Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 5. Античность как тип культуры





Учебные вопросы:
1. “Греческое чудо” и особенности культуры греко-римской цивилизации.
2. Основные черты развития культуры Древней Греции.
3. Культура Древнего Рима.

1. “Греческое чудо” и особенности культуры греко-римской цивилизации
Древневосточные цивилизации вне сомнения оказали влияние на своих соседей, одним из которых были племена, вошедшие в мировую историю как древнегреческие, создавшие отличный от “азиатского” “античный способ производства”. Для него были характерны своя экономическая и политическая структура, система культурных ценностей с высоким уровнем развития науки, литературы и искусства.
Загадка “греческого чуда” заключается в том, что народам Древней Эллады удалось достичь невиданных ранее высот почти одновременно и во многих областях культуры. Эллины во многом были первыми. Они дали современным цивилизациям образцы государственного устройства и породили такую своеобразную форму организации, как города-государства - полисы. В области экономики они раскрыли возможности производительного труда и роль межполисных, а по сути дело, межгосударственных торговых связей.
Высокого уровня достигли многие гуманитарные науки, литература, искусство. Греки первыми создали современные формы философии, истории, географии, математики. Подобное можно сказать о развитии литературы, искусства, архитектуры, скульптуры, театра.
Древние греки создали удивительный пантеон богов. Боги похожи на людей и обладают многими человеческими качествами - страдают, радуются, ревнуют, любят и мстят друг другу.
Высокий уровень развития Греко-римской цивилизации стал результатом огромного и длительного труда, в своем развитии она прошла через ряд периодов:
1. Минойская цивилизация (2800 - 1100 г. до н.э.);
2. Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.)
3. Архаический период (VIII-VIвв. до н.э.)
4. Классический период (V-IV вв. до н.э.)
5. Эллинский период (323 - 146 гг. до н.э.);
6. Древнеримский период (VIII в. до н.э. - V в. н.э.).

2. Основные черты развития культуры Древней Греции
Среди древних цивилизаций особое место занимает минойская цивилизация или крито-микенская. Она носит переходный характер между цивилизациями Древнего Востока и более близкой нам античной цивилизацией. Минойская цивилизация сочетала в себе, с одной стороны, заимствование из древневосточных цивилизаций (знания, открытия), с другой - содержала основы “античного способа производства” с его экономической, политической, религиозно-мифологической системами, письменностью, зодчеством, литературой и искусством.
XIII-XII вв. до н.э. эгейские племена сталкиваются с египтянами. О набегах греческих племен на Египет пишет Гомер, возможно речь идет о набегах племен ахейян. Около 1700 года центр крито-микенской цивилизации перемещается на материковую часть Греции. Расцвет Микенской (ахейской) культуры относится к XIV-XIII вв. до н.э.
Крито-микенская культура достигла высокого уровня развития, что нашло отражение в огромных постройках, в богатой стенной живописи, домашней утвари, большом количестве золотых и серебряных вещей и украшений. Период 11-9 века до н.э. принято называть гомеровским или “дорийским”. Главным источником информации этого периода служат поэмы “Иллиада” и “Одиссея”.
Гомеровский период представляет собой длительный период культурного развития. Происходит усовершенствование железных орудий, кузнечного меха, гончарного круга, ручной мельницы, приготовление растительного масла и вина, обработки металлов, переходящей в художественное ремесло боевой колесницы. Получает развитие архитектура, искусство, строительство судов, городов. В недрах сельской общины зарождалось новая форма организации - будущий город-полис.
В VIII-VI веке до н.э. Древняя Греция вступила в новый исторический период, получивший название архаического. Практически во многих сферах жизни происходят большие изменения: возрастает роль города, полис становится социально-политической организацией общества. Наиболее крупные из них были Афины, Коринф, Спарта и Фивы и др. Появляются различные формы государственного устройства и правления от монархии, тирании и олигархии до аристократической и демократической республики.
Культура классического периода V-IV век до н. э. - связана с расцветом древнегреческой цивилизации. Она была ознаменована прежде всего бурным развитием духовной жизни. Одним из главных достижений стало развитие философии и философских школ, созданных выдающимися мыслителями (Демокрит, Пифагор, Платон, Аристотель). Бурное развитие получило искусство: архитектура (Акрополь), скульптура (Мирон статуя “Дискобол”, Фидий), поэзия и проза (Эсхил, Софокл, Эврипид); зарождается театр и театра (афинский театр вмещал 17 тыс. зрителей).
Эллинистический период характеризуется попытками угасающих полисов распространить свое влияние на другие регионы или сохранить его после распада империи Александра Македонского. Одним из примеров может служить город Александрия, построенный на северном побережье Африки. Правление города осуществляла греческая знать, наряду с ними в городе проживали египтяне, персы, иудеи, которые вместе и образовывали культурный синтез. В Александрии находились огромная библиотека, обсерватория, зоопарк. Развиваются литература, искусство и архитектура (примером может служить Александрийский маяк - одно из чудес света).

3. Культура Древнего Рима
Культуру Древнего Рима сравнивают с культурой США, так как она является подражательной культурой. Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. Используя иноземные достижения во многих областях они используют их в практических целях.
Важной особенностью культуры Древнего Рима стала разработка права. Высокого уровня достигла ораторское искусство (Цицерон), философия (Сенека), литература и поэзия (Вергилий, Овидий, Гораций).
В области материальной культуры высокого уровня достигла архитектура. Главенствующий принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления. Римские строители широко использовали бетон, почти целиком из бетона построен храм Пантеон и фундамент Колизея. Из бетона строили крепости, мосты, акведуки (колодцы). В начале нашей эры римляне изобрели водяные мельницы. Во время правления Августа Рим стал мировой столицей, начался небывалый расцвет искусства и строительства. Не зря этот период связан с началом золотого века римской культуры (I век до н.э. - I век н.э.).
В целом древнеримская культура сформировала особый вид культуры - зрелищно-народную. Встречи триумфаторов, цирковые игры, бои гладиаторов заняли важное место в жизни римлян. Лозунг “хлеба и зрелищ” выполнялся строго, что порождало паразитизм в обществе, нежелание активно трудиться, что и привело в 4в. до н.э. к расколу империи, а затем в 476 году падению западной римской империи.

Глоссарий:
“Греческое чудо” - феномен древнегреческой цивилизации, которая за достаточно короткий для цивилизации период времени достигла значительных высот в материальной и духовной сферах.
Миф - это особый вид мироощущения, специфическое, образное представление о явлениях природы и общественной жизни.
Пантеон - храм всех богов, построенный в Древнем Риме в период Империи.
Полис - город-государство в Древней Греции. Полис представлял собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся различными промыслами и ремеслами, которые, будучи полноправными его членами, имели право на собственность.
Эллинизм - это синтез восточной и античной культур, связанный с завоеваниями Александра Македонского и охвативший период с III по I век до н.э.

Вопросы для контроля:
1. Назовите выдающихся деятелей искусства периода античности?
2. В чем состояли достижения науки и философии Древней Греции. Назовите ее выдающихся представителей в этих отраслях знаний?
3. Охарактеризуйте культуру Древнего Рима?

Date: 2015-09-03; view: 410; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию