Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4 изучение «чердака»: в чем ценность творческих способностей и воображения 3 page





Душ тоже зачастую ассоциируется с творческим мышлением, помогает дистанцироваться так же, как трубка Холмса или прогулка по парку. (Но при этом придется простоять под душем какое‑то время. Если перед вами стоит задача на три трубки, значит, мокнуть под душем понадобится долго. В таких случаях прогулка гораздо предпочтительнее.) То же самое относится к музыке, скрипке Холмса и походам в оперу, а также к визуально стимулирующей деятельности – например, при рассматривании картинок, вызывающих оптические иллюзии, или произведений абстрактного искусства.

В любом случае нейронная сеть фонового, рассеянного внимания может осуществить свою функцию. По мере того как снижается подавление, сеть внимания берется за то, что нас беспокоит. И, если так можно выразиться, набирает обороты в преддверии того, что будет дальше. В итоге мы с большей вероятностью улавливаем отдаленные связи, активизируем несвязанные воспоминания, мысли и впечатления, способные помочь в данном случае, синтезируем материал, который нуждается в синтезировании. Обработка информации в нашем подсознании – мощный инструмент, главное – предоставить ему время и пространство для работы.

Рассмотрим классическую модель решения задач – метод сложных отдаленных ассоциаций. Посмотрите на эти слова:

 

...

CRAB PINE SAUCE

 

А теперь попробуйте придумать единственное слово, которое можно добавить к каждому из перечисленных, чтобы образовать составное слово или фразу из двух слов.

Справились? Долго пришлось думать? Каким путем вы пришли к решению?

Решить эту задачу можно двумя способами. Один из них – озарение, при котором правильное слово можно увидеть после нескольких секунд поисков, второй – аналитический подход, или перебирание слова за словом, пока какое‑нибудь не подойдет. В данном случае правильный ответ – apple, яблоко (crab apple – дикая яблоня, pineapple – ананас, applesauce – яблочный соус), и найти его можно, либо увидев сразу, либо просмотрев список возможных кандидатов (cake – торт, лепешка? Crabcake, крабовая котлета – они, положим, бывают, но со словом pine торт никак не сочетается. Grass – трава? То же самое, и т. п.). Первый путь – аналог выбора компонентов с противоположных углов «мозгового чердака» и составления из них третьего связанного и вместе с тем несвязанного элемента, который приобретает смысл в тот же момент, как мы видим его. Второй сродни медленному и методичному пересмотру содержимого «чердака», цель которого – перерыть коробку за коробкой, выбросить один несоответствующий объект за другим, пока не найдется тот, с которым выполняются все соответствия [13].

В отсутствие воображения приходится, подобно Ватсону, довольствоваться решением, далеким от идеала. И если Ватсон еще способен в конце концов решить головоломку вроде приведенной выше, со словами, в реальном мире успех ему не гарантирован, поскольку у него нет сформулированной задачи и аккуратно выстроенных в строчку элементов. Он не подготовил необходимое «мыслительное пространство», где может произойти озарение. Он понятия не имеет, какие элементы придется объединять. Другими словами, у него нет никакого представления о задаче.

Даже самый мозг Ватсона действует иначе, чем мозг Холмса, когда требуется найти подход к задаче, будь то составление слов или расследование убийства подрядчика. Сканирование головного мозга доктора показало бы нам, что Ватсон достигнет решения примерно за триста миллисекунд до того, как осознает это сам. Точнее, мы увидим вспышку активности в правой передней височной доле (чуть выше правого уха, в области, вовлеченной в сложные когнитивные процессы) и усиление активности в правой передней верхней височной извилине (в области, которая ассоциируется с восприятием эмоциональной просодии, или ритма и интонаций речи, передающей определенное чувство, а также с обобщением разрозненной информации в сложном языковом восприятии).

Мы сумеем даже предсказать, в правильном ли направлении движется Ватсон, если посмотрим на нейронную активность двух областей, левой и правой височных долей, ассоциирующихся с обработкой лексической и семантической информации, а также среднефронтальной коры, в том числе передней поясной, связанной с переключением внимания и выявлением непоследовательной и конкурирующей активности. Активизация этой последней представляет особый интерес, так как предполагает процесс, благодаря которому можно решить проблему, прежде казавшуюся непостижимой: передняя поясная кора, скорее всего, будет ждать выявления обособленных сигналов мозга, даже слабых (мы о них даже не подозреваем), и обращать на них внимание с целью поиска возможного решения, – так сказать, усиливая ту информацию, что уже имеется, просто недостает последнего импульса, чтобы ее объединить и обработать как единое целое.

Собственно говоря, если бы мы просто сравнивали мозг Ватсона с мозгом Холмса, то обнаружили бы заметные признаки склонности Холмса к подобным озарениям и недостаток таковых у Ватсона – и отсутствие у него мысленной цели, мотивирующей на поиск решений. А именно, мы увидели бы, что в мозге сыщика области правого полушария, связанные с лексической и семантической обработкой, более активны, чем в мозге среднестатистического Ватсона, и что они демонстрируют более рассеянную активизацию зрительной системы.

Что означают эти различия? Правое полушарие головного мозга в большей степени вовлечено в обработку таких свободных или отдаленных ассоциаций, которые часто увязываются воедино в моменты озарений, а левому свойственно сосредоточиваться на более близких и определенных связях. Вероятнее всего, конкретные модели, сопровождающие озарение, подают разуму сигнал готовности к обработке ассоциаций, на первый взгляд вообще не выглядящих ассоциациями. Другими словами, разум, способный находить связи между вроде бы никак не связанной информацией, может обращаться к своей обширной сети мыслей и впечатлений, и выявлять даже неопределенные связи, а затем усиливать их, чтобы распознать их более общее значение, если оно существует. Может показаться, что озарение является из ниоткуда, но на самом деле оно приходит из конкретного места: с «чердака», где обработка информации продолжалась все время, пока вы были заняты другими делами.

Трубка, скрипка, прогулка, концерт, душ – у всего перечисленного есть нечто общее помимо тех критериев, которыми мы пользовались, перечисляя виды деятельности, потенциально полезные для того, чтобы дистанцироваться. Они дают возможность разуму расслабиться. Снимают напряжение. По сути дела, все ранее упоминавшиеся характеристики – несвязанность, необходимость отсутствия чрезмерных и в то же время наличия достаточных усилий – вместе создают подходящую обстановку для нейронной релаксации. Невозможно расслабиться, если при этом работаешь над какой‑нибудь задачей. Расслабиться не получится и в том случае, если деятельность требует слишком значительных усилий. А излишняя расслабленность не обеспечивает должную стимуляцию – наоборот, навевает сон.

Даже если вы так и не пришли к какому‑либо заключению и не сумели составить представление о задаче за то время, пока отдалялись от нее, есть вероятность, что вы вернетесь к своей задаче бодрым, свежим и готовым потратить больше усилий. В 1927 г. гештальт‑психолог Блюма Зейгарник заметила забавную особенность: официанты в одном венском ресторане помнили заказы, пока те выполнялись. Как только заказ был полностью выполнен, он словно стирался из памяти официантов. Обнаружив это, Зейгарник поступила так, как полагается любому увлеченному психологу: вернувшись в лабораторию, она разработала и провела исследование. Группе взрослых и детей давали 18–22 задания, которые требовалось выполнить (задания предусматривали как физическую деятельность, например лепку фигурок из глины, так и умственную, например складывание пазлов), однако выполнение половины этих заданий прерывали, не давая их завершить. В конце эксперимента выяснялось, что его участники запомнили прерванные задания гораздо лучше, чем законченные, – точнее, более чем в два раза лучше.

Зейгарник приписала эти результаты состоянию напряжения, как после фильма с интригующим финалом. Разум зрителя хочет знать, что будет дальше. Ему необходимо завершение. Он стремится прекратить работу, но будет продолжать работать, даже если приказать ему остановиться. Выполняя все прочие задания, он подсознательно будет вспоминать те из них, которые ему так и не удалось закончить. Мы уже сталкивались с этой потребностью в завершенности – стремлением нашего разума положить конец состоянию неопределенности и покончить с незавершенным делом. Эта потребность побуждает нас работать упорнее, лучше, поставив перед собой цель закончить работу. А как нам уже известно, мотивированный разум – гораздо более мощный разум.

Физическое дистанцирование

А если мы, подобно Ватсону, просто не в состоянии представить себе занятие, при котором можно думать о чем‑то другом, даже если мы переберем все варианты из предложенного списка? К счастью, отстраненность – это не только смена деятельности (хотя это один из наиболее легких путей). Другой способ достичь психологической отстраненности – в буквальном смысле слова увеличить расстояние. Физически переместиться в другую точку. Для Ватсона аналогом такого перемещения становятся прогулки по Бейкер‑стрит – вместо того чтобы сидеть в четырех стенах и наблюдать за своим соседом по квартире. Холмс умеет мысленно перенестись в другое место, однако реальное физическое перемещение способно помочь менее волевому человеку и даже самому великому сыщику, когда ждать творческого вдохновения больше неоткуда.

В «Долине страха» (The Valley of Fear) Холмс предлагает вечером вернуться на место расследуемого преступления и оставить отель, где он сделал большую часть умозаключений.

«Вечер в одиночестве!» – восклицает Ватсон, убежденный, что из всех возможных решений это самое неудачное. Чепуха, возражает Холмс. На самом деле это решение весьма показательно. «Я намерен отправиться туда прямо сейчас. Я уже обо всем договорился с достопочтенным Эймсом, у которого, между прочим, есть сомнения относительно Баркера. Проведу вечер в кабинете, посмотрим, не подействует ли его атмосфера на мои умственные способности. Уверен, духи места сего принесут мне озарение. Вы улыбаетесь, друг Ватсон? Что ж, посмотрим» [14]. И Холмс отправляется в кабинет.

Так обретает он вдохновение или нет? Обретает. К следующему утру у него уже готова разгадка. Как такое возможно? Неужели именно пресловутые духи места принесли Холмсу озарение, на которое он рассчитывал?

Вполне возможно. Наше местонахождение влияет на мышление самым непосредственным образом – по сути дела, мы испытываем даже физическое влияние. Вспоминается один из самых известных экспериментов в области психофизиологии – собаки Павлова. Иван Павлов стремился показать, что физический сигнал (в данном случае звук, но его мог заменить некий образ, запах или общее местонахождение) в конце концов способен вызывать такую же реакцию, как и собственно поощрение. Павлов звонил в колокольчик, а потом предлагал собакам еду. При виде пищи у собак, само собой, вырабатывалась слюна. Но довольно скоро слюноотделение стало начинаться уже при звуках колокольчика, еще до того, как собаки успевали увидеть еду или почувствовать ее запах. Звон вызывал предвкушение еды и физическую реакцию на нее.

Теперь нам уже известно, что усвоенные ассоциации такого рода свойственны не только собакам. Люди постоянно, не задумываясь, выстраивают такие связи, в итоге самые безобидные события вроде звонка вызывают предсказуемую реакцию у нас в мозге. Например, когда мы входим в кабинет врача, одного запаха достаточно, чтобы вызвать нервную дрожь, и не потому, что нам предстоит какая‑нибудь болезненная процедура (возможно, мы просто зашли занести какие‑то справки), а потому, что мы научились ассоциировать данную конкретную обстановку с тревогой, которой неизбежно сопровождается визит к врачу.

Власть усвоенных ассоциаций проявляется повсюду. К примеру, мы лучше вспоминаем материал в том месте, где мы впервые с ним познакомились. Студенты, сдающие экзамен в той же аудитории, в какой занимались в течение семестра, обычно справляются лучше, чем когда экзамен приходится сдавать в совершенно новой обстановке. Верно и обратное: если какое‑либо место ассоциируется у нас с раздражением, скукой или отвлекающими моментами, оно не подходит для усердной учебы.

На всех уровнях, как физических, так и нейронных, местонахождение связано с воспоминаниями. Места ассоциируются с теми видами деятельности, которая там производится, и разрушить эту связь поразительно трудно. К примеру, если смотреть телевизор, лежа в постели, то заснуть потом бывает непросто (конечно, если вы не привыкли засыпать за просмотром телепередач). Если весь день сидишь за одним и тем же столом, трудно преодолеть мыслительный ступор в случае его возникновения.

Связь между мышлением и местонахождением объясняет, почему так много людей не в состоянии работать дома – им требуется определенная офисная обстановка. Они не привыкли работать дома, их отвлекают самые обычные дела, которыми они привыкли заниматься в домашних условиях. Эти нейронные ассоциации отнюдь не способствуют достижениям – точнее, достижениям, связанным с работой. В памяти просто нет соответствующих следов, а если и есть, то не те, что вам требуется активизировать. Этим объясняется еще один эффект от ходьбы. Поддаться контрпродуктивному образу мышления гораздо сложнее, если вокруг постоянно меняются пейзажи.

Местонахождение влияет на мышление. Смена места подает нам, если так можно выразиться, сигнал мыслить иначе. При этом наши укоренившиеся ассоциации становятся неуместными, в итоге появляется возможность сформировать новые, исследовать образы и пути мышления, которыми мы прежде не пользовались. Если привычное место тормозит наше воображение, то, избавившись от усвоенных рамок, мы наконец даем воображению волю. У нас уже нет ни обременительных воспоминаний, ни нейронных связей, которые вмешиваются и стесняют нас. В этом и заключается суть тайного звена между воображением и физической дистанцией. Важнее всего то, что изменение физической перспективы может спровоцировать изменение умственной перспективы. Это полезно даже Холмсу, которого, в отличие от Ватсона, незачем брать за руку и силой уводить с Бейкер‑стрит, чтобы дать возможность воспользоваться преимуществом дистанцирования.

Вернемся еще раз к «Долине страха» и странному стремлению Холмса провести ночь в одиночестве в комнате, где было совершено убийство. Если принять во внимание связь между местонахождением, памятью и дистанцированием в воображении, вера Холмса в духов места уже не выглядит столь странной. Холмс вовсе не считает, что сумеет воссоздать события, просто очутившись в комнате, где они произошли; нет, он рассчитывает сделать именно то, о чем мы только что говорили, – спровоцировать смену перспективы, сменив собственное местонахождение, – просто в данном случае это специфическое место и специфическая перспектива – люди, причастные к преступлению. Поступая таким образом, сыщик позволяет воображению сойти с привычного пути его, Холмса, собственного опыта, воспоминаний и связей и отправиться путем упомянутых людей. С чем могла бы ассоциироваться эта комната у них? Какой ход мыслей она могла бы им подсказать?

Холмс сознает и необходимость понять образ мысли действующих лиц этой драмы, и в то же время трудности, связанные с подобными попытками, любой элемент которых может завести не туда. А когда требуется абстрагироваться от всей информации и сосредоточиться на основных деталях так, как это, скорее всего, сделали бы основные действующие лица событий, что может быть лучше, чем провести одинокий вечер в комнате, где было совершено преступление? Разумеется, там Холмсу понадобится вся его наблюдательность и воображение, но теперь у него есть доступ к той картине и ее элементам, которая была перед глазами тех, кто присутствовал при самом преступлении, что даст сыщику дополнительную опору для построения выводов.

И в самом деле, именно в том кабинете Холмс впервые замечает одну гантель и сразу предполагает, что пропавшая вторая должна иметь некое отношение к развитию событий, в этой же комнате он вычисляет наиболее вероятное местонахождение второй гантели – где‑то за единственным окном, в которое ее, скорее всего, бросили. Покинув кабинет, Холмс отказывается от прежних выводов, касающихся развития событий. Находясь в кабинете, он сумел лучше понять ход мысли действующих лиц и при этом прояснил для себя элементы дела, которые прежде оставались туманными.

В этом смысле Шерлок Холмс обращается к принципу контекстуальной памяти, который мы только что рассмотрели, – пользуется контекстом, чтобы выбрать перспективу и направить туда воображение. Что, скорее всего, делал бы и о чем думал в данной комнате, в конкретное время суток человек, совершавший (или только что совершивший) преступление?

Если бы Холмс не изменил физической дистанции, его воображение могло снова дать сбой, как происходило до того вечера: ему никак не удавалось представить себе действительный ход событий как один из возможных вариантов. Нас редко учат смотреть на мир глазами другого человека, причем делать это на базовом уровне, шире, чем позволяют рамки обычного общения. Как мог бы истолковать некую ситуацию другой человек, причем истолковать иначе, нежели мы? Как бы он мог действовать при конкретных обстоятельствах? О чем он мог думать при определенных условиях? Мы нечасто задаемся подобными вопросами.

В сущности, мы настолько плохо подготовлены к действительному принятию чужой точки зрения, что когда от нас однозначно требуется именно так и поступить, мы все равно остаемся на эгоцентрических позициях. В одной серии исследований ученые обнаружили: испытуемые принимали чужую точку зрения, просто подстраивая к ней свою. Причем принципиальной разницы между людьми, как оказалось, нет, вопрос только в степени: все мы склонны выбирать точкой отсчета свой собственный взгляд, а затем слегка корректировать его, двигаясь в каком‑либо направлении, вместо того чтобы менять взгляды полностью. Более того, как только мы приходим к оценке, которая нас устраивает, мы перестаем размышлять о ней, считая задачу решенной. Мы успешно восприняли требуемую точку зрения. Эта тенденция известна под названием «разумной достаточности», или «достовлетворительности» (по‑английски satisficing – от слов sufficing – «достаточный» и satisfying – «удовлетворительный»): искажение ответа, отклонение приемлемых ответов на вопрос в эгоцентрическую сторону. Как только мы находим ответ, который удовлетворяет нас, мы прекращаем поиски независимо от того, является ли найденный ответ идеальным или хотя бы относительно точным. (К примеру, в недавнем исследовании поведения в интернете участники явно находились под значительным влиянием существующих личных предпочтений в оценке сайтов и пользовались этими предпочтениями как точкой отсчета с целью сокращения количества просмотренных сайтов и ускорения поиска. В итоге участники исследования зачастую обращались к уже известным сайтам вместо того, чтобы без спешки оценить потенциал новых источников информации, и сосредоточивали внимание на цитатах, выданных поисковой машиной, вместо того чтобы зайти на сами сайты и только тогда принять решение.) Эта склонность к эгоцентрическому ответу в поисках «разумной достаточности» особенно выражена в тех случаях, когда вероятный ответ встречается в самом начале процесса поисков. Тогда мы считаем свою задачу выполненной, даже если на самом деле она далека от завершения.

Смена перспективы и физического местонахождения довольно простым способом вынуждают проявлять вдумчивость. В таких случаях нам приходится заново рассматривать мир, смотреть на вещи под иным углом. Иногда такая смена перспективы может дать толчок, необходимый для принятия трудного решения или пробуждающий креативность там, где ее прежде не было. Вспомним известный эксперимент, разработанный и поставленный Норманом Майером в 1931 г. Участника эксперимента приводили в комнату, с потолка которой свисали две бечевки. Задачей участника было связать эти две бечевки вместе. Но, держа в руке конец одной бечевки, дотянуться до второй было невозможно. В комнате имелось также еще несколько предметов: шест, электрический удлинитель и клещи. Как поступили бы вы?

Большинство участников орудовали шестом или удлинителем, пытаясь дотянуться до конца одной бечевки, в то же время удерживая другую. Оказалось, это не так‑то просто.

Самое элегантное решение?

Привязать клещи к концу одной бечевки, раскачать ее как маятник и поймать, когда она будет пролетать близко к вам, пока вы удерживаете конец другой бечевки. Просто, быстро, изобретательно.

Однако лишь немногие люди в пылу решения задачи способны представить себе смену назначения предмета (в нашем случае – понять, что клещи можно использовать не только как клещи, но и как груз, привязанный к бечевке). А те, кто решил задачу, отличались от остальных только тем, что сумели абстрагироваться. Они взглянули на задачу в буквальном смысле слова на расстоянии. Увидели ее целиком, а затем попытались представить себе, как заставить работать ее компоненты. Одним решение далось естественно, другим – благодаря подсказкам автора эксперимента, который словно случайно задевал одну из бечевок и раскачивал ее (этого действия хватало, чтобы решение с клещами само собой приходило в голову участникам эксперимента). Но никому так и не удалось решить задачу без сдвига в сознании, пусть даже небольшого, без смещения точки зрения, или, пользуясь терминами Тропа, без перемещения от конкретного (клещи) к абстрактному (груз для маятника), от деталей головоломки к головоломке в целом. Ни в коем случае не следует недооценивать такую эффективную подсказку, как физическая перспектива. Как говорит сам Холмс в «Загадке Торского моста» (The Problem of Thor Bridge), «стоит только измениться вашей точке зрения, как именно то, что ранее казалось изобличающей уликой, станет ключом к разгадке» [15].

Дистанцирование с помощью ментальных приемов

Вернемся еще раз к сцене из «Собаки Баскервилей», которую мы уже обсуждали. После первого визита доктора Мортимера доктор Ватсон покидает Бейкер‑стрит и направляется в свой клуб. А Холмс остается сидеть в кресле, где Ватсон и находит его, вернувшись домой около девяти вечера. Неужели Холмс весь день не сходил с места? Об этом Ватсон и спрашивает его. «Вот и нет, – отвечает Холмс, – я успел побывать в Девоншире». Ватсон и бровью не ведет. «Мысленно?» – уточняет он. «Совершенно верно», – отвечает сыщик.

Так чем же все‑таки занимается Холмс, сидя в кресле и мыслями пребывая вдали от окружающей действительности? Что происходит в его мозге и почему воображение как инструмент настолько эффективно и является таким важным элементом мыслительного процесса, что Холмс едва ли когда‑нибудь откажется от него? Мысленные путешествия Холмса можно называть по‑разному, но чаще всего их именуют «медитацией».

При слове «медитация» большинству людей представляются монахи, мастера йоги и т. п. – словом, что‑то из области спиритуализма. Но этим значение слова «медитация» не исчерпывается. Холмс не монах и не практикует йогу, однако понимает, что представляет собой медитация – простое умственное упражнение с целью очищения разума. Медитация – не что иное, как спокойное дистанцирование, необходимое для целостного, творческого, наблюдательного и вдумчивого мышления. Это способность создавать дистанцию во времени и пространстве между вами и всеми проблемами, которые вы пытаетесь решить исключительно в уме. Вопреки распространенным представлениям, для этого даже не требуется отрешиться от всех мыслей и ощущений: направленная медитация способна подвести к конкретной цели или привести к месту назначения (например, в Девоншир), если разум не отвлекается ни на что другое или, точнее, до тех пор пока разум абстрагируется от всех отвлекающих моментов и продолжает абстрагироваться от них по мере возникновения этих отвлекающих моментов (поскольку они будут неизбежно возникать).

В 2011 г. ученые из Университета Висконсина исследовали группу людей, не имеющих привычки медитировать. Участников эксперимента проинструктировали следующим образом: им было предложено расслабиться с закрытыми глазами и сосредоточиться на собственном дыхании или на кончике носа. Если у них возникали какие‑то мысли, им советовали признать, что эти мысли появились, и просто отвлекаться от них, мягко напомнив себе о необходимости следить за дыханием. На протяжении пятнадцати минут участники эксперимента пытались следовать этим рекомендациям. Затем группу делили на две подгруппы: для одной было предусмотрено девять 30‑минутных занятий медитацией с инструктором, общей продолжительностью курса пять недель, а вторая группа могла посещать такие же занятия, но уже после завершения эксперимента. По истечении пяти недель все участники во второй раз проходили оценку мышления.

Во время каждого занятия ученые оценивали с помощью энцефалографии электрическую активность мозга. Результаты оказались поразительными. Несмотря на краткий период обучения, в среднем 5–16 минут тренировок и практики в день, занятия медитацией вызвали изменения на нейронном уровне. Ученых особенно заинтересовала фронтальная асимметрия ЭЭГ – рисунок, обычно коррелирующий с положительными эмоциями. Она проявлялась после семидесяти и более часов применения вдумчивых медитативных техник. Если до начала занятий между двумя группами не наблюдалось различий, то к концу исследования те участники, которые присутствовали на дополнительных занятиях, продемонстрировали асимметрию со сдвигом влево, коррелирующую с позитивным эмоциональным состоянием и ориентацией на решение задач; неоднократно отмечалось, что такие состояния связаны с ростом творческих способностей и развитием воображения.

Что это означает? Во‑первых, в отличие от предыдущих исследований медитации, требовавших весьма существенных затрат времени и сил, этот эксперимент не требовал значительных затрат ресурсов, тем не менее он дал поразительные с точки зрения нейробиологии результаты. Более того, процесс подготовки характеризовался предельной гибкостью: участники сами могли решать, когда получать указания и когда заниматься. И, что, возможно, еще важнее, участники сообщали о резком росте спонтанной пассивной практики, когда, не принимая осознанного решения медитировать, в никак не связанных с психологическими занятиями ситуациях они вдруг обнаруживали, что действуют согласно указаниям, полученным на занятиях.

Да, это всего лишь одно исследование. Но были и другие. Предшествующие опыты показали: обучение медитации способно влиять на сеть фонового режима работы мозга, ту самую сеть рассеянного внимания, о которой мы уже говорили, способствующую творческим озарениям и помогающую нашему мозгу прослеживать отдаленные связи, пока мы заняты чем‑то совершенно другим. У людей, которые медитируют регулярно, обнаружен рост функциональной связности сети в состоянии покоя – по сравнению с теми, кто не занимается медитацией. Более того, в одном эксперименте, исследуя воздействие медитации в течение восьми недель, ученые обнаружили изменения в плотности серого вещества у группы начинающих медитирующих (то есть тех, кто не практиковал медитацию до начала исследования) по сравнению с участниками из контрольной группы. Отмечалось увеличение плотности гиппокампа левого полушария, коры задней части поясной извилины, височно‑теменного стыка и мозжечка – областей, задействованных в обучении и запоминании, регулировании эмоций, обработки человеком информации, относящейся к нему самому, и умении смотреть в перспективу. Гиппокамп, кора задней части поясной извилины и височно‑теменной стык образуют вместе нейронную сеть, которая поддерживает в том числе самопроекцию, включая мысли о гипотетическом будущем, взгляд в перспективу, рассмотрение чужой точки зрения – другими словами, именно тот вид дистанцирования, о котором идет речь.

Медитация – один из способов мышления. К счастью, привычке дистанцироваться свойственно подкреплять саму себя. Она входит в арсенал ментальных техник, помогающих привести себя в подходящее психофизическое состояние, чтобы достичь дистанции, необходимой для вдумчивого творческого мышления. Медитации не так сложно научиться, а список ее применений значительно шире, чем принято считать.

Возьмем, к примеру, Рэя Далио. Далио медитирует почти каждое утро – иногда перед работой, иногда в своем офисе, прямо за письменным столом: он откидывается на спинку стула, закрывает глаза, сцепляет пальцы. Больше ему ничего не требуется. «Это просто умственное упражнение, помогающее очищать разум», – сказал он в интервью журналу New Yorker.

Далио не из тех, о ком вспоминаешь в первую очередь, задавшись целью перечислить мастеров медитации. Он не монах, не поклонник йоги, не хиппи и не приверженец идей нью‑эйдж, он не проявляет интереса к исследованиям в области психологии. Далио – основатель крупнейшего в мире хеджингового фонда Bridgewater Associates, человек, у которого нет лишнего времени, зато есть множество способов потратить имеющееся. Однако он сознательно предпочитает посвящать часть каждого дня медитации в ее самом широком и классическом смысле.

Когда Далио медитирует, он очищает разум. Готовит его к новому дню, расслабляясь и оттесняя на периферию все мысли, которые в противном случае беспокоили бы его в последующие часы. Да, может показаться странным его стремление тратить часть дня на занятие, которое отнюдь не выглядит продуктивным. Однако минуты, проведенные в пространстве собственного разума, на самом деле повышают работоспособность Далио, способствуют гибкости, воображению, проницательности. Словом, медитация помогает ему успешнее принимать решения.

Date: 2015-09-02; view: 195; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию