Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нескучные способы освоения ритма





1) Пьесу играет педагог, а ученику предлагается прошагать, проскакать, протанцевать то, что он слышит. Или пройтись пальцем по нотной строке, касаясь нужной нотки в нужный момент. Могут протанцевать пьесу руки - на коленях или на столе. Бегать, прыгать, танцевать могут и пальцы.

В пьесе Ж Металлиди "Вприпрыжку" ритм довольно труден, но проскакать его вприпрыжку - легко, вот и нужно каждый paз скакать прежде чем играть:

Так и пишу в дневнике домашнее задание: сначала прыгай, потом играй! Помогает.

Предлагая ребенку на уроке импровизировать движения под музыку, не надо вмешиваться в его поиски, не надо иоценивать его находки. Только играть раз за разом, давая возможность попробовать так и сяк, приспособиться, найти самому. Между прочим, без полной раскрепощенности на уроке дело не пойдет! Конечно, при этом ритмический рисунок просто запоминается на слух, но я не вижу в этом ничего дурного: потом, при игре по нотам, запомненное будет


сопоставляться с видимым и хорошо укладываться в голове. (Мне рассказывали, что так учат азбуке Морзе связистов, сначала они запоминают на слух ЗВУЧАНИЕ, ритм каждой буквы, а потом -графическое изображение ее.) Со временем отпадет необходимость в прыжках и плясках, ученик сможет сразу понимать, слышать написанное в нотах.

2) Игра ансамблем. Ученику достается вначале ритмически
понятная партия, ее он играет одной рукой, а другая рука может
"покататься" на руке учителя.

3) Если ученик невнимательно разбирает дома, пусть делает
это хотя бы иногда под присмотром педагога. Первое впечатление -
самое сильное, и случайная ошибка, допущенная при разборе,
запоминается порой настолько прочно, что, пользуясь выражением Н.
А. Некрасова, "колом ее оттудова не выбьешь"... Лучше это
предотвратить.

4) Подтекстовка. Не буду за нее агитировать, это излишне,
приведу пару удачных примеров.

Старинная французская песня. (Школа игры на фортепиано, первый раздел.) Ученица никак не могла дослушать половинки, играла их как четверти. Я предложила придумать подходящие к случаю слова. Начало придумалось сразу:



 


А потом - неважно, насколько в рифму, лишь бы "в ритм" "будем мы без вас скучать...", "пусть приятным будет путь...", "приезжайте к нам опять..."и т. п. Можно еще помахивать прощально рукой вправо-влево перед лицом восьмушками:



 


Или эти восьмушки - шаги лошади, увозящей карету (коробочка или клавесы). А может быть ровными восьмушками позвякивает колокольчик (рыболовный колокольчик, треугольник)? Варианты разные, главное - почувствовать, а не просто заучить:

 


Ж. Металлиди. "Два кота". Крошечная пьеса, а сколько в ней задач! Дважды смена размера, ускорение, фермата, замедление:

Стоило превратить ее в песенку, как дело пошло на лад!



Два кота, два кота, Восемь лап и два хвоста. Смотрят друг на друга, Злятся от испуга, Расфуфырились хвосты!

Но не подрались коты.


5) Временное заполнение пауз. В пьесе П.Хоффера "Битва" (Современный пианист, стр. 121) не получались короткие и энергичные паузы-восьмушки - слушались как бессмысленные перерывы в звучании:

Я предложила заполнить их "выстрелами" - моими хлопками в ладоши. Это оказалось интересно и весело, характер пауз сразу стал ясен, их протяженность - тоже. Несколько раз сыграли "с выстрелами", а потом получилось и без них.

Этюд К. Черни получился ритмично после того как вместо


6) Для лучшего понимания ритмических сложностей нужны всевозможные игры с ритмами. Богатейший материал - в работе В. А. Жилина "Речевые упражнения" (Екатеринбург 1996). На этой основе придумываются и какие-то свои игры, подходящие к конкретным случаям, помогающие конкретным детям. Однажды придумалась такая. Мы - болельщики на стадионе, смотрим соревнования сказочных героев. Кто за кого болеет? Каждому герою придумываем свое ритмическое остинато, например:

Можно составить партитуру любой сложности, с любым количеством участников. Можно представить себе, что соревнуются герои в гребле на байдарках, а может быть подтягиваются на турнике или поднимают гирю много раз - эти движения задают ритм, "дирижируют". Все это можно проговорить (вернее, прокричать), сыграть на ударных инструментах - конечно, для такого рода игр нужно собрать несколько человек. Мне кажется, что в фортепианном классе нужен хотя бы час в неделю для групповых занятий. И набор инструментов, которые требуются для импровизации ритмов, сочинения ритмических партитур.

7) Учитель - ученик. Игра, полезная при любых (не только ритмических) затруднениях. Особенно она хороша, когда ребенок очень невнимателен и не замечает своих ошибок. Чужие обнаружить проще! Я еще не встречала ребенка, которого бы не увлекала эта игра.


Ритмически сложное место играю несколько раз (3-4, может быть, 5 - не больше; количество повторений зависит от выносливости и заинтересованности ученика), каждый раз делая одну-две ошибки - в штрихах, в педали, в динамике, в аппликатуре и т. д.; и только В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ, когда ритм уже непроизвольно запомнился, делаю ошибку ритмическую. Если ученик ее заметил, есть большая вероятность, что сам он не допустит ее. Если не заметил - мой просчет, этот ритм пока непосилен. В таком случае можно попросить не играть пьесу до следующего урока и затем повторить игру, но можно и под благовидным предлогом свернуть работу над этой пьесой. Мало ли других не хуже!

(Надо сказать, что достаточно продолжительный «устный период» музицирования - до начала игры по нотам –хорошая профилактика ритмических «болезней».)

Кое-что о "технике"

"Играй усердно гаммы и другие упражне­ния для пальцев. Но есть много людей, ко­торые полагают, что этим все и достигает­ся, которые до глубокой старости ежеднев­но проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно произносить азбуку и стараться делать это все быстрее и быст­рее. Употребляй свое время с большей пользой."

Р. Шуман. Жизненные правила для музыкантов.

Любите ли вы гаммы?...Я тоже, каюсь. Нужны ли они? Наверное, нужны. Но в каком количестве, в каких дозах, в каком виде?

В фортепианной литературе достаточно мало расходящихся и параллельных гамм, особенно в сексту, в терцию, в дециму. Далеко не на каждой странице встретишь ломаные арпеджио, особенно двумя руками.

Возникает вопрос: так ли уж обязательно ежедневно выполнять несколько раз этот скучный маршрут по клавиатуре -вверх-вниз на 4 октавы, вверх на 2 октавы, расходящаяся, снова вверх-вниз на 2 октавы, опять расходящаяся и, наконец, вниз?

Конечно, надо ориентироваться в тональностях, знать квинтовый круг, аппликатуру гамм, аккордов, но этих целей проще достигнуть, не тратя время на вызубривание вышеупомянутого способа исполнения гамм.


Мне кажется, лучше поиграть "в один присест", скажем, все мажорные гаммы по кругу одной рукой (позже - двумя) на две октавы с остановками на каждой тонике. Ритм может быть, например, таким:

Аппликатурная логика как на ладони.

А если с закрытыми глазами?

А можно еще и в менее привычных для гамм размерах: семидольном, трехдольном, пятидольном...

Темп у каждого свой, не надо настаивать на быстром темпе в ущерб удобству! Между прочим, вот что писал по поводу спортивных соревнований В. А. Сухомлинский ("Павлышская средняя школа." М., "Просвещение", 1969). "При выполнении таких упражнений, как бег, ходьба на лыжах, плавание, мы придаем большое значение эстетическому удовлетворению. По этим и другим видам спорта у нас стало правилом проводить соревнования по красоте, изяществу, гармонии движений, а скорость считается второстепенным элементом... Вообще, мы считаем недопустимыми соревнования, где единственным критерием успеха является быстрота движений... В таких соревнованиях часто нет красоты, отсутствуют эстетические требования и, что особенно недопустимо, нет настоящей массовости и учета индивидуальных возможностей." Как будто про технический зачет сказано! Не в бровь, а в глаз...

Обращения аккордов хорошо поиграть как фанфары, сочинив их самостоятельно на какой-нибудь текст. Вот пример такого задания из пособия Л. Борухзон, Л. Волчек, Л. Гусейновой "Азбука музыкальной фантазии". Предлагается сочинить "сигналы-побудки" на такой текст:

Солнце встало, солнце встало, просыпайся и вставай!

Добрый день, добрый день, добрый день вам!

Запомнить аппликатуру хроматической гаммы поможет игра. Фокусник разрезал ленту на куски:

поиграем так, а потом куски соединяются в ленту (играем гамму целиком)!


По крайней мере в младших классах работа над техникой должна быть как можно более увлекательной. Всем известно, с каким энтузиазмом разучивают дети упражнения "Танкист" и "Рыбак" из книги Артоболевской "Первая встреча с музыкой". А ведь основа их -Ганон, которого без содрогания вспомнить невозможно!

Работа над штрихами, разнообразием звука, точностью и экономностью движений - важнее, чем выработка беглости как таковой. Сделать эту работу игрой нетрудно.

Предлагаемые здесь игры позволяют ученику фантазировать в рамках задания, исследуя звуковые возможности инструмента и своих рук. А я могу наблюдать, направлять, помогать. С какой из этих игр начинать - я точно не могу сказать: с каждым ребенком по-разному. Совершенно необязательно использовать их все. Лучше всего придумывать вместе с учеником все новые игры и их варианты.

"ЭХО." За инструментом двое (учитель и ученик; два

ученика), педаль нажата....В сказочном лесу прозвучало слово (крик, шаги, любой звук - импровизация в низком регистре f или mf, коротко, чтобы легко было запомнить), и волшебное эхо повторяет все трижды в разных октавах - тр, р, pp. Эхо может повторять не буквально - это даже интереснее звучит, - ритм сохраняется, интонация варьируется. (Учитель может сначала побыть "эхом" и показать, как можно это сделать.) Но как вариант возможно и точное повторение, если ученику это нравится.

Учитель и ученик меняются ролями. Хорошо посадить за рояль двух учеников.

А можно, наоборот, все поручить одному и добавить, например, такое условие: и "слово", и каждый ответ эха исполняются с участием обеих рук.

На мой взгляд, задача постижения различных штрихов, освоения динамики хорошо решается в ходе этой игры. Но не надо требовать внешнего подражания движению, нужно мириться с неудачами (это ведь свободный поиск, а не старание угодить учителю!); целесообразное движение найдется постепенно в процессе поиска звука. Замечания, ценные указания педагога могут сковать инициативу, затруднить этот поиск!

Если "эхо" - ученик, то игра учителя может послужить материалом для его будущих импровизаций в этой игре и других


играх. У многих учеников собственная фантазия работает вяло, может быть, подавляется опасением сыграть "неправильно". Учитель поможет справиться с этим опасением, если сам будет смел и увлечен. Если "эхо" - педагог, ответы эха могут наслаиваться один на другой. Эта "имитационная полифония" удивит и заинтересует ученика. Может быть, в другой раз он и сам попробует это сделать.

"ВЕТЕР И ПТИЦЫ."

Низкий регистр - разговоры деревьев-великанов в ветреную погоду (педаль нажата, импровизирует учитель на черных клавишах). Высокий регистр - когда ветер утихает, начинают петь птицы: кукушки, синицы, воробьи, соловьи (импровизация ученика на черных клавишах)...

Можно записать пьесу, обговорив форму с учеником и играть "по нотам".

Можно поменяться ролями.

"ПРАВАЯ И ЛЕВАЯ РУКА РАЗГОВАРИВАЮТ,

ССОРЯТСЯ, МИРЯТСЯ."

Претворение речевых интонаций в музыкальные. Возможны, например, такие варианты:

левая (мама) баюкает правую (дочку), дочка сначала не слушает мамину песенку, шалит, смеется, а потом засыпает;

левая и правая делятся новостями наперебой, не слушая друг друга;

левая и правая поддразнивают друг друга;

левая и правая шепотом переговариваются в школе на уроке; и т.п. - ученик без труда придумает другие сюжеты. Учитель может тоже импровизировать по заданию ученика.

Можно сыграть ученику пьесы "Упрямец" Свиридова, "Спор" Леденева, "Две смешные тетеньки поссорились" Хачатуряна.

И до игры на инструменте (в подготовительной группе), и параллельно с ней многим необходимы всевозможные двигательные


игры. Очень нравятся детям "Игры для организации пианистических движений" И. Э. Сафаровой (Екатеринбург, 1994).

Несколько упражнений (веселых, с сюжетом) я придумала вроде бы сама и предлагаю вашему вниманию.

СПЯЩИЕ БРАТЬЯ.

В этой игре моей выдумкой является только сюжет, само по себе упражнение известное. Руку ученика укладываю "спать" ладонью вниз на мою ладонь. Он закрывает глаза. Пальцы расслабленно свисают: братья крепко спят. "Мама" (моя свободная рука) подходит и целует сыновей - прикасается пальцем по очереди к подушечкам пальцев ученика. Пальцы спят крепко и не замечают этих прикосновений. Но вот мама начинает их тихонько будить - пора вставать! Ленивые братья не хотят просыпаться, сопротивляются, стараясь сохранить свое положение. И вот мама жалеет сыночка и оставляет его в покое - пусть поспит еще. Пальчик должен тут же отреагировать - расслабиться, заснуть. Интересно будить сразу двух "засонь" или переходить legato с пальца на палец. В случаях, когда реакция пальцев неадекватная (например, палец отвечает слишком резко, судорожно, с ненужной силой или, наоборот, слишком вяло, запоздало), можно сказать: "Вот драчун! Зачем же ему так воевать с мамой?" или "Как разоспался! Его унести можно - не заметит! Пушкой не разбудишь." То есть, замечания относятся не к ученику, это не ему упрек.

ОБЕЗЬЯНИЙ МОСТ.

Айболит и его звери убегают от Бармалея. Чтобы помочь им уйти от погони, обезьяны сцепились лапами, и цепь эта протянулась от одного берега реки до другого. Мост гибкий, подвижный - живой. Сцепляю свою руку с рукой ученика (правую с правой или левую с левой, пальцы 2,3,4, 5 - можно по одному, по два и т. д. - встречаются подушечками). Образ висячего моста помогает найти меру гибкости и собранности руки. Другой рукой "бегу" по мосту, он качается, реагируя на шаги. Пробегает Айболит, за ним свинка, сова, собака, крокодил - ученик сам всех вспомнит. А вот за ними бежит Бармалей! Мост расцепляется, руки падают, злодей летит в реку!


КОТЕНОК И БУМАЖКА.

Привязываю на веревочку бумажный бантик. Я стою на стуле, ученик-котенок сидит на полу и ловит бумажку "лапкой", подражая движениям кошки. Кошачьи движения идеально цельные, ловкие, экономные - ничего лишнего.

А вот занятная игра с двумя теннисными мячами. Двое садятся на пол в противоположных углах. Задача: бросить мячик так, чтобы он стукнулся о пол и отскочил по направлению к партнеру, который ловит его одной рукой. Если это получается легко, усложняем задачу: двое кидают одновременно два мячика друг другу и одновременно же ловят. Удары мячиков о пол тоже могут звучать одновременно, но можно сделать иначе, нарочно не вместе; послушать получившийся ритм, изменить его.

Третий может сидеть сбоку и пытаться перехватить мяч. Когда это ему удалось, он занимает место упустившего мяч игрока.

Перед этой игрой стоит сделать упражнения с мячом, описанные в книге А. Шмидт-Шкловской "О воспитании пианистических навыков" (Ленинград: Музыка, 1985).

Помощь и самостоятельность

При желании можно было бы превратить весь учебный процесс в череду сменяющих друг друга игр. Но в этом нет никакой необходимости. Стремление к самостоятельности есть в каждом, и я рада иной раз услышать от ученика: "Не помогайте, я сам." Игра приходит на помощь в особо трудные моменты, когда сам ученик не может справиться с делом, просит о помощи. Но не всегда надо ждать этой просьбы: он ведь может и недооценивать трудность, и избрать не лучший способ ее преодоления. Так что чуткость педагога, умение поставить себя на место ученика нужно поддерживать и развивать в себе постоянно.

Это сложный вопрос: сколько помощи, сколько вмешательства в работу ученика требуется от учителя. Слишком мало - плохо, но и слишком много - не лучше. Посмотрите передачу "Играй, гармонь!" и сравните игру самоучек (самородков) с игрой учащихся музыкальных школ! Первые, как правило, покоряют


непринужденностью, свободой, увлеченностью, вторых зачастую отличают старательность, несамостоятельность, вышколенность, заставляющая вспомнить отлаженный механизм шарманки. Вспомните детские рисунки: слишком правильные просто неинтересны - сквозь них явственно просвечивает педагог, научивший "как надо", стерев черты индивидуальности.

Стремиться надо, наверное, к тому, чтобы ребенок в рисунке, в танце, в пении, в игре на фортепиано не только и не столько демонстрировал некий набор приобретенных навыков, но выражал себя сегодняшнего, свое единственное и неповторимое "Я". Если контакт с инструментом налажен, то ученик по своему разумению управляет звучанием, адекватно реализует свои намерения, которые педагог должен услышать и помочь довести до возможного в д а н н ы й момент совершенства. В чем-то каждый незрел, но стоит ли притворяться, что это не так?

Мера выразительности исполнения (как и речи, жестов, мимики) у каждого своя. Зачем я буду добиваться, чтобы ученик играл "по-моему" (даже если я, допустим, настолько самоуверенна, что считаю свою интерпретацию безупречной)? Я же не хочу, чтобы он ходил, говорил, улыбался, как я. Пусть и играет не как я, а "как он"!

Трудно разграничить, что надо "шлифовать", а во что лучше не вмешиваться. Но подумать над этим стоит. Предлагать ему на выбор то или иное решение? Внимательно вслушаться в его замысел и помочь выявить его? В любом случае цель - дать ученику прозвучать по-своему.

Вот что пишет Я Мильштейн в очерке "Исполнительские и педагогические принципы К. Н. Игумнова": такие необходимые пианисту качества, как способность чувствовать и "пропускать через голову" музыку, готовность "исполнить произведение в сложных условиях эстрадного напряжения и волнения", "умение правдиво выражать глубокие мысли и чувства" - "нельзя получить в готовом виде,..их каждый находит сам для себя, пройдя такой путь, который никто за него пройти не может... Константин Николаевич... считал вредным так называемое "натаскивание" учеников... Толчок извне, по его мнению, может помочь вскрыться только тому, что уже живет в ученике. То, что еще не родилось в ученике, никакое "натаскивание", как правило, оживить, пробудить не может; "начинка", - по его словам. - все равно вывалится". Естественно, что Константин Николаевич относился отрицательно. а подчас даже презрительно, к


преподаванию, как бы "штампующему" учеников по определенным заранее заготовленным рецептам. Такой метод преподавания ему всегда представлялся вредным, порочным." По-моему, этим все сказано!

Выскажу крамольную мысль: человек имеет право на лень. В ней нет ничего постыдного. Право на лень - священное право ученика ДМШ, ибо он не профессионал, а любитель.

Если музыка - друг, то с ней, как и с любым другом, возможны ссоры, расставанья, размолвки. Период, когда ученику почему-либо не хочется заниматься с прежним усердием, может быть по-своему плодотворен, если не омрачать его нервозностью и бесполезными упреками. Ленится ученик, как правило, дома, а не на уроке. Почему-то не торопится выучить наизусть (особенно трудное), небрежно и нехотя разбирает (особенно сложный текст). Если это не тот случай, когда он просто-напросто нуждается в помощи, то все можно отложить до лучших времен. Будем пока заниматься чем-нибудь другим. Ученик наверняка с радостью послушает игру учителя, выбирая себе пьесы на далекое и недалекое будущее (кстати, само это занятие наводит ученика на мысль, что период лени - не навсегда, и что педагог уверен в этом), будет читать с листа, играть легкие ансамбли, подбирать, импровизировать... А разучиваемая программа - не волк, в лес не уйдет, если есть запас времени и запасные варианты (а это зависит лишь от предусмотрительности педагога).

Так что период лени справедливее будет назвать периодом накопления сил, подготовки к следующему подъему. И он закончится тем скорее и благополучнее, чем больше мудрости и меньше нетерпения будет проявлять учитель.

Иногда это очень трудно. Довольно-таки жестокий урок такого рода я получила опять же от моего сына Димы. После восьми месяцев невероятно интенсивных и совершенно добровольных занятий он вдруг как будто отключился: совершенно перестал играть, сочинять, даже слушать музыку. Мало того, заявил, что больше никогда не будет этим заниматься! Стыдно сознаться, но я была изрядно разочарована (невольно ждешь от ребенка


головокружительных успехов, когда видишь такой головокружи­тельный взлет!). Потребовалось время, чтобы успокоиться и опять настроиться на спокойное и уверенное ожидание. С тех пор прошел год. Второго такого взлета не было, но и "обет молчания" давно нарушен. Занятия потихоньку продолжаются. Жалеть ли, что потихоньку? А зачем? Скорее всего этот застой - проявление мудрости природы. У меня есть кое-какие предположения на этот счет, но я пока не могу их проверить. Я рада, что мне удалось изжить свою досаду по этому поводу, как рада и тому, что не стала настаивать на занятиях музыкой в его раннем детстве, дала событиям развиваться естественно. Именно поэтому музыка стала на восемь месяцев ЕГО делом, ЕГО заботой, а не моей, навязываемой ему.

Дима - крайний случай. Маятник с огромным размахом колебаний. Так же, как невозможно было оторвать его от музыки тогда (в разгар летних каникул!), невозможно приохотить его к ней сегодня в большей степени, чем это угодно ему самому.

(Рассказать продолжение этой истории я, по-моему, просто обязана.

Итак, ребенок примерно через год обучения в музыкальной школе начал отлынивать от ВСЕХ ЗАНЯТИЙ, кроме... духового оркестра, в котором играл партию альта. В целях «сохранения контингента» и «недопущения отсева» мы решили, что всё остальное он как-нибудь постепенно пройдет сам и когда-нибудь сдаст экстерном. Так оно и вышло. Через пять лет после зачисления в ряды учеников (1996г.) Дима, не напрягаясь, сдал выпускные экзамены на «пять» (2001г.) и – как говорится, «с чистой совестью на свободу». Я подсчитала, что реально из этих пяти лет фортепианным занятиям было посвящено года полтора, не больше. Причем так – между делом...

А вскоре он вернулся к инструменту в качестве... «слухача». Сыграть теперь (спустя еще пять лет) он может, похоже, всё, что угодно. Затрат времени на «подбор» я не замечаю – их НЕТ. Это именно игра по слуху СРАЗУ, т.е. такое владение инструментом, какому я могу только позавидовать.

Когда я для каких-то своих надобностей подбираю песню, из его комнаты порой доносится: «Мама, там не этот аккорд! Ты в какой тональности?... Тогда фа-минор, а бас – лучше ре!» До недавних пор я полагала, что слухач забыл ноты напрочь. Ан нет: захотелось поиграть по нотам – берёт и играет! Могу засвидетельствовать, что именно в период исключительно «устного» музицирования неузнаваемо усовершенствовалась «техника», пришла подлинная свобода поведения за инструментом, свобода обращения со звуком, с музыкальным временем, с фактурой, вообще с музыкальным материалом – переделывание на ходу, импровизация... Для любителя – исчерпывающий набор навыков. Для профессионала, если бы он вдруг захотел им стать, – прочнейший фундамент, на котором возможно дальнейшее гармоничное развитие. Куда более гармоничное, чем распространённый вариант, когда выученный по всем правилам «пианист» умеет «исполнять», совершенно не умея... ИГРАТЬ! Абсурдно бы выглядел человек, умеющий только читать по книжке (и воспроизводить наизусть выученное из книжки), не умея... просто ГОВОРИТЬ, высказывать свои мысли на своём родном языке.

...В очередной раз он лучше меня понял, ЧТО именно нужно ему от музыки, и взял сам именно то, что я не додумалась бы дать ему в должном объёме и должным способом...)

 

В отличие от него подавляющее большинство детей поддается влиянию взрослых, их уговорам гораздо легче. Периоды взлета и спада интереса не столь ярко выражены, но есть, наверное, у каждого. Не стоит спорить с природой. Лучше жить в согласии с ней. Не только безобидна, но даже полезна "лень" в случае свободного развития: пережив ее, иной человек способен наброситься на работу как никогда. Но лень иного рода - хроническая неохота, равнодушие к занятиям - это ведь естественная реакция на непосильность задач, на скуку зубрежки, на "горький корень" учения. И не стоит сетовать на хроническую лень, надо проанализировать и изжить порождающие ее причины.


Последний комментарий. «Повесить» эту книжку на сайте я решила именно потому, что это – самый простой для меня способ сообщить потенциальному читателю, ЧТО я о ней сейчас думаю. Для меня было переворотом в жизни и в работе – понять простейшую, для кого-то, возможно, очевидную вещь: РАБОТА НАД ТРАДИЦИОННЫМ РЕПЕРТУАРОМ НЕ МОЖЕТ И НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ОСНОВНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА! Результативное воспитание ЛЮБИТЕЛЯ музыки в стенах музыкальной школы возможно будет, по-моему, только тогда, когда обучение исполнительству уступит своё господствующее положение в этом процессе другим, более важным ДЛЯ РЕБЁНКА вещам. Я вовсе не хочу изгнать концертный репертуар из музыкалки полностью и навсегда, это было бы несправедливо по отношению к нему. Но всему своё место и время!

В последние годы я работаю как раз над этим: пытаюсь растить своих учеников исходя из их реальных потребностей и возможностей, без оглядки на традиции, утратившие остатки смысла.

Так что многое из прочитанного Вами сейчас (написанного мною в 1998 году) по справедливости должно относиться лишь к НЕКОТОРОЙ части работы с НЕКОТОРЫМИ учениками...

Г. Хохрякова (2006 г.)


[1] Я даже не всегда помню, откуда их знаю. Бывало такое: додумаешься до чего-то хорошего, а потом оказывается, что это - азбучная истина из старой-старой книги Поэтому заранее прошу прощения за неточность и неполноту ссылок.

[2] Р. Штайнер - философ, основатель антропософии. К ней относятся по-разному - для кого откровение, для кого ересь. Но в данном высказывании нет никакой особенной антропософии, а есть большая человеческая мудрость!

[3]Кстати, это мало меняется с возрастом. Взрослый человек может старательно прочитать полезную книгу, а потом обнаружить, что запомнилось и усвоилось далеко не все. Запоминается, по-моему, то, чего читатель жадно ищет в книге: ответ на мучающий его вопрос, подтверждение правильности его догадки... А все остальное мы, бывает, просто не замечаем, а то еще и воспринимаем "с точностью до наоборот" -при полной нашей добросовестности!

 

[4] М. Видмер (Орф-Институт. Зальцбург, Австрия). Музыка и танец как родственные искусства педагогики, ориентированной на игру. Перевод с немецкого - В. Жилин 1992

 

[5] "Какая скука для педагога заниматься с детьми, имеющими сознательность и поведение умудренных опытом взрослых! Я сперва подстрекал бы таких детей к шалостям, неугомонности, а затем приступал бы к поискам педагогики личности " - Шалва Амонашвили

 

[6] Peter Heilbut Spass am Klavierspielen. Schule fur Kinder aus Grund und Fruherziehungskursen. Barenreiter Kassel-Basel-London-New York BA 6603

 

[7] (Слово «Spass» имеет тут, скорее, смысл «игра», получается буквально: «игра в ф-п игре». Как это будет по-русски? Что-то вроде «Игра на уроках фортепиано»? «Игры за роялем»?)

[8] Жилин. В.А. – Президент Педагогического общества Карла Орфа, Челябинская обл.

 

Date: 2015-09-02; view: 759; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию