Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Москва 2010 г





РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии и педагогики

Кафедра практической психологии

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы психологического влияния»

 

Утвержден на заседании кафедры

практической психологии, Протокол № от

2010г.

 

 

 

Автор: кандидат психологических наук, профессор Азарнов Н.Н.

 

 

Москва 2010 г.

 

Состав учебно-методического комплекса по дисциплине «Основы психологического влияния»

1. Программа учебной дисциплины «Основы психологического влияния» ……………………………………………………с. 3-10.

 

2.Тематические планы учебной дисциплины………… с. 11-13.

 

3. Планы семинарских и практических занятий. …… с. 14-117.

 

4. Сборник задач и упражнений ………………………с. 18-19.

 

5. Перечень вопросов для студентов для подготовки к зачету по учебной дисциплине……………………………………….. 20-21.

 

6. Перечень тем курсовых работ по учебной дисципли-

не……………………………………………………….........с 22-.23.

 

7. Перечень тем дипломных работ по учебной дисципли-

не……………………………………………………………с. 24-25

 

8. Методические рекомендации студентам заочной формы по выполнению курсовых работ…………………………… с.26-27.

 

9. Тест для оценки знаний студентов по учебной дисципли-

не…………………………………………………………с 28 -32.

 

10. Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе………………………………………………….........с.33-34

 

11. Методические рекомендации студентам заочной формы по изучению учебной дисциплины………………………… с. 35-36.

 

12. Тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения………………………………………………………с.37.

1.Программа учебной дисциплины «Основы психологического влияния»

1. Целевая установка и организационно-методические

рекомендации.

 

Учебная программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности 030301 – «психология». Преподавание и изучение учебной дисциплины направлены на профессиональную подготовку и развитие студентов, на овладение ими системой представлений о способах психологического влияния людей друг на друга в ситуациях взаимодействия и общения. Кроме того, студенты должны овладеть практическими навыками и умениями психологического влияния на других людей при осуществлении профессиональной деятельности в будущем.

Учебная дисциплина изучается студентами в тесной связи с изучением таких учебных дисциплин, как психологическое консультирование, психотерапия, психология управления, психологии рекламы и др.

Учебная программа разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта к подготовке специалистов. В ней воплощены результаты современных исследований психологического влияния в различных отраслях психологической науки, а так же практический опыт отечественных и зарубежных специалистов в области психологического влияния.

В результате изучения учебной дисциплины студенты

должны знать:

- основные понятия, характеризующие психологическое влияние людей друг на друга в деятельности и общении;

- основные способы психологического влияния;

- социально-психологические явления в группах, оказывающих влияния на личность;

- конформизм как социально-психологическую особенность личности;

- закономерности и способы влияния группы на личность и личности на группу;

- социально-психологические закономерности влияния радио, телевидения, печатной продукции на человека;

- приемы социального влияния, используемые в психологическом консультировании и в психотерапии;

- возможности использования способов влияния в различных видах деятельности человека;

- основные способы сопротивления человека нежелательному влиянию;

 

иметь первичные навыки:

 

- практического использования знаний по психологии влияния в условиях будущей профессиональной деятельности;

 

уметь:

- изучать и анализировать различные ситуации влияния и описывать их с помощью системы социально-психологических понятий;

- использовать приемы оказания и сопротивления влиянию для решения практических задач своей профессиональной деятельности;

 

иметь представление:

 

- о месте психологии влияния в системе психологических наук;

- об основных научных работах видных отечественных и зарубежных ученых по проблеме социального влияния.

 

Психология влияния изучается студентами на заключительном этапе обучения и наряду с социальной психологией, психологией управлений систематизирует и углубляет знания студентов по проблеме социального взаимодействия. Данная дисциплина закладывает теоретико-методические основы для профессионального становления и развития будущих специалистов.

Содержание учебной дисциплины «Основы психологического влияния» базируется на теоретических основах, разработанных отечественными и зарубежными учеными - Андреевой Г. М., Донцовым А.И., КабаченкоТ.С., Ляйппе М., Майрсом Д., Зимбардо Ф., Фестингером Л., Чалдини Р. и другими.

Изучение дисциплины помимо теоретической подготовки носит выраженную практическую направленность и во многом дополняет курсы социальной, педагогической и возрастной психологии и психотерапии.

Учебная дисциплина включает в себя взаимосвязанный ряд тем, последовательно раскрывающих основное содержание науки по проблеме психологического влияния.

Основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские и практические занятия с использованием деловых игр, «мозговых штурмов».

Чтение лекций направлено на содействие студентам в усвоении системы социально-психологических знаний, развития и у них творческого мышления, рефлексии и профессионального мировоззрения.

При проведении семинарских занятий уделяется особое внимание заданиям, предполагающим не только воспроизведение знаний, но и направленных на формирование практических умений и навыков, а также на развитие критического творческого мышления студентов.

Студентам, изучающим курс, рекомендуется внимательно воспринимать и творчески осмысливать основное содержание лекций, вести записи в рабочих тетрадях, дополнять усвоенные знания во время самостоятельной работы, особенно при подготовке к семинарским занятиям, изучать и конспектировать не только обязательную, но и дополнительную литературу. Изучение дисциплины завершается зачетом.

 

 

1.Содержание разделов и тем.

 

Тема 1. Общее представление о психологическом

влиянии людей друг на друга в деятельности и общении.

 

Психологическая характеристика деятельности взаимодействующих лиц в организации. Организация как исторически сложившаяся форма социального взаимодействия. Психологический анализ отдельной ситуации взаимодействия личностей. Действия людей по отношению друг к другу, обусловленные единством предмета, места и времени их деятельности. Социально-психологические явления, порождаемые взаимодействием людей. Психологическое влияние людей друг на друга в ситуациях взаимодействия. Общение личностей в организациях. Особенности влияния собеседников друг на друга в ситуациях общения. Психологическая характеристика ситуации общения. Деятельность и общение как основные стороны жизни людей.

Литература: 1,2-5

 

Тема 2. Социально-психологическая характеристика основных способов влияния людей друг на друга.

 

Заинтересованность людей в успешности собственной деятельности. Целесообразность их действий. Обусловленность влияния людей друг на друга повышением производительности труда, продвижением собственной деятельности. Основные способы влияния. Аттракция. Внушение. Убеждение. Подражание. Заражение. Манипулирование. Шантаж. Давление. Угроза. Социально-психологическая идентификация. Рефлексия. Гипноз. Социально-психологические явления группах, оказывающие влияние на личность. Внутригрупповое мнение, Традиции. Общее настроение. Межличностные отношения. Особенности влияния лидеров и авторитетных лиц на других людей в ситуациях взаимодействия и общения.

Литература: 1,2 - 6, 9, 11, 13

 

Тема 3. Убеждение как способ взаимного влияния людей в ситуациях взаимодействия и общения.

 

Убеждение как представление человека о предмете, в истинности которого (представления) он не сомневается. Убеждение как своеобразный психический продукт деятельности индивида с предметом или взаимодействия с другим человеком в течение длительного времени в разных местах. Индивид исследует, познает предмет, другого человека в различных ситуациях и у него складывается постепенно о нем определенное представление. Оно может быть негативным, позитивным и т.д. Истинность представления подтверждается в дальнейшем, всякий раз при действии с предметом, взаимодействии с другим человеком, что ведет к образованию убеждения относительно предмета или человека. Субъективность убеждений личности. Содействие других людей образованию у личности определенных убеждений о предметах, о людях, явлениях, их свойствах и т.д. Использование убеждения как способа влияния в деятельности продавцов, специалистов в области рекламы

Литература: 2, 4

 

 

Тема 4. Проявления внушения в ситуациях взаимодействия и общения людей.

 

Социально-психологическая характеристика ситуаций взаимодействия и общения людей, в которых проявляется внушение. Внушение как способ психологического влияния людей друг на \друга. Внушение как воздействие на личность в целях содействия образованию у ней внушенного представления о предмете. Внушенное представление о предмете как своеобразный психический продукт внушения. Характеристика внушения как способа психологического влияния. Средства внушения – речь. мимика, жесты, пантомимика, предметные движения. Внушение – элемент структуры действия человека по отношению к другому человеку. Взаимосвязь внушения и успешности деятельности людей. Внушение как психологический фактор повышения производительности труда продавцов, специалистов в области рекламы, страхования и т.д. Внушение в воспитательной деятельности людей. Психологические предпосылки и социально-психологические условия успешного внушения личности в деятельности и общении. Понятие психологической манипуляции. Социально-психологическая характеристика основных манипулятивных типов (Э. Шостром). Социально-психологический анализ орудий влияния (Р. Чалдини). Подчинение влиянию и преодоление сопротивления влиянию. Неосознаваемые влияния и их роль в формировании

поведения человека.

 

Литература: 2, 3, 6, 7, 12.

 

Date: 2015-09-02; view: 192; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию