Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Название лекции: Практика Медитации ‑ цикл занятий. 2. Краткое описание: Продолжается серия занятий на тему «Медитация





2. Краткое описание: Продолжается серия занятий на тему «Медитация. Концентрация внимания. Методы сознания.» На этом занятии будут практиковаться три упражнения на концентрацию внимания. Первое – медитация на точку между бровей, второе – медитация на идею (на наше высшее Я), третье – парная практика (концентрация на мыслях). После практики Виктория ответит на вопросы, возникшие у участников во время практики. А также практикующие поделятся ощущениями, переживаниями, впечатлениями от практик.

3. Дата: 2011.02.15. Где: Международный Открытый Йога Университет

4. Читать Текст:

Сегодня 15 февраля 2011 года. Мы находимся в Культурном центре «Просветление» около метро «Новослободская» в городе Москве. Меня зовут Виктория. Это тематическое занятие Международного Открытого Йога Университета для всех желающих. Тема нашего занятия «Практика медитации».

Виктория: Как Ваши успехи по концентрации внимания? Какие есть вопросы, переживания, может быть, происходили какие‑нибудь внутренние процессы за этот период, и Вы хотите поделиться? И какое было домашнее задание?

Ответ: Заразить печального, грустного, ноющего человека Бхавой.

Виктория: Т.е. силой своей концентрации на Высшем состоянии, на состоянии Бхавы, на внутренней концентрации этого состояния заразить всех окружающих. Ну и как?

Ответ: Это проблема, нет таких ноющих людей, рада бы встретить, но их нет.

Виктория: Т.е. в Вашей Вселенной только Бхава?

Ответ (продолжение): Люди достаточно активны, по крайне мере у них преобладает раджас.

Виктория: Молодец, Света. Хорошая у тебя Вселенная.

Виктория: У кого похуже?

Ответ: Полно ноющих людей, постоянно на негативе, не логическими доводами, ничем из него негатив вывести не возможно. Все хуже и хуже. Пробить не возможно, как каменная стена. Не хотят выходить, даже малейшего желания нет, уже не говоря что‑то делать. Неизвестно почему. Мне так кажется, что им видимо, удобно там находиться.

Виктория: А может быть маловато нашей внутренней силы? Может быть, Вы сами не утвердились?

Ответ: Может быть. Знаете это постоянно должно быть, как камень камень точит, разового одного вспрыскивания явно не достаточно. Нужно постоянно.

Виктория: Т.е. если Вы сами как хмурое холодное северное солнце, то вокруг Вас всем будет холодно и также хмуро. А если Вы южное палящее солнышко, то Вы даже можете не заставлять никого греться, а им будет тепло и естественно от Вас.

Ответ (продолжение): Они удивляются, а что ты такая радостная? А что тебе так хорошо? А чему ты радуешься?

Виктория: Какое еще Вы упражнение делали дома? Концентрация на макушке головы. Анализировали, получается ли в своей жизни концентрироваться на чем‑то или все также рассеянное внимание?

Ответ: На очень приятных вещах удается очень хорошо концентрироваться, а на менее приятных хуже, но иногда можно себя заставить сконцентрироваться.

Виктория: Т.е. непроизвольная концентрация внимания, которая хорошо получается у животных и у детей, у нас она тоже хорошо получается. А вот, что присуще уже более высшему разуму ‑ это нам сложно. Надо уже как‑то отличаться.

Вопрос: Концентрация во время еды может ли считаться методом сознания?

Виктория: Да. Если мы на чем‑то концентрируемся, проявляя волю, и нам уже не так интересна эта пища, а мы все равно на ней концентрируемся, как мы пережевываем, какие мы получаем вкусовые ощущения. То, конечно, это будет концентрацией внимания. Мы, как правило, когда потребляем пищу, думаем о чем‑то совсем посторонним, а не поглощением еды. А здесь мы волеизъявляем и говорим себе: «Я буду концентрироваться на том, что я сейчас делаю. Я сейчас кушаю, и я буду на этом действии сосредотачиваться». И это будет концентрация внимания методом сознания. Это очень хорошо. Вы концентрируете внимание на том, что Вы делаете в данный момент. Т.е. Вы осознаете все процессы, которые с Вами происходят, в данный момент.

Вопрос (продолжение): Т.е., если прием пищи мне доставляет удовольствие, мне приятно, и я невольно концентрируюсь на этом, то это метод энергии, наверно?

Виктория: На сколько нас хватает? Мы поглощаем пищу, и если мы очень голодные, то этот процесс первые несколько секунд нам доставляет удовольствие. Это будет непроизвольная концентрация внимания (метод энергии). А через пару минут мы уже насытимся всем богатством от этих ощущений, и мы уже будем думать о совершенно другом. А если мы решили концентрироваться методом сознания, тогда нужно дольше, не только тогда, когда Вас захватил этот процесс, но и тогда, когда Вы себе наметили, что будите какое‑то определенное количество времени сосредотачиваться на данном процессе. Мы помним, что в идеале мы должны совместить и метод энергии и метод сознания. Метод энергии ‑ это когда нас захватывает процесс, но все равно присутствует наша воля. Т.е. это не то, что кто‑то выдернул наше внимание без нашей воли, без нашего ведома. Это не будет медитацией.

В медитации методом энергии или методом сознания должна присутствовать воля. Т.е. мое личное волеизъявление, а не чье‑то. Т.е. когда Вы смотрите сериалы, когда Вы в них погружаетесь, Вам безумно интересно все, что там творится, это может и не быть Вашим волеизъявлением, это Вас притянули за какие‑то эмоции, за какие‑то мысли или еще за что‑то. Но это не Ваше волеизъявление. Или, когда мы концентрируемся на чем‑то плохом, у нас есть какая‑то проблема или какой‑то враг, то нам не нужно себя заставлять, мы естественным образом можем думать об этом сутками. Но это не значит, что это концентрация внимания. Нас увлекла эмоция, мы стали рабом этой эмоции. Т.е. воля говорит: «я не хочу думать об этом человеке, я волеизъявляю не думать, я устал от этого». А эмоция побеждает, и привлекает Вашу волю, Ваше внимание, Вашу энергию. Вы не хотите об этом думать, но день и ночь об этом только и думаете. Это, конечно, не является медитацией. Медитация‑ это когда Вы сами волеизъявили на чем‑то концентрироваться нравится Вам это или нет.

Вопрос: О негативных ассоциативных связях. Поспорил с людьми, что смогу съесть неизвестно что (допустим банку с хреном, горчицей). И волеизъявляю – я сделаю это, я хочу выиграть спор и съем эту горчицу. Т.е. свое сознание направил на то, что не нравится, заставил себя это сделать. И возникает такая ассоциативная связь, что ты к этому никогда больше не притронешься, эффект глупый, как обратная реакция. Но ты себя сумел преодолеть.

Виктория: А в следующий раз скажут ‑ «выпей ацетона». И Вы скажете себе ‑ «да, я волеизъявляю выпить ацетон». И пить после этого этот ацетон больше никогда не захотите (смеется). Помним, что в йоге есть два основополагающих принципа ‑ это первый и второй принципы (первый ‑ доброты, ненасилия и второй ‑ здравого смысла). И если на спор Вы будите кушать горчицу, это, во‑первых, нарушение первого принципа йоги (Вы приносите страдание своему телу), во‑вторых, нарушение второго принципа. Лучше поспорить на что‑то более разумное ‑ например, выучить за считанные дни произведение какого‑либо знаменитого писателя и пересказать его наизусть. Это спор действительно разумный. Тогда можно поспорить и доказать, что я могу, я сделаю это.

Мы должны всегда к любой ситуации подводить два первых принципа йоги – это ориентир. Т.е. если Вы сомневаетесь, вспомните про эти два принципа и проверьте. Если все в порядке, проверку двумя принципами прошли, делайте. Если идет нарушение, значит, никакой йоги нет, зачем это все делать? Вы себе закрываете путь к Дхарме. Т.е. Вы шли по пути Дхармы или ищете этот путь, нащупываете его, и сознательно отступаете с этого пути в какие‑то дебри притом по своей глупости.

Вопрос: Я читала в какой‑то книге, что если не удается успокоить ум, и медитация не очень эффективна, это указывает на то, что человек не реализован и не идет по пути своей Дхармы, поэтому не может никак успокоить свой ум. Это можно как‑то прокомментировать? Если он реализован, ему легче концентрироваться сознательно.

Виктория: Конечно. Если мы нащупали тропинку Дхармы и идем по этому пути, это говорит уже о нашем достаточно высоком уровне самоосознания своего «Я». Т.е. в нашем распоряжение больше праны, больше осознания своего «Я», больше энергии и сознания, и наше сознание, внимание больше под контролем. Да, здесь можно такое соответствие провести, если мы идем по пути своей Дхармы то, степень нашей концентрации гораздо сильнее. Когда мы только нащупываем, мы совсем недавно в теле человека, недавно начали развивать разум, то, конечно, степень концентрации очень слабая. Т.е. мы в большей степени считаем себя своими проявлениями. А если мы считаем себя своими проявлениями, мы их не контролируем, ими не управляем.

Вопрос: Если человек испытывает какую‑то сильную боль, если какие‑либо техники по концентрированию внимания на чем‑то другом. Потому что боль притягивает сознание. Если возможность как‑то повлиять на ситуацию?

Виктория: Есть различные методы. Если у нас очень хорошо развита способность по контролю своего внимания, мы можем достаточно жестким методом свое внимание перебросить с этой ассоциативной связи (боль, какие‑то эмоции ‑ это и есть ассоциативная связь). Мы можем с помощью своей воли перекинуть свое внимание на что‑то другое. Но нужно обладать железной волей и действительно управлять своим вниманием, своим сознанием. Т.е. иметь колоссальный опыт в этом. И если человек обладает этим качеством, он может волеизъявить, и думать о чем‑то другом, т.е. перекинуть свое внимание на другую какую‑нибудь ассоциативную связь. Но мы еще не обладаем такой степенью свободы, такой степенью контроля над своими проявлениями. Йога говорит, что если нам еще пока сложно осуществить такие жесткие методы, то выход из этого ‑ это найти какую‑либо ассоциативную связь, где нашему вниманию будет интересно. Здесь уже, конечно, не надо концентрироваться на том, что нам совершенно не интересно, где нужно себя только заставлять. А нужно найти такую ассоциативную связь, такое явление, такой процесс, такой объект, который будет нас завораживать, сам притягивать наше внимание. Т.е. здесь уже непроизвольная концентрация внимания, т.е. метод энергии.

Если человек болен, страдает, и если вдруг в поле его зрения окажется какой‑либо интересный объект, то все внимание переключается на этот объект. Например, если Вы болеете, и приехали на море, то все Ваше внимание погрузилось в красоту природы, и Вы забыли о своей боли. Или Вы испытываете какую‑либо боль, и к Вам пришел знакомый, который не начал ныть, а, наоборот, с Бхавой, такой лучистый, и начал какие‑то смешные вещи рассказывать, отвлекать внимание. И, действительно, больной уже забыл про свою боль, уже и смеется и радуется. Знакомый ушел, и опять все плохо, опять концентрируется на боли. Поэтому здесь нужно найти то, что увлекло бы наше внимание. У каждого человека по‑разному. Кому‑то интересно рисовать, он этим занимается и, забывает о проблемах, страданиях, о боли. Или берет интересную книгу, и настолько сильно увлекается чтением, что забывает про свою боль. Конечно, каждому нужно найти свои какие‑то сильные положительные ассоциативные связи, и они вытянут наше внимание.

Вопрос: Глубокая степень расслабления, например, в шавасане, она зависит от степени нашей концентрации?

Виктория: Конечно.

Вопрос (продолжение): Но это же немножко другое, там же больше аспект энергии идет, чем сознания?

Виктория: Наша задача в момент концентрации внимания вытянуть лучи сознания из многочисленных мыслей, объектов, явлений. Т.е. чтоб наше внимание было не рассеянным, а сосредоточено в один пучок (луч). И во время шавасаны происходит этот эффект, когда нет никаких мыслей. Т.е наш луч сознания не рассеян, а собран из всех этих объектов. Единственное, что он может быть направлен на какой‑то один объект, а может, как в шавасане раствориться сам в себе, выйти на более высокий уровень, когда уже нет объекта. Шавасана сама по себе – это очень сильная практика, и мастерство в йоге определяется тем, насколько Вы можете практиковать шавасану.

Конечная стадия шавасаны‑ это самадхи. Т.е. если Вы разотождествились со своими всеми структурами, не только с грубым телом, но и с тонким и причинным телами. И сознание концентрировалось сначала на одном объекте, а потом совсем перестало (т.е. Самадхи без объекта), то это как раз и достижение конечной цели в йоге. Вы никогда не сможете расслабиться, если Ваше внимание будет рассеянным (и на теле, и на мыслях и еще на чем‑то). Нужна сильная концентрация, чтобы суметь расслабиться, суметь разотождествиться. Без концентрации внимания ничего не получится, Вы не сможете пройти даже по коридору, покушать (Вы подавитесь), Вы ничего не сможете сделать в этом мире. Животные, конечно, не могут контролировать мысли или управлять своими эмоциями, а человек за счет произвольной концентрации внимания достигает этого контроля. Если Вы хотите управлять своими эмоциями, мыслями, своим телом и т.д. нужна концентрация внимания, т.е. управление своим сознанием.

Вопрос: Находясь в хорошем месте, где природа располагает к медитации. Лучше медитировать на внешнее (красоту природы) или на внутренние? Как медитировать на внешнее?

Виктория: Существуют медитации на внутренних и на внешних объектах. Медитации на том и на другом замечательные. Концентрация на внутренних структурах, каких‑либо внутренних образах иногда сложнее, чем на внешние объекты. Если Вы находитесь на природе, Вы можете в‑первую очередь медитировать на красоту природы, и это будет тоже очень сильная медитация. Но что бы это не превратилось в пяти минутное занятие. Первые несколько минут – это все красиво, здорово, замечательно, а потом все надоедает, глаз уже приедается, и уже все обычно, и уже не хочется на этом концентрироваться. Но если Вы целенаправленно медитируете на внешних объектах, то как следует проводите практику.

Если медитируете на море, то концентрируйтесь не секунду, а потом сознание куда‑то убежало, а положенное время, чтоб, действительно, у Вас получилась концентрация и методом энергии и методом сознания. Вы должны соединить два метода концентрации (сознания и энергии) тогда это будет, действительно, медитация. Очень сильная медитация, если Вы концентрируетесь, например, на восходящее солнце, внешнюю медитацию можно соединить с внутренней. Вы медитируете на бескрайнее море, на чистое голубое небо, и оно подобно внутренней и ментальной пустоте. Очень много медитаций существует. Или медитация на звездное небо, где огромное количество звезд, и Вы растворяетесь во всем этом. Еще есть медитации, когда мы соединяем внутренние и внешние, где стирается грань между микро‑ и макрокосмосом. И медитируя, воспринимая внешние объекты медитации, Вы воспринимаете и больше понимаете глубину внутренних объектов и явлений. Так что хорошо и то и другое, оно должно присутствовать в нашей жизни и практике.

Date: 2015-09-02; view: 285; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию