Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вилаянур Рамачандран(Vilayanur S. Ramachandran) и Линдсей Оберман





(Lindsay M. Oberman) — сотрудники Центра по изучению мозга когнитив­ной деятельности (Center for Brain and Cognition) Калифорнийского универси­тета в г. Сан-Диего. Рамачандран за­нижает пост директора центра, автор многочисленных работ, посвященных феномену фантомных конечностей и синестезии. Оберман — аспирант Калифорнийского университета в Сан-Диего.


 


ТЕОРИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЛАНДШАФТА Теория эмоционального ландшафта разработана для объяснения второстепенных симптомов аутизма — гиперчувствительности, избегания визуального контакта с собеседником, отвращения к определенным звукам и т.д. У обычного ребенка сенсорная ин­формация после переработки в коре направляется в миндали­ну — главный вход лимбической системы мозга, ответственной за регуляцию эмоционального поведения человека. Используя знания, накопленные ребенком в предшествующие годы жизни, миндалина определяет характер его эмоциональных реакций на каждый раздражитель, постепенно формируя «эмоциональный ландшафт» его окружения. Однако у детей с аутизмом связи меж­ду сенсорными областями мозга и миндалиной могут быть нару­шены, что приводит к развитию экстремальных эмоциональных реакций на самые обыденные события.

ряющиеся движения (раскачивание из стороны в сторону), избегание визуального контакта с собеседни­ком, гиперчувствительность и от­вращение к определенным звукам. Для выяснения их природы сотруд­ники нашей лаборатории (совмест­но с Уильямом Хирстейном (William Hirstein) из Колледжа Эльмхерста и Поршней Иверсен из некоммерчес­кой организации Cure Autism Now (CAN) в Лос-Анджелесе) разрабо­тали так называемую теорию эмо­ционального ландшафта (salience landscape theory).


Ежесекундно на человека обру­шивается лавина сенсорной ин­формации: зрительные образы, звуки, запахи и т.д. Полученные сведения перерабатываются в соответствующих сенсорных об­ластях коры, а затем направляют­ся в миндалину — главный вход лимбической системы мозга, от­ветственной за регуляцию эмоци­онального поведения. Используя знания, накопленные человеком на протяжении жизни, миндали­на определяет характер его эмо­циональных реакций в каждом


конкретном случае — например, страх при виде грабителя, возбуж­дение при виде возлюбленного или равнодушие при виде привычно­го объекта. Из миндалины поток сигналов направляется в другие отделы лимбической системы и. в конце концов, достигает автоном­ной нервной системы, подготавли­вающей организм к определенно­му действию. Если человек видит грабителя, его сердце начинает биться чаще, а кожа покрывается испариной, чтобы увеличить рас­сеяние теплоты, вырабатываемой напряженными мышцами. В свою очередь, возбуждение автономной системы по принципу обратной связи вызывает усиление эмоцио­нальной реакции человека. Через некоторое время миндалина фор­мирует «эмоциональный ланд­шафт» внешней среды, своего рода карту значимости всех объектов и событий, окружающих человека.

Сотрудники нашей лаборатории предположили, что у детей с ау­тизмом эмоциональный ландшафт окружения искажен вследствие на­рушения связей между корковыми областями, перерабатывающими сенсорную информацию, и минда­линой, или между лимбическими структурами мозга и фронтальны­ми долями коры, которые регулиру­ют возникающее в результате пове­дение. Нарушение связей приводит к тому, что любой пустяк может вы­звать у ребенка экстремальную эмо­циональную реакцию — настоящую «автономную бурю». Данная гипо­теза хорошо объясняет стремление детей с аутизмом избегать зритель­ных контактов и вообще всех непри­вычных ощущений, способных при­вести их в смятение. Искаженным восприятием эмоциональной зна­чимости окружающих предметов и событий можно объяснить и тот факт, почему многие аутичные дети нередко поглощены пустяками и со­вершенно равнодушны к тому, что вызывает острый интерес у их здо­ровых сверстников.


 

Если зеркальные нейроны ребенка не полностью утратили свои функции, работу данной системы мозга можно восстановить

Частичное подтверждение сво­их предположений мы получили в результате изучения автономных реакций (увеличения кожной про­водимости под влиянием потоот­деления) у 37 детей с аутизмом. Мы обнаружили, что общий уровень автономного возбуждения у них был выше, чем у контрольных ис­пытуемых. Демонстрация привыч­ных объектов и событий вызывала у них возбуждение, а раздражите­ли, провоцирующие сильные ав­тономные реакции у контрольной группы, они нередко оставляли без внимания.

Но какие факторы могут отве­чать за столь сильное искажение «эмоциональных ландшафтов»? Исследователи обнаружили, что примерно у трети детей с аутизмом в младенческом возрасте отмеча­лась височная эпилепсия (посколь­ку многие случаи эпилептических припадков в таком возрасте не распознаются, данное соотноше-


ние может быть гораздо выше). Судорожная активность мозга, вы­зываемая повторными «залпами» нервных импульсов, проходящих через лимбическую систему, в конце концов может нарушить связи меж­ду зрительной корой и миндалиной, усилив одни соединения и ослабив другие. У взрослых людей височная эпилепсия сопровождается выра­женными эмоциональными рас-

стройствами, но не отражается на умственных способностях. Однако у детей эпилептические судороги мо­гут привести к серьезному ухудше­нию ментальных характеристик.

Сформулированные нами две теории аутизма (концепции дис­функции зеркальных нейронов и искаженного «эмоционального


ландшафта») ни в коем случае не противоречат друг другу. Вполне возможно, что какое-либо событие, вызывающее деформацию эмоци­онального ландшафта, т.е. нару­шающее связи между лимбической системой и остальным мозгом, одно­временно приводит и к ухудшению функций зеркальных нейронов. Не исключено также, что разрушение связей лимбической системы с дру-

гими отделами мозга представляет собой «побочный эффект» работы генов, ответственных и за дисфун­кцию системы зеркальных клеток. Для проверки высказанных предпо­ложений необходимы дальнейшие исследования. Глубинные причины аутизма по-прежнему остаются для ученых загадкой. ■

Перевод: В.В. Свечников


 



 

Date: 2015-08-24; view: 512; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию