Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование основ нравственной культуры школьника. Сущность нравственности личности. Диагностика нравственной воспитанности школьникаТермин «нравственность» берет свое начало от слова «нравы». По латыни «нравы» – «морас», «мораль». В этике (философская наука, изучающая мораль) понятия мораль и нравственность различны. Мораль – система норм, правил и требований к поведению личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность – совокупность навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. Базовыми категориями нравственной культуры личности являются нравственные чувства, сознание, мышление, воля. Нравственное чувство – постоянное эмоциональное ощущение, переживание реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм. Нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные чувства, сознание, мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно-чувственное переживание; нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения; выбор и принятие решений; волевой стимул – поступок. Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Правило, имеющее общий характер носит название нравственной нормы. Исходное начало, которому подчинены нормы – нравственные принципы. Понятия морали, имеющие всеобщий характер называются нравственными категориями. Нравственный идеал – образец нравственного поведения. Формирование нравственной культуры личности осуществляется в процессе нравственного воспитания. Нравственное воспитание – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения, преодоления противоречий, процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Под нравственным воспитанием можно понимать и совместную деятельность учителя и учеников по формированию нравственных чувств, этических знаний, навыков и привычек культурного поведения, формирование опыта моральных (нравственных) отношений в обществе. Исходя из данного определения компонентами нравственного воспитания являются: - формирование нравственных отношений в классе, школе; - этическое образование учащихся; - формирование опыта нравственного поведения. Содержание работы по нравственному воспитанию включает в себя формирование следующих моральных отношений: - отношение к Родине – патриотизм, интернационализм, любовь к природе; - отношение к обществу – уважение правовых основ общества; - отношение к труду – организованность, трудолюбие, умение работать в коллективе, ответственность; - отношение к людям – чувство ответственности, такт, правдивость, уважение к людям другого пола; - отношение к себе – скромность, честность, гордость, самокритичность и др. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. О нравственной воспитанности говорит наличие сильной воли, способности осуществлять контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве, решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.
|