Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛОССАРИЙ. Абилитация — система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Абилитация — система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах. Адаптация — приспособительные акты индивида, направленные на восстановление нарушенного равновесия со средой обитания, вследствие возникших изменений в последней. Асинхрония развития — сочетание неравномерности в развитии с несвоевременностью сроков формирования тех или иных сторон психики. Высшие психические функции (ВПФ) — одно из центральных понятий в теории культурно-исторического формирования психики Л. С. Выготского. Основными отличительными свойствами ВПФ являются: прижизненность формирования по генезу, произвольность и осознанность по способу существования и опосредованность по строению. Гетерохронность — неравномерность процесса развития. Гиперкомпенсация — восстановительные эффекты сверхнормативной результативности. В иной трактовке под гиперкомпенсацией понимается использование неадекватных защитных механизмов. Депривация — многообразные нарушения в формировании и функционировании психики, возникающие вследствие относительно длительного блокирования значимых потребностей человека. Дизонтогенез, дизонтогении — общее название различных вариантов нарушений в психическом развитии. Синонимами могут считаться такие понятия, как отклоняющееся развитие, нестандартное развитие, устаревшее -аномальное развитие и пр. Защитные механизмы (психологическая защита) — специальная регуляторная система стабилизации личности, ограждающая сферу сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. (И. М. Никольская и Р. М. Грановская) Компенсация — восстановление утраченной или глубоко нарушенной функции за счет внутрисистемных и межсистемных перестроек. Копинг — поведение (стратегия) — сознательные усилия личности, направленные на поддержание позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях. Коррекция — мероприятия, направленные на исправление нарушений различных сторон психического функционирования. Микрогенез (актуалгенез) — изменения, происходящие в процессе непосредственного функционирования психики в настоящий момент времени. Модально-неспецифические закономерности развития — особенности психического развития, в той или иной степени характерные для разных форм дизонтогенеза, и отличающиеся от их нормального развития. Модально-специфические закономерности развития — особенности психического развития, характерные для определенного вида дизонтогенеза. Направленное развитие — развитие под влиянием организованных внешних воздействий. Синонимом направленного развития может выступать понятие «функциональный генез». Нарушенное развитие — обычное развитие, протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенный характер которых превышает компенсаторные возможности индивида, в силу чего последний нуждается в медико-социальной и психолого-педагогической помощи. Нарушенное развитие рассматривается как особый способ генеза психики, определяемый характером неблагоприятных условий, в которых он реализуется. Обратное развитие — не соответствующее действительности представление, согласно которому процесс развития способен протекать в обратном направлении, возвращаться к уже пройденным этапам. Это положение грубо противоречит философским представлениям, согласно которым любой процесс развития всегда разворачивается в масштабах реального времени, необратимость которого делает невозможным и обратное развитие. Общие закономерности развития — наиболее существенные характеристики процесса психического развития, в равной степени присущие как для нормального, так и для отклоняющегося развития. Онтогенез — прижизненное развитие индивида от момента зачатия до смерти. Ортопедагогика – 1. наука о воспитании и обучении детей с заболеваниями органов движения и опоры (рук, ног, позвоночника), один из разделов дефектологии. 2. лечебная педагогика, наука, предметом которой являются специфические методы воспитания «трудных детей». Остановка в развитии — не соответствующее реальности представление о том, что процесс развития может иметь моменты перерыва, т. е. остановок. Данному пониманию противостоит идея недезъюнктивности процесса развития. Псевдокомпенсация — неадекватные условиям существования индивида защитные механизмы, сужающие адаптационные возможности последнего. Развитие психическое — поступательные, позитивные и необратимые изменения в виде качественных новообразований в структуре психики. Распад — дезинтеграция отдельных функций, приводящая к утрате психикой своей целостности Реабилитация — система политических, экономических, медицинских, психологических, педагогических и пр. мероприятий, направленных на восстановление полноценного личностного существования инвалида в обществе. Ретардация — порциальное или тотальное отставание в темпах развития. Социализация — исторически сложившийся способ усвоения индивидом культурно-исторического опыта, в результате чего формируются человеческие способы поведения и сознание в целом. Специальная психология — отрасль психологической науки, предметное содержание которой связано с изучением феноменологии и закономерностей нарушений в процессе психического развития и разработкой методов коррекционной помощи лицам с подобными нарушениями. Спонтанное развитие — изменения, возникающие в процессе развития в результате самонаучения под влиянием подражания. Структура нарушенного развития — одна из топографических характеристик дизонтогенеза, предполагающая выделение двух групп нарушенных функций. Первая связана с нарушениями, вызванными непосредственным воздействием патогенного фактора. Вторая группа — нарушения тех или иных сторон психики, возникновение которых обусловлено непосредственными или опосредованными связями с первично поврежденной функцией. Функциональный генез — позитивные изменения в структуре сознания под влиянием целенаправленных воздействий — обучения, воспитания, коррекции. Хроногенность — принцип, согласно которому, чем раньше в возрастном отношении возникает патогенное воздействие, тем тяжелее и разнообразнее его последствия для процесса психического развития.
|