Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая мысль Средневековья





После гибели Римской империи начался процесс формирования феодализма. В разных странах он проходил по-разному, но всюду знаменовался захватом общинных крестьянских земель и образованием феодальных поместий на основе земельной собственности феодала и его неполной собственности на работника — крепостного крестьянина.

В период разложения Рима возникла христианская церковь, которая стала преемником греческой и римской философии и экономии. Законы церкви назывались канонами. Теоретическая мысль, в том числе и экономическая, носила преимущественно теологический и канонический характер.

Принципиально нового в экономическую мысль церковь внести не могла. Она превратила экономические идеи Аристотеля в жесткую догму, в нерушимый канон и использовала эти идеи в борьбе против всего нового и прогрессивного. Однако полностью остановить развитие экономической мысли инквизиция не могла. Хозяйственная жизнь рождала проблемы, которые не знал античный мир. Их анализом и осмыслением занимались наиболее выдающиеся мыслители Средневековья. Крупнейшим среди них был итальянский монах и теолог Фома Аквинский (1225—1274).

Вслед за Аристотелем Фома Аквинский развивал мысль о естественности натурального хозяйства и в связи с этим производил деление богатства на естественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото и серебро). Искусственное богатство, по мнению философа, не делает человека счастливым, и приобретение такого богатства не может быть целью, так как она должна состоять в «нравственном усовершенствовании».

В соответствии с традициями католической церкви Фома Аквинский осуждал ростовщичество, называя его «постыдным ремеслом». Однако он считал, что торговля представляет собой занятие законное, так как различие в природных богатствах разных стран свидетельствует о том, что торговля предусмотрена Провидением. Торговая прибыль не носит ничего порочного и может быть использована для честной цели.

Интересен у Фомы Аквинского взгляд на частную собственность и проблему справедливости. Как известно, в раннем христианстве идея равенства воплотилась в идею отказа от частной собственности, обобществлении имущества и в утверждении всеобщей обязанности трудиться.

В соответствии с традициями христианства труд у Фомы Аквинского получил позитивную оценку как необходимый для жизни, избавления от праздности, укрепления нравственности. В то же время философ вслед за Аристотелем отвергал идею о равнозначности всех видов труда и рассматривал физический труд как рабское занятие.

Отходя от идей раннего христианства, Ф. Аквинский утверждал, что частная собственность необходима, по крайней мере, в этом несовершенном мире. Когда добро принадлежит отдельным людям, они больше работают и меньше спорят, поэтому необходимо терпеть существование частной собственности как уступку человеческой слабости.

Предвестником экономических воззрений Нового времени стали социальные утопии периода разложения феодализма. Утопические идеи существовали у многих народов в мифах и легендах о прошлом «золотом веке», в котором господствовали общинный строй и социальное равенство людей. В Средние века утопические идеи нашли свое отражение в ересях.

Несмотря на их отчетливо религиозную форму, они имели конкретное экономическое содержание как ожидание всеобщего блага и счастья людей, наступления «тысячелетнего царства». В качестве идеала средневековые ереси пропагандировали отношения, характерные для первых христианских общин.

В XVI—XVII вв., с началом эпохи первоначального накопления капитала, возникла литература утопического характера. Родоначальником утопического социализма признан английский писатель-гуманист и государственный деятель Томас Мор (1478—1535). Наиболее значительное его сочинение — «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516).

В ней автор критиковал современный ему строй, показывал страдания крестьянства, вызванные первоначальным накоплением капитала, огораживанием земель и превращением последних в пастбища. Источник пороков существующего строя Мор видел в частной собственности. Этому строю он противопоставил идеальное государство, Утопию, в котором господствуют общественная собственность, общественное производство и справедливое распределение. Все жители Утопии обязаны работать. Политический строй основан на демократических принципах. Все произведенное является общественным достоянием. Изобилие материальных благ делает возможным распределение их по потребностям. В свободное от работы время жители Утопии занимаются изучением наук и искусств.

Другим представителем раннего утопического социализма в Италии был Томмазо Кампанелла (1568—1639). Свои социально-политические взгляды он изложил в книге «Город Солнца» (1623). Кампанелла так же, как и Мор, нарисовал картину будущего общества, в котором господствует общественная собственность на средства производства, хозяйство организовано как единое целое и ведется в соответствии с планом, имеет место всеобщность труда и контроль за его использованием, распределение созданного продукта осуществляется поровну между всеми жителями города.

Идеи Мора и Кампанеллы являются социалистическими, потому что их авторы понимали наличие связи между социальным неравенством и существованием частной собственности на средства производства, общественной собственностью и демократическим самоуправлением народа. В своих проектах они переходили от общности имущества к идее общественного производства и к представлению об организации хозяйственной жизни общества как единого целого. Они воспевали крупное политическое образование в виде города, а главную роль в утверждении разумного общественного строя отводили государству. Однако идеи первых социалистов были утопическими, потому что их авторы не находили общественно-политических сил, которые могли бы стать «творцами нового общества». Утверждение социалистических идеалов утописты связывали с мудростью того или иного завоевателя, правителя, просвещенного монарха или интеллектуальной личности, прокладывающих путь новому обществу силой пропаганды и примера.

3 Раннее христианство (I–II вв. н. э.) не создало специальной экономической теории. Оно возникло в период упадка римского рабовладельческого общества и отразило стремление беднейших слоев населения осуществить социальное переустройство и избавиться от рабства и нищеты. По своим идейным истокам христианство представляло собой сплетение трех направлений идеалистической философии. К ним относились:

• воззрения Платона, по мнению которого вещи – это образы идей, имеющие своим источником абстрактную идею, т. е. бога;

• неоплатоники, глава которых александрийский еврей Филон превратил еврейского бога Ягве в христианского Бога-Отца;

• стоики, которые считали активным началом бога, а пассивным – материю.

Христианство отнюдь не было создано вождями и пророками, напротив, это было массовое движение угнетенных народных масс, к которым принадлежали вольноотпущенники, мелкие крестьяне, изнывавшие под ярмом долговой кабалы, и главным образом рабы. Отчаянное и безысходное положение этих людей порождало стремление отречься от мрачной действительности и питало мечты о будущем Царстве Божьем, о Боге, который пострадает за грехи человеческие и установит господство блаженства и покоя. Христианство привлекало в свои ряды всех рабов независимо от их происхождения. Оно готово было принять также и свободных независимо от их общественного положения и происхождения. Поэтому христианство вытеснило национальных богов и стало мировой религией. Оно стало распространять учение о том, что помазанник Божий (на древнегреческом языке помазанник – Христос) спустится на землю и установит «тысячелетнее» царство всеобщего блаженства, где все будут равны между собой. Таким образом, можно утверждать, что раннему христианству принадлежит заслуга первой постановки вопроса о равенстве между людьми. Ни в первобытных обществах, ни в античной демократии равенства не существовало. Учение раннего христианства о равенстве (в религиозной оболочке) отражало стремление к подлинному действительному равенству обездоленных, угнетенных людей, в первую очередь – рабов. На этой религиозной почве возникли древнехристианские общины, которые государство подвергало гонению, так как они состояли из «меньшей братии». В ответ на преследования общины вынуждены были объединяться, в результате чего у них стала возникать общность имущества. В связи с этим раннее христианство стало проповедовать потребительский коммунизм. В его учении можно найти много данных, характеризующих экономические идеи угнетенных классов. Характерной особенностью раннего христианства является признание физического труда основной и почетной деятельностью человека. Главный тезис, имеющий отчетливое экономическое содержание, такой: «Каждый получит награду по своему труду» (Первое послание Павла к Коринфянам). Позже его использовали социалисты. Христианство признавало частную собственность на средства производства, но выступало с отрицанием богатства и воровства: «Скорее верблюд пройдет через игольное ушко, чем богатый в Царство Небесное» (Евг. от Матфея). «Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое и раздай нищим» (Евг. от Матфея). «Давай взаймы, ничего не ожидая взамен» (Евг. от Луки). Раннее христианство требовало отказа от семьи, домашнего хозяйства и обещало уничтожить бедность путем распределения внутри общины средств потребления. Следует отметить, что в Римской империи богачи, подобно неимущим свободным, были так же бесправны по отношению к императору, как рабы по отношению к рабовладельцам. Поэтому богатые люди стали вступать в общины. Так образовался союз церкви с аристократией. В связи с этим христианская идеология стала изменяться. Церковь заменила учение о тысячелетнем царстве на земле идеей равенства всех перед Богом – «братством во Христе», учением о наступлении царства всеобщего блаженства на небе, после смерти. Она пересмотрела свое отношение к богатству и, вместо общности имущества, потребовала благотворительности, т. е. передачи в распоряжение общины только излишков. Христианство постепенно превращалось в большую силу, с которой приходилось считаться языческим императорам, и поэтому в начале IV в. оно было признано государственной религией.

Date: 2015-09-02; view: 245; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию