Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическая работа №4





«Комбинаторные методы композиции»

 

Цель работы: Получить практические навыки в формировании вариантов систем методом морфологического анализа, в генерировании функций системы методом структурно-функционального проектирования Казарновского, в формировании множества функций управления системой.

Выполнение работы направлено на формирование следующих компетенций:

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4).

Самостоятельная работа: Изучение метода морфологического анализа, метода структурно-функционального проектирования Казарновского, переборного метода формирования функций управления.

Литература: [1 (п. 2.4.2), 2 (п. 9.5), 3 (п. 2.4.6)].

 

Порядок выполнения:

 

1. Формирование вариантов системы методом морфологического анализа.

1.1. Выбор объекта (системы) для морфологического анализа.

Выберите проектируемую систему, определите требования к проектируемой системе и критерии оценки качества вариантов. Примеры:

а) система – шкаф-купе, требование – возможность разместить одежду и обувь членов семьи из трех человек, критерии оценки – удобство, красота;

б) система – здание (сооружение), требование – возможность разместить рабочие места 300 человек, критерий оценки – комфортность работы в здании;

в) система – компьютерная программа, требование – способность обрабатывать данные о кадрах (осуществлять запись, хранение, поиск, выдачу), критерии оценки – удобство пользователя, трудоемкость создания.

 

1.2. Составление морфологической таблицы.

Задайте признаки (4-5) системы. Примеры признаков:

для системы «шкаф-купе»: количество дверей, материал, цвет, наличие задней стенки, количество полок;

для системы «здание»: количество этажей, общая площадь, количество комнат и т.д.;

для системы «компьютерная программа»: язык программирования, СУБД, наличие удаленного доступа и т.д.

Предложите альтернативные варианты для каждого признака (варианты могут быть комбинированными). Результаты оформите в виде морфологической таблицы (пример – таблица 8.1).

 

Таблица 8.1 – Морфологическая таблица для объекта «шкаф-купе»

Признаки Альтернативные варианты значений признаков
А1- количество дверей А11 - 1 А12 - 2 А13 - 3  
А2 – цвет А21 - орех А22 - ротанг А23 –белый А24 = орех + ротанг

 

1.3. Морфологический синтез.

Осуществите синтез вариантов путем последовательного комбинирования признаков: сначала комбинируются два признака, затем оставшиеся после отбрасывания комбинации комбинируются со следующим признаком и т.д. Пример результатов выполнения первого и второго шага морфологического синтеза – в таблицах 8.2 и 8.3. При отбрасывании худших комбинаций учитывайте требования и критерии.

 

Результаты представьте в виде таблицы (пример – таблица 8.4).

Таблица 8.4 – Результаты морфологического синтеза.

Варианты Количество дверей Цвет Задняя стенка Количество полок
Вариант 1   орех нет  
Вариант 2   орех да  

 

2. Генерирование функций системы методом Казарновского.

2.1. Выбор объекта для структурно-функционального проектирования.

Выберите производственную систему, для которой будут формироваться основные и обеспечивающие функции. Примеры систем: кондитерская фабрика, магазин, автосервис, кафе, туристическая фирма, цветочный салон, мастерская по производству мебели на заказ, рекламное агентство, гостиница.

 

2.2. Формирование основных функций.

Сформируйте сначала комбинации (4-5) из двух основных функций, выбрав их из следующего списка:

- h – производство (выпуск продукции, оказание услуг);

- v – жизнеобеспечение (поддержание элементов системы);

- p – организация (адаптация к внешним воздействиям);

- c – управление;

- f – обновление (создание новой продукции, услуг, технологий).

Запишите кодовые обозначения комбинаций (например, ch, vh). Дайте им интерпретацию – текстовое наименование. Наименования давайте с учетом предметной области, например, для магазина h – процесс продажи, для автосервиса – ремонт автомобилей.

Пример интерпретации комбинированных функций для объекта «магазин»:

vh – закупка товаров для продажи;

ph – установка торгового оборудования;

ch – управление персоналом магазина.

Избегайте абстрактных названий, например: управление жизнеобеспечением, организация управления, обновление производства. Чем конкретнее и полнее Вы раскроете смысл функции, тем лучше.

Взяв полученные комбинации за основу (часть из них), сформируйте комбинации из трех функций (3-5), а затем – из четырех (3-5). Запишите кодовые обозначения (например, pcfh, cpvh) Дайте им интерпретацию.

 

2.3. Формирование с функций, связанных со структурными элементами.

Выберите часть функций, сформированных на предыдущем шаге, и скомбинируйте их с подфункциями по обеспечению предметами деятельности:

i – обеспечение предметами деятельности,

k – обеспечение инструментами,

l – обеспечение энергией,

o – вывод продукции,

t – технологическое преобразование.

Общее количество функций – не менее 5. Запишите кодовые обозначения функций и дайте им интерпретацию, учитывая, какие конкретно структурные элементы содержит рассматриваемый процесс. Например, для процесса обслуживания в кафе предметы деятельности – это продукты и заказы клиентов, для ремонта автомобилей – ремонтируемые автомобили, запчасти и заявки.

Учитывайте, в каком порядке следуют буквы в коде функции – от этого зависит интерпретация. Например, для объекта «автосервис» функция cth будет означать управление технологией ремонта автомобилей, а функция tch - принятие решений по управлению процессом ремонта (для управления i – получение входной информации, t –принятие решения, o – выдача решения).

3. Формирование множества функций управления системой.

3.1. Выбор объекта (производственной системы).

Выберите производственную систему, для которой будут формироваться функции управления. Это может быть система, выбранная на шаге 2 для проектирования по методу Казарновского.

 

3.2. Формирование исходных множеств.

Сформируйте множество этапов жизненного цикла производства продукта (оказания услуги). При этом интерпретируйте стандартные этапы жизненного цикла производства (выявление потребности, проектирование, снабжение, производство, хранение, транспортировка и реализация, обслуживание) с учетом специфики выбранной системы. Например, для турфирмы может быть сформировано следующее множество этапов ЖЦ:

p 1 – выявление предпочтений туристов (маркетинг);

p 2 – разработка туристических маршрутов;

p 3 – получение информации от туроператора о наличии путевок;

p 4 – оформление путевок;

...

Составьте множество этапов управления. За основу можете взять стандартные этапы: z 1 – прогнозирование, z 2 – планирование, z 3 – организация (руководство), z 4 – учет (контроль), z 5 – регулирование.

Составьте множество этапов переработки информации, используя стандартные этапы: x 1 – сбор данных, x 2 – хранение данных, x 3 – обработка данных (принятие решения), x 4 – отображение данных, x 5 – передача данных (решения), x 6 – уничтожение информации.

 

3.3. Формирование функций управления.

Сгенерируйте задачи управления (8-10) путем комбинирования этапов жизненного цикла производства и этапов управления.

Примеры задач управления для турфирмы:

p 1 z 2 – планирование маркетинговых исследований;

p 2 z 3 – организация разработки туристических маршрутов;

p 4 z 4 – контроль правильности оформления путевок.

Сгенерируйте функции управления (8-10). Для этого выберите несколько сформированных задач управления и скомбинируйте их с этапами переработки информации. Примеры функций управления для турфирмы:

p 1 z 2 x 1 – сбор данных дляпланирования маркетинговых исследований;

p 1 z 2 x 3 – разработка плана маркетинговых исследований;

p 1 z 2 x 5 – доведение плана маркетинговых исследований до сотрудников.

Формулировки задач и функций управления составляйте не механически, а адаптируя их к конкретной предметной области.

 

4. Составление отчета.

В отчет должны войти:

· выбранная система для проектирования методом морфологического анализа, требования и критерии оценки;

· морфологическая таблица (таблица 8.1), таблицы для каждого шага морфологического синтеза, результирующая таблица (таблица 8.4);

· выбранная производственная система для проектирования по методу Казарновского;

· кодовые обозначения и интерпретации основных функций производственной системы; кодовые обозначения и интерпретации функций, связанных со структурными элементами.

· выбранная производственная система для формирования задач управления;

· исходные множества этапов жизненного цикла производства, управления и переработки информации;

· формулировки задач управления и функций управления.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Силич В.А., Силич М.П. Теория систем и системный анализ: учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2011. – 276 с.

2. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Основы системного анализа: Учеб. 3-е изд. – Томск: Изд-во НТЛ, 2001. – 396 с.

3. Анфилатов В.С., Емельянов А.А., Кукушкин А.А. Системный анализ в управлении: Учебное пособие для вузов / ред. А.А. Емельянов - М.: Финансы и статистика, 2002. - 368 с.

4. Кориков А. М. Теория систем и системный анализ: учеб. пособие / А. М. Кориков, С. Н. Павлов.– Томск: Томск. гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2007. – 343 с.

5. Антонов А.В. Системный анализ: Учебник для вузов / А. В. Антонов. - 2-е изд., стереотип. – М.: Высшая школа, 2006. – 452 с.

 

 

Date: 2015-09-02; view: 1317; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию