Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема размышления над сказками (рассказами) и их обсуждение





Основная тема — понимание идей сказки. Через основную тему передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими людьми.

Вопросы: О чем эта сказка? Чему она нас учит? Как мы можем использовать сказочные знания в нашей жизни?

♦ Линия героев сказки. Мотивы поступков.

Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки. Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя или во взаимосвязи героев.

Вопросы: Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле?

♦ Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей.

Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки. Имея набор способов решения проблем, мы можем выбирать нужный способ в зависимости от ситуации.

Вопросы: Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный? Самостоятельный или передающий ответственность?

♦ Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе. Здесь важно понять общую направленность героя: созидательную или разрушительную позицию по отношению к другим героям и окружающему миру в целом.

Обсуждение поступков героя относительно окружающих — что они им приносят? Меняется ли его позиция в разных ситуациях?

♦ Актуализированные чувства.

Важно осознать, какие чувства вызывает у героя то или иное событие и почему? Следует обсудить чувства слушателей в процессе прослушивания сказки, отдельных ее эпизодов.

♦ Образы и символы в сказках. Осознание образа гeроя: какое внутреннее содержание несет конкретный сказочный образ, что он из себя представляет (своего рода, рационализация метафорического образа).

Для детей разного возраста существуют разные типы вопросов.

Начиная с четвертого года жизни в речь ребенка естественным образом входят вопросы: «почему?» и «зачем?». Желание познать окружающий мир с помощью этих вопросов, частота их употребления, активность в стремлении добиться ответов свидетельствуют о том, что ребенку необходим анализ литературного произведения как еще один источник познания действительности. Вопросы к анализу текста должны, прежде всего, быть доступными для детей, а все слова точными и понятными. Целесообразно использовать только «открытые» вопросы, т. е. предполагающие развернутый ответ. Такие вопросы являются наводящими, помогающими ребенку найти ответ на главное. Важно, чтобы вопросов не было слишком много, это утомляет детей и нарушает их восприятие произведения.

Предложенные далее авторские сказки «О Чайке и Рыбке», «Волк, лиса и медведь», «Барбос и Бармалей» — это повествование прежде всего о взаимоотношениях, где внутренние личностные качества и поступки занимают центральное место. Главные герои сказок не остаются неизменными, они личностно развиваются вместе с развитием сюжета, получают и осознают новый опыт и открывают в себе новые возможности. Сказки довольно оптимистичные, дающие позитивный настрой и заряд уверенности в своих силах.

«Сказка о волшебном городе» актуальна для терапии страхов. Обсуждение сказки и перенос ситуации в реальность помогают снизить тревожность у детей, мысль о том, что страх может присутствовать в жизни каждого человека; способствует вербализации детских страхов (страх — это не признак слабости, а иногда даже способ самосохранения, как в истории волка в сказке «Волк, лиса и медведь»). Страхи вполне можно держать под контролем. Как вариант, можно предложить детям самим придумать способы борьбы со своими страхами. А можно предложить каждому нарисовать свой страх и порвать рисунок на мелкие кусочки, преобразовать его в нестрашный, сделать смешным (варианты могут быть различными).

Рассказы «Кирилл Петрович» и «Под простором небес» написаны от лица ребенка и позволяют нам прикоснуться к детскому восприятию, чувствам и рассуждениям. Очень полезно было бы читать «Кирилла Петровича» детям в период адаптации к детскому саду. Высказывания и комментарии детей после прослушивания достаточно диагностичны, кроме того, это способствует осознанию И озвучиванию их чувств и переживаний, что само по себе несет терапевтический эффект. В рассказе присутствует важный момент приобретения нового положительного опыта и принятия ребенком нового статуса.

Произведения универсальны, они подходят взрослым и детям. Автор не берется указывать возрастные ограничения, так как темпы развития у каждого ребенка индивидуальны; рекомендуемый возраст — от четырех лет. Кроме прослушивания и обсуждения сказок, можно предлагать детям нарисовать наиболее понравившегося героя или сказочный сюжет в картинках, завершив этот творческий процесс выставкой детских работ.

 

СКАЗКИ

О Чайке и Рыбке

Л. Чернецкая

Сказка дарит нам чудо и позволяет фантазии лететь в неведомые просторы. Сказка имеет свою логику, но не признает ярлыков и штамповв ней возможно все, впрочем, как и в реальной жизни.

 

I.

 

Чайка покачивалась на волнах и грелась в солнечных лучах. День выдался теплым, настроение — прекрасным. Хотелось ни о чем не думать и вот так бесконечно и беззаботно покачиваться, словно маленький челночок, подпрыгивать на волнах. Если бы чайки умели улыбаться (кто знает, как улыбаются чайки?..)

Зато все знают, чайки — народ внимательный, какое-то быстрое движение в воде привлекло внимание Чайки, но двигаться было лень, и она решила просто понаблюдать, притворяясь, что дремлет. Долго пребывать в неведении не пришлось — малень­кая серебристая рыбка подпрыгнула в воздухе, сделала сальто-мортале и «солдатиком» снова ушла под воду. Каково же было удивление Чайки, когда рыбка снова появилась на поверхности, причем двигалась она со стремительной скоростью, словно стар­тующая ракета вылетела она из воды и приземлилась, скорее, «приводнилась» прямо перед Чайкой. От такой наглости Чайка лишилась дара речи, а Рыбка, вильнув хвостиком, сказала: «Привет!» и рассмеялась — громко и доброжелательно. Когда первое удивление прошло, Чайка сказала: «Привет! Я и подумать не могла, что рыбы умеют разговаривать на том же языке, что и мы». Рыбка ответила: «Язык дружбы у всех один и, если мы понима­ем друг друга, мы почти друзья».

—А ты не боишься, что я тебя съем?

—Не боюсь, какой в этом смысл? Я маленькая и ты мной не насытишься, но другой такой рыбки, возможно, больше не встре­тишь. И, несмотря на то, что я мала, я могу стать твоим самым большим другом.

Чайка понятия не имела о дружбе — она жила сама по себе, сама о себе заботилась, со своими товарками-чайками общалась по на­строению, и друзей (а что это такое? Спросить — стыдно) у нее никогда не было. Поэтому, недолго думая, она согласилась. Они договорились встретиться на следующий день, на том же месте.

II.

 

Чайка волновалась все утро и в назначенный час прилетела на встречу. И, неожиданно для себя, очень обрадовалась, когда заметила серебристую спинку своего нового друга. Рыбка держала что-то во рту, она приблизилась к Чайке и буквально всучила ей в лапы какой-то странный предмет. Только после этого она сказала: «Привет! Это подарок. Я принесла со дна морского для тебя ракушку, если ты приложишь ее к уху — услышишь шум прибоя, где бы ты ни находилась, а если соскучишься по мне, ракушка напомнит тебе меня и мою родную стихию».

— «Спасибо! Мне никто никогда не дарил подарков» — Чайка тут же приложила раковину к уху и изумленно замерла. Все, что сказала Рыбка, оказалось правдой. Рыбка выловила нитку водорослей, обвязала ею ракушку и повесила Чайке на шею. А потом они начали играть в догонялки — Рыбка плыла, а Чайка летела низко над водой, и они не уступали друг другу в скорости нисколько. Потом они ныряли и выпрыгивали из воды, а когда совсем выбились из сил - просто лежали и покачивались на волнах, оказалось, что это им одинаково нравится. Рыбка рассказала Чайке про подводный мир — чудесные растения, пещеры, заросли кораллов, поведала о многочисленных опасностях и способах их избежать и даже о том, как однажды чуть не угодила в щупальца осьминога. Оказалось, что многие рыбы тоже откладывают яйца (только называются они икрой), заботятся о своем потомстве, а некоторые (о, ужас!) могут съесть своих же мальков. Чайка открыла для себя, что в подводном мире, так же, как и в ее, все уравновешено и неоднозначно: есть красота и непригляд­ность, опасность и безопасность, есть хищники и есть жертвы и под водой все и вся борются за одно чудесное явление — жизнь.

Рыбка прервала свой рассказ, и обе почувствовали, как им было хорошо вместе, как незаметно пролетело время. Но! Как ни крути — у рыб своя жизнь, у чаек своя, пришло время прощаться, и они договорились о следующей встрече. А вечером, в своем гнезде, Чайка долго слушала шум прибоя, приложив ухо к ракушке, и поняла она тогда сразу три вещи: что жизнь ее изме­нилась, что можно слышать шум прибоя даже в своем гнезде, что будет помнить она свою Рыбку и без ракушки, потому что сегодня впустила ее в свое сердце.


III.

Чайка и Рыбка встречались каждый день и открывали друг другу много нового. И Чайке уже не нужно было спрашивать, что такое дружба.

Однажды Чайка сказала Рыбке: «Знаешь, раньше я не знала, что такое дружба и мне это не было нужно, а теперь у меня есть ты и я тоже хочу с тобой поделиться чем-то хорошим. Моя стихия — воздух. Моя жизнь — свобода, но только с тобой я увидела ее безграничные просторы. Я хочу тебе показать ее, полетели?

—Как же мы полетим? Я не смогу дышать без воды.

—Об этом не беспокойся. Если чего-то очень сильно хочешь — все получится. Ведь наши желания обладают волшебной силой. Я сплела для тебя из ивы гамак, ты ляжешь в него, а я возьму его в лапы. Ничего не бойся — дороже тебя ноши у меня никогда не было. А теперь закрой глаза и очень сильно пожелай.

Рыбка изо всех сил зажмурилась, и так захотелось ей полететь с Чайкой, и никакого страха в помине не было. А когда она открыла глаза, они обе парили высоко в воздухе, и дышалось так легко! С высоты птичьего полета Рыбка впервые увидела море, а еще горы, деревья, облака в небе. Маленький теплый дождик ласково обрызгал их и умчался дальше. А после дождика появилась радуга. Она переливалась всеми семью цветами, словно приглашая их прокатиться. Чайка направилась прямо к ней, опустила Рыбку в самый центр радужного мостика, и не успела Рыбка скатиться вниз, как Чайка ее уже подхватила и все начиналось сызнова. Они так смеялись, что у обеих разболелись животы от смеха. А потом Чайка показала Рыбке свое гнездо, напоила росой и подарила свое белоснежное перышко. Обе остались довольны — Рыбка потому, что Чайка показала ей совершенно другой мир, такой не похожий на ее подводный, но чудесный и необычный, а Чайка была рада, что смогла поделиться с Рыбкой тем, что имела, ведь подарки приятно не только получать, но и дарить.


IV.

Прошло совсем немного времени с тех пор как Чайка и Рыбка познакомились, но они успели стать неразлучными друзьями, хотя, конечно, им приходилось расставаться. Короткие расставания — нормальное явление, особенно когда образ жизни настолько различается. Чайка и Рыбка это понимали, принимали и продолжали встречаться. Когда они не могли встретиться, то до­ставали свои подарки: Чайка — ракушку, Рыбка — перышко и как будто снова были вместе. Впрочем, это было совсем необязательно, каждый из них мог представить своего друга с закрытыми глазами: улыбку, голос, взгляд. И даже занимаясь каждая своими делами, они чувствовали незримую ниточку, протянувшу­юся между небом и морем.

 

 

V.

Чайка иногда рассказывала Рыбке о странных существах, на­зываемых людьми. Рыбка тоже знала о них не понаслышке — люди были повсюду: вторгались в водную стихию, плавали по воде, под водой, охотились и были ненасытны. Они опускались в морские пучины в необычных штуковинах и обладали одной характерной чертой — всегда что-то забирали с собой.

Рыбка недоумевала: «Зачем, ну зачем таким маленьким (в сравнении с акулой, например) существам все это нужно?». Они рвали море на части: забивали китов, ловили рыбу, моллюсков, водоросли, кораллы и нередко сбрасывали какую-то отраву, от которой гибло все живое. Море их терпело, одаривало, а иногда — мсти­ло им, обрушиваясь штормом, переворачивая их жалкие суденыш­ки. Оно забирало их в свои недра, чтобы поглотить навеки.

Чайка была о людях иного мнения. Да, она знала их черту — покорять (уничтожать) планету, но знала и то, что все люди — разные. С людьми нужно соблюдать одно основное правило — быть осторожным, держаться на расстоянии. Но иногда можно сделать исключение. И Чайка его делала, для тех людей, которые были ее приятелями (как вы помните, до Рыбки у нее друзей не было). Чайка поведала Рыбке, что маленькие люди — дети — умеют понимать язык животных, птиц, рыб и даже ветра! Правда, когда они подрастают, они теряют эту способность.

Чайка знала одного маленького человечка, этот мальчишка всегда оставлял для нее лакомые кусочки, они приятельски бол­тали, причем под самым носом у его родителей! Он даже показал ей другую рыбку, которая жила в огромной стеклянной банке, совершенно одна! Но Чайка с ней даже не разговаривала (она ведь раньше не знала, что можно говорить с рыбами на одном языке), а может, просто им не хотелось становиться друзьями. Чайка давно не виделась с мальчишкой и все чаще вспоминала о нем, при этом у нее как-то странно затуманивались глаза и она даже заподозрила, что в глаз что-то попало, и мальчишка сможет ей это «что-то» вытащить.

Ранним утром Чайка прилетела за Рыбкой, покричала ей осо­бым кличем, Рыбка появилась почти внезапно. В лапах у Чайки был ивовый гамак, Рыбка не стала задавать лишних вопросов, так как своей Чайке доверяла, прыгнула в гамак, и они полетели.

Чайка определенно направлялась к человеческому жилищу. Уже можно было различить черепичную крышу с трубой, какую-то тряпку на палке, развевающуюся на ветру, маленький садик с зеленым забором. Чайка с Рыбкой пулей влетели в трубу, пролетели по дымоходу и, черные, как смоль, вылетели из печки. Хозяева дома еще спали, Рыбка и Чайка прокрались в комнату Мальчишки. Он тоже спал и Чайка тихонько пощекотала ему в носу перышком. Мальчишка чихнул и открыл глаза. Перепачканная сажей Чайка прикрыла ему рот крылом, чтобы он не шумел с испуга и сказала: «Привет!». Рыбка вместо приветствия сунула ему в руку свой хвостик и тут же отдернула, на всякий случай. Мальчишка, наконец, проснулся и так крепко обнял Чайку, от радости, что она даже слегка пискнула, а потом начал щекотать ее, а она — его, и оба покатились со смеху по полу. Насмеявшись от души, они наконец разговорились и Чайка сказала, что теперь у нее есть друг, эта самая Рыбка. Мальчишка ни капельки не удивился и сказал, что теперь будет любить их обеих. Тут Рыбка заметила стеклянную банку, в которой мирно плавала золотая рыбка. Рыбка так вытаращила глаза от удивления, что Мальчишка и Чайка опять расхохотались. Тем временем заговорила Золотая Рыбка, и все сразу замолчали.

—Не понимаю, сколько можно смеяться? И выгляжу я совсем не смешно! Между прочим, я — рыба царской крови! — Золотая Рыбка обиженно надула губы.

—Что вы! — Чайка поклонилась, при этом в горле у нее что-то заклокотало, очень похожее на смех. — Мы смеялись не над вами! Позвольте вам представить моего нового Друга.

Рыбки церемонно раскланялись друг перед другом. Где-то за дверью скрипнули полы — проснулись родители Мальчишки.

—Нам пора! Открывай окно! — скомандовала Чайка Мальчишке.

—Хотите полететь с нами? — спросила Рыбка у Золотой Рыбки.

—Нет! Я лучше останусь здесь — меня кормят и любят и у Мальчишки я одна-единственная. А кто будет заботиться обо мне в море?

—Тогда прощай!

Мальчишка поспешно обнял Чайку с Рыбкой, а когда родители открыли дверь в его комнату, Чайка с Рыбкой были уже двумя точками в небе.

 

 

VI.

Как-то совсем некстати и нежданно наступила зима. Задули ледяные ветры, море стало холодным и неприветливым. Рыбке пришлось залечь на дно. Конечно, сначала она предупредила Чайку:

— Ты знаешь, я постоянно хочу быть с тобой, но какое-то время мы не сможем встречаться. Мне придется уйти в более теплые воды — мы, рыбы, все-таки народ нежный. В своей норке я буду думать о тебе и ждать нашей встречи. Знай, где бы ты ни была, я буду помнить и ждать тебя.

Чайка сказала: — Что ж! Это наша первая разлука. Я буду каждый день пролетать над морем и искать взглядом твою серебристую спинку. Плыви!

Чайка взлетела в воздух, а Рыбка долго следила за ее полетом, потом, вильнув хвостиком, скрылась под водой.

Три долгих месяца они не виделись... Кто знает, как им жилось друг без друга? Многие видели, как одинокая белоснежная Чайка кружила над самой водой, словно пыталась разглядеть что-то в морских пучинах. А Рыбку никто не видел, потому что ее жизнь скрыта под водой. Так всегда, одни живут на виду, другие — в глубине, но чувствуют и переживают практически одинаково.

 

 

VII.

Они встретились ранней весной, когда море безмятежно дремало под солнышком. Рыбка упражнялась в прыжках над водой (а может, хотела, чтобы ее заметила Чайка?). Чайка спикирова­ла вниз, и они чуть не столкнулись.

— Привет! — сказали они одновременно и потом долго молча смотрели друг на друга. В глазах Рыбки Чайка увидела горькие дни разлуки, тихую печаль, бесконечно тянувшееся на дне время и еще что-то... Названия этому Чайка не смогла подобрать...

А Рыбка увидела в Чайкиных глазах бесконечные полеты на холодном ветру, пронзительные крики, пережитые отчаянье и надежду. В Чайке тоже что-то изменилось.

Они молча покачивались на волнах, с закрытыми глазами, — целую вечность. Незаметно подошел вечер, объял их прохладой и они, наконец, открыли глаза. За целый день Чайка и Рыбка обмолвились лишь словом. Но к чему много слов, когда и так все понимаешь?

 

 

VIII.

После долгой разлуки друзья продолжали встречаться, как и раньше — каждый день. Только встречи стали иными: ведь ничто никогда повторить невозможно, это и к лучшему. Жизнь идет и все идет с ней в ногу. Чайка и Рыбка научились ценить каждое мгновение, проведенное вместе. Только одно мешало им быть по-настоящему счастливыми — неизменно наступал момент прощания. Чайка взлетала в воздух, Рыбка скрывалась в глубине.

Между тем весна была в самом разгаре. Все в природе радовалось весеннему пробуждению, и все живые существа искали себе пару. Птицы вили гнезда, рыбы шли на нерест, животные готовились произвести потомство. Казалось, даже воздух пел, пронизанный жаждой жизни, а море стало нежным и умиротворенным. Лишь Рыбка и Чайка не искали себе пару, потому что среди их собратьев такой для них не было. Чайкино гнездо было небрежным и одиноким, а Рыбка держалась особняком от своей стайки. Для друзей не существовало никаких внутренних пре­град, но что можно сделать, если ты птица, а самое дорогое для тебя существо — рыба? Они не знали ответа и потому никогда об этом не говорили.

IХ.

Как-то раз Рыбка уж слишком близко подплыла к берегу. С тоской подумала о том, как ей хотелось бы взлететь, но не в лапках у Чайки, а на своих крыльях, будь она птицей. И стала Рыбка подпрыгивать так высоко, так стремительно, словно взлетала в воздух. Берег предательски приближался, но Рыбка его словно не замечала: между небом и землей сверкнула ослепительным серебром ее спинка и Рыбка упала на теплый песок.

На сердце у Чайки все утро было неспокойно, какая-то тревога туманила мысли и мешала дышать. До встречи с Рыбкой еще оставалось время, но Чайка решила не ждать и помчалась к морю. Еще издали, с высоты заметила она, как что-то поблески­вает на песке, где-то она видела такой же серебристый блеск? Догадка молнией пронзила сознание и сердце Чайки. Нет! Этого не могло произойти! — кричало все Чайкино существо.

Чайка буквально камнем упала рядом с Рыбкой. Каково же было ее удивление, когда Рыбка перевернулась с животика на спинку и хитро подмигнула Чайке: «Знаешь, солнечные ванны мне совсем не помешают. Тебе нравится мой загар?» Чайке почему-то не хватало воздуха, она открывала и закрывала клюв, словно делала дыхательную гимнастику.

—Милая моя Чайка! — нежно сказала Рыбка, — я знаю, что ты за меня очень испугалась, извини! Со мной все в порядке, потому что именно ты научила Меня желать, мечтать и дышать даже без воды. Я хочу никогда больше не расставаться с тобой.

—Я хочу этого больше всего на свете! — Чайка нежно обняла Рыбку и они одновременно закрыли глаза.

В их сознании в миг пролетела вся их история, с момента знакомства — счастливая и немного грустная. Чайка с Рыбкой дав­но узнали о волшебной силе желания и сейчас, не договариваясь, обе подумали об одном и том же. Они думали об этом не раз, но иногда для исполнения мечты нужно не только сильное желание, но и... (об этом чуть позже). Им казалось, что они проваливают­ся в глубокий сон — тела стали легкими, как пушинки, а потом они и вовсе перестали их ощущать. Какой-то странный туман сре­ди солнечного весеннего дня! Чайка и Рыбка не видели друг друга сквозь туман, зато чувствовали каждое движение души. Их сердца были открыты и они могли прочесть в них самое главное. Еще один маленький шаг навстречу — словно вспышка молнии ударил свет по глазам, в голове зашумело, и последнее, что они запомнили, была какая-то вспышка, в свете которой они замети­ли друг в друге что-то необычное.

Они лежали на теплом песке, прибой подкрадывался ближе и отступал вновь. В небе сияла радуга. Чайка посмотрела в синие гла­за Рыбки. Они больше не были рыбой и чайкой, они стали — людь­ми! Чайка оказалась красивой стройной девушкой с черными, как ночь, глазами. Рыбка — высоким и гибким черноволосым юношей с глазами немного печальными, синими и бездонными, как море.

Ветер шаловливо трепал им волосы. Он ничему не удивлялся — и не такое видел. Он подул на море, выдувая барашков, из которых потом вылепил летящую Чайку и маленькую Рыбку на поверхно­сти воды.

Солнце заливало бронзовой краской все вокруг. Чайки мирно покачивались на волнах. Стройная девушка в белом платье шла вдоль берега рядом с юношей, одежда которого отливала сереб­ром, их следы на песке бесшумно смывали волны, ибо прошлое оставалось в прошлом.


Date: 2015-09-02; view: 1312; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию