Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система образования в Российской Федерации и органы управления образованием





Согласно Закону РФ «Об образовании» (ст. 8) система образования представляет собой совокупность взаимодействующих:

• преемственных образовательных программ и государственных обра­зовательных стандартов различного уровня и направленности;

• сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

• органов управления образованием и подведомственных учреждений и организаций.

Цель системы образования — обеспечить право человека на образование. Критерием эффективности деятельности такой системы является уровень образованности граждан — воспитанности и обученное™. Право на обра­зование — основное и естественное право человека — реализуется им всю жизнь. С помощью образования возможно максимальное развитие огром­ного интеллектуального потенциала человека.

Право на образование имеет целью удовлетворение потребности чело­века в информации и непосредственно в обучении и воспитании. Потреб­ности в информации и образовании стоят на одном уровне с первичными потребностями человека: физиологическими, в обеспечении безопасности и защищенности.

Все компоненты системы образования постоянно изменяются, развива­ются. Одно из важных изменений — развитие Государственных образова­тельных стандартов (ГОС). В числе разрабатываемых законопроектов нахо­дится проект закона «О государственных минимальных социальных стандар­тах», в которые планируется включить и стандарты в области образования: набор общедоступных и бесплатных услуг, предоставляемых образователь ными учреждениями; нормы и нормативы предельной наполняемости классов и групп в государственных и муниципальных образовательных уч­реждениях; нормы и нормативы социальной поддержки обучающихся; нор­матив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных высших учебных заведениях; уровень обя­зательного образования, который должен получить каждый гражданин страны.

Содержание образования определено, как известно, в общеобразова­тельных (основных и дополнительных) и профессиональных (основных и дополнительных) программах (ст. 9).

Образовательные программы осваиваются с учетом потребностей и воз­можностей личности в следующих формах: очной, очно-заочной (вечер­ней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстер­ната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Не­зависимо от форм получения образования для объективной оценки уровня образования используются Государственные образовательные стандарты, которые устанавливаются федеральным законом. Следует обратить внима­ние на то, что строгое соблюдение принципа преемственности между обра­зовательными программами разных уровней обеспечивает целостность и непрерывность всей системы образования в России и отсутствие в образо­вательном пространстве этой системы тупиковых образовательных ветвей.

Образовательный минимум содержания каждой основной общеобразо­вательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим Государственным образовательным стандартом (ст. 7).

Важнейшими ролевыми участниками (субъектами) в процессе управ­ленческого взаимодействия являются учредители, заказчики, пользователи, представители властных структур, партнеры, конкуренты.

Основным заказчиком образовательных учреждений выступает государ­ство и его ведомства, которые:

• формируют образовательную политику;

• регистрируют, лицензируют, аттестуют, аккредитуют образователь­ные учреждения;

• определяют Государственные образовательные стандарты;

• проводят экспертизу подведомственных им учреждений.
Учредителями образовательных учреждений согласно Закону РФ «Об

образовании» (ст. 11) могут являться:

• органы государственной власти и регионального (местного) само­управления;

• отечественные и иностранные организации всех форм собственно­сти, их объединения (фонды, союзы, ассоциации);

• общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ;

• граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
Учредители образовательных учреждений наделены широкими правами

и полномочиями. В случае реорганизации органов государственной власти, органов управления образованием и (или) органов местного самоуправле­ния права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.

Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реали­зующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Российской Федерации.

Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения за­крытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опас­ным) поведением могут быть только федеральные органы исполнитель­ной власти и (Или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» федеральные органы го­сударственной власти и органы управления образованием должны:

• формировать и осуществлять федеральную политику в области обра­зования;

• регулировать правовые отношения в области образования;

• разрабатывать и реализовывать федеральные и международные про­граммы развития образования с учетом социально-экономических, демо­графических и других условий и особенностей;

• формировать федеральные государственные и ведомственные орга­ны управления образованием;

• согласовывать назначение руководителей образовательных учрежде­ний федерального подчинения (если иное не предусмотрено законом и ти­повыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов);

• устанавливать порядок создания, реорганизации и ликвидации обра­зовательных учреждений;

• устанавливать перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

• разрабатывать и утверждать типовые положения об образовательных учреждениях;

• устанавливать порядок лицензирования, аттестации и государствен­ной аккредитации образовательных учреждений;

• регулировать трудовые отношения и др.

В ведении субъектов Российской Федерации в области образования нахо­дятся (ст. 29):

• определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике РФ в области образования;

• законодательство субъектов Российской Федерации;

• определение особенностей порядка создания, реорганизации, лик­видации и финансирования образовательных учреждений;

• осуществление федеральной политики в области образования;

• разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;

• формирование государственных органов управления образованием и руководство ими;

• создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование образовательных учреж­дений;

установление национально-региональных компонентов Государ­ственных образовательных стандартов;

• формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;

• установление местных налогов и сборов на цели образования;

• установление республиканских, региональных нормативов финанси­рований образования;

• организация финансирования местных органов управления образо­ванием и образовательных учреждений;

• организация подготовки, переподготовки, повышения квалифика­ции педагогических работников;

• обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения Государственных образова­тельных стандартов;

• издание нормативных документов в пределах своей компетенции и др.

Органы местного самоуправления (ст. 31) ответственны за реализацию права граждан на получение установленного настоящим Законом обяза­тельного основного общего образования; ежегодную публикацию средне­статистических показателей о соответствии федеральным и местным требо­ваниям условий осуществления образовательного процесса в образователь­ных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.

К исключительной компетенции в области образования органов мест­ного самоуправления относятся:

• планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образова­тельных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

• формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;

• обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих терри­ториях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

• регулирование в пределах своей компетенции отношений собствен­ности в системе образования;

• создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образова­тельных учреждений;

• создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управле­ния образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определе­ние их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласова­нию с государственными органами управления образованием руководите­лей местных органов управления образованием;

• назначение руководителей муниципальных образовательных учреж­дений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образова­тельных учреждениях соответствующих типов и видов или решением орга­на местного самоуправления;

• строительство зданий и сооружений муниципальных образователь­ных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

• контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов соб­ственности образовательными учреждениями;

использование государственных и муниципальных образовательных
учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования и др.

Компетенция и ответственность образовательного учреждения (ст. 32) со­стоят в том, что оно самостоятельно в осуществлении образовательного про­цесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Россий­ской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении со­ответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся:

• материально-техническое обеспечение и оснащение образовательно­го процесса;

• привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом данного образовательного учреждения, дополнительных источни­ков финансовых и материальных средств;

• представление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

• подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

• организация и совершенствование методического обеспечения обра­зовательного процесса;

• разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;

• разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дис­циплин;

• разработка и утверждение по согласованию с органами Местного са­моуправления годовых календарных учебных графиков;

• установление структуры управления деятельностью образовательно­го учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязан­ностей;

• установление ставок заработной платы и должностных окладов ра­ботников образовательного учреждения в пределах собственных финансо­вых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и мест­ными нормативами;

• установление надбавок и доплат к должностным окладам работни­ков образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования;

• разработка и принятие Устава образовательного учреждения;

• разработка и принятие правил внутреннего распорядка образова­тельного учреждения;

• самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспи­танников;

• самостоятельное осуществление образовательного процесса;

• осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения;

• контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материально­го обеспечения;

• обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа ус­ловий содержания воспитанников не ниже нормативных;

• создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обу­чающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

• содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;

• координация в образовательном учреждении деятельности обще­ственных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом, и др.

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за:

• невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

• реализацию не в полном объеме образовательных программ в соот­ветствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество обра­зования своих выпускников;

• жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников обра­зовательного учреждения во время образовательного процесса;

• нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работни­ков образовательного учреждения;

• иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется на основе Закона РФ «Об образовании» и Ус­тава соответствующего образовательного учреждения. Управление строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др.

Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель соответ­ствующего образовательного учреждения.

Представим основные функциональные обязанности некоторых руко­водителей образовательных учреждений.

Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следую­щие функциональные обязанности:

• руководит образовательным учреждением совместно с советом шко­лы в соответствии с Уставом школы, законодательством Российской Феде­рации, нормативно-правовыми актами;

• обеспечивает государственную регистрацию школы, лицензирование образовательной деятельности, государственную аттестацию и аккредита­цию школы;

создает атмосферу единого понимания и совместного формулирова­ния целей, ценностей и задач, перспектив развития образовательного уч­реждения всеми участниками образовательного процесса, формирует внут-ришкольную педагогическую культуру, ответственность за общую работу и ее результаты. Регулирует отношения в коллективе, поддерживает благо­приятный морально-психологический климат, поощряет и стимулирует творческую инициативу работников;

• несет ответственность перед государством и обществом за соблюде­ние требований охраны прав детей, планирует и организует учебно-воспи­тательный процесс, осуществляет виутришкольный контроль, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;

• представляет интересы учебного заведения в государственных и об­щественных органах;

• осуществляет подбор и расстановку педагогических кадров учебного заведения, прием детей в школу, увольняет педагогический, администра­тивный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал учебного за­ведения;

• организует в установленном порядке рациональное использование выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований;

• координирует управленческую деятельность своих заместителей, ру­ководителей структурных подразделений школы, распределяет функцио­нальные обязанности между ними;

• утверждает учебные планы, образовательные программы, расписа­ния занятий, экзаменов, педагогическую нагрузку и графики работы педа­гогов и технического персонала школы;

• курирует состояние преподавания и результаты обучения и воспита­ния учащихся;

• руководит деятельностью педагогического совета школы;

• принимает меры по безопасной эксплуатации зданий, оборудова­ния, соблюдению правил внутреннего распорядка, охраны труда, норм са­нитарно-гигиенического режима, техники безопасности и противопожар­ной защиты;

• совместно с медицинскими работниками организует деятельность по оздоровлению детей и взрослых, оптимизации режима труда и отдыха;

• обеспечивает своевременное и правильное ведение делопроизвод­ства, бухгалтерского учета, статистической отчетности.

Указанные функциональные обязанности директора школы существен­но дополняются в Уставе школы в зависимости от типа школы, террито­риального расположения, состава учащихся и особенностей педагогическо­го коллектива, сложившейся системы в работе с родителями и обществен­ностью и др.

Заместители директора по учебно-воспитательной работе отвечают за организацию педагогического процесса, за выполнение образовательных программ и Государственных образовательных стандартов; осуществляют контроль за качеством знаний учащихся и их поведением; составляют рас­писание занятий; руководят методической работой в школе.

Характеризуя основные направления управленческой деятельности, не­обходимо отметить, что в последние годы произошло разграничение ком­петенции между школой и органами управления. В школах отмечается:

• повышение уровня автономности;

• появление возможности формулировать свою миссию, стратегию, переходя от позиции пользователя действующих систем управления к по­зиции проектировщика и создателя новых систем;

• высвобождение творческой энергии, инновационного потенциала работников образования;

• развитие плюрализма;

• привлечение квалифицированных специалистов из вузов;

• получение дополнительных источников финансирования;

• изменение штатного расписания.

Данные направления представлены в различных моделях самоуправле­ния. Наряду с традиционными органами общешкольного управления (пед­совет, родительский комитет, ученический совет) в настоящее время по­явились: Совет школы, Попечительский совет, Орган разработки стратеги­ческого развития школы, Совет учредителей, Инновационный совет, Экспертный совет, Приемная комиссия (отборочная), Научно-методиче­ский совет, Совет лицеистов, Совет гимназистов, Школьный парламент и др. Состав этих органов в разных типах школ и масштаб их деятельности неодинаков, степень участия членов и органов школьной организации так­же неравнозначна. Но именно этими управленческими звеньями разраба­тывается и утверждается стратегия развития школы.

Развивающие школы, реализуя стратегические планы, перестраивают структуру управления на основе поиска «золотой середины» между центра­лизацией и децентрализацией управления. В развивающих школах введены группы нововведений, проектные группы, группы разработчиков, эксперт­ные группы. Внедрение в школе элементов менеджмента содействует про­цессу демократизации и гуманизации школьной жизни, эффективному управ­лению школой, педагогическим и ученическим коллективами.

Date: 2015-09-02; view: 358; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию