Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практикант : Абдуллина Г.И





 

Логопедическое заключение

Возраст 6 лет группа №11

Слух в пределах нормы

Строение артикуляционного аппарата без особенностей.

Артикуляционная моторика объем движений неполный, темп выполнения замедленный; слабое переключение; подвижность недостаточная; девиация языка.

Мелкая моторика недостаточна. Объем движений не полный, темп замедленный, переключаемость неточная, нарушения координации.

Звукопроизношение нарушено: замена звуков [ш] на [с], [ж] на [з], [рь]на [i], отсутствие звука [р], искаженное произношение звука [л] – губно-губное.

Фонематический слух грубо нарушен. Не различает оппозиционные звуки. Звуковой анализ и синтез не сформированы. Не может определить наличие и место звука в слове.

Словарный запас крайне бедный. Не знает детенышей животных, слов-обобщений, не развит глагольный словарь и словарь признаков.

Словообразование и словоизменения также нарушены. Не изменяет слов согласно грамматическим правилам.

Слоговая структура слова нарушена. Искажает сложно структурированные слова. Связная речь в стадии формирования. Не может передать последовательность явлений и событий, выделить временные, причинно-следственные связи; речь конкретная, неполная, нераспространенная. Пересказать смог только после повторного прослушивания.

Речевой диагноз ОНР III уровня у ребенка с дизартрией. Рекомендации продолжить коррекционные логопедические занятия в условиях дошкольного логопункта.

Советы родителям: "Играем пальчиками и развиваем речь»

(приложение 1)

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.

В.А.Сухомлинский

Цель работы: развитие и совершенствование тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук детей дошкольного возраста в период подготовки к школьному обучению.

Задачи:

Формирование и коррекция всей речевой системы.

Развитие высших психических функций в комплексе, в том числе слухового внимания, зрительной памяти.

Развитие кинестетических ощущений, подражательных способностей.

Движения пальцев рук у людей совершенствуются из поколения в поколение, так как люди выполняют руками все более тонкую и сложную работу. В древние времена требовалось все большее общение, обмен мыслями. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции руки в человеческом мозге.

Аналогично этому идет ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Наша речь имеет неврологические основы. Головной мозг – это высший отдел нервной системы. Он управляет деятельностью всех структур нервной системы, в том числе и речи. М.М.Кольцова в работе “Ребенок учится говорить” указывает на то, что речевые области формируются под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук.

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Сенсорная (импрессивная) речь – это восприятие и понимание речи. В 1874 году Э. Вернике было установлено, что в коре головного мозга имеется зона сенсорной речи. Ее назвали зоной Вернике.

Различают и моторную (экспрессивную) речь – произнесение звуков самим человеком. В 1861 году ее обнаружил нейрохирург П. Брока. Эта речевая моторная зона, или зона Брока, у правшей находиться в левом полушарии мозга, а у левшей в большинстве случаев в – правом. Речевая моторная зона Брока находится в непосредственной близости от двигательной зоны коры головного мозга. Поэтому наша речь и моторика (движение) тесно взаимосвязаны и развиваются параллельно.

Что такое тонкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Учеными была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы и наоборот.

Пенфилд Д. – канадский нейрохирург, последние десятилетия вел большую работу по составлению “карты” речевых зон мозга. Если внимательно посмотреть на его “карту” головного мозга, то бросается в глаза, что двигательная речевая область (зона Брока) расположена совсем рядом с двигательной областью пальцев рук и является ее частью.

Обращает на себя внимание тот факт, что около трети всей площади двигательной проекции занимает кисть руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Здесь проекции частей тела в двигательной области показаны в образной форме.

Изучая взгляды Эльконина на развитие личности, мы узнаем, что основное понятие у него это ведущая деятельность, т.е. та деятельность, в которой происходят основные новообразования данного возраста. Что и является основой для организации развития и обучения детей. Ведущие деятельности последовательно сменяют друг друга.

Виды деятельности детей дошкольного возраста:

Эмоциональное общение младенца с взрослыми (0–1 г.)

Предметно-манипулятивная деятельность детей раннего возраста (1–3 л.)

Ролевая игра (3–7 л.)

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6–7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание, и поглаживание ежедневно в течение 2–3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводятся активные упражнения, вовлекая больше пальчиков с достаточной амплитудой.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки, комплексы упражнений с одновременным проговариванием текста, четверостиший

Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. “Ладушки”, “Сорока”, “Этот пальчик” – первые игры, с которыми знакомится ребенок. Они передаются из поколение в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, развивать понимание обращенной речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и РЕЧИ, а в дальнейшем формированию письма.

Пальчиковая гимнастика включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Учитывая тот факт, что активные движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объем пальчиковых игр и использовать их в работе с дошкольниками. Эти игры и упражнения дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять моральное напряжение.

Она должна проводиться регулярно, только тогда будет, достигнут наибольший эффект.

Пальчиковая гимнастика включает в себя ряд блоков упражнений, целью которых является развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.

Рекомендации для проведения упражнений:

1) после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук);

2) пальцы лучше нагружать равномерно;

3) поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может быть использована не только на занятиях по развитию речи, но и на других занятиях, входить в режимные моменты, индивидуальную работу и другие виды деятельности.

Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики.

Сжимание – разжимание кулачков.

Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Напряжение – расслабление пальцев.

Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и стискивают их как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка трясут ими.

Наши пальчики сплетем

И соединим ладошки.

А потом как только можем

Крепко – накрепко сожмем.

Потягивание.

Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну, а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.

Сгибание – разгибание всех пальцев вместе и по очереди

Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают пальцы по очереди, начиная с большого пальца правой руки.

Мы рисуем бегемота.

Кто желает поработать?

Каждый палец рвется в бой

И кивает головой.

Упражнение для кончиков пальцев.

Дети постукивают по парте подушечками пальцев одновременно.

Пальцы в гости приходили,

Тук, тук, тук – стучались в дверь.

Только дверь им не открыли:

Думали, там страшный зверь.

Вращение пальцами.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают указательный палец вверх и вращают им сначала в одну, а потом в другую сторону.

Палец указательный

Умный и внимательный.

Занят делом постоянно.

Он – помощник капитана.

Покачивание пальцами.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают мизинец вверх и качают им во всех направлениях.

Посмотрите, что за пальчик!

Ловко прыгает, как зайчик.

На бревно и на пенек

Скок да прыг и прыг да скок!

Выгибание прямых пальцев.

Дети сгибают правую руку, опускают локоть вниз, кисть смотрит вверх. Потом сгибают руку в запястье и левой рукой отгибают вниз большой палец, стараясь прижать его к запястью.

Репа здесь у нас растет.

Открывай пошире рот.

Нужно рот сильней открыть,

Чтобы репу проглотить.

Разные движения пальцами.

Дети сжимают оба кулачка, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают “резать” ими воображаемую бумагу.

Пара ножниц есть у нас,

Пригодятся нам не раз.

Кто из нас такой отважный,

Что разрежет лист бумажный.

Растягивание.

Дети сцепляют большие пальцы и тянут в разные стороны.

Тренируются весь день

И бороться им не лень.

Вот какие молодцы,

Настоящие борцы!

Вращение пальцев с упором.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают безымянный палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в одну и в другую сторону.

Если пальчик пожалеть,

Пальчик может ослабеть.

Мы болезней ждать не будем,

Безымянным пальцем крутим.

Упражнения для запястья.

Дети складывают ладони вместе, пальцы смотрят вверх, локти – в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья.

Мы ладони сложим вместе,

Словно их слепили тестом.

Начинаем опускать.

Только, чур, не разжимать!

Касание подушечками пальцев соответствующей ладони.

Дети растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать средние, касаясь подушечками соответствующей ладони.

Средний палец – старший брат,

Он помочь братишкам рад.

Засучивши рукава,

Начал он колоть дрова.

Массаж пальцев.

Дети растирают безымянный палец левой руки указательным и средним пальцами правой.

Долго – долго суп варился,

Котелок наш закоптился.

Будем мы его тереть,

Чтобы начал он блестеть.

Упражнение для ладоней.

Дети хлопают тыльными сторонами ладоней.

Руки вытянем вперед,

А потом свои ладошки

Развернем наоборот

И похлопаем немножко

Потягивание пальцев одной руки другой рукой.

Дети тянут мизинец левой руки большим и указательным пальцами правой.

Самый маленький из пальцев

Хочет вырасти чуть – чуть.

Надо, братцы, постараться

И мизинчик потянуть.

Вращение пальцев одной руки с помощью другой руки.

Дети берут средний палец левой руки правой рукой и вращают его в одну и в другую стороны.

За столом сидит Антошка

И в стакане крутит ложкой.

А зачем же, отвечай?

Просто он мешает чай.

Упражнение для подушечек пальцев.

Дети ставят на парту подушечки обоих средних пальцев и нажимают ими на парту, перенося на них часть своего веса.

Пальцы в парту упираем,

Потихоньку нажимаем.

Если же сильней нажмем,

Дырку в парте мы проткнем.

Растягивание пальцев.

Упражнение удобнее выполнять стоя. Дети ставят подушечку среднего пальца правой руки на край парты и опускают руку как можно ниже, растягивая палец.

Средний палец – самый длинный

Разогнул свою он спину,

В полный вытянулся рост –

Будет через речку мост.

Сжимание края парты пальцами.

Дети ставят подушечки больших пальцев сверху на парту, а подушечки других пальцев – снизу и зажимают край парты кончиками пальцев как можно сильнее.

Мы на парту пальчик ставим.

Снизу – четверо друзей.

А теперь сильнее давим –

Будут пальчики сильней

Составление из пальцев различных фигур.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются: средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию.

Дом стоит с трубой и крышей

На балкон гулять я вышел.

Гимнастика с учебными предметами.

Дети кладут ручку на средний палец правой руки, большим пальцем прижимают ручку, указательным начинают покачивать ее.

Мы ручку правильно берем,

Кладем на средний палец,

Теперь большим его прижмем,

А указательным ведем,

Чтобы она качалась.

Пальчиковое чтение и пальчиковая азбука.

Пальчиковая гимнастика может быть частью занятий по обучению грамоте в старших группах. После знакомства с первыми согласными звуками детей можно обучать чтению по подставляемым ориентирам. В слоге слиянии “согласный – гласный” таким ориентиром является гласный звук. Для этого пригоден метод “пальчикового” чтения с использованием символов гласных звуков:

а – большой круг, указательный пальчик;

у – маленький кружок, средний пальчик;

о – овал, безымянный пальчик;

и – полоска, мизинец.

Большой палец – согласный звук.

Согласный звук подставляется по мере изучения, место гласного не меняется.

Сначала на пальчики детям надеваются колпачки с символами звуков, затем они работают по памяти, меняя согласный звук.

Метод “пальчикового” чтения помогает активизировать детей, вызывать у них интерес к чтению, поскольку предлагается в игровой, занимательной форме.

Обучение на основе усвоения детьми позиционного принципа чтения слогов типа согласный – гласный, доведенное до автоматизма “пальчиковым” чтением, позволяет быстро и без проблем считывать слоги.

Еще одним интересным методом обучения чтению детей дошкольного возраста, является пальчиковая азбука. Каждая пальчиковая комбинация представляет зрительно – пространственный образ буквы русского алфавита. Ее неоднократное повторение значительно развивает мелкую моторику, речь, внимание, память, мышление, зрительно – пространственное восприятие и конструктивный праксис.

Пальчиковая азбука – одно из средств профилактики оптической дисграфии и дислексии. Ее использование способствует эффективной подготовке ребенка к школе. Интерес к выполнению заданий и процессу чтения в целом значительно повышается при ознакомлении детей со стихами, посвященными каждой букве пальчиковой азбуки.

Вывод. Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длинный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и не равномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение.

Очень важно, чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребенка, отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.

Повторимся, что движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук, имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

И это только основа для творческой деятельности педагога. Если проводить пальчиковую гимнастику под музыку, то она превращается в пальчиковые танцы. А если объединить все упражнения одним сказочным сюжетом, то это уже пальчиковый театр. Согласитесь есть место для фантазии.

Советы родителям (приложение 2)

ТЕМА: «Развиваем мелкую моторику»

Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)?Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.Проверьте, умеет ли Ваш ребенок завязывать шнурки? Знает ли он названия пальцев рук. Познакомьтесь с играми и упражнениями, которые способствуют развитию тонких движений пальцев рук.

1. Разнообразные пальчиковые игры. Например, взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок поочередно загибает пальчики на правой руке, затем на левой.

Пять пальцев на руке твоей

Назвать по имени сумей.

Первый палец – боковой –

Называется БОЛЬШОЙ.

Третий твой палец –

Как раз посредине,

Поэтому СРЕДНИЙ

Дано ему имя.

Палец второй –

Указчик старательный, -

Не зря называют его

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.

Палец четвертый

Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ.

Неповоротливый он

И упрямый.

Совсем как в семье,

Братец младший – любимец.

По счету он пятый,

Зовется МИЗИНЕЦ.

Можно поиграть с разноцветными прищепками. Для этого вырежьте из картона простейшие формы (круг для солнышка и цветка, полукруг для ежика, треугольник для елочки и т.д.) Попросите ребенка придумать что-нибудь.

Увлекательно проходит игра со спичками:

- можно выкладывать узоры по образцу;

- по памяти;

- придумать самостоятельно из определенного количества спичек.

Выкладывание узоров, букв из пуговиц, крупы. Один из вариантов игры: выкладывание разными пальчиками (большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным). С пятилетнего возраста ребенок может работать с нитками и иголкой под контролем взрослых.

Игры в лото, мозаику, паззлы

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА?

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи мо­гут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляци­онная гимнастика.

Артикуляцион­ная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по раз­витию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помо­щи специалиста.

2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на началь­ном этапе.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка. («Сказка о Веселом язычке»). На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза.

Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства изготовьте карточки с рисунками - символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения).

Рекомендации к проведению упражнений:

• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зри­тельный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (ввер­ху или внизу)?

• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

• Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возра­ста и усидчивости ребёнка.

• Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

• К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавны­ми, без подёргиваний.

• В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать поло­жение языка некоторое время без изменений.

• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

«Лопаточка»

Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, язык не высовывался далеко.

«Иголочка»

Рот открыт, губы в улыбке. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

«Часики»

Рот открыт, губы в улыбке. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

«Футбол», «Орешки»

Рот открыт. Напряженным языком упереться сначала в одну, затем в другую щеку.

«Качели»

Рот открыт, губы в улыбке. 1.Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. 2. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней.

«Худышка-толстячок»

Сначала втянуть щеки в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах, затем надуть обе щеки одновременно.

«Улыбка»

Зубы сомкнуты, губами имитируется произнесение звука [и].

«Горка», «Киска сердится»

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка оставался за зубами, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Чашечка»

Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной

Date: 2015-09-02; view: 309; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию