Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Несколько бесплатных советов





Как в свое время сказал Жан Жак Руссо: «Хула – очень удобная вещь: нападают с помощью одного слова, а нужны целые страницы для защиты». Итак, если вы стали объектом информационной атаки «активного мероприятия», то первое, что необходимо сделать, – успокоиться, расслабиться и постараться не делать резких движений и заявлений. Оправдываться и судиться, как правило, бесполезно. Это приведет только к лишней трате денег и времени. Опровержения у нас никто не читает, а оправдания еще больше вызывают подозрения народных масс. Судиться в России могут позволить себе лишь две категории граждан – либо напрочь отмороженные, либо очень богатые. Первые будут судиться до потери пульса, только из принципа. У вторых от обилия крупных купюр нарушено адекватное восприятие действительности. Да, можно попытаться задавить связями, дать взятку судье, арестовать счет в банке… Но, кроме утехи самолюбию, это ничего не даст. Отечественные журналюги так отточили свой стиль, что наказать их в судебном порядке практически невозможно. Да и в случае вашей победы это мало что изменит. Так, например, Иосиф Кобзон победил в судах все газеты, однако визы в Штаты ему все равно не дали.

Второе: чтобы эффективно ответить вашим недругам, надо вычислить «заказчика» и четко понять, почему «заказали» именно вас. «Активные мероприятия» – вещь достаточно затратная. Оценить степень недовольства вами оппонентов и прикинуть финансовые ресурсы, которые они готовы заплатить за ваше испорченное настроение, можно достаточно точно, зная тарифные расценки СМИ, тиражирующих наглые пасквили в ваш адрес.

В‑третьих, следует поработать как с журналистом, так и с возможным посредником размещения компромата. Журналистский мирок достаточно тесен, и там все друг про друга знают. Многие пиарщики дружат между собой, и всегда есть вероятность утечки информации о ваших обидчиках. Можно попытаться просто перекупить журналиста, а еще лучше редактора издания. Эти ренегаты и сольют вам все по полной программе: что, кто, как.

С ответным ударом тоже не стоит торопиться.

Во‑первых, нужно просчитать все хитросплетения личных и коммерческих отношений ваших оппонентов, кто может выступить на их стороне, а кто будет только рад такому исходу.

Во‑вторых, попытаться заручиться поддержкой врагов и конкурентов ваших оппонентов.

В‑третьих, проанализировать, обнародование какой именно информации нанесет вашим противникам максимальный ущерб.

В‑четвертых, найти все возможные источники компрометирующей информации.

И, наконец, просчитать все возможные последствия своего активного мероприятия, и если последнее слово явно останется за вами, то тогда – вперед. Ответный удар должен быть такой, что навсегда отобьет у оппонента всякую охоту когда‑либо появляться на вашем пути.

Если обратиться к отечественной истории, то в качестве примера творческого противодействия «активным мероприятиям» оппонентов можно привести случай, который произошел в конце 80‑х годов в Москве. Редакция одной газеты, славившейся своей патологической ненавистью к органам госбезопасности, разместила на своих страницах объявление от имени несуществующей школы по подготовке «рыцарей плаща и кинжала». Данное учебное заведение якобы предлагало свои услуги по подготовке профессиональных диверсантов, в качестве контактного телефона для желающих был дан телефонный номер одного из подразделений КГБ СССР. Естественно, что когда чекистов стали одолевать звонки от желающих повысить свою квалификацию, то они без труда установили, откуда в их сторону дует ветер, но самое интересное не это.

К ответной акции подошли с юмором. На «засвеченный» телефон повесили автоответчик, который милым женским голосом извинялся за то, что с данного адреса фирма переехала, и просил перезвонить по новому номеру телефона. Новый номер был домашним телефоном главного редактора «шутливой» газеты.

В качестве еще одного примера грамотной работы можно привести эпизод из книги В.В. Путина «От первого лица»: «Допустим, группа диссидентов собирается в Ленинграде проводить какое‑то мероприятие, приуроченное к дню рождения Петра Первого. Диссиденты в Питере в основном к таким датам свои мероприятия приурочивали. Еще они любили юбилеи декабристов. Задумали, значит, мероприятие с приглашением на место события дипкорпуса, журналистов, чтобы привлечь внимание мировой общественности. Что делать? Разгонять нельзя, не велено. Тогда взяли и сами организовали возложение венков, причем как раз на том месте, куда должны были прийти журналисты. Созвали обком, профсоюзы, милицией все оцепили, сами под музыку пришли. Возложили. Журналисты и представители дипкорпуса постояли, посмотрели, пару раз зевнули и разошлись. А когда разошлись, оцепление сняли. Пожалуйста, идите кто хочет. Но уже неинтересно никому».

(От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным. – М., Вагриус, 2000)

Если говорить о проведении заказных «активных мероприятий», то с определенной долей обобщения можно выделить следующие категории их направленности:

– информационные войны между государствами;

– информационные войны между финансово‑промышленными группами;

– информационные войны между властью и финансово‑промышленными группами;

– информационные войны между властью и оппозицией, которую, в свою очередь, поддерживают определенные финансово‑промышленные группы (иностранные государства);

– информационные войны, инспирированные противостоянием разных сегментов власти, поддерживающих различные финансово‑промышленные группы (иностранные государства).

Еще В.И. Ленин в своих трудах отмечал, что политика является концентрированным продолжением экономики. Если же попытаться построить причинно‑следственные связи исследуемых политических событий, то это становится еще более ясно.

«Активные мероприятия» могут быть направлены на нанесение прямого экономического ущерба. Так, например, в июле 1997 года Дж. Сорос предпринял успешную информационную атаку против национальной валюты ряда стран Азиатско‑Тихоокеанского региона – Малайзии, Индонезии, Сингапура и Филиппин.

В итоге произошел скачок цен, национальные экономики этих стран были отброшены в своем развитии на 10‑15 лет, а в Индонезии к маю 1998 года начался просто хаос.

Журнал «Эксперт» № 42 от 03.11.1997 г. так описывает эту ситуацию: «Еще осенью 1996 года появлялись сообщения, что группа фондов Дж.Сороса мобилизует ресурсы для атаки на гонконгский доллар. Глава финансового ведомства Гонконга Дональд Цэн вызвал к себе представителей Сороса и ознакомил их с планами защиты гонконгского доллара в случае атак на него. Планы эти произвели на гостей такое впечатление, что они дали обещание не нападать на гонконгскую валюту. Но атаки на гонконгский доллар все же состоялись, и их эффект оказался оглушительным, превыше ожиданий: кризис затронул не только Гонконг, но и весь мир».

Следующим объектом воздействия впавшего в головокружение от успехов господина Сороса был Китай. И вот тут‑то, как говорил всенародно любимый кино герой Глеб Жеглов, «промашка у вас, граждане, вышла»…

Учтя печальный опыт стран Юго‑Восточной Азии, Китай серьезно готовился к предстоящему кавалерийскому наскоку Сороса и встретил его во всеоружии.

В ходе информационного противоборства с США китайским специалистам удалось правильно определить точное время нападения Сороса на китайский фондовый рынок и полностью «переиграть» американцев в финансовой сфере в период азиатского кризиса 1997– 1998 гг.

Проведение китайскими специалистами контрмер заключалось в нейтрализации финансовых атак Сороса на китайском фондовом рынке (поочередной игре на «повышение» или «понижение» путем скупки или, наоборот, экстренной продажи ценных бумаг). Полностью блокировались специально распространяемые Соросом слухи в мировой информационной среде о неустойчивости китайского юаня.

Была предпринята и информационная атака на Нью‑йоркскую фондовую биржу, которая осуществляет более 70% всех операций с акциями в США и является крупнейшей в мире. Тревожный сигнал об ответном китайском ударе прозвучал для США 27 октября 1997 года, когда курс акций на Нью‑йоркской фондовой бирже обрушился на 554,6 пункта. Это было наибольшее в истории падение акций американских компаний со времен «великой депрессии» 1929 года. В итоге акции американских «голубых фишек» значительно обесценились.

Вскоре китайцы практически полностью разорили Сороса. Его ведущий фонд был просто ликвидирован, а два мелких объединены.

Поэтому когда кто‑то говорит, что все «это чистая политика», он по меньшей мере лукавит, ну а если не лукавит, то…

Сакраментальный российский вопрос: «А кому же это экономически выгодно?» помогает с большой степенью уверенности выявить истинных заказчиков того или иного политического явления. Вот поэтому и гремят информационные войны, отодвигая от кормушки одних и приближая к ней столь же «хороших» других. В России, как и во всем мире, информационные войны имеют под собой в первую очередь экономические основания – установление своего контроля над сектором экономики или финансового рынка. Или наоборот – защита своего места под солнцем от слишком уж шустрого конкурента.

Конечно, бывают скандалы, которые возникают самопроизвольно. Иногда, преследуя свой узкокорыстный интерес, их поднимают на щит и развивают по нарастающей, но в большинстве случаев они заканчиваются, так и не начавшись. Катализатором подобных явлений является в основном финансовая подпитка, а так как говорить о самоокупаемости многих СМИ было бы весьма опрометчиво, то вывод делайте сами.

Кстати, в последнее время российская общественность настолько привыкла к тому, что практически все скандалы заказные, что даже то, что не является рукотворным, часто воспринимают как «заказуху». Как говорится: «Все подумали, что всплыла правда, но по запаху поняли, что ошиблись».

В регионах информационные конфликты очень редко бывают масштабными и затяжными. Это и понятно, финансовые ресурсы заказчиков весьма ограничены, да и цели в них преследуются в основном оперативно‑тактические. «Бои местного значения» становятся всероссийским достоянием только в том случае, если куски делимой собственности настолько значительны, что вызывают интерес столичных структур.

В основном «активные мероприятия» в регионах решают две типовые задачи.

1. От объекта информационной атаки требуется выполнение определенных действий в интересах инициатора «активки».

2. Объект хотят просто хотят убрать с дороги без применения силовых методов. В последнем случае самой благодарной аудиторией этой информации являются, как правило, местные правоохранительные органы и спецслужбы.

Если попытаться проследить историческую перспективу «активных мероприятий», то без труда можно отметить, что попытки переломить ход событий в свою пользу с помощью различных информационных технологий предпринимались с самого момента зарождения человеческого общества. Для того чтобы подтвердить этот тезис, достаточно просто перелистать Библию или нетленное произведение китайского философа Сунь Цзы «Искусство войны». Очень детально и весьма квалифицированно методики информационной войны описаны в «Протоколах сионских мудрецов».

В практическом плане стоит отметить профессионально подготовленные и квалифицированно исполненные «активные мероприятия» американской разведки против СССР: «вброс» на заседание ООН смонтированной в нужном русле записи переговоров центра управления полетами и пилота истребителя, сбившего в 1983 году южнокорейский «Боинг»; кампания по обвинению болгарских и, соответственно, советских спецслужб в покушении на Папу Римского и многое‑многое другое.

Справедливости ради в качестве весьма эффективного аппарата «активных мероприятий» также можно упомянуть Службу «А» («активные мероприятия») Первого главного управления КГБ СССР. Несмотря на свою малочисленность (ее аппарат составлял около ста человек), эта служба добивалась значительных успехов в своей деятельности, в отличие от огромного и неповоротливого отдела внешнеполитической пропаганды ЦК КПСС. Основные действия Службы «А» были направлены на дискредитацию всех аспектов американской политики, создание условий для конфликтов между США и их союзниками по НАТО, одним из направлений работы была и всесторонняя информационная поддержка западных движений сторонников мира. В качестве наиболее успешных акций ПГУ можно привести распространение информации о том, что вирус СПИД имел непосредственное отношение к американским военным биолабораториям, а также активное муссирование версий о причастности ЦРУ к убийству Патриса Лумумбы, Мартина Лютера Кинга и Улофа Пальме.

Кстати, скандал, разразившийся вокруг применения американцами на территории бывшей Югославии боеприпасов с низкообогащенным ураном, приобрел столь широкий резонанс явно не без участия сотрудников соответствующих подразделений российской внешней разведки.

Да и случай с опубликованием именно в России мемуаров бывшего сотрудника английской разведки MI‑6 Ричарда Томлипсона «Большой провал», скорее всего, можно расценивать как «наш ответ Керзону» на книгу К. Эндрю и О. Гордиевского по истории советской разведки. У ребят из Ясенева в этом отношении всегда была очень хорошая память.

К тому же в связи с ростом профессионализма российской организованной преступности многие специалисты, в частности ныне, к сожалению, уже покойный С.С. Овчинский, открыто ставят вопрос об использовании методик «активных мероприятий» (ранее свойственных в основном спецслужбам) органами Министерства внутренних дел и Федеральной службы налоговой полиции.

В последнее время в связи с развитием технического прогресса технологии «активных мероприятий» становятся все более и более изощренными. И если ранее шекспировскому Яго для компрометации Дездемоны в глазах объекта информационной атаки Отелло достаточно было просто шепнуть ему об этом на ухо, то сегодня, скорее всего, эти сведения были бы размещены на одном из интернетовских сайтов.

Первым догадался использовать «всемирную паутину» для «активных мероприятий» американский прокурор Кеннет Старр, именно благодаря ему весь мир смог детально ознакомиться с трогательной историей любви практикантки Белого дома Моники Левински, а также тщательно изучить отдельные особенности анатомического строения президента Соединенных Штатов Б. Клинтона.

Но не ко всем компроматчикам американская Фемида столь благосклонна. В 2002 году 68‑летний обитатель одного из американских домов престарелых Пол Таммель провел три с половиной месяца в тюрьме за создание компромат‑сайта о соседях и персонале своего последнего пристанища. Этот отчаянный смельчак сделал достоянием гласности информацию о том, что его недруги сговорились не давать ему спать по ночам, вызвав этим у него «сексуальное расстройство».

Разгневанная администрация богадельни добилась того, чтобы диссидент‑правозащитник был отправлен в тюрьму штата. Американские борцы за свободу слова пытались защитить дедушку, но безжалостное империалистическое правосудие было непоколебимо.

Днем рождения российского сетевого компромата можно считать 26 ноября 1998 года – именно в этот пасмурный день и появился сайт «Коготь», сразу же оперативно закрытый российскими спецслужбами. Информационное наполнение сайта состояло из восемнадцати файлов, содержавших в себе сводки прослушивания телефонных переговоров чиновников и политиков высокого ранга.

По информации Интернет‑провайдеров, российские информационные узлы политической и экономической направленности, а также сайты средств массовой информации посещает более 1 000 000 человек. Это говорит о том, что уже сегодня число русскоязычных пользователей Интернета позволяет серьезно использовать его возможности для ведения масштабных информационных войн.

Для российских технологов «активных мероприятий» Интернет интересен еще и тем, что он является входным информационным каналом для определенной целевой аудитории. Каждый пользователь сети в процессе общения со своим окружением становится передатчиком (транслятором) полученной информации. Отдельные категории интернетовской аудитории, такие, например, как журналисты, способны многократно усилить волну от брошенного в информационное море камешка{Исследования показывают и другую статистику – более двух третей посетителей русского сегмента Интернета появляются там только затем, чтобы полюбоваться на бесплатные порнокартинки, обогатить память свежим нецензурным анекдотом да потрепаться о своих интимных проблемах в чатах.|Однако огромный потенциал для «Интернет‑активок» все‑таки есть, ведь ключевое слово «компромат» по частоте поиска занимает почетное четвертое место, сразу после таких излюбленных нашим народом поисковых реквизитов, как «порно», «секс» и «анекдот». Политические психологи объясняют это тем, что многие российские пользователи Интернета, донельзя измученные заумными и популистскими заявлениями отечественных политиков, явно и подсознательно жаждут сеанса их принудительного стриптиза, желая, чтобы деятелей, чьими фейсами и перлами изобилует окружающая среда, хотя бы в сети вывернули наизнанку, раздев до исподнего…}. Как пример можно привести все тот же «Коготь», число его посетителей было невелико, но широким читательским массам он стал доступен благодаря публикациям его данных в газетах «Московский комсомолец» и «Московские новости».

Это еще раз подтверждает тезис о том, что в кризисных ситуациях даже небольшие информационные выбросы способны привести к весьма серьезным результатам. В качестве еще одного высокоэффективного «активного мероприятия» можно привести сайт «Коготь‑2». Размещенная на нем информация была посвящена различным деяниям тогдашнего хозяина Красноярского алюминиевого завода Анатолия Быкова. Но вот что показательно: если для широкой российской публики это была лишь очередная сенсация, быстро вытесненная новыми скандалами, то в Красноярском крае акция дала совершенно определенный политический и экономический результат.

Несмотря на то, что степень достоверности размещенных на сайте данных рядовому обывателю оценить было весьма проблематично, обсуждение этой информации в самом Красноярске в течение всего 2‑3 недель коренным образом изменило местное общественное мнение. По результатам социологических опросов еще в январе 1999 года красноярцы «в среднем» крайне негативно оценивали эффективность деятельности своего губернатора. Но после размещения всего нескольких страниц текста авторитет Лебедя значительно укрепился, а его оппонент Быков утратил свои доминирующие позиции в информационной войне против «чужака» – губернатора. Масштаб последствий этого низкозатратной «активки» на многих произвел весьма сильное впечатление.

Весьма показателен рост профессионализма создателей Интернет‑компромата. Если первый «Коготь» был обнаружен и закрыт в течение суток, то «Коготь‑2» просто так закрыть было уже нельзя, так как он располагался на сервере, находившемся далеко за пределами нашей родины.

Для раскрутки сайта была проведена предварительная «двухходовая» реклама: сначала в наиболее посещаемых местах русскоязычного Интернета появились рекламные баннеры, ведущие к некой заметке на сервере http://List.ru. Эта заметка сообщала о появлении нового сайта и отсылала пользователей непосредственно на «Коготь‑2».

Но отечественные самоделкины не привыкли останавливаться на достигнутом. Так, например, летом 1999 года в Интернете появился сайт http://sbinfo.sm.com, в котором каждый желающий мог найти достаточно неприглядную информацию о личной жизни одного из самых влиятельных банкиров России – председателя правления Сбербанка Андрея Казьмина.

Данная акция явно была направлена на дискредитацию не только самого Казьмина, но и всей могущественной империи Сбербанка.

Рассмотрим этот случай более подробно. Так, например, анонимные создатели сайта уверяют, что «в Сбербанке давно ходят слухи, что самое богатое и формально государственное кредитное учреждение стало для его председателя чем‑то вроде семейного бизнеса. И что председатель уже перестал скрывать практически семейные отношения со своим первым замом Аллой Алешкиной. Эта дама прибыла в Москву из Куйбышева в 1980 году и сделала в Сбербанке блестящую карьеру. Причем в карьере этой были такие повороты, что мало не покажется никому».

Модель доказательной базы, которую авторы сайта используют для проведения своей «активки», основана на симбиозе оперативной и открытой информации. Так, например, явные результаты наружного наблюдения – сведения о совместном посещении объектами квартиры по Большому Козловскому переулку, куда утром за ними приходят служебные авто, дополнены данными бюро технической инвентаризации о самой квартире (площадь 110 кв.м, евроремонт, джакузи) и перемежаются с агентурной информацией о средствах для покупки квартиры (кредит Сбербанка). И, наконец, как апофеоз ссылка на публикацию в «Парламентской газете»: «Весной 1996 года заместитель председателя правления Сбербанка РФ Алешкина обнаружила в своем кабинете забытый кем‑то черный дипломат. Сама хозяйка кабинета якобы открыть его не решилась, сделала это в присутствии других работников Сбербанка. И что же? В дипломате лежали пачки долларов – три упаковки на общую сумму 250 000. Разиню, забывшего такой „пустячок", не нашли. Пожав плечами, решили милицию заботами не обременять, о случайной находке не заявлять, а содержимое чемоданчика зачислить на счет Сбербанка. Вроде бы как пожертвование от малоимущих вкладчиков. А об истории забыть. Ни глава Сбербанка Андрей Казьмин, ни руководство Центрального банка не возразили против такого варианта».

На практике как средство давления используется не только информация компрометирующего характера, но и весьма вольная трактовка реальных событий. Значительная доля таких «заказных» материалов, размещаемых в Интернете или СМИ, выдержана в духе «то ли он украл, то ли у него украли».

«Активные мероприятия» в Интернете значительно облегчает то, что информация, размещенная и циркулирующая в этой сети, не попадает в зону правового регулирования. Практически отсутствует ответственность за вброс и распространение информации. Интернет абсолютно не подвержен цензуре. Более того, размещенная информация легко обезличивается. В частности, информация компрометирующего характера может быть размещена на сайтах, принадлежащих как юридическим, так и физическим лицам. Само понятие принадлежности сайта является размытым. Информационный сайт может быть физически размещен на сервере, находящемся на другом континенте, но при этом обеспечена его доступность по всей территории России.

По этому поводу ветеран информационных войн Глеб Павловский в своем интервью газете «Комсомольская правда» заявил следующее: «Традиционные средства массовой информации несут ответственность за распространяемые ими сведения. Слухи же, передающиеся через Интернет, – анонимны. Но затем газеты, телевидение получают возможность ссылаться на Интернет. То есть происходит самое настоящее отмывание так называемой „черной" информации. Раньше из этой „черной" информации можно было сделать только „серую" – распространять ее в кулуарах, не более. Теперь есть возможность отмывать любую „дезу" добела».

Павловский знает, о чем говорит. Так, например, в период выборов в Государственную Думу в 1999 году сайт «Организованная властная группировка» (http://www.ovg.ru), распорядителем которого он считается, опубликовал длинные списки криминальных деяний лидеров «Отечества» под заголовками «Юрий Лужков подозревается в…» и «Владимир Яковлев подозревается в…». На что вроде бы полемизирующий ему сайт с веселым названием http://sovesti.net ответил биографией Евгения Примакова и некоей «оперативной разработкой» на Александра Мамута.

В последнее время среди реализаторов информации компрометирующего характера популярными стали не только анонимные, но и персонифицированные Интернет‑сайты. Так, например, в конце декабря 1999 года Министерством печати России был зарегистрирован сайт независимого «Агентства федеральных расследований» (http://www.flb.ru). Его учредителями выступили московские журналисты (в основном ведущие сотрудники холдинга «Совершенно секретно») Сергей Плужников, Сергей Соколов и Алексей Челноков. Большинству пользователей Интернета этот сайт известен тем, что в начале июля 2000 года на нем появилась так называемая «база данных Моста», персональные данные на 140 ведущих политиков, предпринимателей и журналистов. Эта база содержит сведения, относящиеся к периоду с начала 90‑х до конца 1998 года.

Существует еще несколько таблоидов с криминальной информацией, в частности это сайт Сергея Горшкова (http://www.compromat.ru) и его клон (http://www.kompromat.ru). Определенная информация компрометирующего характера имеется на сайте «Агентства Политических Новостей» (http://www.apn.ru).

Относить создателей подобных сайтов к категории активных информационных «бойцов» не стоит. Большинство размещенных там данных значительно устарели или перепечатаны из средств массовой информации, а также состоят из PR‑бредней, кое‑как сляпанных в пресс‑службах и предвыборных штабах.

Как говорят знающие люди, любой, у кого есть лишних пятьсот баксов, может попробовать разместить там нужный материал.

Да, чуть не забыл! Если, конечно, вас не опередили конкуренты. В этом случае придется поторговаться.

Правда, отдельные несознательные граждане, категорически не желая увеличивать благосостояние сайтосодержателей, частенько сливают свою информацию в различные Интернет‑форумы и гостевые книги.

Возвращаясь к технологии проведения классических «активных мероприятий», следует сказать, что сбор информации компрометирующего характера осуществляется по стандартной схеме, усиливая те или иные моменты по просьбе заказчика. Сначала определяется, что в принципе на данный момент может быть компрометирующим обстоятельством для «объекта». «AM» в первую очередь стараются сделать адресными.

Адресаты материалов «активных мероприятий» разные, а отсюда и различия в способах подачи.

1. Материалы, адресованные широкому общественному мнению. Ярким примером может служить развязанная информационная война против лидеров блока «Отечество – Вся Россия» в период выборов в Государственную Думу 1999 года, рупором которой был известный телекиллер Сергей Доренко.

Самый последний пример – книга беглого подполковника ФСБ А. Литвиненко и «независимого» историка из США Ю. Фельштинского «ФСБ взрывает Россию», усердно преподнесенная общественности «Новой газетой». В этом «труде», состряпанном из весьма сомнительных газетных публикаций, авторы «раскрывают» практически все убийства и взрывы, имевшие громкий общественный резонанс. По их утверждению, именно ФСБ причастна к убийству Листьева и Старовойтовой, развязыванию двух чеченских войн, созданию криминальных группировок и банд киллеров, взрыву на Котляковском кладбище… Для придания иллюзии правдоподобности этому бреду повествование щедро пересыпано кличками агентов, номерами уголовных дел и воинских частей, фамилиями оперативников и следователей.

Смысл этого мероприятия весьма прозрачен, как и фигура за спиной двух бесстрашных борцов с эфэсбешными подрывниками. Это не кто иной, как Борис Абрамович Березовский, предрекший Президенту России В.В. Путину отстранение от власти и теперь любой ценой старающийся оправдать репутацию хорошего прогнозиста. А заодно и подпортить имидж России на Западе, так как из спецслужб вышли многие нынешние руководители России.

2. Материалы, адресованные определенной части общественного мнения. Это может быть обработка депутатского корпуса перед принятием какого‑нибудь важного решения в пользу одной из сторон. Также инициаторами и активными участниками подобных «активных мероприятий» часто становятся адвокаты и следователи. Как правило, и теми, и другими руководит не корыстный интерес, а нечто другое. Адвокаты, «сливая» журналистам информацию, стараются таким образом оказать давление на суд или на следственные органы. Следователи и прокурорские работники с помощью «контролируемой утечки информации» пытаются от такого давления защититься.

Частенько в борьбе между собой различные группировки применяют и так называемый «целевой слив». Доверенному журналисту под большим секретом передается эксклюзив, например проект экономической программы правительства или концепции политической реформы. Документ зачастую подлинный. Цель инициаторов операции – вызвать вал критики на разработчиков этого документа до того, как они успеют к ней подготовиться, и тем самым их дискредитировать. Так, например, в узких кругах широко известна история о том, как в 1993 году, когда Черномырдин уже был практически готов подписать постановление о частичной национализации банков, один из «тайных агентов» олигархов, имевший доступ на Старую площадь, банально выкрал копию документа со стола помощника премьера. Документ попал в прессу, и национализация была сорвана.

3. Материалы, предназначенные для одного (первого) лица и его ближайшего окружения. Так, например, политические оппоненты Евгения Примакова, зная весьма ревностное отношение Бориса Ельцина к своему посту, использовали это в борьбе с неуступчивым премьером. Для этого контролируемые ими СМИ сконцентрировали свое внимание на растущем рейтинге премьер‑министра и на якобы имеющихся у него президентских претензиях.

Исходя из того, кому адресуется материал, строятся его содержание, методы подачи информации и раскрутки скандала. В этом плане большое значение имеет сам способ подачи материала.

Во‑первых, используется специфический психологический эффект, когда к информации солидного с точки зрения адресата источника он относится с меньшей долей критичности, чем стоило бы (так называемое референт‑мнение, или «эффект доктора»).

Во‑вторых, информация должна легко усваиваться при чтении, если используются печатные СМИ и Интернет, или при просмотре, если для этих целей используется телевидение.

После того как цели поставлены, непосредственно начинается информационно‑поисковая работа. Как показывает российский опыт, объект могут взять в весьма серьезную разработку. С наружным наблюдением, «подставой» девочек или мальчиков, прослушиванием телефонных переговоров и так далее по полной программе.

Но, как показывает практика, в России к личной жизни у широкой общественности интерес, как правило, слабый. Тут нужно что‑то совсем уж из ряда вон выходящее, чтобы это задело за живое. Поэтому сведения о «банных приключениях» используются достаточно редко. Если проанализировать имеющуюся в СМИ и Интернете фактуру, то наиболее часто в «AM» используют совсем не фотографии и видеозаписи эротической направленности. Данные вещи идут в ход, только когда нет ничего более серьезного.

Чаще всего в информационном пространстве появляются копии банковских документов; сравнение доходов и расходов «заказанного» лица; экономическое состояние его бизнеса; копии имеющих отношение к фигуранту документов органов внутренних дел, налоговой полиции и спецслужб; копии листов уголовного дела, медицинские документы. В основном все эти материалы – официальные документы разной степени секретности. Сегодня уже аксиомой стало то, что если человек хоть раз в жизни вел хозяйственную деятельность, то вероятность возможных нарушений им законов практически стопроцентная, как минимум – укрытие доходов от налогообложения.

Также большой интерес у широкой общественности обычно вызывает информация о собственности объекта: декларация о доходах и собственности, история приватизации служебной квартиры, машины, дачи, наличие банковских счетов и кредитных карточек.

Технология добывания материалов по финансово‑экономической деятельности весьма прозрачна и состоит в основном в поддержании теплых неформальных отношений в ОБЭП, налоговой полиции и инспекции, таможне и валютном контроле.

Кстати, проведение служебных расследований по поводу утечки информации из государственных структур в последнее время весьма осложнено тем, что почти десяток структур, являющихся субъектами оперативно‑розыскной деятельности, имеют официальное право на проведение оперативно‑технических мероприятий. Более того, до самого последнего времени торговля различной спецтехникой проходила совершенно безнаказанно. Стоит только вспомнить фирму «Атолл», которая в частном порядке прослушивала несколько десятков пейджеров и мобильных телефонов «сильных мира сего».

В современную эпоху «кидалова» и «обувалова» большой интерес для сбора фактуры представляют поиск и опрос бывших партнеров и друзей объекта. Как уже говорилось выше, совсем честного бизнеса у нас не бывает, и, значит, недовольные будут всегда.

Совершенно ясно, что поиском подобной информации занимаются в основном бывшие и действующие сотрудники различных компетентных органов. Поисковые мероприятия обычно выполняются или собственными силами, или с привлечением сторонних организаций. А так как занятие это явно противозаконное, заказ на выполнение подобных работ передается через цепочку посредников в целях легендирования конечного заказчика.

 

Date: 2015-09-02; view: 276; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию