребил Дж.Вазари в своих «Жизнеописания великих художников, ваятелей и архитекторов», когда писал о приемниках и подражателях Микеланджело.

Причины возникновения и суть маньеризма гораздо сложнее, связаны с общими мировоззренческими тенденциями эпохи и не могут быть сведены лишь к копированию творческой манеры великих предшественников. К началу XYI века в культуре стала отчетливо заметна тенденция разложения классического идеала красоты. В своих наивысших воплощениях (Джотто, Донателло, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Рафаэль) ренессансная культура тяготела к идеалу гармонического человека. В художественном плане это выражалось в восприятии гармонии через призму порядка, меры, пропорции, использовании симметрической композиции, четкой линейной перспективы, а в философско-мировоззренческом - через рациональное восприятие мира и красоты. К началу XYI века подобное восприятие мира было поколеблено. Маньеризм живет в другой реальности, иначе понимает и иначе пытается воспроизвести красоту.

При всей своей нетипичности и парадоксальности маньеризм - закономерное детище Возрождения. Он доводит до максимума основополагающие идеи Ренессанса - идею индивидуализма и идею творчества как сущностной характеристики человека. Маньеризм - это своего рода эстетический протест против сведения красоты лишь к своему идеальному прообразу, а реальности - лишь к своему эталонно-парадному лику.

В маньеризме происходит разложение классического ренессансного представления о красоте, содержательно сводимой к идее внутренней силы и благородства, а формально - к идеалу гармонической, композиционно и пропорционально, фигуры. Маньеристский человек лишен внешнего (формального) благородства (например, знаменитые портреты Арчимбольдо, в которых лица людей составлены из набора различных плодов и фруктов), а также, зачастую, и внутреннего (работы П.Брегеля и Й.Босха).

17. Северное Возрождение: философско-теоретические основания, стилевые особенности, основные представители.

Северное Возрождение, центрами которого являлись Германия и Нидерланды, формировалось под явным воздействием идеологии Реформации. Идеологи Реформации (Мартин Лютер, Ян Гус, Ян Жижка) выступили с ярой критикой римско-католической церкви, обвиняя ее в забвении подлинных идеалов христианства.

Живопись Северного Возрождения может трактоваться как визуализация идеалов протестантской культуры. В этой связи культурологическим идеалом Северного Возрождения являлась не интеллектуально развитая, свободная личность, а личность, возрождающая нравственный облик ранних христиан. Искусство акцентирует темы покаяния, глубокой личной веры, неизбежности земных тягот как обязательного условия спасения. Из пары «красота - добро» Северное Возрождение явно выступает на стороне добра, стремясь воплотить «царство Божие на Земле», его искусство имеет выраженный морально-обличительный пафос.

Особенности:

• формирование культуры основано не на возрождении античного культурного наследия, а на стремлении возродить демократическую религию ранних христиан с ее требованием социальной справедливости (влияние Реформации),

• в отличие от итальянского Возрождения, имеющего своим идеалом всесторонне развитую, энциклопедически образованную и героическую личность, Северное Возрождение в качестве идеала рассматривает христианскую любовь к ближнему,

• значительное влияние средневекового, особенно готического, мировоззрения,

• отсутствие идеализации, акцентирование правдивости искусства («истина важнее красоты»),

• глубокий символизм и метафоричность,

• возникновение бытового жанра и поэтизация повседневности

Живопись Северного Возрождения может трактоваться как визуализация идеалов протестантской культуры. В этой связи культурологическим идеалом Северного Возрождения являлась не интеллектуально развитая, свободная личность, а личность, возрождающая нравственный облик ранних христиан. Искусство акцентирует темы покаяния, глубокой личной веры, неизбежности земных тягот как обязательного условия спасения. Из пары «красота - добро» Северное Возрождение явно выступает на стороне добра, стремясь воплотить «царство Божие на Земле», его искусство имеет выраженный морально-обличительный пафос.

Лучшими образцами живописи Северного Возрождения являются полотна Йеронимуса Босха, Альбрехта Дюрера, Питера Брейгеля, Лукаса Кранаха Старшего, Ханса Хольбейна, Яна ван Эйка.

 

18. Образ человека в культуре барокко и классицизма: сравнительный анализ.

В основе барочного идеала красоты - героико-гедонистический идеал человека, высшая добродетель которого состоит в наслаждении жизнью и отсутствии страха перед смертью. Барокко, как никакое другое эстетическое направление, стремится передать радость, полноту, но, увы, и скоротечность жизни. Поэтому барокко - это, с одной стороны, искусство преувеличенной яркости, телесности жизни, с другой, - мрака, боли, мистицизма.

Главная задача классицизма - демонстрация мира, где поступки человека находятся в полном согласии с мировым разумом, управляющим миром. По сути дела, это означает необходимость принесения индивидуальных интересов в жертву общественным.

Свой идеал классицизм ищет в прошлом, его корни - в греко-римском искусстве, в суровой «мужской» красоте дорической колонны, в сильных и волевых античных героях, ставящих интересы государства выше личных.

 

В отличие от барокко, классицизм стремится увековечить мир покоя и уравновешенности: только в состоянии покоя человеческий облик вообще и лицо в частности могут быть зеркалом разума.

 

Date: 2015-09-03; view: 386; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию