Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и право­вым явлениям в общественной жизни





Правосознание теснейшим образом сопряжено с фило­софскими теориями, идеологическими воззрениями, рели­гиозными доктринами.

Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется вклю­чение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специ­фическая черта правосознания как составной части меха­низма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздей­ствия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма пра­вового регулирования — нормах права, правоотношениях, актах реализации права.

Правосознание (как индивидуальное, так и коллектив­ное) — сложное структурное образование, в котором мож­но выделить рациональные компоненты, обычно называе­мые правовой идеологией. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях и обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверх­ностных до научно-теоретических.

Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторон­ний анализ современной правовой ситуации.

В правосознании можно выделить и эмоциональные структурные элементы, которые называются правовой психологией. Эмоции органически включены в структуру со­знания, и человек не может руководствоваться в сфере пра­вового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность право­вого поведения. Практика изучения правомерного поведе­ния показывает, что трудно что-либо понять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмоциональной сферы. Эмоции влияют и на поведение неправомерное. На­пример, имеют юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления.

Анализ отношения людей к законам и иным норматив­ным правовым актам позволяет выделить в правосознании и другие элементы.

Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Ин­формация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону), а мо­жет быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информацион­ный уровень правосознания — обязательная его структур­ная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему.

Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания за­нимают важное место в его структуре. На основе ценност­ных представлений человека формируются мотивы его по­ведения в правовой сфере. Осознание ценности права лично­стью способствует превращению права из "чужого", исходя­щего от внешних сил, от властных социальных структур, в "свое", способствующее реализации целей и интересов че­ловека.

На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализа­ции собственных задач или "обойти" его, строго исполнять данный закон или найти другие правовые акты, более отве­чающие интересам и потребностям, — все эти моменты вхо­дят в волевой элемент правосознания. Волевую направлен­ность правосознания иногда именуют правовой установкой, т. е. психологической направленностью, готовностью челове­ка как-то действовать в сфере правового регулирования.

Безусловно, в реальной жизни правосознание проявля­ется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании способствует лишь пониманию его роли и места в жизни человека и общества.

 

87. Деформация правового сознания: правовой нигилизм, правовой идеализм, правовой инфантелизм.

Антиподом правовой культуры является правовой ни­гилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.

Правовой нигилизм может выступать в двух разновид­ностях, или формах — теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, впол­не искренне), что есть гораздо более важные ценности (на­пример, мировая пролетарская революция), чем право во­обще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и уче­ний на практике, что часто выливается в террор государ­ства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращении правящей элиты в конечном сче­те в преступную клику (вот почему становится закономер­ной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной админист­рации и т.д., в проведении государственной политики на уго­ловные элементы).

Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди на­селения, поскольку под правом неверно понимаются тот по­рядок, те предписания, которые устанавливаются закона­ми и ведомственными нормативными актами. И тогда в об­ществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответству­ющие объяснения и оправдания (" в интересах народа", "для выполнения плана" и т.д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.

В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление — правовой идеализм, или ро­мантизм, одним словом, преувеличение реальных регуля­тивных возможностей правовой формы. Это явление сопро­вождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что глав­ным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принима­емые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения счита­лось достаточным, уничтожив старые законы, принять но­вые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно воз­лагают на закон слишком большие надежды в деле переус­тройства нашего общества. Думается, что лишь достаточ­ный политический и правовой опыт может развеять иллю­зии правового идеализма.

Если правовой нигилизм означает недооценку права, то пра­вовой идеализм — его переоценку. Оба эти явления питаются одними корнями — юридическим невежеством, неразвитым и де­формированным правосознанием, дефицитом политико-право­вой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось бы, противоположную направленность, в конечном счете, смыка­ются и образуют как бы «удвоенное» общее зло. Иными словами, перед нами две стороны «одной медали».

Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более широком плане — в парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты. Идеализмом с самого начала страдали некоторые лозунги перестройки, а затем и периода ре­формации (ускорение социально-экономического развития, ис­коренение пьянства, резкое повышение жизненного уровня на­рода, плавное и безболезненное развертывание демократии, гласность и др.).

Хотелось все это побыстрее воплотить в законах, закрепить юридически, провозгласить в конституциях. На деле же форсированного перехода общества из одного состояния в другое не по­лучилось, ожидания затянулись. Наступило «социальное похме­лье» — горькое и мучительное. Идеалистические скороспелые прожекты, как правило, сурово мстят за себя. Это тот же ниги­лизм, только с обратным знаком.

 

 

88. Правовая культура.

Категория "правовая культура" используется для харак­теристики всей правовой надстройки, всей правовой систе­мы страны, но под определенным углом зрения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня развития правовых феноменов в целом, на описание и объяснение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, отражающих объем прав и свобод человека и степень его защищенности в дан­ном обществе. Понятие "правовая культура" всегда предпо­лагает оценку "качества" правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономичес­ким строем качественное состояние правовой жизни об­щества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосозна­ния и в целом в уровне правового развития субъекта (че­ловека, различных групп, всего населения), а также степе­ни гарантированное государством и гражданским обще­ством свобод и прав человека.

Правовая культура общества зависит прежде всего от у ровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., нисколько информировано в правовом отношении населе­ние, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и это первый элемент правовой культуры.

Уровень развития правового сознания может быть за­фиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правилах поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической — деятельность 'юристов, образовательной — деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической — правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности.

Третьим элементом правовой культуры общества явля­ется уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепля­ется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система за­конодательства.

При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных право­вых актов — документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты проку­роров, документы в административно-управленческой сфе­ре и т.д.) и правореализационных (договоры в хозяйствен­ном обороте и т.д.).

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов, построе­ния правового государства и общества, в котором обеспечи­ваются соответствующие его социально-экономическому и духовному строю права и свободы человека.

 

89. Правовое поведение: понятие и виды.

Поведение является важнейшей социальной характеристикой личности. В зависимости от формы выражения оно может быть вербальным (словесным), складывающимся из различных выска­зываний, суждений и оценок, которые дают представление о внутреннем состоянии индивида, и реальным (практическим), которое заключает в себе определенные действия людей.

На основании сопоставления этих действий с представления­ми о должном и неправильном, которые зафиксированы в мо­ральных правилах, эстетических канонах, в иных социальных предписаниях, человеческое поведение расценивается обществом положительно, если оно не противоречит общепринятым этало­нам поступков, а человек руководствуется ими в своей повседнев­ной жизни. В то же время поведение людей, не совпадающее с нормами, нарушающее общественные правила, квалифицируется как отклоняющееся и антиобщественное.

Принципиальным фактором, определяющим место личности в обществе, является ее отношение к праву, социально-правовой действительности. О характере действий человека в сфере право­вого регулирования можно судить, исходя из оценок, зафиксиро­ванных в юридических нормах. Такими правовыми действиями лица являются поступки — правомерные или противоправные. Все остальные действия могут быть причислены к юридически безраз­личным (индифферентным по отношению к праву), то есть не отнесенным к категории действий, нуждающихся в каком-либо правовом опосредовании.

Закрепленное в юридических нормах право личности на сво­боду выбора того или иного поступка представляет собой решение по своему усмотрению вопроса "как поступать?". Здесь вступают в силу внутренние регуляторы поведения, связанные как с осо­знанием возможного принуждения со стороны государственных органов, так и с нравственно-этическим миром личности, закреп­ленным в ее сознании определенным уровнем общей культуры поведения, а также правовых традиций общества.

Правомерное поведение можно определить как обусловленную культурно-нравственными воззрениями и жизнен­ным опытом человека деятельность в сфере социального действия права, основанную на сознательном выполнении его целей и тре­бований.

Поведение человека всегда является сознательным волевым проявлением, тем самым отличаясь от иных действий, которые носят, например, инстинктивный либо рефлекторный характер. Подвергаясь воздействию со стороны права, человек соотносит с им свои поступки и может соответственно выполнять его предписания либо действовать в их нарушение. Конкретные поступки в рамках закона основываются на различной степени активности. Правовая норма предписывает в определенных ситуациях как воздерживаться от каких-либо действий (соблюдать правовые требования), так и совершать действия (исполнять указания норм права). В его положениях также могут содержаться указания, которые дают субъекту права возможность выбора того или иного действия (то есть использовать правовые нормы по своему усмот­рению). Они уполномочивают человека самому принимать реше­ния, на основании которых могут возникать соответствующие права и обязанности.

Правомерное поведение представляет собой социально полез­ную деятельность, направленную на удовлетворение государст­венных и правовых, общественных и личных интересов, ценнос­тей и целей.

Правомерное поведение проявляется в общественной жизни весьма многообразно. Действия, соответствующие правовым предписаниям, могут быть классифицированы по многим призна­кам и критериям. Одним из таких критериев может быть соот­ветствие конкретного поведения нравственному идеалу, представ­лению о должном образце поведения в обществе.

Возможно выделение и иных отраслевых правомерных форм поведения, например в сфере гражданско-правовых или административно-правовых отношений, что, однако, не противоречит более общей, применительно к праву в целом, типологии. Необ­ходимым ее условием должна быть мотивация правомерного по­ведения, то есть система побудительных факторов личности, ее убеждений, ценностных ориентации и иных внутренних характе­ристик.

По сте­пени активности процесса вовлечения личности в правовое регу­лирование выделяют следующие виды правомерного поведения.

1. Социально-активное поведение. Социально-правовая актив­ность личности представляет собой наиболее высокий уровень правомерного поведения, проявляющийся в общественно полез­ной, одобряемой государством и обществом деятельности в пра­вовой сфере. Это прежде всего инициативное поведение, которое может стать и нередко становится существенным фактором изме­нений в самой правовой системе. Социально-правовая активность определяется развитым правосознанием, глубокой правовой убеж­денностью, сознательно принятой на себя готовностью использо­вать предоставленные правом возможности, творчески руковод­ствоваться ими в своем повседневном поведении.

2. Привычное поведение. Человек, как известно, выбирает наи­более целесообразный и практически оправданный вариант пове­дения, он действует избирательно. Используя метод "проб и оши­бок", быстро привыкает повторять именно те действия, за кото­рыми следует устраивающий его результат, и не склонен к дей­ствиям, которые не ведут к удовлетворяющим его последствиям. Привычка возникает в результате многократного повторения дей­ствий, совершаемых в уже привычной, известной обстановке. В этих условиях лишь вначале человек обдумывает свои поступки, а в дальнейшем он действует в силу образовавшейся привычки вести себя так, а не иначе.

3. Конформистское поведение. Конформистское правомерное поведение представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, подчинение своего поведения мне­нию и действиям окружающих (непосредственного социального окружения, группы и т.п.). Иными словами, в сфере социально-правовых отношений человек поступает правомерно, поскольку "так поступают другие". Как социально-психологическую катего­рию конформизм следует отличать от понятия, конформности — соответствия поступков личности признанным или требуемым стандартам ценностей, разделяемых группой, в которую входит данная личность.

4. Маргинальное поведение. Следование праву людей, право­сознание которых расходится с требованиями правовых норм, относится к поступкам, лежащим в основе такого формально правомерного поведения как маргинальное (лат. margo — край, граница), т.е. пограничное. Оно отражает состояние индивида, которое находится на грани антиобщественного проявления, ве­дущего к правонарушению, однако таким не становится в силу ряда причин и обстоятельств. В данный промежуток времени мотивами поведения оказываются иные движущие силы — угроза возможного наказания, собственные выгоды от правомерности, боязнь осуждения со стороны коллектива, группы, ближайшего социального окружения и другие сдерживающие мотивы.

 

90. Правонарушение: понятие и признаки.

Нарушение предписаний правовых норм в любом обществе имеет массовый характер и создает ему весьма ощутимый моральный и материальный вред. Несмотря на разнообразие причин, субъектов и характера совершаемых противоправных все они имеют общие признаки, позволяющие отнести их к одному социальному явлению — правонарушению.

Всякое деяние человека квалифицируется как правонаруше­ние при условии его общественной опасности.

Если действие (бездействие) лица не представляет опасности для общества, то оно не может быть отнесено к числу правонару­шений. Понятие общественной опасности деяния включает в себя два момента: наличие вреда и его общественную оценку.

Любое правонарушение противоправно. Однако не всякое противоправное деяние есть правонарушение. Необходимо, чтобы это деяние было результатом свободного волеизъявления правонарушителя, его виновным поведением.

Свобода воли индивида весьма условна. Она зависит от мно­гих субъективных и объективных обстоятельств. Однако при юридической оценке поведения человека необходимо, чтобы у него имелась возможность выбора варианта поведения, возмож­ность поступить по своему усмотрению. Если же у индивида такой свободы выбора нет, если он не способен осознать проти­воправность своего поведения, если вне зависимости от своих волевых устремлений и желаний он все же объективно нарушает норму права, налицо не правонарушение, а объективно проти­воправное деяние. В нем нет конфликта индивидуальной воли и воли, выраженной в нормативно-правовом установлении.

Каждое правонарушение наносит ущерб общественным, госу­дарственным, коллективным или личным интересам, приводит к вредным для общества последствиям. Насколько многообразны отношения, подвергаемые правовому регулированию, настолько многообразен и вред, причиняемый правонарушением.

Вред может быть материальным и моральным, измеримым и неизмеримым, физическим и духовным, значительным и незна­чительным, восстановимым и невосстановимым.

Формы проявления вреда, стадии его развития разнообразны. Поэтому вред общественным отношениям причиняется не толь­ко тогда, когда уничтожены какие-либо материальные ценности, причинено физическое насилие или совершено хищение, но и тогда, когда сформирована банда, еще не совершившая ни одного преступления, когда изготовлен подложный документ, не ис­пользованный пока по своему назначению. Таким образом, пра­вонарушением является не только противоправное деяние, по­влекшее наступление конкретных вредных последствий, но и способное привести к таковым.

Date: 2015-09-02; view: 1124; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию