Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 3 Исторический словарь‑комментарий





 

Авары – народ, вторгшийся после 550 г. н.э. в пределы Юго‑Восточной Азии и Центральной Европы. Принятые императором Юстинианом, они пошли против дунайских славян, угрожавших Римской империи, покорили их и основали в Паннонии свое царство. Одновременно авары вели войны против византийцев и франков. Потерпев поражение, Византия была вынуждена даже платить им дань. «Повесть временных лет» сообщает: «В то же время были и обры (авары. – А. А.), ходившие на царя Ираклия (византийский император, годы жизни 610 – 641. – А. А.) и едва его не захватившие. Эти обры воевали и против славян и покорили дулебов – также славян, и чинили насилья женам дулебским: если поедет куда обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но повелевал впрячь в телегу три, четыре или пять жен и везти его – обрина. И так мучили дулебов. Были же обры велики телом, а умом горды, и Бог истребил их, и вымерли все, и не осталось ни единого обрина. И есть поговорка на Руси до сего времени: «Погибли как обры», – нет их ни племени, ни потомства». Начало заката могущества аварского каганата совпало по времени с разгромом их войск при Константинополе в 626 г. Впоследствии царство аваров было завоевано и уничтожено королем франков Карлом Великим (768 – 814). Автор полагает, что одним из его «осколков» стали предки баварцев.

Автохтоны (греч. – родящиеся из самой земли) – коренные жители в противоположность переселенцам.

Аланы – кочевые племена, родственные сарматам. В I в. н.э. пришли из Центральной Азии и осели на Южно‑Русской равнине восточнее Дона и севернее Кавказа. В III в. неоднократно вторгались в пределы римской провинции Фракия, в 242 г. достигли стен Филиппополя (ныне Пловдив). Около 370 г. были вытеснены гуннами с их оседлых территорий на запад. В V в. часть из них примкнула к вандалам в Галлии и Испании.

Ассирия – государство на Тигре в Северной Месопотамии с древней столицей в городе Ашшур (совр. Калъат‑Шаргам). Уже в III тыс. до н.э. Ашшур был известен как крупный торговый и культурный центр. В начале II тыс. до н.э. он стал главным городом государства. Позднее оно попало в зависимость от Вавилонского и Митаннийского царств и вновь окрепло в период с XIV по XI в. до н.э. Своего наивысшего могущества Ассирийское государство достигло в IX – VII вв. до н.э., когда оно подчинило себе почти всю Переднюю Азию и временно Египет. В середине VIII в. до н.э. завоеванные области были преобразованы в ассирийские провинции. Восстания покоренного населения жестоко подавлялись; жителей провинций часто выселяли в другие районы страны. Отсутствие внутренней стабильности Ассирийского государства в конце VII в. до н.э. обеспечило успех Мидии и Вавилона в борьбе против него; в 612 г. до н.э. пала ассирийская столица Ниневия (совр. Куюнджик). Ассирия стала частью Нового Вавилонского (Халдейского) царства, а позднее Персидской империи.

Ахейцы – одно из древнегреческих племен. В начале II тыс. до н.э. заселяли северо‑восточную часть Греции. В более поздние времена колонизировали всю материковую часть Греции и близлежащие острова. В ходе Троянской войны захватили западное побережье полуострова Анатолия, однако сразу же вслед за этим утратили все свои завоевания под ударами пришедших с севера дорийцев.

Бактрия – область, лежащая между реками Хиндукуш и Амударья. Главным городом области являлся Бактры Зариаспа (ныне Балх), расположенный в северной части Афганистана. Уже в древние времена Бактрия была заселена иранскими племенами. В начале VI в. до н.э. ее завоевали мидяне (арии). В середине этого же века область попала под персидское господство.

Вавилон – город на Евфрате, был столицей Древнего и Нового Вавилонского царства. Раскопки, выполненные в 1899 – 1917 гг. немецким археологом Робертом Кольдевеем, выявили городские укрепления, царский дворец, храмовый комплекс бога Мардука, целый ряд других храмов и жилой квартал. Одну из частей царского дворца можно с полным основанием идентифицировать с описанными Геродотом «висячими садами» Семирамиды, с их террасными инженерными сооружениями над сводами и искусственными оросительными установками. В 538 г. до н.э. Вавилон был завоеван персами.

Галлы. Римляне называли галлами жителей позднейшей Франции, а также Италии. Современное их обозначение – кельты. В Италию кельты пришли с севера, но не из Франции. В 387 г. до н.э. они захватили Рим. Часть кельтов в первой половине III в. до н.э. осели на центральном плоскогорье Малой Азии, где их называли галатами.

Германцы. Название «германцы» галлы применяли для всех обитающих в Южной Скандинавии и Средней Европе – между Рейном и Вислой – племен. В данном случае название одного из племен было распространено на всю общность. Впервые оно появляется у Посидония (135 – 51 гг. до н.э.), который стал отличать германцев от кельтов. Сами германцы не имели собственного общего для всех названия. Древнейшая из известных культур германцев – культура Ясторф на Нижней Эльбе и в Ютландии. Отсюда германцы продвигались в Скандинавию через Северную Германию и затем с IV в. до н.э. в течение столетий постоянно распространялись в южном направлении.

Геты – фракийский племенной союз, живший в нижнем течении Дуная, был побежден персидским царем Дарием во время его скифского похода 513 г. до н.э.

Готы – германское племя, в латинских источниках они именуются иногда готонами. В I в. н.э. проживали в низовьях Вислы. Позже ими было создано легендарное государство на Днепре. С 330‑х гг. готы становятся соседями Римской империи на Нижнем Дунае. В древности их иногда причисляли к гетам и скифам, что объясняется смешением готов с местным населением Поднепровья и Подунавья.

Дорийцы – одно из основных древнегреческих племен. Согласно общепринятым представлениям, переселилось в Грецию в ходе «дорийского вторжения» – последней фазы переселения народов, которое, начиная с XIII в. до н.э., охватило бассейн Средиземного моря и достигло Центральной Европы и Передней Азии. Предполагают, что в процессе этого передвижения дорийские племена были вытеснены из их мест постоянного расселения на северо‑западе Балканского полуострова.

Евреи – историческая общность людей, сложившаяся в процессе переселения семитских кочевых племен в Палестину, происходившего, по всей видимости, на рубеже XIII и XII вв. до н.э. Религиозным ядром, вокруг которого формировалась их государственность, был строгий монотеизм – почитание бога Яхве, считавшегося также законодателем. Процесс формирования государства завершился около 1000 г. до н.э. созданием Израильско‑иудейского царства. Конец их государственной самостоятельности был положен в I – II вв. н.э., когда римляне подавили восстания 66 – 70 гг. и 132 – 135 гг. С этого периода евреи существовали в диаспоре, рассеянные по всему миру; диаспора евреев началась, однако, гораздо раньше, будучи следствием ряда исторических причин.

Индоевропейская прародина. Поиски первоначальных мест обитания праиндоевропейцев ведутся в мировой науке около двух столетий. Кроме рассмотренной в книге центральноевропейской теории, существовали, и частично продолжают существовать, десятки гипотез и версий, подчас взаимоисключающих друг друга. Одной из древнейших среди них считается гипотеза происхождения индоевропейской общности из Центральной Азии. Эту теорию по праву можно назвать самой романтической, поскольку именно ее сторонники, отождествив первых индоевропейцев с ариями, наделили их превосходными душевными и физическими качествами и красочно описали их легендарные походы и подвиги.

Так, русский историк А.Д. Нечволодов писал в 1909 году в «Сказаниях о Русской земле»: «Действительно, арии выделялись из всех остальных обитателей того времени как своею силою, ростом, стройностью и красотой, так, особенно, благородством своих душевных качеств. Несмотря на то что в те отдаленные времена, за несколько тысячелетий до рождения нашего Спасителя, проповедовавшего любовь к ближнему, всюду господствовала чрезвычайная жестокость нравов, среди ариев, наряду с этой жестокостью нравов, высоко ценились и уважались и те душевные качества, которые и ныне составляют принадлежность всякого человека с благородною душою: храбрость и честность». Нечволодов выводил индоевропейцев, и среди них предков праславян и русских, с верховьев Сырдарьи и Амударьи, но это была лишь одна из разновидностей центральноазиатской теории. К другим вариантам относились закаспийские области, степи нынешнего Казахстана и Северо‑Западного Китая, низовья Сырдарьи и Амударьи, земли Древней Бактрии, долины Гималаев и т.д. Из Центральной Азии воинственные арии, согласно сторонникам данной традиции, расселялись в двух основных направлениях, повсюду покоряя или ассимилируя местные племена. Первое – Иран, а затем Индия. Второе – Ближний Восток и Европа. В Европу арии двигались тремя маршрутами. Во‑первых, огибая с юга Каспийское море, проходили Малую Азию и переправлялись через Фракийский Боспор. Во‑вторых, они обходили Каспий с севера и попадали на Старый континент через Северное Причерноморье. В‑третьих, арии, обогнув Каспий с юга, переваливали через Кавказские горы.

В 60 – 80‑е гг. XX столетия центральноазиатская гипотеза возродилась в трудах американского археолога литовского происхождения М. Гимбутас и ее сторонников. Она выдвинула теорию «курганной экспансии» индоевропейцев из‑за Нижней Волги и из Казахстана в Европу. Носители индоевропейских языков, будучи всадниками и скотоводами, вселились сюда в результате ряда вторжений («волн») в V – начале III тысячелетия до н.э. Первоначально, считает американская исследовательница, индоевропейцы были степными скотоводами с характерным курганным погребальным обрядом, воинственностью, социальным разделением, патриархальной организацией и примитивной культурой. Пришельцы покорили и растворили в своей среде доиндоевропейское население континента с его оседлым бытом, матриархатом, миролюбием, высоким уровнем ремесла и искусства.

Среди теорий, отдающих приоритет Европе, назовем также две гипотезы представителей немецкой школы об индогерманцах как первых индоевропейцах III тыс. до н.э. Это традиция североевропейской (прибалтийской) и «нижнерейнской» прародины. Кроме того, местом исхода индоевропейцев называют и Средиземноморье, и Причерноморье.

Немало исследователей, однако, полагают, что в процессе расселения индоевропейцы освоили две, три и более прародин. Автору книги близок именно такой взгляд. Индоевропейцы, что называется, погуляли по белу свету и запомнились самым разным народам – и китайцам, и индийцам, и египтянам, и семитам, но началом их пути все‑таки была Европа. На ее земли они в конце концов и возвратились!

Ионяне (ионийцы) – одна из трех главных племенных групп, наиболее однородная в территориальном, языковом и культурном отношении. Ионийцы первыми переселились в Грецию. Во время и после вторжения дорийцев часть их осталась на материке, а другая переселилась на острова в средней части Эгейского моря и на западное побережье Малой Азии.

Народы моря – группа племенных объединений, вторгшихся около 1200 г. до н.э. с Балкан в Переднюю Азию через Эгейское море. Именно поэтому египтяне называли их «народы моря». Войска фараона Рамзеса III разбили нападавших на суше в Сирии и на море у входа в дельту Нила. Наиболее известные из народов моря – филистимляне, давшие название Палестине. Кроме них, в походе участвовали шакалеша (циклопы‑сколоты), турша (этруски), акайваша (ахейцы), луки (ликийцы), дануна и серданы.

Сарматия. В период Римской империи – территория Восточной Европы, прилегавшая к Германии восточнее Вислы и севернее Карпат. Наряду с европейской Сарматией, имелась также Сарматия азиатская, лежавшая за Доном (Сарматские ворота на Кавказе), а также область сарматов‑язигов к югу от Карпат, между Дунаем и Тисой. Сарматы – народ, кочевавший к востоку от Дона, знаменитый своими наездниками и стрелками из лука, упоминаются уже Геродотом (савроматы). Отсюда они постепенно распространились дальше на запад до низовий Дуная, вытеснив родственные им племена скифов в Крыму и прилежащей к нему Южной России. К сарматским племенам относятся роксоланы, жившие в южнорусских степях и затем на Нижнем Дунае, а также аланы.

Скифы – собирательное название племен, обитавших в древности у Черного моря, на Дону, Днепре и Дунае. Описаны Геродотом. Часть из них осела в Южной России, другие продолжали кочевать, вторгаясь в Переднюю Азию. Уже в VII и VI вв. до н.э. скифы имели прочные экономические и культурные связи с греческими городами на берегах Черного моря. Скифская конница считалась грозной силой. В 514 г. скифы отразили нашествие персов. В низовье Днепра они организовали государство, управлявшееся аристократией. Оно было поделено на самостоятельные области, жители которых занимались скотоводством и земледелием. С III в. до н.э. на скифов усиливается давление со стороны наступающих сарматов. Название «скифы» перешло впоследствии на племена сарматов и большинство других кочевников, населявших причерноморские области. Скифское искусство с его стилизованными животными орнаментами, идущими от ранних форм мифологического мышления, оказало влияние не только на искусство Греции и римских провинций, но также на китайское, южнорусское искусство и искусство готов.

Урарту – государство, существовавшее на территории Армянского нагорья между озерами Ван, Урмия и Севан приблизительно с 900 до 600 г. до н.э. В ассирийских клинописных текстах Урарту известно под названиями Урарту и Уруатри, на урартском языке – Биайнили, в Библии – царство Арарат.

Фракийцы – общее название многочисленной группы индоевропейских племен, населявших Балканский полуостров и встречавшихся в Малой Азии. Впервые оно упоминается в «Илиаде», где фракийцы выступают союзниками Трои. К числу основных фракийских племен принадлежали геты, мизийцы, одрисы и фригийцы. В VI – III вв. до н.э. существовало самостоятельное государство фракийцев во главе с одрисами. Греки считали фракийцев дикими, склонными к пьянству варварами и искусными наездниками. Арес, Дионис и Орфей были родом из Фракии. Писатель В. Щербаков в ряде своих публикаций убедительно доказывает, что среди фракийцев существовала значительная прослойка праславян.

Франки. Название «франки» впервые упоминается в 291 г. Оно служит для обозначения морских и прибрежных разбойников и связано прежде всего с местностью к востоку от Рейна. Поскольку франкские разбойничьи отряды селились в районе устья этой реки и совершали набеги вниз по течению, франки стали собирательным названием для варваров, живших к востоку от Нижнего Рейна. Начиная с последней трети IV в. франки и германцы стали одной группой людей.

Фригия – область в центральной части Малой Азии – в XII в. до н.э. заселена фракийскими племенами, которые после падения Хеттского царства продвинулись с Балкан в Малую Азию и в VIII в. до н.э. основали свое царство (столица Гордион). В это время Фригийское царство охватывало большую часть Малой Азии; самым известным царем был Мидас, встречающийся в ассирийских текстах под именем Миты из Мушку. Фригийцы хоронили своих покойников в каменных нишах и земляных курганах; они почитали в первую очередь богиню Великую мать Кибелу (под открытым небом перед фасадами культовых сооружений) и оказали большое влияние на греческую религию и музыку. Фригийский головной убор из сукна, закрывающий затылок и имеющий коническую форму с заостренным верхом, был перенят в Новое время якобинцами в несколько измененном виде, с висящей кисточкой. Он служил им и французским каторжникам во времена Французской революции символом свободы.

Финикийцы – впервые засвидетельствованное у Гомера население сирийского побережья. С конца II – начала I тыс. до н.э. финикийцы занимались морской торговлей, одновременно они основывали поселения по всему Средиземноморью (наиболее значительное из них Карфаген). Занимались они и производством пурпура, стекла, обработкой металлов, строили корабли.

Халдеи – арамейское племя, которое в 612 г. до н.э. при Навуходоносоре в союзе с мидийцами свергло ассирийское господство и основало Новое Вавилонское царство. Мидийская жреческая каста магов и халдейские жрецы считались в античные времена представителями ближневосточных тайных учений, поэтому их имена заимствованы античной астрологией и магией.

Хетты – заимствованное в Ветхом Завете название племен и народов, населявших Сирию и юго‑восток Малой Азии в I тыс. до н.э. В настоящее время название «хетты» применяется для обозначения индоевропейских носителей государства Хатти, возникшего в 1700 г. до н.э. в центральной части Малой Азии. Столицей государства была Хаттуса (совр. Богазкей, 150 км юго‑западнее Анкары).

Литература

 

Абрашкин А.А. Древние росы. Мифологические параллели и пути миграций. Н. Новгород: Изд‑во ННГУ, 1997.

Абрашкин А.А. Чудо‑Юдо: история одного перевоплощения. Н. Новгород: Изд‑во ННГУ, 1999.

Авеста в русских переводах (1861 – 1996). СПб.: Журнал «Нева» – РХГИ, 1997.

Агбунов М.В. Путешествие в загадочную Скифию. М.: Наука, 1989.

Арриан. Поход Александра. М.: Миф, 1993.

Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Тт. 1 – 3. М.: Индрик, 1994.

Баландин Р.К. Кто вы, рудокопы Росси? М.: Знание, 1990.

Беляев И.Д. История русского законодательства. СПб., 1999.

Бенедиктов Н.А. Русские святыни. Н. Новгород: Изд‑во ННГУ, 1998.

Библия. М.: Изд. Патриархии, 1983.

Бикерман Э. Хронология древнего мира. М.: Наука, 1975.

Бонгард‑Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. М.: Мысль, 1974.

Бушков А.А., Буровский А.М. Россия, которой не было. Русская Атлантида. М.: Олма‑Пресс, 2000.

Былины. М.: Современник, 1986.

Бэшем А. Чудо, которым была Индия / Перевод с английского. М., 1977.

Бьювел Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. М.: Вече, 1998.

Великая Скифия. М.: Метагалактика, 2000.

Великовский И. Эдип и Эхнатон. Ростов‑на‑Дону: Феникс, 1996.

Великовский И. Народы моря. Ростов‑на‑Дону: Феникс, 1997.

Великовский И. Рамзес II и его время. Ростов‑на‑Дону: Феникс, 1997.

Вильхельм Г. Древний народ хурриты. М.: Наука, 1992.

Вернадский Г.В. Древняя Русь. Тверь: Леан‑Аграф, 1996.

Власова М. Новая абевега русских суеверий. СПб.: Северо‑запад, 1995.

Вогэн А.К. Этруски. М.: Крон‑Пресс, 1998.

Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. Ростов‑на‑Дону: Феникс, 1996.

Всемирная история. Тт. 1 – 8. Минск: Литература, 1996.

Галкина Е.С., Кузьмин А.Г. Росский каганат и остров русов // Славяне и русь. М.: Наука, 1999. С. 456 – 481.

Гальфрид Монмутский. Истории бриттов. М.: Наука, 1984.

Гарднер Л. Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа. М.: Вече, 2000.

Герберштейн С. Записки о Московии. М.: Изд‑во МГУ, 1988.

Геродот. История. М.: Ладомир, 1993.

Гибель России. М.: Метагалактика, 1999.

Гиндин Л.А., Цымбурский В.Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М.: Вост. лит‑ра РАН, 1996.

Гобарев В.М. Предыстория Руси. Части I, II. М.: Менеджер, 1994.

Гомер. Илиада. Л.: Наука, 1990.

Голан А. Миф и символ. М.: Русслит, 1993.

Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. Н. Новгород: Русский купец. Братья славяне, 1995.

Гудкова А.В. Группа венедов в низовьях Дуная // Славянская археология. М.: Наука, 1993.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989.

Гумилев Л.Н. Хунны в Китае. СПб.: Абрис, 1994.

Гумилев Л.Н. Хунну. СПб., 1993.

Гурштейн А.А. Извечные тайны неба. М.: Просвещение, 1984.

Гуляев В. Слово о Будинии / На суше и на море. М.: Мысль, 1969.

Гусева Н.Р. Русские сквозь тысячелетия. Арктическая теория. М.: Белые альвы, 1998.

Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.: Прогресс, 1992.

Грузинские народные сказки. Тбилиси, 1992.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Тт. 1 – 4. М.: Прогресс. Универс, 1994.

Демин В.Н. Загадки Русского Севера. М.: Вече, 1999.

Демин В.Н. Тайны земли Русской. М.: Вече, 2000.

Диакон Л. История. М.: Наука, 1988.

Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2‑х томах. М.: Мысль, 1972.

Древняя Русь в свете зарубежных источников. М.: Логос, 1999.

Дюрант В. Жизнь Греции. М.: Крон‑Пресс, 1997.

Дюрант В. Цезарь и Христос. М.: Крон‑Пресс, 1995.

Жак К. Египет великих фараонов. М.: Наука, 1992.

Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, 1991.

Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901 – 1913 гг. М.: Индрик, 1994.

Иванчик А.И. Киммерийцы. М., 1996.

Иордан. О происхождении и деяниях гетов. СПб.: Аллетейя, 1997.

Истомина Э.Г., Николаев А.Н. Валдай. Л., 1988.

История Древней Греции. СПб.: Полигон, 1999.

История Древнего мира. Т. 1. Ранняя древность. М.: Главная ред‑я восточной лит‑ры, 1982.

История Древнего мира. Т. 2. Расцвет древних обществ. М.: Главн. ред‑я вост. лит‑ры, 1989.

Казанцев Н.Н. О происхождении теонима «Гера» // Палеобалканистика и античность. М.: Наука, 1989.

Калевала. Королевские руны. Л.: Гослитиздат, 1956.

Книга тайн. М.: Об‑во по изучению тайн и загадок Земли, 1991.

Классен Е. Новые материалы для древнейшей истории. СПб.: Андреев и согласие, 1995.

Кожинов В.В. История Руси и русского слова. Современный взгляд. М.: Чарли, 2000.

Коковцев П.К. Еврейско‑хазарская переписка в X веке. Л., 1932.

Кузнецов Е.В. Славяне и русы: очерки по истории этногенеза (IV – IX вв.). Изд‑во ННГУ, 1997.

Кузнецов Е.В. Древние русы: миграции. Вып. 1. Арзамас: АГПИ, 1999.

Кузьмин А.Г. Руги и русы на Дунае // Средневековая и новая Россия. СПб., 1996.

Кузьмин А.Г. Одоакр и Теодорих. В сб.: Дорогами тысячелетий. М.: Мол. гвардия, 1987.

Кузьмин А. Неравное равенство // Молодая гвардия. 1994. № 1. С. 198 – 203.

Ламберг‑Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М.: Наука, 1982.

Ларичев В.Е. Мир фантастический, мир реальный // Знание – сила. 1980. № 3.

Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии. М.: Энигма, 1996.

Левандовский А. Карл Великий. М.: Соратник, 1995.

Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. М.: Республика, 1996.

Лесной С. Откуда ты, Русь? Ростов‑на‑Дону: Донское слово, Квадрат, 1995.

Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энц‑я, 1990.

Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996.

Маковский М.М. Удивительный мир слов и значений. М.: Высшая школа, 1989.

Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки. М.: Пангея, 1995.

Мифы народов мира. Тт. 1 – 2. М.: Сов. энц‑я, 1982.

Михеев В.К. Подонье в составе Хазарского каганата. Харьков, 1985.

Нечволодов А. Сказания о Русской земле. Т. 1. М.: Русская энц‑я, 1991.

Николаева Н.А., Сафронов В.А. Истоки славянской и евразийской мифологии. М.: Белый волк, 1999.

Новиков Н. В. Образы восточнославянской сказки. Л., 1974.

О происхождении богов. М.: Сов. Россия, 1990.

Обрядовая поэзия. М.: Современник, 1989.

Откуда есть пошла Русская земля. Века VI – X. Кн.1 – 2. М.: Молодая гвардия, 1986.

От начала начал. Антология шумерской поэзии. СПб.: Центр Петербургское востоковедение, 1997.

Петухов Ю.Д. Дорогами богов. М.: Мысль, 1990.

Петухов Ю.Д. Колыбель Зевса. М.: Метагалактика, 1998.

Плетнева С.А. Хазары. М.: Наука, 1986.

Полибий. Всеобщая история. Т. 1. СПб.: Наука, Ювента, 1994.

Полный церковнославянский словарь. М.: Изд. отд. Московского Патриархата, 1993.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998.

Размышления о России и русских. Вып. 1, 2. М.: АО «Правда Интернэшнл», 1996.

Рак И.В. Мифы Древнего Египта. СПб.: Петро‑риф, 1993.

Ригведа. Мандалы I – IV. М.: Наука, 1989.

Ригведа. Мандалы V – VIII. М.: Наука, 1995.

Русский демонологический словарь. СПб.: Петербургский писатель, 1995.

Русские народные сказки А.Н. Афанасьева. Тт. 1 – 3. М.: Худ. лит‑ра, 1957.

Русь и варяги. М.: Метагалактика, 1999.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994.

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. М.: Наука, 1993.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988.

Сахаров А.Н. «Мы от рода русского». Л.: 1986.

Свод древнейших письменных известий о славянах. Тт. 1 – 2. М.: Вост. лит‑ра РАН, 1994.

Се повести временных лет (Лаврентьевская летопись). Арзамас: АГПИ, 1993.

Скрижинская М.В. Скифия глазами эллинов. СПб.: Алетейя, 1998.

Славяне и Русь: Проблемы и идеи. М.: Флинта, Наука, 1999.

Славянская мифология. М.: Эллис Лак, 1995.

Славянская мифология. Словарь‑справочник. М.: Линор и совершенство, 1998.

Словарь античности. М.: Прогресс, 1989.

Словарь русских личных имен. М.: Русские словари, 1995.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 2. М.: Изд‑во соц.‑экон. лит‑ры, 1959.

Солоневич И. Народная монархия. М.: Феникс, 1991.

Страбон. География. М.: Ладомир, 1994.

Тацит К. Сочинения в 2‑х томах. Л.: Наука, 1969.

Терехин Л. Шкурка белки – дань или гиль? // Литературная Россия. 1994. № 21.

Тит Ливий. История Рима от основания города. Т. 1. М.: Наука, 1989.

Тулаев П. Венеты: предки славян. М.: Белые альвы, 2000.

Успенский Б.А. Экспрессивные выражения и культ матери‑земли // Язык и природа. М.: Знание, 1989.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Тт. 1 – 4. СПб.: Азбука, 1996.

Фаминцын А.С. Божества древних славян. СПб.: Алетейя, 1995.

Фукидид. История. Л.: Наука, 1981.

Хомяков А.С. Сочинения. Т. 1. М.: Медиум, 1994.

Цезарь Ю. Записки Юлия Цезаря. М.: Ладомир‑Наука, 1993.

Церен Э. Библейские холмы. М.: Правда, 1986.

Шамбаров В.Е. Русь: дорога из глубин тысячелетий. М.: Алетейя, 1999.

Шилов Ю.А. Прародина ариев: история, обряды и мифы. Киев: Синто, 1995.

Шубарт В. Европа и душа Востока. М.: Русская идея, 1997.

Щербаков В.И. Века Трояновы. М.: Просвещение, 1995.

Эмери В.Б. Архаический Египет. Пингвин Букс, Лтд.

Этруски: италийское жизнелюбие. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.

Jobes G. Dictionary of mythology. Folklore and symbols. V. 2. N.Y., 1962. Rogers R.W. Cumeiform Parallels of the Old Testament. 2nd ed., New York and Cincinnati, 1926.

Date: 2015-09-02; view: 432; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию