Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЧТ № 2/2012





 

Валентин РОИК

Доктор экономических наук, профессор

Научно-исследовательский институт труда

и социального страхования Минздравсоцразвития России

([email protected])

Ключевые слова:

Трудоспособное население, сценарный прогноз

Предпосылки

возникновения социального страхования на этапе крупного промышленного производства

В конце XVIII - начале XIX вв. на смену семье, которая являлась главной про­изводительной единицей в экономи­ке (представленной сельским хозяй­ством, простыми ремеслами) и основ­ным источникам средств для содер­жания нетрудоспособных, пришло крупное промышленное производ­ство, кардинально изменившее роль наемного труда и всего комплекса со­циально-трудовых отношений. Новые условия труда и жизнедеятельности привели к усилению социальной не­защищенности, обусловленной не­возможностью трудиться из-за несча­стных случаев, болезней, старости и безработицы. Широкое распростра­нение социальных рисков, приводя­щих к утрате трудоспособности или места работы, во все большей степени требовало применения механизмов их компенсации.

Массовые выступления рабочих в Англии, Франции и Германии (30-60-е годы XIX в.) против существовавших условий найма потребовали пере­смотра бытовавшей в то время чисто индивидуалистической модели орга­низации общественной жизни и ут­верждения принципиально новой доктрины социальной защиты, кото­рая бы базировалась не только на са­моответственности и личной преду­смотрительности, но и на солидарной взаимопомощи работников и соли­дарной ответственности работодате­лей за социальную защиту нанимае­мых ими работников. Реализация этих принципов, образовавших фунда­мент обязательного социального страхования, позволила обеспечить социальную защиту работников (и их семей), поддерживая тем самым неп­рерывность процесса воспроизвод­ства рабочей силы.

Формирование институтов соци­ального страхования ознаменовало важный этап в истории цивилизации: возникла возможность перестать ас­социировать старость, инвалидность, потерю трудоспособности на произ­водстве исключительно с бедностью и материальными лишениями.

Первые государственные системы пенсионного обеспечения, имеющие массовый и универсальный характер, появились в Германии (1889 г.)1, Ве­ликобритании (1908 г.), Франции (1910 г.). Базовые черты этого вида социального страхования - увязка размеров пенсий с размерами стра­ховых взносов и заработной платы страхуемых работников, обязатель­ное по закону пенсионное страхова­ние работников наемного труда (и их иждивенцев) от социальных рисков старости, инвалидности и утраты кор­мильца2.

Финансовый потенциал социаль­ного страхования намного превосходил применявшиеся ранее формы со­циальной поддержки населения, обеспечивая приемлемый уровень за­щиты работников. Основу нового инс­титута социальной защиты составляли трудовые договорные (трудовой до­говор) и социальные публично-пра­вовые отношения (защита работни­ков от массовых и объективных по ха­рактеру социальных рисков)3.

Постоянный характер трудовой деятельности, возросшая сложность труда и рост квалификации работни­ков, значительные масштабы выпуска продукции явились экономическими предпосылками возникновения инс­титутов обязательного социального страхования. Массовость производ­ства обеспечивалась, в том числе, и непрерывностью процесса воспроиз­водства рабочей силы. Сложились принципиально новые экономичес­кие, организационные и правые ме­ханизмы, которые позволяли, с одной стороны, производить накопления крупных по объему финансовых ре­сурсов, с другой - обеспечивать заст­рахованным работникам возмож­ность реализовывать пенсионные и другие страховые права в течение длительных периодов времени.

Финансовый кризис 30-х годов прошлого века, охвативший ведущие промышленно развитые страны, вы­явил органические недостатки рыноч­ной экономики, проявившиеся в социальной сфере, которые, по мнению Дж.Кейнса, призвано исправлять го­сударство4.

Экономической основой обяза­тельного социального страхования стали выступать условия организации производства. Массовый характер промышленного производства сопро­вождался организацией наемного труда на постоянной основе (более 50% трудоспособного населения), что получило в 50-е годы свое юриди­ческое закрепление во введении бес­срочного трудового договора. Дан­ный тип найма рабочей силы стал от­правным моментом в построении ин­дустриального общества.

Применение бессрочного трудо­вого договора привело к формирова­нию нового типа вознаграждения за труд, что свидетельствовало о по­вороте в социально-трудовых отно­шениях. Заработная плата стала ос­новным и стабильным источником доходов наемных работников, перес­тав быть эпизодическим вознаграж­дением5.

В индустриальном обществе зара­ботная плата выплачивается на регу­лярной и постоянной основе по прин­ципу "равная плата за равный труд". При этом порядок ее выплаты посте­пенно приобретает универсальный характер на основе стандартизации и унификации. Она перестает быть пря­мым вознаграждением за конкретную работу и выплачивается за общее пот­раченное время. Ее размер становится достаточным не только для текущего потребления семьи работника, но и предусматривает возможность фи­нансового участия самих работников в системах обязательного социально­го страхования - пенсионного, меди­цинского, в связи с несчастными слу­чаями на производстве и безработи­цей, фиксируя тем самым целевой ха­рактер средств, резервируемых для случаев нетрудоспособности работ­ников.

На этапе развитого индустриаль­ного общества функции заработной платы еще больше расширяются и включают средства не только для удовлетворения текущих жизнеобес­печивающих задач, но и для получе­ния среднего и высшего образования, приобретения жилья, получения ка­чественной медицинской помощи.

Труд и профессиональная квали­фикация становятся основными цен­ностями индустриального общества, определяющими не только уровень доходов, но и образ жизни, социаль­ный статус, возможности реализации политических прав гражданина. Тру­довой контракт позволяет регулиро­вать не только отношения найма, но и статус наемного работника6.

Первая и Вторая мировые войны способствовали усилению тенденций к регламентации, повышению дисциплины труда, его научной органи­зации, росту квалификации, массо­вому применению инженерного тру­да. Потребность в расширении вы­пуска военной продукции увеличила спрос на рабочую силу, на создание условий для достижения более высо­кого уровня социального согласия. Это положительно повлияло на расп­ределительные механизмы нацио­нальных экономик и привело к резко­му увеличению в государственных бюджетах доли социальных расхо­дов, позволило применить, а впосле­дствии и закрепить возросшие соци­альные стандарты, связанные с при­емлемыми доходами населения, обеспечивающими доступ к качест­венным системам образования и ме­дицинской помощи.

Квинтэссенцией понимания сущ­ности социально-трудовых отноше­ний на индустриальном этапе разви­тия общества может служить позиция МОТ, выраженная в Филадельфий­ской декларации 1944 г.: труд не явля­ется товаром, нищета в любом месте представляет угрозу для общего бла­госостояния; борьба с нуждой должна вестись каждым государством и в международном масштабе усилиями представителей трудящихся, работо­дателей и правительств.

С этого времени можно говорить об общепринятой доктрине института социального страхования, основан­ного не на благотворительности, а на самоответственности и социальной солидарности.

 

Развитие мировоззренческих взглядов на социальное страхование в западных странах

 

Эволюция понимания важности при­менения специализированного стра­хового института в социальной сфере напрямую связана с утверждением социально-трудовых отношений, ос­нованных на фиксированных трудо­вых договорах постоянного найма и публично-правовых отношениях, ре­гулирующих защиту работников от массовых, объективных по характеру социальных рисков.

Становление социального страхо­вания как формы социальной защиты наемных работников происходило на протяжении достаточного длительно­го исторического отрезка, охвативше­го период с конца XVIII в. по первую треть XX в. Существенный вклад в разработку философско-политичес-ких концепций, оказавших сущест­венное влияние на формирование элементов и механизмов данного института, принадлежит француз­ским, немецким, английским ученым, политическим деятелям и богосло­вам.

В наиболее систематизированном виде доктрина социального страхова­ния работников наемного труда представлена в работе французского мыслителя Клавьера, которая была опубликована в 1788 г. под названием "Проспект относительно введения по­жизненного страхования7 В ней предлагалось осуществлять пожиз­ненное страхование рабочих, которое повысит их "безопасность относи­тельно несчастливых обстоятельств, и при этом оно не может повредить ни промышленности, ни индивидуаль­ной активности"8.

Уже в середине XVIII в. в Англии и Франции возникают общества взаим­ного страхования для рабочих и об­щества взаимного вспомоществова­ния9, основной целью которых было обеспечение в обмен на определен­ный взнос незначительных по разме­ру страховых выплат в случае болез­ни, увечья или смерти застрахованно­го.

В XIX в. подобные страховые об­щества стали формироваться во мно­гих европейских странах. Наиболь­шее распространение добровольное взаимное страхование рабочих полу­чило в Англии, где организовывались "общества страхования индустриаль­ной жизни" и провидентные фонды, предназначенные для накопления средств на старость самими работни­ками при содействии работодателей. К середине XIX в. из общей системы взаимного страхования выделились два отдельных подвида: страхование жизни и страхование от несчастных случаев, которые преобразовались в акционерные формы, а их управление

Перешло страховым компаниям

Позитивную роль в развитии этого вида страхования сыграло государ­ство: осознавая его социальную значимость для наемных работников, оно стало предоставлять организаци­ям, осуществляющим подобную дея­тельность, экономические льготы, а зачастую и субсидии. Такой подход способствовал распространению в общественном сознании престижно­сти участия в добровольных видах страхования жизни. Но это было воз­можным для ограниченного числа на­емных работников, поэтому возникла необходимость изыскания финансо­вых ресурсов, позволяющих включать все большие когорты работающих в систему страхования жизни. Вместе с тем такая модель взаимного страхо­вания не позволяла решать задачи со­циальной защиты работников на при­емлемом уровне. Это обусловлива­лось тем, что низкий уровень зара­ботной платы и большие размеры семьей не позволяли малоквалифи­цированным работникам, которые составляли большинство рабочей си­лы, осуществлять какие-либо накоп­ления.

Кроме того, добровольные формы накопления и страхования как спосо­бы социальной защиты не могли быть эффективными по большинству ви­дов социальных рисков (инвалидно­сти, болезни, несчастных случаев, в связи с утратой кормильца), посколь­ку страховые случаи могли наступать в молодом возрасте, когда люди объ­ективно еще не накопили достаточ­ных средств. Более того, работники с низкими заработками или работники, занятость которых носила непостоян­ный характер, не всегда имели воз­можность вступать в общества взаимного страхования или продолжать ре­гулярно выплачивать требующиеся взносы после приема в члены таких обществ. Сложившаяся система соци­альной защиты работников требовала коренной модернизации.

Основоположником доктрины со­циального страхования является не­мецкий экономист А.Вагнер, разрабо­тавший основные теоретические по­ложения, послужившие основой для принятия законов, учреждающих инс­титуты обязательного социального страхования в Германии в период 1882-1890 гг. Важнейшим в формиро­вании социального страхования он считал решение задачи принуждения работодателей (с помощью закона) к финансовому участию в страховании их наемных работников от типичных видов социальных рисков - на случаи болезней, несчастных случаев на про­изводстве, старческой нетрудоспо­собности. Экономическую основу та­кого порядка он видел в приемлемом уровне заработной платы, которая выступала залогом более обеспечен­ного и здорового образа жизни11.

А.Вагнер обосновал необходи­мость имущественной ответственнос­ти предпринимателей за вред, причи­ненный жизни и здоровью рабочих, для чего он предложил в качестве юридического и финансового меха­низма такой ответственности ввести обязательное социальное страхова­ние от несчастных случаев на произ­водстве.

Данный подход позволил в даль­нейшем сформировать специализи­рованный правовой институт страховой защиты работников от рисков несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости, что стало подлинной революцией в области права, базировавшегося до этого на гражданско-правовой ответ­ственности и крайне сложных судеб­ных процедурах определения вины потерпевшего работника и его рабо­тодателя.

В качестве возможных мер, на­правленных на компенсацию эконо­мического превосходства капиталис­тов, Вагнер предлагал государствен­ное регулирование и выравнивание возможностей двух социальных парт­неров, а также набор демократичес­ких процедур и законов в целях соз­дания рабочих коалиций, междуна­родных ассоциаций рабочих, третейс­ких судов, предоставления легитим­ных возможностей для проведения стачек и забастовок. При этом он от­давал приоритет социальным рефор­мам, направленным на улучшение по­ложения трудящихся12.

На формирование института соци­ального страхования существенно повлияла доктрина солидарности (со-лидаризма). Важный вклад в ее раз­работку внесли французские ученые и политические деятели - Э.Дюркгейм, О.Конт, Л.Дюги, Л.Буржуа.

По мнению Э.Дюркгейма, соли­дарность опирается на укорененную в общественном сознании моральную установку на взаимопомощь людей. Считается, что в любом обществе его члены взаимосвязаны, а следова­тельно, должны отвечать друг за дру­га и помогать друг другу. Содержание

и формы солидарности (семейная, профессиональная, соседская, об­щинная, городская, национальная) определяют внутреннюю структуру общества.

Основоположники доктрины соли­дарности исходили из того, что эволю­ция человеческого общества непосре­дственно связана с усилением интег­рирующего начала, потребности во взаимопомощи инвалидов, что ведет к формированию солидарных групп взаимоподдержки, а социализация общества протекает в русле развития социальных качеств человека (состра­дание, сопереживание, сопричаст­ность) как антитезы асоциальным его характеристикам - обособлению, аг­рессивности, враждебности.

При этом солидарность в общест­ве в значительной степени определя­ется взаимосвязью различных этапов человеческого труда (О.Конт), а также разделением и кооперацией труда (Э.Дюркгейм), которые побуждают членов социальной группы в силу об­щественных потребностей и интере­сов брать на себя моральные обяза­тельства не только не вредить другим, но и оказывать им содействие.

В одной из основных своих работ "О разделении общественного труда" Э.Дюркгейм ставит целью доказать, что вопреки некоторым теориям раз­деление общественного труда обеспе­чивает социальную солидарность или, другими словами, выполняет интегри­рующую функцию посредством социализации и объединения инвалидов.

Одна из возможных организаци­онных форм, которая позволяет наи­более удачно смягчать антагонисти­ческие противоречия труда и капита­ла, по мнению Э.Дюркгейма, - про­фессиональные корпорации,которые являются прообразом новых органов общественной солидарности13.

Возникал естественный вопрос: каковы масштабы солидарного пере­распределения финансовых ресурсов и властных полномочий по управле­нию этим институтом. Другими слова­ми, требовалось концептуально обо­сновать границы солидарности. Ре­шить эту проблему в теоретическом плане удалось с помощью доктрины субсидиарное™.

Следует отметить, что социально-философская и правовая доктрина субсидиарное™ (от латинского слова "субсидиум" - субсидия, помощь, поддержка), или, как ее еще называ­ют, доктрина оптимальной поддерж­ки, тесно связана с доктринами есте­ственных прав человека и правового государства. Предмет ее рассмотре­ния - распределение компетенций и властных полномочий между органа­ми государственной власти и структу­рами гражданского общества. Истоки формирования данной доктрины связывают с именем немецкого богос­лова и общественного деятеля Кетте-лера14.

Организационные, правовые и экономические механизмы построе­ния субсидиарных отношений бази­руются на децентрализации властных полномочий и распределении компе­тенции, функций и ответственности между отдельными субъектами. Вме­шательство государства возможно только в той мере и в тех сферах, в которых профессиональные группы или другие общественные структуры не могут полноценно выполнять свои обязанности. Отсюда: основная целе­вая функция государственной власти состоит в координации деятельности общественной жизни, а его надзор­ная функция выступает в роли допол­няющей.

В области социальной защиты этот подход реализуется в механизмах оп­тимального перераспределения фи­нансовых ресурсов, а также самоуп­равления организацией социального страхования. Привлечение основных социальных субъектов (работников и работодателей) к управлению страхо­выми учреждениями способствует значительному ослаблению общест­венных конфликтов в этой весьма хрупкой сфере социальных отноше­ний.

В конце XIX - начале XX вв. идеи субсидиарное™ были развиты учены­ми-католиками в триаде "индивид-об­щество-государство", в которой выс­шей ценностью и самодостаточностью обладает индивид. Общество и госу­дарство, по их мнению, существует только благодаря человеку и для чело­века. Права и свободы личности при этом являются источником всех прав и обязанностей государства и гражданского общества субсидиарность означает, что каждый индивид, каждая общность людей должны иметь воз­можность осуществлять деятельность, которую они могут осуществлять15.

Важный вклад в определение роли государства при формировании на­циональных систем социальной за­щиты населения внесли работы анг­лийского ученого У.Бевериджа. В сво­ем докладе парламенту и правитель­ству страны (1942 г.) он обосновал но­вую роль государства как одного из главных субъектов, ответственных за социальную защиту трудящихся и все­го населения16. По его мнению, эти проблемы должны решаться государ­ством на основе реализации принци­па эффективного разделения власти -законодательной, исполнительной и судебной.

Беверидж разработал предложе­ния по реформе социального обеспе­чения на принципах всеобщности и единообразия, то есть одинакового для всех размера пенсий и пособий, а также условий их выплат. Он считал, что права на лечение, пенсию, семей­ные пособия должны быть равными для всего населения; в отношении других видов социальных выплат до­пускались различия между лицами наемного труда и работающими не по найму.

Наряду с этим Беверидж рекомен­довал широко развивать государ­ственное вспомоществование, ввести национальную службу здравоохране­ния, гарантирующую бесплатное ме­дицинское обслуживание. Все это вместе взятое составило бы, по его мнению, комплексную систему соци­альной защиты населения, с помощью которой Англия могла бы "ликвидировать" проблему нужды и бедности, а также способствовать поддержанию полной занятости".

Доклад основывался на анализе степени удовлетворения насущных материальных потребностей населе­ния, что позволило сделать ряд прин­ципиальных заключений и предложе­ний:

> ни один из довоенных видов соци­альных и страховых выплат (посо­бия по безработице, по болезни, пенсии) не соответствовал прожи­точному минимуму населения;

> размеры выплат по социальному обеспечению и страхованию реко­мендовалось увеличить до уровня прожиточного минимума, кото­рый выступал главным критерием эффективности системы социаль­ной защиты населения и призван был обеспечить нормальное су­ществование человека (базовые нужды);

►•унифицированный (единый) раз­мер страховых платежей подразу­мевал выплату единых по размеру пенсий и пособий;

у профессиональное (обязательное и дополнительное) социальное страхование должно было играть роль дополнительных доходов застрахованных работников, фи­нансируемых за счет страховых платежей работодателей и работ­ников;

>■ уровень пенсий и бесплатная госу­дарственная медицинская помощь населению были призваны обеспе­чить нормальное существование пожилых граждан и инвалидов;

» выплата пенсий предусматрива­лась только после прекращения работы, пенсионный возраст уста­навливался для мужчин - 65 лет, женщин - 60 лет; > размер пенсии увеличивался в за­висимости от продолжительности трудового стажа - чем дольше че­ловек остается на работе по дости­жении пенсионного возраста, тем выше будет его пенсия. Исходя из этих рекомендаций лей­бористское правительство Англии на протяжении 1944-1948 гг. приняло ряд законодательных актов, на основе которых возникла единая система со­циального страхования и обеспече­ния, охватывающая все население и все случаи потери заработка; было введено всеобщее бесплатное меди­цинское обслуживание.

Одним из положительных качеств социального страхования является то, что для работодателей и наемных работников данный институт соци­альной защиты выступает своего ро­да "школой общения и выработки согласия" в динамично изменяющих­ся социально-трудовых отношениях. Это связано с тем, что в арсенале средств и механизмов социального страхования имеются наиболее прос­тые и понятные формы социальной коммуникации на уровне личностных взаимоотношений (работник - рабо­тодатель - страховая организация), которые призваны защитить человека от рисков, обусловленных рыночной экономикой, и адаптировать его к ус­ловиям организации хозяйственной жизни.

Примечания:

Исспедование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ "Концептуальные ос­новы формирования рыночных институтов обязательного социального страхования в России - пенсионного, медицинского, социально­го, в связи с безработицей, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", проект /V? 10-02-00249а. 'Пенсионное обеспечение было впервые введено в Пруссии в 1825 г. для государственных чиновников. - Прим. автора. 2Сопгас) С. Тпе етегдепсе от тойегп геИгетепГ Сегтапу 1п ап ютегпатюпа! сотрапзоп (1850-1960). РорЫаНоп: Ап ЕпдИхН $е1ес1юп, 1991. Уо1.3, Р.171-200.

-Роик В.Д, Основы социального страхования. Учеб. Российская академия государственной службы при Президенте Российской Феде­рации. М„ 2007. С.54-75.

4К важнейшим мерам по стимулированию экономического роста Кейнс относил государственные программы, направленные на дости­жение полной занятости и поддержку населения.

'Типичные примеры такого типа вознаграждения в доиндустриальном обществе - это заработная плата поденных и сезонных работни­ков, получаемая за конкретно выполненную работу и отражающая нерегулярный характер трудового найма.

6Известный немецкий ученый Р.Дарендорф в этой связи отмечает, что именно фактор трудовой деятельности делает человека гражда­нином, поскольку условием избирательного права выступал статус человека как налогоплательщика, а социальные гражданские пра­ва были связаны с профессиональной деятельностью через использование механизма страхования социальных прав/ Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерки политики свободы - М., 2002.

7Розанваллон П. Новый социальный вопрос. - М.: Аа1 Магдюе!,1998. - С.19. 8Указ.соч. - С.20.

^Субъекты обществ взаимного страхования выступают одновременно страхователями, а также собственниками средств общего денеж­ного фонда, сформированного из их взносов.

'"Примечательно, что вначале клиентами таких компаний выступали преимущественно состоятельные группы населения. В дальней­шем страхование жизни стали применять для высококвалифицированных наемных работников.

"Такой подход он рассматривал как важный "этический момент" в отношениях работодателей и работников Идею о купле-продаже наемного труда А.Вагнер называл не только антиэкономической, но и бесчеловечной.!2Вагнер А. Социальный вопрос. СПб., 1906.

,3См.: Дюргейм Э О разделении общественного труда / Пер. с фр. А.Б.Гофмана. - М., 1996.

мБудучи епископом г. Майнца (Германия), он в 60-е годы XIX в. разработал теоретические основы устройства федеративного государ­ства и его взаимодействия с гражданским обществом, пожалуй, первым определив "субсидиарное право", которое позволяет народу "самому обеспечить и совершить то, что он может сделать сам в своем доме, в своей общине, в своем отечестве... Тогда бы чрезмер­ному управлению и изданию несметных законов пришел бы конец" Кардинал Йозеф Хеффнер. Христианское социальное учение - М„ 2001.

15Папа Пий XI Папская энциклика "Оиао'гадез^о аппо". - С.78-79. ^Доклад назывался "Полная занятость в свободном обществе".

 

 

Date: 2015-09-02; view: 260; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию