Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 3. К.Д. Ушинский об основных вопросах педагогики - 4 часа





Модуль 3

Планы семинарских занятий

Семинар 1 «Развитие теоретических основ образования зарубежными педагогами XVII-XVIII вв.» - 4 часа

по теме 3.6. «Школа и педагогическая мысль эпохи Нового времени и Просвещения»

Вопросы для обсуждения:

1. Роль философско-педагогических воззрений Ф. Бэкона, Р. Декарта и В. Ратке в развитии зарубежной педагогики Нового времени. Педагогические идеи «Республики ученых».

2. Классно-урочная система в педагогических учениях Я.А. Коменского и И.Ф. Гербарта. Программа просвещения в концепции Я.Коменского.

3. Философско-педагогическая теория Дж. Локка. Концепция природосообразного воспитания Ж.-Ж. Руссо.

4. Идея развивающего обучения в педагогических теориях И. Г. Песталоцци и А. Дистервега.

Литература:

1. Гельвеций, К.А. Сочинения [Текст]: В 2 т. М., 1974.

2. Дидро, Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «О человеке» [Текст] // Соч.6 в 2 т. Т. 2. М., 1991.

3. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст]: В 2 т. М., 1982.

4. Локк, Д. Сочинения [Текст]: В 3 т. Т. 1-2. М., 1985. Т.3 М., 1988.

5. Руссо, Ж.-Ж. Педагогические сочинения [Текст]. В 2 т. М., 1981.

6. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. [Текст]. Изд. 2. Учебное пособие для педагогических ВУЗов / Пискунов А.И. М.: Сфера. 2004.

7. Джуринский, А.И. История педагогики [Текст]. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 432 с.

8. История зарубежной дошкольной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учеб. пособие /Сост. С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева, Н.Ю. Житнякова; Под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 440 с.

9. Коменский, Я.А. Великая дидактика [Текст] / Избр. пед. соч. – М., 1982. Т.1

10. Хрестоматия по зарубежной педагогике [Текст] /Сост. А.И. Пискунов. – М., 1981.

11. Антология педагогической мысли CVIII в. [Текст] – М.: Педагогика, 1985. – 497с.

12. Антология педагогической мысли первой половины CIC в. [Текст]– М.: Педагогика, 1985. – 558 с.

13. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей [Текст] / Избр. пед. соч. – М., 1956.

14. Корнетов, Б.Г. Гуманистическое образование: традиции и перспективы [Текст]. – М., 1993. – 135 с.

15. Кратохвил, М.В. Жизнь Я.А. Коменского [Текст]. М., 1991.

16. Локк Д. Мысли о воспитании [Текст] / Пед. соч. – М., 1939.

17. Педагогическое наследие [Текст]: Коменский, Локк, Руссо, Песталоцци. М, 1989.

18. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании [Текст] / Пед. соч. – М., 1981. Т.1.

19. Песталоцци, И.Г. Как Гертруда учит своих детей [Текст] / Избр. пед. соч. – М., 1981. Т.1.

20. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики [ Текст ]: Учебное пособие длястуд. высш пед. уч. заведений пед. спец-тей / А.И. Джуринский. – М.: Форум: Инфра, 1998. – 272 с.

21. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России [ Текст]: Учебное пособие для студ. высш. пед. уч. заведений по дисциплине «Педагогика» (Блок ОПД) / И.Н. Андреева [ и др. ]; под ред. З.И. Васильевой. – 3-е изд. стер. – М.: Академия, 2006. – 432 с.

22. Корнетов, Г.Б. Западная педагогика XVII – XVIII вв. [ Текст ]: Учебное пособие к курсу «История педагогики и педагогической мысли» (Ун-т Рос. Акад. Обр-я) / Г.Б. Корнетов. – М.: Изд-во УРАО, 2002. – 108 с. (Труды кафедры педагогики, истории образования и пед. антропологии; Вып. 19).

23. Хрестоматия по истории педагогики. В 3 томах. Том 2. Новое время. [ Текст ] / Н.Н. Баркова, В.М. Кларин, К.Е. Зискин, А.Н. Рыжов. Ред., общ. ред. А.И. Пискунов. М.: ТЦ Сфера, 2006. – 464 с.

 

Семинар 2: Европейские концепция воспитания элиты общества в эпоху Нового времени (Д.Локк, Ж.Ж.Руссо)

по теме 3.7. «Зарубежные социально-педагогические учения и педагогические концепции XIX -XX вв.»

1.Характеристика мировоззренческих позиций Д.Локка в контексте особенностей социокультурного и политического развития Англии 2-ой половины Х1Х в

2. Д.Локк о цели воспитания и основных условиях ее реализации.Оценить содержание и смысл предложенной Локком системы

3. Локк об особенностях детской природы (каких?) как исходном пункте воспитательной работы физического воспитания.

4.Охарактеризовать и оценить позицию автора по вопросам о положении растущего ребенка в семье, его свободы и ограничениях. Система работы по формированию опыта самоограничения, нравственного поведения юного джентльмена.

5.Образование джентльмена.

6. Общая оценка социально-педагогической концепции Лока. В чем, на ваш взгляд, состоит современность педагогики Д.Локка?

7..Какова цель воспитания по Ж.-Ж. Руссо? Оцените его советы по воспитанию ребенка в младенческом возрасте с позиций общей цели воспитания.

8.Почему Руссо – противник рассуждений с ребенком во 2-м возрастном периоде? В чем суть метода «естественных последствий»? Определите собственное отношение к нему.

9. Отношение Руссо к книгам и чтению, к развитию чувств ребенка в детском возрасте (от 2 до 12).Чему он отдает приоритет? Почему? В чем особенность подхода автора к проблемам обучения и трудового воспитания ребенка?

10..Каков по мысли Руссо должен быть характер взаимоотношений воспитателя и воспитанника и почему?

Дайте общую оценку значения педагогики Руссо для последующего развития педагогической теории и практики.

 

Литература

1. История педагогики: Учеб.пособие для пед. университетов. Под ред. А.И. Пискунова. В 2-х частях. М.:1998 (либо любое другое)

2. Д.Локк. Мысли о воспитании. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Составитель: А.И.Пискунов. М.:Просвещение,1981.

3. Ж._Ж. Руссо. Эмиль или о вопитании.// Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Составитель: А.И.Пискунов. М.:Просвещение,1981; либо Хрестоматия по истории педагогии. В 3-х томах./ Под общей редакцией А.И.Пискунова.-М.: ТЦ Сфера, 2006. т.2.

 

Семинар 3. К.Д. Ушинский об основных вопросах педагогики - 4 часа

по теме 3.11. «Школа и педагогика России в XIX - начале XX вв. (общественный период)»

 

1.В чем состоит роль родного языка в становлении и формировании личности. Сущность концепции народности в общественном воспитании.

2. Как К.Д.Ушинский доказывает несостоятельность попыток взаимного отрицания педагогической теории и педагогического опыта?

3.Каковы особенности и в чем состоит общественная значимость педагогического труда?

4. В чем К.Д.Ушинский видит пользу педагогической литературы, если оценивать ее с позиций:

-учителя

-родителей

-общества в целом?

5.В чем по Ушинскому состоит «психическое» значение труда? Какие важные для педагога следствия из него вытекают?

6.Какие пути и средства развития трудолюбия, воспитании жажды умственного труда указывает К.Д.Ушинский? Дайте их оценку.

 

Литература

 

1.История педагогики: Учеб.пособие для пед. университетов. Под ред. А.И. Пискунова. В 2-х частях. М.:1998 (либо любое другое).

2.К.Д.Ушинский. Родное слово

О пользе педагогической литературы.

Труд в его психическом и воспитательном значении. //История педагогики в России. Хрестоматия Составитель:.С.Ф.Егоров. М.: Академия. 1999.

 

 

Семинар 4: Сущность подхода А.С.Макаренко к проблеме воспитания личности – 4 часа

по теме 3.12. «Становление советской школы и педагогики (1917-1953 гг.)»

 

1.А.С.Макаренко о цели воспитания и ошибках педагогической теории в области целеполагания.

2.Характеристика признаков воспитательного коллектива как основного «инструмента» воспитания. Закон «движения коллектива.»

3.Макаренко о сущности и методах воспитания сознательной дисциплины. Дисциплина и режим в трактовке Макаренко.

4.Особенности подхода А.С.Макаренко к проблеме наказаний, особенности применения наказаний в опыте Макаренко.

5. Сущность закона «параллельного действия».Параллельное действие как метод «прикосновения» к индивидуальности.

6.Особенности организации трудового воспитания в практике работы А.С.Макаренко.

7.Игра, стиль, тон, традиции, эстетика жизни и быта в коллективах А.С.Макаренко.

8.Значение педагогической теории А.С.Макаренко для современной образовательной теории и практики.

Литература

4. История педагогики: Учеб.пособие для пед. университетов. Под ред. А.И. Пискунова. В 2-х частях. М.:1998 (либо любое другое).

5. А.С.Макаренко.Проблемы школьного советского воспитания. ПСС в 8-ми томах. Т.5.М.:изд АПН,1958.

6. Доп.-А.С.Макаренко.Педагогическая поэма.М.: Физкультура и спорт,1982 (либо любое другое издание)

 

 

Семинар 5:Педагогическая система В.А.Сухомлинского- 4 часа

по теме 3.13. «Развитие советской системы образования (1954-1985 гг.)»

1.Личность В.А.Сухомлинского. Основные этапы жизни и педагогической деятельности.

2.По материалам рекомендованных для изучения работ Сухомлинского раскрыть положение «любовь к детям - главное в жизни учителя».

3.Охарактеризовать систему работы В.А.Сухомлинского по нравственному воспитанию подрастающего поколения. Сделать выводы.

4.В чем состоят особенности подхода к решению проблем умственного воспитания в Павлыше?

5.Содержание и принципы трудового воспитания в опыте Павлыша. Труд как основа формирования гармоничной личности.

 

 

Литература

 

4. История педагогики: Учеб.пособие для пед. университетов. Под ред. А.И. Пискунова. В 2-х частях. М.:1998 (либо любое другое).

5. В.А.Сухомлинский.Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа,1975.

6. В.А.Сухомлинский Павлышская средняя школа.М.: Просвещение,1979.

 

Семинар 6: Законодательные и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовой статус субъектов образовательного процесса – 4 часа по теме 3.14. «Российское образование в конце XX – начале XXI вв.»

1.Правовой статус образовательных учреждений. Типы и виды образовательных учреждений и организаций.

1. а) Гимназия - вчера и сегодня;

2. б) Лицей - история и современность;

3. в) Колледж – новый тип образовательного учреждения;

4. г)Учреждения высшего профессионального образования - академия, университет, институт: из прошлого в будущее.

5. 2. Правовой статус Устава образовательного учреждения, его структура и содержание.

6. 3.Права и обязанности учащихся образовательных учреждений и их родителей (законных представителей в образовательных отношениях).

7. 4.Правовой статус работников общеобразовательных учреждений и особенности правового регулирования трудовых отношений в области образования. Формы защиты прав работников образовательных учреждений.

8.

9. Литература:

10. 1.В.Л.Болотова. Правовой статус учителя. – М.:2004.

11. 2.Закон РФ «Об образовании»

12. 3.Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании»/Отв.Ред. А.Н.Козырин) –М., 2005//www/lexed.ru

13. 4. Российская педагогическая энциклопедия/ Гл.ред.В,В,Давыдов. М.,1993, т.1.

14. 5.Педагогическй энциклопедический словарь/ Гл.ред. Б.М.Бим-Бад.М., 2002.

15. 6.Журнал «Педагогика», 2000-2011гг.

 

Семинар 7. «Основные тенденции развития отечественной педагогической науки и практики в конце XX в» - 4 часа

по теме 3.15. «Ведущие тенденции развития мирового образовательного процесса. Процесс интеграции национальных систем образования»

Вопросы для обсуждения:

1. Кризис образования в России и его особенности.

2. Педагогика сотрудничества и ее историко-культурные корни.

3. Концепции общего среднего образования конца 80-х годов.

4. Роль высшего образования в современной цивилизации. Высшее образование как ведущий фактор социального и экономического прогресса.

5. Основные принципы реформы образования (1992 г.). Реформирование отечественного образования:

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. №1756-р),

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 4.10.2000 г. №751),

- Федеральная программа развития образования (Федеральный закон от 10.04.2000 г. №51-ФЗ),

8. Проблемы и пути развития европейского высшего образования. Пути трансформации университетов.

9. Успехи и неудачи реформирования российской системы образования

Литература:

1. Закон РФ «Об образовании». - М., 1996.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. №1756-р),

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 4.10.2000 г. №751),

4. Федеральная программа развития образования (от 10.04.2000 г. №51-ФЗ), // Вестник образования. – 2000. – № 12. – С.3-70.

5. Августевич И.И. История школы и педагогики России 1917-1992 гг. – М., - Белгород: БГПИ, 1994. – 104с.

6. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. Изд.2. Учебное пособие для педагогических ВУЗов / Пискунов А.И. М.: ТЦ Сфера. 2001.

7. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах) / Поташник М.М. М.: Педагогическое общество России, 2002.

8. Шевелев А.Н. Отечественная школа: история и современные проблемы. Лекции из истории российской педагогики. – СПб.: КАРО, 2003. – 432с.

9. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Среднее образование в современном мире – М., 1987.

10. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. – М.: Интерпракс, 1994. – 248 с.

11. Инновационные процессы в образовании. – СПб., 1997. Ч. 1, 2.

12. Корнетов Б.Г. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. – М., 1993. – 135 с.

13. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. – М.: ИНП и МИО РАО, 1994. – 265 с.

14. Оценка учебных успехов учащихся в школах за рубежом в контексте стандартов образования / под ред. В.А. Мясникова, Н.В. Воскресенской. – М., 2005.

15. Опыт реформирования систем образования в зарубежных странах /под. ред. В.А. Мясникова, Н.М. Воскресенской. – М.: ИТИП РАО, 2004.

16. Развитие современной педагогической науки в зарубежных странах /под ред. Б.Л. Вульфсона, З.А. Мальковой, Н.М. Воскресенской – М., 2003.

17. Российское образование: история и современность / под ред. С.Ф. Егорова. – М., 1994. – 253 с.

18. Реформы образования в современном мире. Глобальные и региональные тенденции / под ред. Вульфсона Б. Л. – М., 1995.

19. Таизова О.С. Модернизация содержания и структуры общего образования. Сущность, возможности, перспективы (опыт осмысления) [Электронный ресурс]: Пермский виртуальный педагогический совет. – Режим доступа: http://gcon.pstu.ac.ru.

 

 

 

 

 

Вопросы для контроля и самоконтроля

 

7. Воспитание и школа как социально-исторические явления (сравнительная характеристика развития этих явлений в первобытном, рабовладельческом и феодальном обществах).

8. Почему Я.А. Коменский считается основателем научной педагогики?

2. Основные идеи воспитания и социализации человека в педагогических системах Д. Локка и Ж.-Ж. Руссо.

3. Теория и практика системы образования И.Г. Песталоцци и ее значение для последующего развития педагогики.

4. Вклад И.Ф. Гербарта в развитие классической европейской педагогики. Сущность управления, воспитывающего обучения и нравственного воспитания.

5. Ф.В.А. Дистервег об основных принципах воспитания.

6. Прагматическая педагогика Д. Дьюи: достижения и издержки.

7. Становление отечественного воспитания в допетровскую эпоху. Основные памятники педагогической мысли.

8. Реформирование Российского образования и педагогическая мысль эпохи Просвещения.

9. Формирование государственной системы отечественного образования Школьные уставы 1804, 1828 гг.

10. Реформирование Российского образования во второй половине ХIХ века. Педагогическая деятельность Н.И. Пирогова.

11. Русская революционно-демократическая мысль об основных вопросах воспитания.

12. Педагогическая система К.Д. Ушинского и ее значение для развития теории и практики отечественного воспитания.

13. Значение педагогических опытов Л.Н. Толстого. Идеи демократизации русской школы в концеХ1Х-началеХХвв.

14. Коренные изменения в отечественном образовании в 1917-1929 гг.

15. Педагогика А.С. Макаренко как опыт гармонизации индивидуального и социального в человеке.

16. Основные этапы развития образования России после Великой Отечественной войны.

17. Идеи и практика педагогов-новаторов 60-80-х годов ХХ в.

18. Педагогика человечности В.А. Сухомлинского.

19. Основные изменения в отечественном образовании в свете закона «Об образовании» РФ 1992г.

20. Основные тенденции развития современного мирового образовательного пространства.

Date: 2015-09-02; view: 611; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию