Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практическая работа №2«Экспертная оценка свойств системы»
Цель работы: Получить практические навыки экспертного оценивания систем различными методами и обработки результатов оценивания. Выполнение работы направлено на формирование следующих компетенций: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4); Самостоятельная работа: Изучение методов выявленияпредпочтений экспертов (ранжирования, парных сравнений, непосредственной оценки, последовательного сравнения). Литература: [1 (п. 2.3.2), 2 (п.п. 7.3, 7.10), 3 (п. 2.4.3)]. Порядок выполнения: 1. Формирование групп экспертов, выбор объектов оценивания. Необходимо сформировать небольшие группы по 3-4 человека, выбрать цель сравнения и объекты (системы) для сравнения. Объекты (от трех до пяти) должны быть однородными. Примеры цели и объектов сравнения: цель – покупка автомобиля, объекты – «Волга», «Нива», «Ока»; цель – выбор курорта, объекты – Анталия, Сочи, Ялта; цель – выбор места торжества, объекты – квартира, кафе, ресторан.
2. Ранжирование систем. Каждый из членов группы (эксперт) должен проранжировать выбранные системы по предпочтительности. Для эквивалентных систем используются связанные ранги. Например, пусть эксперт упорядочил объекты x 1,... x 5 следующим образом: . Тогда ранги объектов получат следующие значения: r 3 = 1, r 5 = 2, r 1 = r 4 = (3 + 4) / 2 = 3,5, r 2 =5. Затем составляется обобщенная ранжировка методом суммы мест. Для каждого объекта ранги, присвоенные экспертами, суммируются. Обобщенные ранги присваиваются в соответствии с увеличением (убыванием) сумм рангов. Результаты оформляются в виде таблицы (табл. 5.1).
Таблица 5.1 – Ранжировки объектов
Определите оценку согласованности мнений в виде дисперсионного коэффициента конкордации по формуле: , где m – количество экспертов; n – количество объектов ранжирования; – оценка математического ожидания, равная ; TS – показатель связанных рангов в s -й ранжировке, определяемый по формуле , где HS – число групп равных рангов в s -й ранжировке; hk – число равных рангов в k -й группе связанных рангов. Если совпадающих рангов нет, то Ts = 0. На основе вычисленного коэффициента конкордации K дайте качественную характеристику согласованности мнений экспертов, определив ее по таблице 5.2. Таблица 5.2 – Качественная оценка согласованности мнений экспертов
3. Парные сравнения систем. Каждый из членов группы составляет матрицу парных сравнений выбранных систем. Значения матрицы определяются по формуле: В табл. 5.3 приведен пример матрицы парных сравнений с булевыми значениями для объектов, имеющих следующий порядок: . Матрица должна быть согласована, т. е. для должны выполняться условия: · wii = 1; · если wij = 1, то wji = 0; · если wij = 1 и wjk = 1, то wik = 1.
Затем составляется обобщенная матрица с помощью метода нахождения медианы. Все элементы медианы определяются по правилу большинства голосов, т. е. элемент обобщенной матрицы равен 1 только в том случае, если половина или больше экспертов посчитали этот элемент равным 1. На основе обобщенной матрицы определите ранги систем. Сумма элементов матрицы по строке даст ранг объекта в порядке увеличения предпочтения (самый худший объект получит ранг 1, самый лучший – максимальный ранг), сумма элементов матрицы по столбцу – ранг объекта в порядке убывания предпочтения.
4. Непосредственная оценка систем. Необходимо выбрать шкалу для оценки систем, например, действительные числа на отрезке [0, 1], балльная оценка (по 5-, 10-, 100-балльной шкале), лингвистические значения (отлично, хорошо, удовлетворительно, и т.д.). В случае использования лингвистических оценок, нужно определить схему их перевода в балльные оценки, например: «отлично» – 1,0; «очень хорошо» – 0,75; «хорошо» – 0,625; «удовлетворительно» – 0,5; «посредственно» – 0,25; «неудовлетворительно» – 0. Каждый из членов группы оценивает системы. Затем определите коэффициенты компетентности экспертов ki – числа в интервале [0, 1]. Причем сумма коэффициентов должна быть равна 1: . Сформируйте обобщенные оценки систем по формуле . Результаты оформляются в виде таблицы (таблица 5.4). Таблица 5.4 – Результаты непосредственной оценки объектов
5. Последовательное сравнение методом Черчмена-Акоффа. Расположите объекты в порядке предпочтения и произведите непосредственную оценку объектов числами на отрезке [0,1], например: x 1 x 2 x 3 x 4 1.0 0.8 0.5 0.2 Решите, будет ли первый объект превосходить по предпочтительности все остальные объекты вместе взятые. Если да, то увеличьте оценку первого объекта так, чтобы она стала больше суммы оценок остальных объектов, например: x 1 (x 2 + x 3 + x 4 ) 1.6 > (0.8 + 0.5 + 0.2) В противном случае он измените оценку первого объекта так, чтобы она стала меньше, чем сумма оценок остальных объектов. Решите, будет ли второй объект предпочтительнее, чем все последующие вместе взятые объекты, и скорректируйте оценку второго объекта таким же образом, как для первого. Например: x 1 x 2 (x 3 + x 4) 1.6 0.6 < (0.5 + 0.2) Продолжите операцию сравнения предпочтительности последующих объектов и изменения числовых оценок этих объектов пока не переберете все объекты. Нормируйте результаты последовательного сравнения: определите сумму оценок и поделите каждую оценку на эту сумму, например: x 1 x 2 x 3 x 4 1.6 + 0.6 + 0.5 + 0.2 = 2.9 0.56 0.2 0.17 0.07
6. Составление отчета. В отчет должны войти: · цель сравнения и объекты (системы) для сравнения; · индивидуальные и обобщенная ранжировки систем (таблица 5.1); · коэффициент конкордации, качественная оценка согласованности мнений экспертов; · результаты парных сравнений (индивидуальные и обобщенная матрицы, ранги); · шкала для непосредственной оценки, результаты непосредственной оценки (таблица 5.4); · результаты последовательного сравнения на каждом шаге.
|