Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 9. Семья как объект социально-педагогического анализа. Современная государственная политика помощи семье. 4 часа





Планы семинарских занятий

На семинарских занятиях определяется уровень знаний студентов по усвоению дисциплины, выявляются умения, навыки в решении педагогических проблемных ситуаций, оказывается методическая и консультационная помощь по оптимизации самостоятельной работы обучаемых.

На семинарах обсуждаются актуальные аспекты педагогической теории и практики. С учетом характера изучаемой темы студенты готовят выступления или реферативные сообщения.

Семинар 1 «Современная система образования. Закон Российской Федерации «Об образовании» - 4 часа (вариант3) по теме 2.2 «Современные дидактические концепции и модели организации обучения»

Вопросы для обсуждения:

1.Принципы государственной политики в области образования.

2.Что такое государственные образовательные стандарты?

3.Понятие «система образования» и ее компоненты.

4.Что представляют собой «образовательные программы»?

5.Формы получения образования.

6.Общие требования к содержанию образования.

7.Профессиональное образование и его уровни.

Задание: * Проанализировать «Закон РФ об образовании» (1992,1996 гг.), ответить на поставленные вопросы и законспектировать основные положения.

Литература:

* Закон РФ об образовании (1996): глава 1, статьи 2, 7; глава 2, статьи 8-10, 14, 22-25.

Семинар 2 «Государственно-правовая политика России

в области образования» - 2 часа (вариант 1)

по теме 2.4. «Требования государственного образовательного стандарта к качеству обучения»

Вопросы для обсуждения:

1. Ведущие направления законодательной политики России в области образования.

2. Организационная основа государственной политики в области образования. \

3. Состояние и основные проблемы образования в РФ.

Литература:

1. Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / Под ред. В.А. Березиной и др. - М.: Вентана-Графф, 2002.

2. Конституция Российской Федерацию - М.,1996.

3. Закон РФ «Об образовании». - М.:Изд-во «Проспект», 2005.

4. Запесоцкий А. Образование: философия, культурология, политика. -М.: Наука, 2002.

5. Документы на сайте Министерства образования и науки РФ. - URL: http://www.mon.gov.ru.

6. Федеральные целевые программы. - URL: http://www.programs-gov.ru/cgi-bin/fcp list.cgi

Семинар 3 «Основные типы образовательных учреждений в современной России»- 2 часа (вариант 2) по теме 2.5. «Типология и многообразие образовательных учреждений. Методы обучения.»

Вопросы для обсуждения:

1.Школа как базовый элемент образовательной системы.

2.Гимназия как общеобразовательное учебное заведение (история и современность).

3.Лицей – общеобразовательное и профессиональное учебное заведение (история и современность).

4.Колледж – новый тип образовательного учреждения.

5.Высшее профессиональное образование (академия, университет, институт), история и современность.

Задание: *Дать характеристику образовательным и научным учреждениям, основные положения законспектировать.

Литература:

1. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] /Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002. – С. 13, 51, 52, 107, 122, 133, 223, 224, 296, 319.

2. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] /В.В. Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – Т. 1. – С. 211-213, 449, 520-522.

3. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] /В.В. Давыдов. – М.: 5.Большая российская энциклопедия, 1999. – Т. 2. – С. 466-469, 583-587.

4. Философский энциклопедический словарь. [Текст] / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА, 1997. – С. 12.

Семинар 4 «Методология педагогики и методы научно-педагогического исследования» - 2 часа по теме 2. 6. «Классификация средств обучения. Генезис форм обучения»

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие о логике научного исследования.

2.Принципы организации научного исследования, этапы исследования; содержание понятий: «метод научного исследования», «методика исследования».

3.Структура наблюдения и эксперимента.

4.Что такое методы педагогического исследования?

5.Методы изучения педагогического опыта (наблюдение, методы опроса, изучение продуктов деятельности и школьной документации, мониторинг, педагогический эксперимент).

6.Методы теоретического исследования (теоретический анализ, индуктивные и дедуктивные методы, изучение литературы)

7.Педагогическое тестирование.

8.Математические (количественные) методы (регистрация, ранжирование, шкалирование, моделирование).

9.Частные методы педагогического исследования: анкетирование, беседа, интервьюирование, тестирование, анализ продуктов педагогического опыта, самооценка, экспертная оценка.

Задание: *Дать краткую характеристику методам научно-педагогических исследований и законспектировать основные положения.

* В процессе написания контрольных, реферативных работ указать какие методы были использованы, что вызвало затруднение?

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Дайте развернутое определение методологии науки.

2. Каковы предпосылки развития современной педагогической науки?

3. Какая существует взаимосвязь между педагогической наукой и педагогиче-ской практикой?

4. Охарактеризуйте источники исследовательского поиска.

5. Почему конкретные прикладные психолого-педагогические поиски нуждают-ся в теоретическом обосновании?

6. В чем сходство и различие понятий: новшество, нововведение, инновация?

7. Сравните содержание следующих пар показателей: обучаемость – обученность, воспитуемость – воспитанность.

8. Что такое и какие бывают педагогические эксперименты?

9. Чем отличается педагогический эксперимент от внедрения достижений педагогической науки в практику обучения и воспитания?

10. Как соотносятся в педагогической деятельности цели и задачи?

11. Объясните различия между объектом и предметом исследования. Приведите примеры.

12. Разграничьте понятия «исследовательские методы» и «методики исследования».

13. Покажите специфические возможности методов эмпирического и теоретического исследования.

14. В чем суть анализа и обобщения передового опыта в отличие от его описания?

15. Что такое педагогическое тестирование? Дайте оценку тестов для диагностики уровня обученности.

 

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1982.

2. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М., 1977.

3. Загвязинский В.И. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика. – 1997. № 2. – С. 914.

4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психологического исследования. – М., 2001. – С. 50-83, 89-157, 157-163.

5. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М., 1982. – С. 61101, 101149.

6. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб., 2004..

7. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986. – С. 86102.

8. Руденко В.А. Анкета и интервью в педагогическом исследовании // Педагогика, – 2002. – № 10. – С. 6976.

9. Морозова О.П. Педагогический практикум. – М., 2000. – С. 41-92.

10. Педагогика [Текст]: учеб. пособие /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и другие. – М.: Школа-Пресс, 1997. – С. 105-110.

11. Подласый И.П. Педагогика [Текст]: учебник. – М.: Просвещение, 1996. – С.42-68.

12. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] /Гл. ред. В.В. Давыдов. – Большая Российская энциклопедия, 1993. – Т. 1. - С. 570-572.

13. Харламов И.Ф. Педагогика [Текст]: учеб. пособие. – М.: Юристъ, 1997. – С. 33-39.

 

Семинар 5.. «Образование как общественное явление и педагогический процесс» - 2 часа) по теме 2.7. «Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса. Современные концепции воспитания»

Вопросы для обсуждения

1. Образование как общественное явление.

2. Исторический характер образования и важнейшие этапы его развития.

3. Соотношение образования и культуры.

4. Социокультурные функции современного образования.

5. Современные подходы к образованию человека.

6. Современные концепции личностного образования.

7. Понятие о целостном педагогическом процессе.

8. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.

Литература

1. 1Педагогика [Текст]: учеб. пособие /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. – М.: Школа-Пресс, 1997. – С. 105-110.

2. Подласый И.П. Педагогика [Текст]: учебник. – М.: Просвещение, 1996. – С.42-68.

3. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] /гл. ред. В.В. Давыдов. – Большая Российская энциклопедия, 1993. – Т. 1. - С. 570-572.

4. Харламов И.Ф. Педагогика [Текст]: учеб. пособие. – М.: Юристъ, 1997. – С. 33-39.

Семинар 6. «Основные тенденции развития отечественной педагогической науки и практики в начале XXI в» - 2 часа

по теме 2.8. «Система форм, методов, технологий организации воспитательного процесса»

Вопросы для обсуждения:

1. Кризис образования в России и его особенности.

2. Педагогика сотрудничества и ее историко-культурные корни.

3. Концепции общего среднего образования конца 80-х годов.

4. Роль высшего образования в современной цивилизации. Высшее образование как ведущий фактор социального и экономического прогресса.

5. Основные принципы реформы образования (1992 г.). Реформирование отечественного образования:

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. №1756-р),

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 4.10.2000 г. №751),

- Федеральная программа развития образования (Федеральный закон от 10.04.2000 г. №51-ФЗ),

8. Проблемы и пути развития европейского высшего образования. Пути трансформации университетов.

9. Успехи и неудачи реформирования российской системы образования

Литература:

1. Закон РФ «Об образовании». - М., 1996.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. №1756-р),

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 4.10.2000 г. №751),

4. Федеральная программа развития образования (от 10.04.2000 г. №51-ФЗ), // Вестник образования. – 2000. – № 12. – С.3-70.

5. Августевич И.И. История школы и педагогики России 1917-1992 гг. – М., - Белгород: БГПИ, 1994. – 104с.

6. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. Изд.2. Учебное пособие для педагогических ВУЗов / Пискунов А.И. М.: ТЦ Сфера. 2001.

7. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах) / Поташник М.М. М.: Педагогическое общество России, 2002.

8. Шевелев А.Н. Отечественная школа: история и современные проблемы. Лекции из истории российской педагогики. – СПб.: КАРО, 2003. – 432с.

9. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Среднее образование в современном мире – М., 1987.

10. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. – М.: Интерпракс, 1994. – 248 с.

11. Инновационные процессы в образовании. – СПб., 1997. Ч. 1, 2.

12. Корнетов Б.Г. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. – М., 1993. – 135 с.

13. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. – М.: ИНП и МИО РАО, 1994. – 265 с.

14. Оценка учебных успехов учащихся в школах за рубежом в контексте стандартов образования / под ред. В.А. Мясникова, Н.В. Воскресенской. – М., 2005.

15. Опыт реформирования систем образования в зарубежных странах /под. ред. В.А. Мясникова, Н.М. Воскресенской. – М.: ИТИП РАО, 2004.

16. Развитие современной педагогической науки в зарубежных странах /под ред. Б.Л. Вульфсона, З.А. Мальковой, Н.М. Воскресенской – М., 2003.

17. Российское образование: история и современность / под ред. С.Ф. Егорова. – М., 1994. – 253 с.

18. Реформы образования в современном мире. Глобальные и региональные тенденции / под ред. Вульфсона Б. Л. – М., 1995.

19. Таизова О.С. Модернизация содержания и структуры общего образования. Сущность, возможности, перспективы (опыт осмысления) [Электронный ресурс]: Пермский виртуальный педагогический совет. – Режим доступа: http://gcon.pstu.ac.ru.

Семинар 7. «Коллектив как объект и субъект воспитания»

- 2 часа

по теме 2.9. «Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания»

Вопросы для обсуждения:

1.Коллектив как инструмент воспитания. Сущность и признаки воспитывающего коллектива.

2.А.С.Макаренко о принципах и этапах развития коллектива.

3.Постановка перспективы как проектирование развития коллектива и личности.

4.Содержание жизни детского коллектива.

5.Педагогические условия превращения труда в фактор воспитания в коллективе.

Литература:

 

1.В.В.Краевский и др. Педагогика. Учеб. для студ. пед. уч. заведений. М.: Педагогическое общество России. 2006

2.В.А.Сластенин и др. Педагогика.Учеб. пособ. для студ. Вузов. М.: Академия,2006

3.И.П.Подласый. Педагогика. Учебник для студ. пед. вузов.: в 2 кн. Кн. 1.М.: Владос,2005

4.И.Ф.Харламов. Педагогика. Учеб. пособ. для студ. вузов. М.:Гардарики,2007.

5. А.С.Макаренко. Педагогическая поэма (любое издание).

Примечание: Обсуждению вопросов предшествует совместный просмотр видеофильма «Республика ШКИД»

 

Семинар 8. Педагогическая этика и толерантность – 2 часа по теме 2.10. «Поликультурное воспитание: этническая, конфессиональная толерантность»

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте понятие педагогической этики

.2. Раскройте понятие педагогической толерантность (этническая, конфессиональная толерантность)

3. Охарактеризуйте основные категории педагогической этики (педагогическая справедливость, профессионально-педагогический долг, профессиональная честь и др.)

4. Какие требования предъявляются к нравственному облику учителя?

5. Что такое педагогический такт?

 

Творческое задание:

1. Проведите ретроспективный анализ фактов Вашей школьной жизни. Соотнесите позитивные и негативные действия учителя с точки зрения требований педагогической этики. Насколько они соответствуют профессионально-этическим нормам, правилам.

2. Приведите примеры из педагогической литературы, в которых предъявляются высокие требования к нравственно-этическим качествам личности учителя.

Литература

1. Введение в педагогическую деятельность/ Под ред. А.С.Роботовой.-М., 2006.

2. Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность. – М.: Академия, 2007.

3. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. – М., 1999.

4. Мищенко А. Введение в педагогическую профессию. – Новосибирск, 1991.

5. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность.- М., 2007.

6. Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность.-М., 2004.

7. Ялалов Ф.Г. Введение в педагогическую профессию.- Казань, 2004.

8. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. – М.: ИКЦ «Март», 2005.

9. Нагавкина Л.С. Влеологические основы педагогической деятельности. – М.: Каро, 2005.

 

Семинар 9. Семья как объект социально-педагогического анализа. Современная государственная политика помощи семье. 4 часа

по теме 1. 13. «Семья как общественный институт социализации личности»

 

1.Понятие семья, ее основные функции.

2..Структурно-функциональный анализ семьи как первичного института социализации. Типология современных семей.

3.Кризис семьи.

4.Современная государственная политика помощи семье.

 

Литература:

 

1.Г.Н.Штинова.Социальная педагогика: учеб. для студ.вузов/ Г.Н.Штинова, М.А.Галагузова, Ю.Н.Галагузова; под общей ред. М.А.Галагузовой.М.:Владос,2008.

2.М.И.Буянова.Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М.,1988.

3.Ю.П.Азаров.Семейная педагогика.М.,1993.

4.Государственная система социальной помощи семье и детям. Официальные документы и материалы. Все выпуски.

5.Ю.В.Василькова, Т.А.Василькова. Социальная педагогика. Курс лекций.М.:Академия,1999.

 

Семинар 10. «Основные формы девиантного поведения детей.

Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения» - 2 часа

по теме 1.15. «Девиантное поведение и технологии его преодолении в социально-педагогической деятельности»

Вопросы для обсуждения:

1. Девиантное поведение как социальное отклонение. Классификации отклоняющегося поведения.

2. Основные причины и формы девиантного поведения несовершеннолетних (детский и подростковый алкоголизм, преступность, наркомания, проституция, суицид).

3. Охарактеризуйте основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков-в зависимости от конкретных форм его проявления.

4. Сущность и этапы социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением.

5. Компоненты реабилитационных программ для подростков с девиантным поведением.

Литература:

1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация - несовершеннолетних. Свердловск, 1986.

2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.,1986.

3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.,1993.

4. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. - М.,1993.

5. Бочарова.В. Г. Социальная педагогика. - М.,1994

6. Василькова Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика: курс лекций.-5 изд. - М.:2006.

7. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учеб. пособие.-СПб.:2004.

8. Мудрик А.В.Социальная педагогика. - М.: АКАДЕМИЯ,2003.

9. Педагогическая поддержка ребенка в образовательном учреждении \И.Н.Михайлова и др.; под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой,-М.:2006.

10. Социальная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов./Г.Н.Штинова, М.А.Галагузова, Ю.Н.Галагузова М.: ВЛАДОС, 2008.

11. Рожков М.И. БайбородоваЛ.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М.,2001.

12. Фромм А. Азбука для родителей. - М.,1994.

 

Date: 2015-09-02; view: 350; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию