Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Черняховская культура





ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРА

археол. культура в лесостепи и степи от Ниж. Подунавья на 3. до левых притоков Днепра на В. Представлена множеством поселений и могильников. Названа по селу Черняхов (Кагарлыкский р-н Киевской обл.), у к-рого в 1900-01 В. В. Хвойка раскопал могильник. На терр. Румынии Ч. к. именуется Сынтана-де-Муреш - Черняхов. Основные могильники: Черняхов, Маслово, Будешты, Косаново, Тыргшор, Малаешты, Компанийцы, Гавриловна, Рыжевка, Коблево, Сынтана-де-Муреш. Осн. поселения: Журавка, Лески, Будешты, Лепесовка, Неслухов, Черепин, Рипнев II. Одни ученые датируют Ч. к. рубежом 2-3 - рубежом 4-5 вв. н. э. (эта дата наиболее обоснована), другие - 2-7 вв. Оседлоземледельч., скотоводческие племена Ч. к. жили в больших неукрепленных поселениях; жилища - наземные и землянки - располагались рядами. Так, например, в верх. Поднестровье преобладали землянки, в Ср. и Ниж. Поднестровье - наземные дома. Площадь нек-рых последних, принадлежавших, вероятно, большим патриархальным семьям, превышала 100 м2. Для Ч. к. характерен подъем земледелия (усовершенствованы плуг и рала, снабжавшиеся железными наконечниками); вол и лошадь использовались, вероятно, как тягловая сила; расширился состав культурных злаков; под пашню освоены значительные площади. Были развиты железоделательное, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремесла, причем мастера работали преимущественно на заказ и лишь частично для рынка. Происходил подъем гончарного ремесла (серые заглаженные до блеска или с шероховатой поверхностью сосуды). Племена Ч. к. торговали с ближайшими антич. центрами в объеме, какого не знали предшествующие и последующие племена. Импортные предметы (амфоры, в к-рых привозили вино и оливковое масло, стеклянные кубки, реже - краснолаковые сосуды) - целые и в обломках - обнаружены на всех памятниках, в жилищах и могильниках рядовых общинников. Племена Ч. к. обычно использовали римскую монету во внеш. и внутр. торговле. Многие черты Ч. к. сложились под влиянием позднеантичной культуры. Для погребального обряда наиболее характерно сочетание трупосожжений с трупоположениями. В поздних могильниках преобладали трупоположения, наблюдался и полный моноритуализм, хотя нек-рые поздние могильники (Рыжевка и Компанийцы) содержат гл. обр. трупосожжения. Обществ. строй - сочетание родоплеменных и раннеклас. отношений; нек-рые межплеменные союзы перерастали в гос. образования (держава Германариха). Большинство исследователей считает, что Ч. к. создана племенами разл. этнич. происхождения (карпо-даки, сарматы, германцы, поздние скифы и венеды (славяне)), упоминаемыми древними авторами на терр. распространения Ч. к. Мнение о многоэтничности Ч. к. опирается, в частности, на наличие в ней локальных особенностей (в домостроительстве, керамике, погребальном обряде) в Карпато-Днестровье, Верх. Поднестровье, на Волыни, в Причерноморье и др. Нек-рые ученые (М. И. Артамонов, М. А. Тиханова, Ю. В. Кухаренко, В. В. Кропоткин) полагают, что предпосылкой формирования Ч. к. являлось образование межплеменных союзов, возглавленных ютами. Другие (Е. В. Махно, Э. А. Сымонович) - что Ч. к. создана слав. племенами. Наиболее обосновано мнение, что племена Ч. к. были рассеяны и уничтожены союзом племен во главе с гуннами (в кон. 4 в. н. э.), однако есть точка зрения о перерастании Ч. к. в др.-рус. культуру.

 

 

Зарубинецкая культура — археологическая культура эпохи раннего железного века (III / II в. до н. э. — II в. н. э.), распространённая в Верхнем и Среднем Поднепровье от Тясмина на юге до Березины на севере, в Среднем Посеймье иПрипятском Полесье, что соответствует территории Западной и Центральной Украины, югу и востоку Белоруссии и западным границам России[1].

Была открыта и выделена в особую группу памятников В. В. Хвойкой в 1899 г. по результатам археологических раскопокэпонимного могильника у с. Зарубинцы Монастырищенкского района Черкасской области[2]. Позднее, в 1930 г. А. А. Спицынобъединил все известные памятники этой группы в отдельную археологическую культуру, которая получила своё название по первому исследованному памятнику[3]. Представлена тремя локальными вариантами: полесским, верхнеднепровским и среднеднепровским[4].

Памятники зарубинецкой культуры впервые были открыты и исследованы В. В. Хвойкой в 1899 году у с. ЗарубинцыМонастырищенкского района Черкасской области. Он исследовал грунтовый могильник, погребения которого содержалитрупосожжения с характерными предметами, неизвестными до того времени[2]. Позднее такие же могильники Хвойка нашёл ещё в нескольких местах на берегах Днепра ниже устья Десны, что позволило ему впервые выделить подобные памятники в особую группу[5].

А. А. Спицын в 1930 году смог объединить все известные памятники этой группы в отдельную археологическую культурублагодаря тому, что в 20—30-х годах ХХ века было изучено большое количество памятников и исследованный ареал значительно расширился. Культура была названа зарубинецкой по месту обнаружения её первого исследованного памятника[3]. Несколько лет спустя, независимо от А. А. Спицына, это же сделал и польский археолог Ю. Костшевский[6]. Первым досконально изученным зарубинецким памятником стал Корчеватовский могильник. В 1937—1941 годах И. М. Самойловский исследовал в нём более 100 погребений, однако вся полевая документация и большинство материалов, добытых на могильнике, погибли во время войны[7][8].

В послевоенные годы полевые исследования памятников зарубинецкой культуры возобновились. В это время исследователи E. В. Махно[9], В. А. Богусевич, Н. В. Линка[10] и В. И. Довженок обнаружили ряд поселений и могильников к югу от Киева. С1951 года начались интенсивные поиски и работа над характеризацией памятников зарубинецкой культуры в районах Верхнего Приднепровья, а с 1952 года — на территории Полесья. Именно это позволило получить основные материалы для характеристики зарубинецкой культуры[4].

Исследования памятников зарубинецкой культуры были особенно масштабными в 60—80-х годах. Их результатом стало выделение трёх локальных вариантов зарубинецкой культуры — полесского, верхнеднепровского и среднеднепровского[11]. В конце XX — начале XXI века раскопки памятников зарубинецкой культуры идут менее интенсивно, однако научные дискуссии по ключевым проблемам продолжаются. К середине 2000-х годов было выявлено около 500 памятников, из которых раскопано 70, в том числе и около 20 могильников. Исследовано более 1000 погребений и 200 жилищ[12].

Date: 2015-08-24; view: 386; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию