Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами





Управление педагогическими системами основывается на соблюдении ряда принципов. Принципы управления — это основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций. Принципы отражают закономер­ности управления.

К основным принципам внутришкольного управления относятся:

• демократизация и гуманизация управления;

• системность и целостность в управлении;

• рациональное сочетание централизации и децентрализации;

• взаимосвязь единоначалия и коллегиальности;

• научная обоснованность (научность) управления;

• объективность, полнота и регулярность предоставления информации. Рассмотрим более подробно эти принципы.

Демократизация и гуманизация управления. Принцип демократизации и гуманизации управления предполагает развитие самодеятельности и ини­циативы всех участников образовательного процесса (руководителей, учи­телей, учащихся и родителей), привлечение их к открытому обсуждению и коллективной подготовке управленческих решений. Демократизация школьной жизни начинается с внедрения в практику выборности руково­дителей школы, введения механизма конкурсного избрания и контрактной системы в отборе руководящих и педагогических кадров. Гласность в управ­лении школой основывается на открытости, доступности информации, когда каждый участник образовательного процесса не только знает о Делах и проблемах школы, но и принимает участие в их обсуждении и высказы­вает свою точку зрения по вопросам школьной жизни. Демократизация управления школой реализуется через регулярные отчеты администрации, совета школы перед общешкольным коллективом и общественностью, че­рез гласность принимаемых решений.

Управление образовательными процессами в последние годы обретает тенденцию перехода от субъектно-объектных к субъектно-субъектным от­ношениям, от монолога к диалогу между управляющей и управляемой под­системами.

Системность и целостность в управлении педагогическими системами определяются системной природой педагогического процесса и создают ре­альные предпосылки для эффективного управления им.

Системный подход в управлении педагогическими системами побужда­ет руководителя образовательного учреждения и других участников управ­ленческой деятельности осуществлять ее в системе, в единстве и целостно­сти всех взаимодействующих компонентов и подсистем.

Реализация данного принципа способствует приданию управленческой деятельности последовательности, логичности, гармоничности и в конеч­ном счете эффективности.

Рассматривая школу как целостную систему, имеют в виду, что она со­стоит из частей (компонентов), которыми могут выступать коллективы учителей, учащихся, родителей. Можно эту же систему представлять через процессы.

Например, процесс обучения является подсистемой целостного педаго­гического процесса, а урок — подсистемой процесса обучения. В то же са­мое время сам урок — это сложная динамическая система, структурным элементом которой является учебно-воспитательный процесс, воплощаю­щий в себе учебно-воспитательную задачу, подобранные под нее методы обучения и воспитания, содержание учебного материала и формы органи­зации познавательной деятельности учащихся. Чтобы установить точное приложение управленческого воздействия, необходимо уметь расчленять систему на части, блоки, подсистемы и структурообразующие элементы.

Оценкой действенности системы выступает реальный результат. Если педагог правильно сформулировал учебно-воспитательную задачу на том или ином учебно-воспитательном моменте занятия, но не сумел отобрать под нее учебный материал, соответствующее содержание, то какие бы ме­тоды обучения и формы организации познавательной деятельности он ни применял, получить высокий положительный результат невозможно.

Таким образом, уровень целостности системы зависит от ее целеустрем­ленности, полноты набора компонентов, качества каждого компонента и плотности взаимосвязей как между компонентами, так и между каждым из них и целым.

Изучение сущности социально-педагогических систем невозможно без комплексного подхода. Комплексный подход при изучении системы обра­зования предполагает:

—системный и всесторонний анализ результатов управленческой и пе­дагогической деятельности;

—выявление закономерных связей (по вертикали и горизонтали);

—определение специфических условий и проблем социума;

—разработку динамической структуры и технологии управления;

—обоснование содержания управления.

Рациональное сочетание централизации и децентрализации. Чрезмерная централизация управленческой деятельности неизбежно ведет к усилению администрирования, сковывает инициативу управляемых подсистем (руко­водителей нижних уровней, учителей и учащихся), которые в данном слу­чае становятся простыми исполнителями чужой управленческой воли. В условиях излишней централизации часто происходит дублирование управленческих функций, что приводит к потерям временных, финансовых и иных ресурсов, перегрузке всех участников образовательного процесса от руководителей школы до учащихся.

С другой стороны, децентрализация управления, понимаемая как пере­дача ряда функций и полномочий от высших органов управления к низ­шим, при неумеренности ее исполнения, как правило, приводит к сниже­нию эффективности деятельности педагогической системы. Это выражает­ся в следующих негативизмах: снижение роли управляющей подсистемы (руководителя и администрации в целом), полная или частичная утрата аналитических и контролирующих функций, осуществляемых органами управления. Чрезмерное увлечение децентрализацией приводит к возник­новению серьезных проблем в деятельности коллектива, к возникновению межличностных и межуровневых конфликтов и недоразумений, неоправ­данному противостоянию административных и общественных органов управления образовательным учреждением.

Разумное, основанное на последних достижениях науки сочетание цент­рализации и децентрализации в управлении школой обеспечивает опти­мальное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем образова­тельного учреждения, административных и общественных его органов в интересах достижения цели. Оптимальное сочетание централизации и де­централизации создает необходимые условия для демократического, заинтересованного и квалифицированного обсуждения, принятия и последую­щей реализации управленческих решений на профессиональном уровне, исключения дублирования управленческих функций и повышения эффек­тивности взаимодействия всех структурных подразделений системы.

Проблема сочетания централизации и децентрализации в управлении состоит в оптимальном делегировании (распределении) полномочий при при­нятии управленческих решений. Практика делегирования полномочий предполагает следующие виды управленческой ответственности: общую — за создание необходимых условий деятельности, функциональную — за конкретные действия. Полномочия делегируются должности, а не индиви­ду, который ее занимает в данный момент. Выделяют следующие виды управленческих полномочий: согласительные (предостерегающие), распо­рядительные (линейные, функциональные), консультативные, контрольно-отчетные, координационные.

, Подлежат делегированию: рутинная работа, специализированная деятель­ность; частные вопросы; подготовительная работа. Не подлежат делегирова­нию: функции руководителя, установление целей, принятие решений по вы­работке стратегии школы, контроль результатов; руководство сотрудниками, их мотивация; задачи особой важности; задачи высокой степени риска; нео­бычные, исключительные дела; срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки; задачи строго доверительного характера.

Пределы полномочий определяются политикой, процедурами, правила­ми и должностными инструкциями. Причиной нарушений полномочий чаще всего бывает превышение власти.

Взаимосвязь единоначалия и коллегиальности. Одним из условий эффек­тивного осуществления управленческой деятельности является опора на опыт и знания непосредственных организаторов учебно-воспитательного процесса (учителей, воспитателей), умелое, тактичное привлечение их к разработке, обсуждению и принятию оптимальных управленческих реше­ний на основе сопоставления разных, в том числе и противоположных, то­чек зрения. Однако при этом надо четко представлять, что коллегиальность должна иметь свои границы, особенно когда речь идет о личной ответ­ственности каждого члена коллектива за исполнение принятого колле­гиальным путем решения.

С другой стороны, единоначалие в управлении призвано обеспечивать дисциплину и порядок, четкое разграничение полномочий участников пе­дагогического процесса, занимающих различные уровни управления. Кро­ме того, руководитель осуществляет контроль за соблюдением и поддержа­нием статуса каждого члена педагогического коллектива. Вся деятельность руководителя образовательной системы основывается не столько на фор­мальном, административном авторитете, сколько на опыте работы с людь­ми, высоком профессионализме, основанном на глубоком знании педаго­гики, психологии, социальной психологии и философии, управления, а также учете им индивидуально-психологических особенностей учителей, учащихся, родителей.

Если коллегиальность приоритетна на стратегическом этапе (обсужде­ние и принятие решений), то единоначалие необходимо прежде всего на этапе реализации принятых решений (на этапе тактических действий).

Единоначалие и коллегиальность в управлении — это проявление зако­на единства противоположностей.

Принцип взаимосвязи единоначалия и Коллегиальности в управлении образовательной системой реализуется в деятельности общественных ор­ганов управления (различного рода комиссий и советов, действующих на общественных началах; в работе съездов, слетов, конференций, где необ­ходим коллективный поиск и персональная ответственность за принятые решения). Государственно-общественный характер управления образова­нием, о котором мы будем говорить более подробно в следующей главе, со­здает реальные возможности в центре и на местах для утверждения в прак­тике принципа единства единоначалия и коллегиальности.

От соблюдения правильного соотношения между единоначалием и колле­гиальностью во многом зависит эффективность и действенность управления.

В заключение заметим, что реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении педагогиче­ским процессом.

Научная обоснованность (научность) управления. Данный принцип пред­полагает построение системы управления на новейших достижениях науки управления. Научное управление несовместимо с субъективизмом. Руково­дитель должен понимать и учитывать закономерности, объективные тен­денции развития общества, педагогических систем, принимать решения с учетом сложившейся обстановки и научных прогнозов.

Реализация принципа научной обоснованности управления во многом определяется наличием достоверной и полной информации о состоянии управляемой педагогической системы.

Объективность, полнота и регулярность предоставления информации. Эффективность управления педагогическими системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации.

В управлении педагогической системой важна любая информация, но прежде всего управленческая информация, которая необходима для опти­мального функционирования управляемой подсистемы. Формирование ин­формационных банков данных, технологий их оперативного использова­ния повышает научную организацию управленческого труда.

Управленческая информация подразделяется: по времени — на еже­дневную, ежемесячную, четвертную, годичную; по функциям управления — на аналитическую, оценочную, конструктивную, организационную; по ис­точникам поступления — на внутришкольную, ведомственную, вневедом­ственную; по целевому назначению — на директивную, ознакомительную, рекомендательную и др.

В управлении общеобразовательным учреждением информация играет такую же важную роль, как и в любом учреждении. В деятельности школы прослеживается довольно значительное количество информационных взаи­моотношений: учитель — ученик, учитель — родители, администрация — учитель, администрация — учащиеся, администрация — родители и пр. Кроме того, администрация школы постоянно находится в информацион­ных контактах с органами народного образований, методическими учреж­дениями, другими учреждениями и организациями, занимающимися вос­питанием детей и подростков. Все это свидетельствует об уникальном мно гообразии информационных потоков: входящих, выходящих и движущихся внутри школы, в связи с чем к ее качеству (объективности и полноте) предъявляются высокие требования.

Трудности с использованием информации в управлении часто исходят от информационного избытка или, наоборот, от его недостатка. И то и дру­гое затрудняет процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения. В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в области воспитательной деятельности.

Для человека, имеющего дело с внутришкольной информацией, важно знать методы ее сбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководитель, менеджер в своей деятельности, активно использует наблю­дение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методи­ческими материалами. С внедрением технических средств и компьютериза­ции существенно сократились сроки сбора и обработки материалов. Уси­лия школьной администрации должны быть сосредоточены на разработке и внедрении внутришкольной информационной технологии управления, использовать которую могли бы как руководители школы, так и учителя.

Требование регулярности предоставления информации связано с цик­личностью процесса управления школой и вполне определенной этапно-стью ее функционирования. Своевременность подачи в вышестоящие ин­станции запрашиваемых материалов составляет один из признаков эффек­тивной работы школы. Руководитель школы несет ответственность за исходящую информацию, куда бы она ни направлялась.

Кроме рассмотренных выше принципов управления педагогическими системами, выделяют и другие:

—принцип соответствий (выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя);

—принцип автоматического замещения отсутствующего;

—принцип первого руководителя (при организации выполнения важ­ного задания контроль за ходом работы должен быть оставлен за первым руководителем);

—принцип новых задач (видение перспектив);

—принцип обратной связи (оценка хода и результатов дела);

—принцип нормы управляемости (оптимизация количества педагоги­ческих работников, подчиненных непосредственно руководителю). А. Фай-оль выступал за неукоснительное соблюдение нормы управляемости. Л. Ур-вик считал, что «идеальное число подчиненных у всех высших руководите­лей должно быть равно четырем».

Существуют и другие классификации и трактовки принципов педагоги­ческого менеджмента. В. П. Симонов выделяет следующие принципы:

• целеполагание как основа планирования, организации и контроля всей деятельности менеджера любого уровня управления;

• целенаправленность управления (умение ставить цели с учетом ре­альности, социальной значимости и перспективности);

• кооперация и разделение управленческого труда, т. е. опора на кол­лективное творчество и разум;

• функциональный подход — постоянное обновление, уточнение и конкретизация функций исполнителей;

• комплексность не только определения цели и задач, но и организа­ция выполнения принятых решений, педагогический контроль, коррекция деятельности;

• систематическое самосовершенствование педагогического менедж­мента на всех уровнях управления.

Управление педагогическими системами осуществляется определенны­ми методами. Методы управления — это способы достижения поставленных целей. Они классифицируются по:

объекту управления (федеральные, региональные);

субъекту управления (административные, хозяйственные);

целям (стратегические, тактические, оперативные);

механизму влияния (социально-политические, организационно-рас­порядительные, организационно-педагогические);

стилю (авторитарные, демократические, либеральные);

времени управленческих действий (перспективные, долгосрочные, те­кущие).

Формы управления могут иметь разную структуру и направления: инст­руктивно-методические и теоретические семинары, заседания ученическо­го коллектива, педагогические советы, методические объединения, школь­ные конференции, педагогические чтения, родительский всеобуч.

Вопросы для самоконтроля

1. Что вы понимаете под управлением, социальным управлением, управ­лением педагогическими системами?

2. Каковы специфические особенности социального управления?

3. Можно ли считать учителя менеджером образования?

4. Может ли учитель одновременно быть субъектом и объектом управ­ления?

5. Пользуясь ретроспекцией, приведите пример реализации одного из принципов управления в школе, где вы учились.

Основная литература

1. Поташник М. М., Моисеев А. М. Управление современной школой (В вопросах и ответах). М.: Новая школа, 1997.

2. Селиванов В. С. Управление школой в России: Учеб. пособие для студ. учеб. заведений. Смоленск, 2001.

3. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: Учеб. пособие. 3-е изд., доп. М.: Педагогиче­ское общество России, 1999.

Дополнительная литература

1. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. Я. Управление образо­вательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: ВЛАДОС, 2001.

2. Проектирование систем внутришкольного управления / Под ред. А. М. Моисеева. М.: Педагогическое общество России, 2001.

3. Петрова В. Н., Плетнева Е. Н., Сысоева М. Е. Управление образова­тельными системами: Курс лекций. М.: Изд-во МГОУ, 2002.

4. Сергеева В. П. Управление образовательными системами: Программ­но-методическое пособие. М., 2000.

5. Моисеев А. М., Капто А. Е. и др. Нововведения во внутришкольном управлении. М., 1998.

Date: 2015-09-02; view: 639; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию