Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЧТ № 2/2012Стр 1 из 2Следующая ⇒
Валентин РОИК Доктор экономических наук, профессор Научно-исследовательский институт труда и социального страхования Минздравсоцразвития России Ключевые слова: Трудоспособное население, сценарный прогноз Предпосылки возникновения социального страхования на этапе крупного промышленного производства В конце XVIII - начале XIX вв. на смену семье, которая являлась главной производительной единицей в экономике (представленной сельским хозяйством, простыми ремеслами) и основным источникам средств для содержания нетрудоспособных, пришло крупное промышленное производство, кардинально изменившее роль наемного труда и всего комплекса социально-трудовых отношений. Новые условия труда и жизнедеятельности привели к усилению социальной незащищенности, обусловленной невозможностью трудиться из-за несчастных случаев, болезней, старости и безработицы. Широкое распространение социальных рисков, приводящих к утрате трудоспособности или места работы, во все большей степени требовало применения механизмов их компенсации. Массовые выступления рабочих в Англии, Франции и Германии (30-60-е годы XIX в.) против существовавших условий найма потребовали пересмотра бытовавшей в то время чисто индивидуалистической модели организации общественной жизни и утверждения принципиально новой доктрины социальной защиты, которая бы базировалась не только на самоответственности и личной предусмотрительности, но и на солидарной взаимопомощи работников и солидарной ответственности работодателей за социальную защиту нанимаемых ими работников. Реализация этих принципов, образовавших фундамент обязательного социального страхования, позволила обеспечить социальную защиту работников (и их семей), поддерживая тем самым непрерывность процесса воспроизводства рабочей силы. Формирование институтов социального страхования ознаменовало важный этап в истории цивилизации: возникла возможность перестать ассоциировать старость, инвалидность, потерю трудоспособности на производстве исключительно с бедностью и материальными лишениями. Первые государственные системы пенсионного обеспечения, имеющие массовый и универсальный характер, появились в Германии (1889 г.)1, Великобритании (1908 г.), Франции (1910 г.). Базовые черты этого вида социального страхования - увязка размеров пенсий с размерами страховых взносов и заработной платы страхуемых работников, обязательное по закону пенсионное страхование работников наемного труда (и их иждивенцев) от социальных рисков старости, инвалидности и утраты кормильца2. Финансовый потенциал социального страхования намного превосходил применявшиеся ранее формы социальной поддержки населения, обеспечивая приемлемый уровень защиты работников. Основу нового института социальной защиты составляли трудовые договорные (трудовой договор) и социальные публично-правовые отношения (защита работников от массовых и объективных по характеру социальных рисков)3. Постоянный характер трудовой деятельности, возросшая сложность труда и рост квалификации работников, значительные масштабы выпуска продукции явились экономическими предпосылками возникновения институтов обязательного социального страхования. Массовость производства обеспечивалась, в том числе, и непрерывностью процесса воспроизводства рабочей силы. Сложились принципиально новые экономические, организационные и правые механизмы, которые позволяли, с одной стороны, производить накопления крупных по объему финансовых ресурсов, с другой - обеспечивать застрахованным работникам возможность реализовывать пенсионные и другие страховые права в течение длительных периодов времени. Финансовый кризис 30-х годов прошлого века, охвативший ведущие промышленно развитые страны, выявил органические недостатки рыночной экономики, проявившиеся в социальной сфере, которые, по мнению Дж.Кейнса, призвано исправлять государство4. Экономической основой обязательного социального страхования стали выступать условия организации производства. Массовый характер промышленного производства сопровождался организацией наемного труда на постоянной основе (более 50% трудоспособного населения), что получило в 50-е годы свое юридическое закрепление во введении бессрочного трудового договора. Данный тип найма рабочей силы стал отправным моментом в построении индустриального общества. Применение бессрочного трудового договора привело к формированию нового типа вознаграждения за труд, что свидетельствовало о повороте в социально-трудовых отношениях. Заработная плата стала основным и стабильным источником доходов наемных работников, перестав быть эпизодическим вознаграждением5. В индустриальном обществе заработная плата выплачивается на регулярной и постоянной основе по принципу "равная плата за равный труд". При этом порядок ее выплаты постепенно приобретает универсальный характер на основе стандартизации и унификации. Она перестает быть прямым вознаграждением за конкретную работу и выплачивается за общее потраченное время. Ее размер становится достаточным не только для текущего потребления семьи работника, но и предусматривает возможность финансового участия самих работников в системах обязательного социального страхования - пенсионного, медицинского, в связи с несчастными случаями на производстве и безработицей, фиксируя тем самым целевой характер средств, резервируемых для случаев нетрудоспособности работников. На этапе развитого индустриального общества функции заработной платы еще больше расширяются и включают средства не только для удовлетворения текущих жизнеобеспечивающих задач, но и для получения среднего и высшего образования, приобретения жилья, получения качественной медицинской помощи. Труд и профессиональная квалификация становятся основными ценностями индустриального общества, определяющими не только уровень доходов, но и образ жизни, социальный статус, возможности реализации политических прав гражданина. Трудовой контракт позволяет регулировать не только отношения найма, но и статус наемного работника6. Первая и Вторая мировые войны способствовали усилению тенденций к регламентации, повышению дисциплины труда, его научной организации, росту квалификации, массовому применению инженерного труда. Потребность в расширении выпуска военной продукции увеличила спрос на рабочую силу, на создание условий для достижения более высокого уровня социального согласия. Это положительно повлияло на распределительные механизмы национальных экономик и привело к резкому увеличению в государственных бюджетах доли социальных расходов, позволило применить, а впоследствии и закрепить возросшие социальные стандарты, связанные с приемлемыми доходами населения, обеспечивающими доступ к качественным системам образования и медицинской помощи. Квинтэссенцией понимания сущности социально-трудовых отношений на индустриальном этапе развития общества может служить позиция МОТ, выраженная в Филадельфийской декларации 1944 г.: труд не является товаром, нищета в любом месте представляет угрозу для общего благосостояния; борьба с нуждой должна вестись каждым государством и в международном масштабе усилиями представителей трудящихся, работодателей и правительств. С этого времени можно говорить об общепринятой доктрине института социального страхования, основанного не на благотворительности, а на самоответственности и социальной солидарности.
Развитие мировоззренческих взглядов на социальное страхование в западных странах
Эволюция понимания важности применения специализированного страхового института в социальной сфере напрямую связана с утверждением социально-трудовых отношений, основанных на фиксированных трудовых договорах постоянного найма и публично-правовых отношениях, регулирующих защиту работников от массовых, объективных по характеру социальных рисков. Становление социального страхования как формы социальной защиты наемных работников происходило на протяжении достаточного длительного исторического отрезка, охватившего период с конца XVIII в. по первую треть XX в. Существенный вклад в разработку философско-политичес-ких концепций, оказавших существенное влияние на формирование элементов и механизмов данного института, принадлежит французским, немецким, английским ученым, политическим деятелям и богословам. В наиболее систематизированном виде доктрина социального страхования работников наемного труда представлена в работе французского мыслителя Клавьера, которая была опубликована в 1788 г. под названием "Проспект относительно введения пожизненного страхования7 В ней предлагалось осуществлять пожизненное страхование рабочих, которое повысит их "безопасность относительно несчастливых обстоятельств, и при этом оно не может повредить ни промышленности, ни индивидуальной активности"8. Уже в середине XVIII в. в Англии и Франции возникают общества взаимного страхования для рабочих и общества взаимного вспомоществования9, основной целью которых было обеспечение в обмен на определенный взнос незначительных по размеру страховых выплат в случае болезни, увечья или смерти застрахованного. В XIX в. подобные страховые общества стали формироваться во многих европейских странах. Наибольшее распространение добровольное взаимное страхование рабочих получило в Англии, где организовывались "общества страхования индустриальной жизни" и провидентные фонды, предназначенные для накопления средств на старость самими работниками при содействии работодателей. К середине XIX в. из общей системы взаимного страхования выделились два отдельных подвида: страхование жизни и страхование от несчастных случаев, которые преобразовались в акционерные формы, а их управление Перешло страховым компаниям Позитивную роль в развитии этого вида страхования сыграло государство: осознавая его социальную значимость для наемных работников, оно стало предоставлять организациям, осуществляющим подобную деятельность, экономические льготы, а зачастую и субсидии. Такой подход способствовал распространению в общественном сознании престижности участия в добровольных видах страхования жизни. Но это было возможным для ограниченного числа наемных работников, поэтому возникла необходимость изыскания финансовых ресурсов, позволяющих включать все большие когорты работающих в систему страхования жизни. Вместе с тем такая модель взаимного страхования не позволяла решать задачи социальной защиты работников на приемлемом уровне. Это обусловливалось тем, что низкий уровень заработной платы и большие размеры семьей не позволяли малоквалифицированным работникам, которые составляли большинство рабочей силы, осуществлять какие-либо накопления. Кроме того, добровольные формы накопления и страхования как способы социальной защиты не могли быть эффективными по большинству видов социальных рисков (инвалидности, болезни, несчастных случаев, в связи с утратой кормильца), поскольку страховые случаи могли наступать в молодом возрасте, когда люди объективно еще не накопили достаточных средств. Более того, работники с низкими заработками или работники, занятость которых носила непостоянный характер, не всегда имели возможность вступать в общества взаимного страхования или продолжать регулярно выплачивать требующиеся взносы после приема в члены таких обществ. Сложившаяся система социальной защиты работников требовала коренной модернизации. Основоположником доктрины социального страхования является немецкий экономист А.Вагнер, разработавший основные теоретические положения, послужившие основой для принятия законов, учреждающих институты обязательного социального страхования в Германии в период 1882-1890 гг. Важнейшим в формировании социального страхования он считал решение задачи принуждения работодателей (с помощью закона) к финансовому участию в страховании их наемных работников от типичных видов социальных рисков - на случаи болезней, несчастных случаев на производстве, старческой нетрудоспособности. Экономическую основу такого порядка он видел в приемлемом уровне заработной платы, которая выступала залогом более обеспеченного и здорового образа жизни11. А.Вагнер обосновал необходимость имущественной ответственности предпринимателей за вред, причиненный жизни и здоровью рабочих, для чего он предложил в качестве юридического и финансового механизма такой ответственности ввести обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве. Данный подход позволил в дальнейшем сформировать специализированный правовой институт страховой защиты работников от рисков несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости, что стало подлинной революцией в области права, базировавшегося до этого на гражданско-правовой ответственности и крайне сложных судебных процедурах определения вины потерпевшего работника и его работодателя. В качестве возможных мер, направленных на компенсацию экономического превосходства капиталистов, Вагнер предлагал государственное регулирование и выравнивание возможностей двух социальных партнеров, а также набор демократических процедур и законов в целях создания рабочих коалиций, международных ассоциаций рабочих, третейских судов, предоставления легитимных возможностей для проведения стачек и забастовок. При этом он отдавал приоритет социальным реформам, направленным на улучшение положения трудящихся12. На формирование института социального страхования существенно повлияла доктрина солидарности (со-лидаризма). Важный вклад в ее разработку внесли французские ученые и политические деятели - Э.Дюркгейм, О.Конт, Л.Дюги, Л.Буржуа. По мнению Э.Дюркгейма, солидарность опирается на укорененную в общественном сознании моральную установку на взаимопомощь людей. Считается, что в любом обществе его члены взаимосвязаны, а следовательно, должны отвечать друг за друга и помогать друг другу. Содержание и формы солидарности (семейная, профессиональная, соседская, общинная, городская, национальная) определяют внутреннюю структуру общества. Основоположники доктрины солидарности исходили из того, что эволюция человеческого общества непосредственно связана с усилением интегрирующего начала, потребности во взаимопомощи инвалидов, что ведет к формированию солидарных групп взаимоподдержки, а социализация общества протекает в русле развития социальных качеств человека (сострадание, сопереживание, сопричастность) как антитезы асоциальным его характеристикам - обособлению, агрессивности, враждебности. При этом солидарность в обществе в значительной степени определяется взаимосвязью различных этапов человеческого труда (О.Конт), а также разделением и кооперацией труда (Э.Дюркгейм), которые побуждают членов социальной группы в силу общественных потребностей и интересов брать на себя моральные обязательства не только не вредить другим, но и оказывать им содействие. В одной из основных своих работ "О разделении общественного труда" Э.Дюркгейм ставит целью доказать, что вопреки некоторым теориям разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность или, другими словами, выполняет интегрирующую функцию посредством социализации и объединения инвалидов. Одна из возможных организационных форм, которая позволяет наиболее удачно смягчать антагонистические противоречия труда и капитала, по мнению Э.Дюркгейма, - профессиональные корпорации,которые являются прообразом новых органов общественной солидарности13. Возникал естественный вопрос: каковы масштабы солидарного перераспределения финансовых ресурсов и властных полномочий по управлению этим институтом. Другими словами, требовалось концептуально обосновать границы солидарности. Решить эту проблему в теоретическом плане удалось с помощью доктрины субсидиарное™. Следует отметить, что социально-философская и правовая доктрина субсидиарное™ (от латинского слова "субсидиум" - субсидия, помощь, поддержка), или, как ее еще называют, доктрина оптимальной поддержки, тесно связана с доктринами естественных прав человека и правового государства. Предмет ее рассмотрения - распределение компетенций и властных полномочий между органами государственной власти и структурами гражданского общества. Истоки формирования данной доктрины связывают с именем немецкого богослова и общественного деятеля Кетте-лера14. Организационные, правовые и экономические механизмы построения субсидиарных отношений базируются на децентрализации властных полномочий и распределении компетенции, функций и ответственности между отдельными субъектами. Вмешательство государства возможно только в той мере и в тех сферах, в которых профессиональные группы или другие общественные структуры не могут полноценно выполнять свои обязанности. Отсюда: основная целевая функция государственной власти состоит в координации деятельности общественной жизни, а его надзорная функция выступает в роли дополняющей. В области социальной защиты этот подход реализуется в механизмах оптимального перераспределения финансовых ресурсов, а также самоуправления организацией социального страхования. Привлечение основных социальных субъектов (работников и работодателей) к управлению страховыми учреждениями способствует значительному ослаблению общественных конфликтов в этой весьма хрупкой сфере социальных отношений. В конце XIX - начале XX вв. идеи субсидиарное™ были развиты учеными-католиками в триаде "индивид-общество-государство", в которой высшей ценностью и самодостаточностью обладает индивид. Общество и государство, по их мнению, существует только благодаря человеку и для человека. Права и свободы личности при этом являются источником всех прав и обязанностей государства и гражданского общества субсидиарность означает, что каждый индивид, каждая общность людей должны иметь возможность осуществлять деятельность, которую они могут осуществлять15. Важный вклад в определение роли государства при формировании национальных систем социальной защиты населения внесли работы английского ученого У.Бевериджа. В своем докладе парламенту и правительству страны (1942 г.) он обосновал новую роль государства как одного из главных субъектов, ответственных за социальную защиту трудящихся и всего населения16. По его мнению, эти проблемы должны решаться государством на основе реализации принципа эффективного разделения власти -законодательной, исполнительной и судебной. Беверидж разработал предложения по реформе социального обеспечения на принципах всеобщности и единообразия, то есть одинакового для всех размера пенсий и пособий, а также условий их выплат. Он считал, что права на лечение, пенсию, семейные пособия должны быть равными для всего населения; в отношении других видов социальных выплат допускались различия между лицами наемного труда и работающими не по найму. Наряду с этим Беверидж рекомендовал широко развивать государственное вспомоществование, ввести национальную службу здравоохранения, гарантирующую бесплатное медицинское обслуживание. Все это вместе взятое составило бы, по его мнению, комплексную систему социальной защиты населения, с помощью которой Англия могла бы "ликвидировать" проблему нужды и бедности, а также способствовать поддержанию полной занятости". Доклад основывался на анализе степени удовлетворения насущных материальных потребностей населения, что позволило сделать ряд принципиальных заключений и предложений: > ни один из довоенных видов социальных и страховых выплат (пособия по безработице, по болезни, пенсии) не соответствовал прожиточному минимуму населения; > размеры выплат по социальному обеспечению и страхованию рекомендовалось увеличить до уровня прожиточного минимума, который выступал главным критерием эффективности системы социальной защиты населения и призван был обеспечить нормальное существование человека (базовые нужды); ►•унифицированный (единый) размер страховых платежей подразумевал выплату единых по размеру пенсий и пособий; у профессиональное (обязательное и дополнительное) социальное страхование должно было играть роль дополнительных доходов застрахованных работников, финансируемых за счет страховых платежей работодателей и работников; >■ уровень пенсий и бесплатная государственная медицинская помощь населению были призваны обеспечить нормальное существование пожилых граждан и инвалидов; » выплата пенсий предусматривалась только после прекращения работы, пенсионный возраст устанавливался для мужчин - 65 лет, женщин - 60 лет; > размер пенсии увеличивался в зависимости от продолжительности трудового стажа - чем дольше человек остается на работе по достижении пенсионного возраста, тем выше будет его пенсия. Исходя из этих рекомендаций лейбористское правительство Англии на протяжении 1944-1948 гг. приняло ряд законодательных актов, на основе которых возникла единая система социального страхования и обеспечения, охватывающая все население и все случаи потери заработка; было введено всеобщее бесплатное медицинское обслуживание. Одним из положительных качеств социального страхования является то, что для работодателей и наемных работников данный институт социальной защиты выступает своего рода "школой общения и выработки согласия" в динамично изменяющихся социально-трудовых отношениях. Это связано с тем, что в арсенале средств и механизмов социального страхования имеются наиболее простые и понятные формы социальной коммуникации на уровне личностных взаимоотношений (работник - работодатель - страховая организация), которые призваны защитить человека от рисков, обусловленных рыночной экономикой, и адаптировать его к условиям организации хозяйственной жизни. Примечания: Исспедование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ "Концептуальные основы формирования рыночных институтов обязательного социального страхования в России - пенсионного, медицинского, социального, в связи с безработицей, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", проект /V? 10-02-00249а. 'Пенсионное обеспечение было впервые введено в Пруссии в 1825 г. для государственных чиновников. - Прим. автора. 2Сопгас) С. Тпе етегдепсе от тойегп геИгетепГ Сегтапу 1п ап ютегпатюпа! сотрапзоп (1850-1960). РорЫаНоп: Ап ЕпдИхН $е1ес1юп, 1991. Уо1.3, Р.171-200. -Роик В.Д, Основы социального страхования. Учеб. Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. М„ 2007. С.54-75. 4К важнейшим мерам по стимулированию экономического роста Кейнс относил государственные программы, направленные на достижение полной занятости и поддержку населения. 'Типичные примеры такого типа вознаграждения в доиндустриальном обществе - это заработная плата поденных и сезонных работников, получаемая за конкретно выполненную работу и отражающая нерегулярный характер трудового найма. 6Известный немецкий ученый Р.Дарендорф в этой связи отмечает, что именно фактор трудовой деятельности делает человека гражданином, поскольку условием избирательного права выступал статус человека как налогоплательщика, а социальные гражданские права были связаны с профессиональной деятельностью через использование механизма страхования социальных прав/ Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерки политики свободы - М., 2002. 7Розанваллон П. Новый социальный вопрос. - М.: Аа1 Магдюе!,1998. - С.19. 8Указ.соч. - С.20. ^Субъекты обществ взаимного страхования выступают одновременно страхователями, а также собственниками средств общего денежного фонда, сформированного из их взносов. '"Примечательно, что вначале клиентами таких компаний выступали преимущественно состоятельные группы населения. В дальнейшем страхование жизни стали применять для высококвалифицированных наемных работников. "Такой подход он рассматривал как важный "этический момент" в отношениях работодателей и работников Идею о купле-продаже наемного труда А.Вагнер называл не только антиэкономической, но и бесчеловечной.!2Вагнер А. Социальный вопрос. СПб., 1906. ,3См.: Дюргейм Э О разделении общественного труда / Пер. с фр. А.Б.Гофмана. - М., 1996. мБудучи епископом г. Майнца (Германия), он в 60-е годы XIX в. разработал теоретические основы устройства федеративного государства и его взаимодействия с гражданским обществом, пожалуй, первым определив "субсидиарное право", которое позволяет народу "самому обеспечить и совершить то, что он может сделать сам в своем доме, в своей общине, в своем отечестве... Тогда бы чрезмерному управлению и изданию несметных законов пришел бы конец" Кардинал Йозеф Хеффнер. Христианское социальное учение - М„ 2001. 15Папа Пий XI Папская энциклика "Оиао'гадез^о аппо". - С.78-79. ^Доклад назывался "Полная занятость в свободном обществе".
|