Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛОССАРИЙ. Абилитация — система мероприятий, направленных на фор­мирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах





Абилитация — система мероприятий, направленных на фор­мирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах.

Адаптация — приспособительные акты индивида, направ­ленные на восстановление нарушенного равновесия со сре­дой обитания, вследствие возникших изменений в послед­ней.

Асинхрония развития — сочетание неравномерности в раз­витии с несвоевременностью сроков формирования тех или иных сторон психики.

Высшие психические функции (ВПФ) — одно из централь­ных понятий в теории культурно-исторического формирования психики Л. С. Выготского. Основными отличительными свойствами ВПФ являются: прижизненность формирования по генезу, произвольность и осознанность по способу существования и опосредованность по строению.

Гетерохронность — неравномерность процесса развития.

Гиперкомпенсация — восстановительные эффекты сверхнормативной результативности. В иной трактовке под гиперкомпенсацией понимается использование неадекватных защитных механизмов.

Депривация — многообразные нарушения в формировании и функционировании психики, возникающие вследствие относительно длительного блокирования значимых потребностей человека.

Дизонтогенез, дизонтогении — общее название различных вариантов нарушений в психическом развитии. Синонима­ми могут считаться такие понятия, как отклоняющееся раз­витие, нестандартное развитие, устаревшее -аномальное раз­витие и пр.

Защитные механизмы (психологическая защита) — специаль­ная регуляторная система стабилизации личности, огражда­ющая сферу сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними кон­фликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. (И. М. Ни­кольская и Р. М. Грановская)

Компенсация — восстановление утраченной или глубоко нарушенной функции за счет внутрисистемных и межсис­темных перестроек.

Копинг — поведение (стратегия) — сознательные усилия лич­ности, направленные на поддержание позитивной само­оценки в угрожающих для нее ситуациях.

Коррекция — мероприятия, направленные на исправление нарушений различных сторон психического функциониро­вания.

Микрогенез (актуалгенез) — изменения, происходящие в процессе непосредственного функционирования психики в настоящий момент времени.

Модально-неспецифические закономерности развития — осо­бенности психического развития, в той или иной степени характерные для разных форм дизонтогенеза, и отличаю­щиеся от их нормального развития.

Модально-специфические закономерности развития — осо­бенности психического развития, характерные для опреде­ленного вида дизонтогенеза.

Направленное развитие — развитие под влиянием организо­ванных внешних воздействий. Синонимом направленного развития может выступать понятие «функциональный генез».

Нарушенное развитие — обычное развитие, протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенный харак­тер которых превышает компенсаторные возможности ин­дивида, в силу чего последний нуждается в медико-соци­альной и психолого-педагогической помощи. Нарушенное развитие рассматривается как особый способ генеза психи­ки, определяемый характером неблагоприятных условий, в которых он реализуется.

Обратное развитие — не соответствующее действительнос­ти представление, согласно которому процесс развития спо­собен протекать в обратном направлении, возвращаться к уже пройденным этапам. Это положение грубо противоре­чит философским представлениям, согласно которым лю­бой процесс развития всегда разворачивается в масштабах реального времени, необратимость которого делает невоз­можным и обратное развитие.

Общие закономерности развития — наиболее существенные характеристики процесса психического развития, в равной степени присущие как для нормального, так и для отклоня­ющегося развития.

Онтогенез — прижизненное развитие индивида от момента зачатия до смерти.

Ортопедагогика – 1. наука о воспитании и обучении детей с заболеваниями органов движения и опоры (рук, ног, позвоночника), один из разделов дефектологии.

2. лечебная педагогика, наука, предметом которой являются специфические методы воспитания «трудных детей».

Остановка в развитии — не соответствующее реальности представление о том, что процесс развития может иметь моменты перерыва, т. е. остановок. Данному пониманию противостоит идея недезъюнктивности процесса развития.

Псевдокомпенсация — неадекватные условиям существова­ния индивида защитные механизмы, сужающие адаптаци­онные возможности последнего.

Развитие психическое — поступательные, позитивные и нео­братимые изменения в виде качественных новообразований в структуре психики.

Распад — дезинтеграция отдельных функций, приводящая к утрате психикой своей целостности

Реабилитация — система политических, экономических, медицинских, психологических, педагогических и пр. ме­роприятий, направленных на восстановление полноценного личностного существования инвалида в обществе.

Ретардация — порциальное или тотальное отставание в тем­пах развития.

Социализация — исторически сложившийся способ усвое­ния индивидом культурно-исторического опыта, в резуль­тате чего формируются человеческие способы поведения и сознание в целом.

Специальная психология — отрасль психологической науки, предметное содержание которой связано с изучением фе­номенологии и закономерностей нарушений в процессе психического развития и разработкой методов коррекционной помощи лицам с подобными нарушениями.

Спонтанное развитие — изменения, возникающие в процес­се развития в результате самонаучения под влиянием под­ражания.

Структура нарушенного развития — одна из топографичес­ких характеристик дизонтогенеза, предполагающая выде­ление двух групп нарушенных функций. Первая связана с нарушениями, вызванными непосредственным воздействи­ем патогенного фактора. Вторая группа — нарушения тех или иных сторон психики, возникновение которых обуслов­лено непосредственными или опосредованными связями с первично поврежденной функцией.

Функциональный генез — позитивные изменения в структу­ре сознания под влиянием целенаправленных воздей­ствий — обучения, воспитания, коррекции.

Хроногенность — принцип, согласно которому, чем раньше в возрастном отношении возникает патогенное воздействие, тем тяжелее и разнообразнее его последствия для процесса психического развития.

 

 

Date: 2015-09-02; view: 2257; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию