Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация уроков русского языка с элементами проблемного обучения





Урок родился около четырехсот лет назад. Л. А. Каменский считается отцом его и учредителем. Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Он претерпевает изменения, но они происходят плавно, без резких движений. Урок всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Дидактическим стержнем урока должна являться деятельность учащихся по наблюдению, сравнению, классификации, выявлению закономерностей. Иными словами, действия с учебным материалом должны носить преобразующий характер, захватывающий личность.

Учителя постоянно беспокоит вопрос: как построить урок наиболее рационально для развития общеучебных и предметных умений.

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.

Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль в этом отводится технологии проблемного обучения.

Учебная проблема существует в двух основных формах:

· Как тема урока.

· Как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который будет новое знание, являющееся темой урока.

Приемы проблемного изложения знаний происходят на трех этапах уроков:

· Актуализация знаний.

· Постановка проблемы.

· «Открытие» детьми нового знания.

«Открытие» детьми нового знания строится на основе некоторой мыслительной операции, поэтому в этап актуализации знаний надо включить задания, тренирующие эту мыслительную операцию. Мышление необходимо привести в «форму». Поэтому в актуализацию знаний надо включить задания типа: найди лишнее, раздели на группы, сравни и укажи отличие, задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти и т.д.

В последнем задании запланировано «затруднение». Завершение этапа актуализации знаний связано с фиксацией «затруднения» в деятельности. Существует три возможности постановки проблемы на уроке:

· Создание проблемной ситуации

· Подводящий диалог

· Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема

Первый путь создания проблемной ситуации.

Наиболее характерной является проблемная ситуация с «затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала.

Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы.

Второй путь постановки учебной проблемы на уроке – подводящий диалог.

В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока.

Третий путь постановки учебной проблемы

Сообщение темы урока в готовом виде, но с мотивирующим пятном. Есть два приема: «яркое пятно» и «актуальность». Первый заключается в сообщении ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента художественной литературы). Второй состоит в обнаружении смысла значимости темы для самих учеников.

Главный психологический смысл звена постановки учебной проблемы состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению новых знаний. Кроме того первые два пути обеспечивают определенный эффект: побуждающий диалог формирует творческие способности учащихся, подводящий – логическое мышление, и оба активно развивают речь.

На уроках русского языка используются рассмотренные нами приемы создания проблемной ситуации с «затруднением». Типичным для данных уроков является также прием создания проблемной ситуации с «удивлением», где:

1) сталкиваются разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;

2) обнажается житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на «ошибку», потом предъявляется научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

Первое, с чем надо определиться учителю: какова тема урока (в некоторых случаях она может стать учебной проблемой) и в чем именно заключается новое знание (которое предстоит открыть).

Желательно для себя также уяснить тип вводимого знания – факт, правило, понятие, закономерность. Поиск решения может идти классическим методом через выдвижение гипотез и побуждающий к гипотезам диалог. Заканчивается поиск решения формулировкой темы урока или вопроса.

В задачу современной школы входит не только вооружить учащихся знаниями, но и научить их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать, делать самим выводы и обобщения. Современные приёмы обучения должны способствовать осуществлению познавательной деятельности. Среди приёмов обучения русскому языку можно использовать на уроках русского языка следующее: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, классификацию и дифференциацию, лингвистический эксперимент, создание проблемной ситуации и использование наглядности. Они, я думаю, играют определённую роль в приобретении знаний учащимися.

Анализ и синтез. При изучении курса русского языка анализ и синтез являются необходимыми элементами всякого действия, направленного на рассмотрение любого языкового явления. Например, чтобы дать учащимся понятие о лексическом значении числительного одиннадцать, работу можно начать с морфемного анализа. Затем проанализированные части слова объединяются и делается вывод, что в данном случае лексическое значение слова складывается из значений составляющих его морфем. Это индуктивный путь познания, обеспечивающий большую активность класса и потому наиболее часто используемый в практике.

Сравнение и сопоставление. «Приём сопоставления, - отмечает А. В. Пикучев, - буквально пронизывает всю работу по русскому языку, всю её методику». При изучении темы «Имя числительное» учащимся можно предложить сравнить, сопоставить, сделать выводы о количественных и порядковых числительных, их склонении.

Классификация и дифференциация. Выделяя общее в языковых фактах и явлениях, а вместе с тем вскрывая и различие между ними, ученик получает возможность распределить их по группам, объединить в отдельные классы. Обычно в систему приводятся уже известные сведения. Например, можно дать задание ученикам: распределить в группы числительные и слова с числовым значением; распределить по группам разряды числительных.

Создание проблемной ситуации. Чтобы добиться активной мыслительной работы учащихся, необходимо вызвать у них потребность в знаниях. Потребность в знаниях возникает в тех случаях, когда на пути ученика появляется препятствия, затруднения, преодолеть которые без необходимых для этого сведений он не может.

Проблемная ситуация создаётся даже такими простыми на первый взгляд заданиями, как, например:

1) разберите по составу числительные двое, пятеро, двухтысячный;

2) правильно ли употребление сочетания «двое учениц»?

Лингвистический эксперимент. Сущность этого приёма заключается в том, что одни морфологические формы и синтаксические конструкции заменяются другими. Лингвистический эксперимент помогает учащимся убедиться в правильности трактовки языковых фактов. Например, поставить сочетание «порядковое числительное + существительное» в родительном, дательном, творительном падежах. К лингвистическому эксперименту можно отнести и «немой» диктант. На листе бумаги цифрой написано числительное, рядом нарисован предмет. Надо поставить числительное и существительное в определённый падеж. Например, нет 97 (рисунок), к 132 (рисунок).

Использование наглядности. Это один из эффективных приёмов обучения русскому языку. Зрительное восприятие материала уже само по себе облегчает его запоминание. Кроме того, наглядные пособия помогают организовать поиск, вынуждают учеников мыслить, делать самостоятельные открытия. На уроках используются зрительные наглядности (таблицы, схемы, картины (рисунки), графические диктанты). Например, таблица «Ь знак в середине и конце числительных».

Приведем примерный конспект урока русского языка, на котором учитель использует элементы проблемного обучения как способ активизации познавательной деятельности учащихся.

Урок: «Имя числительное как часть речи».

Цель урока:

· понятие об имени числительном как самостоятельной части речи; формирование умений определять общее грамматическое значение числительных, их морфологические признаки и синтаксическую роль, находить числительные в тексте;

· орфография: правописание безударных гласных в корне слова;

· пунктуация: знаки препинания в сложноподчинённом предложении, тире между подлежащим и сказуемым;

· развитие речи: развитие навыков, связанных с употреблением числительных в устной речи; повторение стилей речи.

I. Инсценировка по Ф. Кривину "Имя числительное".

Тысяча (обращаясь к Прилагательному): Миллион извинений! Я отниму у вас не больше одной минуты.

Прилагательное (любезно): Пожалуйста. Слушаю Вас.

Тысяча: Помогите мне устроиться в предложении. Мне нужно немного, самую малость, только бы приткнуться где-нибудь с краешку.

Прилагательно: Чем же я могу вам помочь?

Тысяча: О, ведь вы здесь - самое большое слово, наверное, самый главный член предложения.

Прилагательное: К сожалению, я не главный член. Я всего лишь определение. Вон видите - самое короткое слово? В нём всего четыре буквы. А ведь это подлежащее - главный член предложения.

Тысяча: Так вот оно какое, подлежащее!.. (Подойдя к Подлежащему). Здравствуйте!

Существительное: Здравствуйте! Меня зовут Существительное. А ваше имя?

Тысяча: Числительное. У меня к вам просьба: помогите мне устроится в предложении.

Существительное: Право не знаю, как вам помочь. Все свободные места у нас заняты. Правду говоря, ведь я даже не знаю ваших качеств.

Тысяча: Зачем вам качества! У меня есть количество - и этого достаточно.

Существительное: Количество? Что ж, это тоже неплохо. Знаете что? Я оставлю вас при себе, это будет для вас самое подходящее место.

Какой частью речи является слово "тысяча"?

Как вы это определили?

II. Записывается тема урока.

Учитель сообщает, что на сегодняшнем уроке надо знать их общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении; уметь находить числительные в тексте; различать количественные и порядковые числительные.

III. Объяснение нового материала.

Числительные играют важную роль в жизни людей. Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их вес, стоимость. По частоте употребления числительное занимает 8 место. Самые частотные числительные: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять. Частотность употребления числительных в речи подтверждается большим количеством фразеологизмов, в которых они используются.

IV. Чтение фразеологизмов с объяснением их значения.

3 - 4 фразеологизмы записываются в тетрадях.

На один зуб (мало), семь потов сошло (очень устал), из первых рук (достоверно), опять двадцать пять (всё сначала), как свои пять пальцев (знать очень хорошо), как две капли воды (очень похожи).

V. Числительные также употребляются в образной речи.

Учитель показывает таблицы с предложениями, ученики вставляют пропущенные числительные, определяют жанр устного народного творчества.

……. одёжек, все без застёжек. (Загадка)

….. раз отмерь, ….. раз отрежь. (Пословица)

…! …! …! …!

Кто не спит у нас в квартире?

Всем на свете нужен сон!

Кто не спит, тот выйдет вон! (Считалка)

Обманули простака

На …... кулака! (Дразнилка)

Трое трубачей трубили в трубы. (Скороговорка)

VI. Учитель знакомит с терминологией урока, ученики записывают их в тетрадь.

Художественный стиль,

научный стиль,

точность,

конкретность.

VII. Учитель предлагает прочитать тексты, определить стили речи текстов.

Текст №1 (записан на доске)

Произведения читают, называя каждый множитель в родительном падеже. Например: 175?60 - произведение ста семидесяти пяти и шестидесяти.

Текст №2 (красочно оформлен на плакате).

Санкт-Петербург - один из красивейших городов России. По количеству м…стов он стоит на втором месте после Венеции. Если все м…сты города выт…нуть в одну линию, то общая прот…жённость составить одиннадцать километров. Шесть цепных мостов были построены в девятнадцатом веке.

VIII. После определений стилей речи текстов ученики делают вывод, чем отличается научный стиль от художественного (точность, конкретность).

Какие числительные встречаются в тексте №2? (Один, на втором, в одну, одиннадцать, шесть, в девятнадцатом)

На какие вопросы отвечают эти числительные?

IX. Запись на доске и в тетрадях:

Число (Сколько?) Количество предметов (Сколько?) Порядок при счёте (Который? Какой?)
два сорок один два ученика сорок один урок второй ученик сорок первый урок

По данному образцу внести прописью в графы, где нужно добавить существительные

- Что такое имя числительное?

X. Вывод делают ученики, пользуясь таблицей.

XI. Переписать художественный текст в тетради, вставить пропущенные буквы, объяснить запятую в 3 предложении, подчеркнуть числительные как члены предложения.

Работа выполняется сильными учениками у доски по цепочке, в случае затруднения помогает учитель.

Вывод учителя: Количественное числительное может быть любым членом предложения. Сочетание количественного числительного (в И. и В.п.) с существительным (в Р.п.) является одним членом предложения.

XII.

I вариант.

Выписать словосочетания шесть мостов, определить разряд числительного и падеж;

II вариант.

Выписать словосочетание в девятнадцатом веке, определить разряд числительного и его род, число, падеж.

XIII. Ученики I варианта делают вывод: количественные числительные изменяются по падежам.

Ученики II варианта делают вывод: порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам.

XIV. Закрепление материала.

Чтение § 108. Понятие о числительном. Выполнение упр. 336.

Домашнее задание: § 108 упр. 339.

 

Заключение.

Рассматривая проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников, мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую и методическую литературу по интересующим нас вопросам. В нашей работе мы опирались на труды Ю.К.Бабанского, П.Я.Гальперина, Н.А.Менчинской, А.М.Матюшкина, М.И.Махмутова и других авторов.

Исходя из анализа литературы, мы раскрыли сущность проблемного обучения и интеллектуального развития. Мы рассмотрели возможность интеллектуального развития в условиях проблемного обучения, его организацию и руководство в процессе обучения. Раскрывая эти вопросы, мы пришли к выводу, что проблемное обучение – фактор интеллектуального развития школьников.

Нами был представлен урок с элементами проблемного обучения. Каждый урок должен быть направлен не только на изучение теоретического материала и формирование умений, но и на организацию умственной деятельности учащихся, которая способствует интеллектуальному развитию.

 

 

Список литературы.

1. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, 1970.

2. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.-М.,1959.

3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1985.

4. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1972.

5. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., 1976.

6. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.

7. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1977.

8. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975.

9. Развитие учащихся в процессе обучения: Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1963.

Date: 2015-09-02; view: 638; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию