Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология философии права





Следует согласиться с положением, согласно которому философия формируется во многом как учение о методе, как некий "правильный путь" познания и смысложизненной ориентации, выступает в качестве рационально-теоретиче­ской формы мировоззрения, подвергая рефлек­сивному анализу и контролю исходные предпо­сылки отношения человека к миру14. Иначе гово­ря, философия как метод задает ценностный, мировоззренческий угол зрения исследования разного рода проблем, в том числе политико-пра­вовых. В самом широком смысле методологиче­ской основой философии права выступает сама философия, то или иное философское направле­ние, та или иная философская школа, в контексте которой осуществляется философский анализ по­литико-правовых явлений. Избранная исследова­телем философская школа определяет его цен­ностные и методологические предпочтения.

История политико-правовой мысли (особенно XIX и XX вв.) показала, что философия права способна развиваться на основе практически лю­бой философской школы: платонизма, аристоте-лизма, томизма, кантианства, гегельянства, марк­сизма, позитивизма, фрейдизма, феноменологии, бергсонианства, прагматизма, экзистенциализма и т.д. В этой связи следует признать, что фило-софско-правовых концепций может быть столь­ко, сколько существует философских школ и на­правлений и даже больше, т.к. всегда есть воз­можность избрать некую синтетическую фило-софско-методологическую платформу.

Плюрализм в философско-правовых концеп­циях, в философских позициях и в целом в сфере гуманитарного знания - объективная данность. Следует навсегда отказаться от самой возможно­сти создать некую универсальную философскую, социологическую, юридическую, историческую и т.п. концепцию, претендующую на абсолютную истину. Сейчас, в начале XXI в. любые претензии на монополию в гуманитарном знании выглядят смешно, нелепо. Весь интеллектуальный опыт человечества говорит об одной действительно аб­солютной истине: в гуманитарном знании нет и не может быть единства. Подвести философско-правовые концепции к единому знаменателю не­возможно, не нужно и просто вредно.

Вместе с тем, признавая плюрализм в фило-софско-правовых концепциях, надо всегда прове­рять их на прочность, критично оценивать их эв­ристические возможности. Опыт XIX и особенно XX вв. показал, что далеко не все философские школы оказались плодотворными в методологи­ческом отношении для философии права. Неред­ко юристы искусственно, очень произвольно пы­тались соединить философию и юриспруденцию, доказывая тем самым не столько возможности философии в деле познания права, сколько свои собственные способности в конструировании умозрительных схем. Так, натужными, придуман­ными выглядят концепции, построенные на осно­ве феноменологии и экзистенциализма. Напри­мер, известный евразиец Н.Н. Алексеев, написав блестящую работу по феноменологии права ("Основы философии права"), по существу мало что смог добавить к нашему представлению о го­сударстве и праве. Его труд напоминает образцы так называемого "чистого искусства" (кубизм в живописи, футуризм в поэзии и т.п.), где метод до­влеет над содержанием. Ему удалось продемон­стрировать высокую технику исполнения в деле соединения феноменологии и права, но само ис­следование оказалось глубоко формалистичным, и в конечном счете малосодержательным.

Примеры неудачных попыток адаптации но­вейших философских учений к правоведению можно найти и в нашей современной юридиче­ской литературе. Так, проф. И.Л. Честнов поста­вил перед собой задачу показать возможности философии постмодернизма (Ж. Бодрийар, П. Бурдье, Ж. Деррида, Ж. Лакан, Ж. Лиотар) при рассмотрении права15. Само стремление искать новые пути осмысления права, используя различ­ные философские подходы, заслуживает, конеч­но, внимательного отношения. Да и книга пред­ставляет известный интерес как пример экспери­ментального творчества, где проявились научная эрудиция, ум и изобретательность автора. Одна­ко исходная посылка - создать философию права на основе постмодернизма - ущербна, как ущерб­на любая попытка достичь "негодную цель" "не­годными средствами".

Во-первых, работы французских постмодер­нистов знаменуют собой смерть философии. Постмодернизм в философии подтверждает об­щую истину, ставшую очевидной за последние пятьдесят лет: вершины в философии и искусстве взяты, подниматься вверх некуда, можно только спускаться вниз. В философии, литературе, живописи, так называемой "серьезной" музыке и даже в кино шедевры созданы, превзойти их невозмож­но. Уже в XX в. на долю выдающихся творцов остается, как правило, только одно: реминисцен­ции и аллюзии, обыгрывание состоявшихся ше­девров культуры. Например, Дж. Джойс гениаль­но пародирует литературные жанры в "Улиссе", И.Ф. Стравинский при создании своих сочинений зачастую использует музыкальный материал эпохи барокко, Хайдеггер, по-видимому, послед­ний великий философ, строит свою онтологию во многом как рецепцию идей Платона и Плотина. Французские постмодернисты, авторы с талан­том и вкусом, оказались способны в основном к одному - изъять из философии смысл, заменив его стилем. Суть философии постмодернизма - стиль, форма без содержания, словотворчество без цели.

Во-вторых, философия постмодернизма, отка­зываясь от поиска смысла вещей, принципиально не в состоянии дать что-то содержательное пра­воведению. Стремление приспособить постмо­дернизм к юриспруденции напоминает строитель­ство воздушных замков, создание своего рода фикции, не имеющей места ни в идеальной, ни в материальной реальности.

Увлечение философией постмодернизма еще раз подтверждает печальный факт: Россия и в XXI в. все еще продолжает оставаться провинци­ей Европы. За последние двести лет из Европы в Россию накатывалось несколько волн: шеллингианство, гегельянство, кантианство, позитивизм, марксизм, ницшеанство, что нередко приводило русскую интеллигенцию в состояние творческого экстаза. Теперь, видимо, настала пора постмодер­низма: модная во Франции, но малоизвестная в мире философия воспринимается у нас как откро­вение, что говорит, конечно, о слабости собствен­ных философских традиций, отсутствии здорово­го научного скептицизма и самостоятельности.

Date: 2015-09-02; view: 996; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию